Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003479.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ

от 28.12.90 № 568/У

 


О внедрении предполетного информационно-консультативного обслуживания экипажей ГА

 



    Широкое применение автоматизированных предварительных навигационных расчетов по воздушным трассам, используемых в процессе предполетной подготовки, возросший профессиональный уровень летного состава, опыт международных полетов, а также положительные результаты эксперимента, проведенного в аэропорту Шереметьево согласно указанию МГА от 21.11.89 № 1.25-1006, создали условия для перехода в отдельных аэропортах на предполетное информационно-консультативное обслуживание экипажей.
    С целью внедрения в практику гражданской авиации новой формы предполетного обслуживания экипажей
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Утвердить и ввести в действие с 01.04.91 г. Положение о предполетном информационно-консультативном обслуживании экипажей ГА (приложение).
    2. Вводить предполетное информационно-консультативного обслуживание экипажей в аэропорту по решению руководства управлений (производственных объединений) ГА на основании заключения комиссии о соответствии требованиям, изложенным в Положении и приказу начальника управления, производственного объединения ГА. Информацию о переходе аэропорта на данную форму предполетного обслуживания экипажей представлять в ГлавУЛС МГА и ЦАИ ЦУЭРТОС ГА.
    3. В месячный срок организовать в авиапредприятиях изучение Положения с летным, диспетчерским составом и специалистами, участвующими в обеспечении полетов.
    4. Начальнику ЦАИ ЦУЭРТОС ГА публиковать информацию о введении в аэропортах информационно-консультативного обслуживания в Бюллетене изменений к Сборнику аэронавигационной информации в редакции: "а/д......, предполетное информационное обслуживание экипажей".
    5. При проведении предполетной подготовки в аэропортах с информационно-консультативным обслуживанием пункты 3.6.8. 8-й дефис, 5.5.2. НПП ГА - 85, пункты 3.2.17.4. (абзац 4), 3.2.18.2. (абзац 12-й), 3.2.18.3, 3.2.18.4, 3.4.8.1.(абзац 22-ой), 3.7.2, 3.7.3. НШС ГА - 86 и пункт 10.3.13. Руководства по ОЛР - 87 не применять.
    6. Контроль за выполнением указания возложить на начальника ГлавУЛС МГА.


