ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ |
|
О введении сокращенного минимума вертикального эшелонирования (RVSM) в Европейском регионе (EUR) |
|
В ноябре 2001 года предполагается введение RVSM в Европейском регионе (Меморандум IATA от 18.08.98 г.). Работы по подготовке к внедрению сокращенных норм вертикального эшелонирования на высотах выше 29000 Фут в Европейском регионе включают в себя подготовку самолетного парка, подготовку летного и технического состава, организацию ВП и работ служб УВД, подготовку контроля за техническими характеристиками ВС. К началу 2000 г. ВС в основном должны быть готовы и иметь удостоверения годности к полетам в условиях RVSM для прохождения контроля.
Отличительными особенностями внедрения сокращенных норм в этом регионе являются:
- наличие большого количества стран, над территорией которых планируется введение RVSM и государственных пограничных транзитных зон с различными системами эшелонирования после внедрения новых норм.
- сложность сети воздушных трасс и высокая интенсивность встреч ВС на смежных эшелонах
- необходимость координации полетов ВС, допущенных к полетам в RVSM и недопущенных (например, негосударственных или необорудованных в соответствии с минимальными требованиями к оборудованию (MASPS)).
Во временном руководящем материале № 6 (TGL6) по введению в Европейском регионе минимума вертикального эшелонирования 300 м (1000 фут.) приводится порядок утверждения Эксплуатантов/воздушных судов к полетам в условиях RVSM, который в основном аналогичен порядку допуска к полетам в регионе Северной Атлантики (Doc 002).
То есть к полетам будут допущены ВС, которые имеют:
- сертификат типа в части соответствия требованиям RVSM;
- удостоверение о допуске данного ВС к полетам в условиях RVSM;
- заключение о прохождении контроля точности выдерживания высоты полета.
Эксплуатанты должны получить эксплуатационный допуск (Свидетельство Эксплуатанта).
Работы по допуску Российских Эксплуатантов к полетам в условиях RVSM в Европейском регионе будут проводиться аналогично допуску ВС и Эксплуатантов к полетам в условиях минимума вертикального эшелонирования 1000 фут между эшелонами 290 и 410 включительно (RVSM) в регионе Северной Атлантики с учетом подготовленного уточнения к Руководству от 18.01.97. которое будет разослано Эксплуатантам дополнительно.
Анализ соответствия отечественных ВС нормативным требованиям для полетов в условиях RVSM показывает, что почти все типы ВС (кроме Ил-96) требуют оформления Дополнения к Сертификату (Одобрения) типа.
Кроме того, самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ан-32 требуют модернизации средств вертикального эшелонирования в части:
- повышения инструментальной точности основных измерителей барометрической высоты:
- автоматической коррекции систематической составляющей аэродинамической погрешности восприятия статического давления;
- обеспечения контроля и сигнализации отклонений от высоты заданного эшелона.
Рекомендуемый состав СВЭ приведен в Приложении.
Таким образом, весь парк ВС, находящихся в эксплуатации и планируемых к полетам в Европейском регионе, может быть поделен на две группы:
I - ВС, которые по составу СВЭ соответствуют нормативным требованиям и для оформления допуска к полетам в условиях RVSM требуют доказательства соответствия нормативным требованиям;
II - ВС, требующие модернизации СВЭ для обеспечения соответствия нормативным требованиям и доказательства этого соответствия.
К первой группе относятся ВС: Ту-204, Ил-86, Ан-74, Як-42, Ан-72Г, Tу-154М с НК "Жасмин".
Ко второй - Ил-62М, Ту-154Б, Ту-134, Ил-76, Ан-32, Ан-124-100.
Для подтверждения соответствия типа ВС нормативным требованиям и получения Сертификата типа необходимо провести комплекс работ, включающий в себя:
- оценку точностных и надежностных характеристик СВЭ;
- расчет вероятности вертикального перекрытия при полетах данного типа ВС в условиях RVSM;
- уточнение эксплуатационной и инструктивной документации.
Эксплуатант получает допуск к полетам в условиях RVSM после оценки соответствия его парка ВС нормативным требованиям, предъявляемым к экземпляру ВС, подготовки технической базы к обслуживанию СВЭ, прохождения летного и инженерно-технического составов специального обучения и прохождения экземпляром ВС контроля точности выдерживания высоты полета.
Федеральная авиационная служба России обратилась к генеральным конструкторам ВС с просьбой о подготовке и представлении во II квартале 1999 года доказательной документации по соответствию типов ВС нормативным требованиям для полетов в условиях RVSM и необходимых бюллетеней по доработке, находящихся в эксплуатации ВС.
Для своевременной подготовки ВС и Эксплуатантов к полетам в условиях RVSM в регионе Европы необходимо представить в МТУ ФАС России сведения о намерении выполнять полеты в регионе Западной Европы и определить типы ВС и их количество, а также планируемые сроки работ по оформлению допуска.
Дополнительную информацию Вы можете получить по телефону 450-64-95 (ГосНИИ "Аэронавигация", 54 отдел).
Приложения:
1. Рекомендации по составу средств вертикального эшелонирования самолетов, находящихся на эксплуатации в гражданской авиации для полетов в условиях RVSM.
2. Информация по ВБЭ - 2.
Заместитель директора |
В.В. Горлов |
Приложение 1.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ СРЕДСТВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
САМОЛЕТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ ДЛЯ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ RVSM
1. Состав средств вертикального эшелонирования, установленных на самолетах Ил-86, Ил-96. Ту-204, Ту-154М с НК "Жасмин", Як-42, Ан-124, Ан-74, Ан-72Г, соответствует "Нормативным требованиям для полетов в условиях RVSM.
2. Для обеспечения соответствия состава