Приложение 1
к Указанию МГА
от 28.12.90 г. № 568/у


ПОЛОЖЕНИЕ
о предполетном информационно-консультативном
обслуживании экипажей ГА


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящим положением вводится новая организация предполетной подготовки экипажей самолетов 1-3 классов - информационно-консультативное обслуживание по типу "брифинг", когда администрацией аэропорта экипажу предоставляется полная информация (аэронавигационная, метеорологическая, специальная) и расчеты, необходимые для выполнения рейса.
    Возможность перехода на новый вид предполетного обслуживания обусловлена результатами эксперимента по использованию информационного обслуживания в аэропорту Шереметьево, международной практикой организации предполетной подготовки и внедрением в ГА автоматизированных предварительных штурманских расчетов полета.
    С введением предполетного информационного обслуживания отменяются отдельные процедуры, установленные требованиями действующих нормативных документов МГА, такие как:
    - контроль готовности экипажей самолетов 1-3 классов к полету при предполетной подготовке дежурным штурманом (диспетчером АДП) аэропорта с информационным обслуживанием;
    - запись о получении экипажем метеоконсультации у синоптика;
    - подпись диспетчером АДП задания на полет.
    Экипажу предоставляется право самостоятельно осуществить подготовку к вылету.
    ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА КОМАНДИРА ВОЗДУШНОГО СУДНА.
    По требованию инспектирующих органов государства и эксплуатанта (УГА, ПО, авиакомпании) КВС в процессе предполетной подготовки должен предоставить им возможность убедиться в том, что экипаж в достаточной мере знает :
    а) намеченный маршрут полета и намеченные аэродромы для посадки.
    В том числе:
    1) местность и минимально безопасные высоты полета;
    2) метеоусловия предстоящего полета;
    3) правила навигации, УВД и радиосвязи;
    4) навигационные средства на маршруте и правила их использования;
    5) правила построения траекторий полета над местностью с ограничениями по авиационному шуму, расположение препятствий, топографию местности, светосигнальные средства, средства обеспечения захода на посадку, схемы прибытия, вылетов, полетов в зоне ожидания и захода на посадку по приборам и применяемые погодные минимумы.
    Предупреждение. Командно-летный состав авиапредприятий, организующий предварительную подготовку экипажа, должен уделять вышеперечисленным вопросам особое внимание!
    1.2. Положением уточняются функциональные обязанности должностных лиц аэропорта, АДП, АМСГ, БАИ, штурманской службы аэропорта, принимающих участие в проведении информационного обслуживания.
    1.3. Положение распространяется на аэропорты ГА класса А, Б, В, обеспечивающие как правило, регулярный прием и выпуск самолетов 1 - 3 классов, располагающие штурманской комнатой, оборудованной в соответствии с НШС ГА - 86 и настоящим положением, вычислительной техникой для выполнения предварительных расчетов полета или получающие эти расчеты от ГВЦ ГА (ИВЦ УГА) и наземным штурманским персоналом, имеющим опыт работы на ЭВМ и способным предоставить качественное информационно-консультативное обслуживание экипажей.
    Примечание. В случае посадки в аэропорту с информационно-консультативным обслуживанием вертолетов или самолетов 4-го класса, экипажи этих ВС на предполетной подготовке должны в обязательном порядке получить консультацию у дежурного штурмана (дежурного по брифингу) аэропорта. Прохождение консультации экипажем подтверждается подписью дежурного по брифингу в копии суточного плана-сводки полетов по аэропорту.
    1.4. Допуск аэропорта к предполетному информационно-консультативному обслуживанию производится на основании заключения комиссии УГА (ПО) о готовности служб аэропорта к переходу на данную форму обслуживания. Допуск оформляется приказом начальника управления (ПО) ГА на основании акта комиссии, при этом оценивается взаимодействие служб, оперативность сбора комплекта полетной документации, достоверность и полнота содержания комплекта документации.
    

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПОЛЕТНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

    
    2.1. Предполетное информационно-консультативное обслуживание организуется в аэропорту на базе штурманской комнаты.
    2.2. Информационно-консультативное обслуживание предоставляется всем экипажам самолетов 1-3 классов, осуществляющих предполетную подготовку в аэропорту. При этом, экипажи транзитных или чартерных рейсов могут обеспечиваться навигационными расчетами и листами предупреждений (НОТАМ) в аэропорту базирования на всю глубину рейса или им предоставляется комплект документации, с последующей оплатой за аэронавигационное обслуживание на основе заключенных договоров между авиапредприятиями.
    2.3. При организации информационно-консультативного обслуживания на базе штурманской комнаты в ней дополнительно, к перечню оборудования предусмотренного НШС ГА, размещаются:
    - ЭВМ, обеспечивающая возможность выполнения автоматизированных предварительных расчетов полета или получения таких расчетов в запросном режиме от ГВЦ ГА (ИВЦ УГА);
    - стол для раскладки комплектов полетной документации;
    - настенный стенд для развешивания информации о запретах и ограничениях полетов по трассам, коридорам воздушных зон и коридоров пролета госграницы;
    - подборкой копий повторяющихся планов полета (РПЛ) согласно плана движения по аэропорту и образцами заполнения флайт-планов полета;
    - копия суточного плана-сводки полетов по аэропорту;
    Дополнительно может быть размещено:
    - дисплей ЭВМ с отображением информации о плане движения аэропорта, бортовом номере ВС, предполагаемой коммерческой загрузке, заправке топливом и месте стоянки ВС;
    - дисплей ЭВМ, обеспечивающий возможность получения метеоинформации (прогнозов и фактической погодой аэродромов, а также аппаратуры MAGER для телевизионного отображения грозовой и облачной обстановки по маршрутам полетов).
    2.4. Ответственность за комплектацию полетных документов возлагается на дежурного по брифингу (дежурного штурмана, старшего диспетчера АДП).
    Дежурный по брифингу обязан:
    - формировать комплекты полетной документации для экипажей воздушных судов;
    - получать от ГВЦ ГА, КИВЦ или выполнять на ПЭВМ предварительные расчеты полета (АСШОП);
    - получать от БАИ бланки бюллетеней аэронавигационной информации;
    - сверять, а при необходимости получать от АДП копии новых РПЛ и вносить их в альбом РПЛ;
    - своевременно выставлять на стенд информацию о запретах и предупреждениях;
    - выдавать необходимый справочный материал экипажам ВС для проведения предполетной подготовки;
    - представлять руководителю полетов района (аэродрома) необходимые штурманские расчеты;
    - производить необходимые расчеты по определению заправки топливом, ограничений взлетной массы ВС, безопасных высот и контрольным высотам на эшелоне перехода по давлению аэродрома (на горных аэродромах);
    - по просьбе экипажей самолетов 1 - 3 классов и в обязательном порядке для экипажей вертолетов и самолетов 4-го класса, давать устную консультацию по вопросам, связанным с изменениями в аэронавигационной обстановке, подготовкой и выполнением полетов;
    - делать отметку о проведении консультации с экипажами в копии суточного плана-сводке полетов по аэропорту.
    Дежурный по брифингу несет ответственность за:
    - своевременное и полное формирование комплекта полетной документации для экипажей ВС, вылетающих из аэропорта согласно суточного плана движения;
    - достоверность данных предварительных расчетов, выполненных на ПЭВМ;
    - своевременность доведения информации о запретах и ограничениях полетов;
    - достоверность исходных данных, используемых при выполнении предварительных расчетов на ПЭВМ;
    - за сохранность документов, находящихся в штурманской комнате;
    - за точность показаний контрольных часов;
    - за обеспечение качественной консультацией экипажей ВС.
    2.5. В комплект документации, предоставляемой экипажу входит:
    а) Задание на полет для базового экипажа ВС (место представления определяет эксплуатант);
    б) Метеорологическая документация;
    в) Предварительный расчет полета (АСШОП, СИТА или др.);
    г) Бланки флайт-плана (при отсутствии повторяющегося плана полета РПЛ);
    д) Листы предупреждений (НОТАМ);
    е) Извещение о режиме полета по трассам, коридорам воздушных зон и коридорам пролета госграницы СССР (при наличии множительной аппаратуры).
    2.6. Сбор вышеперечисленной документации производится в штурманской комнате аэропорта. Ответственность за подготовку документов и доставку их в штурманскую комнату не позднее 2-х часов до вылета возлагается на:
    - летные отряды - за предоставление задания на полет накануне дня вылета;
    - дежурного синоптика - за метеорологические документы (до создания единого зала предполетной подготовки метеодокументация может выдаваться экипажу на АМСГ);
    - дежурного штурмана - за выдачу автоматизированного расчета полета (АСШОП, СИТА или др.) и листы предупреждения (НОТАМ);
    - диспетчера АДП и дежурного штурмана - за извещение о режиме полета по трассам, коридорам воздушных зон и коридорам пролета госграницы и наличие копий повторяющихся планов полета.
    Примечание: документы аэронавигационной информации, в предварительно укомплектованном портфеле, экипаж базового ВС получает в БАИ аэропорта.
    Код опознавания экипаж получает в установленном порядке.
    2.7. Подготовка и доставка документации в штурманскую комнату производится на основании доработанных, с учетом требований настоящего Положения, должностных инструкций и технологий работы специалистов соответствующих служб.
    Примечание: Дальнейшее развитие информационного обслуживания должно предусматривать создание единого зала предполетной подготовки, объединяющего АДП, штурманскую службу и АМСГ.
    

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА

    
    3.1. Командир воздушного судна организует предполетную подготовку экипажа в соответствии с требованиями НПП ГА-85, НШС ГА-86 (за исключением пунктов, отмеченных в указании МГА), РЛЭ воздушных судов и типовым технологическим графиком.
    3.2. Экипажи самолетов 1-3 классов в аэропортах с консультативным информационным обслуживанием освобождаются от контроля предполетной подготовки у дежурного штурмана.
    3.3. Экипаж при необходимости получает консультацию от дежурного по брифингу, дежурного синоптика АМСГ и от диспетчера АДП по любому вопросу, относящемуся к выполнению полета.
    3.4. В соответствии с технологическим графиком предполетной подготовки (пункт 4 Положения) командир воздушного судна :
    - сообщает диспетчеру АДП о прибытии экипажа для подготовки к вылету - не позднее 55 минут до вылета;
    - получает в штурманской комнате комплект, состоящий из документов, перечисленных в п. 2.4. настоящего Положения, а в АДП информацию о номере ВС, номере стоянки ВС, технической готовности основного и запасного аэродромов, наличии диспетчерского обеспечения полетов (для международных чартерных и дополнительных рейсов) и предполагаемой коммерческой загрузке;
    Примечание: При продолжительности полета менее 2-х часов экипаж самостоятельно изучает метеодокументацию на АМСГ. При необходимости получает консультацию у синоптика.
    - совместно с экипажем производит анализ полученной документации;
    - знакомится с предупреждениями о запретах и ограничениях полетов на воздушных трассах, коридорах воздушных зон и коридорах пролета госграницы, изучает копию повторяющегося плана полета (РПЛ) своего рейса, особое внимание уделяя запланированному эшелону полета, месту смены эшелона полета, запланированному времени прибытия на аэродром назначения и указанным в РПЛ запасным аэродромам. При отсутствии РПЛ (выполняется чартерный, дополнительный или рейс по измененному маршруту) экипаж заполняет два экземпляра флайт-плана, один из которых берет в полет;
    - при необходимости сообщает диспетчеру АДП уточненное количество топлива потребного для полета, основываясь на расчетах, метеорологическом анализе и состоянии аэронавигационной обстановки;
    - не позднее, чем за 30 минут до вылета, информирует диспетчера АДП о принятии решения на вылет и, при отсутствии РПЛ, вручает диспетчеру АДП флайт-план.
    Примечание:
    1. Во всех случаях отметка в задании на полет о диспетчерском разрешении не производится, при этом подразумевается, что экипажу назначен эшелон полета, указанный в РПЛ или ФПЛ.
    2. Журнал учета диспетчерских разрешений и решений командиров воздушных судов на вылет из аэропорта (форма 9) при информационно-консультативном обслуживании не ведется.
    Далее экипаж действует согласно технологического графика подготовки.
    

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАФИКИ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭКИПАЖЕЙ.

    
экипаж 5 человек

Состав экипажа

Мед. пункт

БАИ

АДП и комн. подгот.

Спец. комн.

АДП и перех. на ВС

На ВС

Пред-
стартов под-
готовка

КВС
В/П
Штурм
Б/И
Б/Р

3
5
1
4
2

-
-
4
-
4

18
18
10
2
15

3
-
3
-
3

4
3
3
3
3

25
27
27
43
26

2
2
2
2
2

экипаж 4 человека

КВС
В/П
Штурм
Б/И

3
5
1
2

-
-
4
-

18
18
16
2

3
3
3
-

4
3
3
3

25
27
27
43

2
2
2
2

экипаж 3 человека

КВС
В/П
Б/И

3
1
2

-
4
-

18
18
2

3
3
-

4
3
3

25
27
43

2
2
2


время

60

55

37

 

 

 

мин

30

5

0

 

 

 

 

 

 

 

Время до отправления


5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ПРЕДПОЛЕТНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ.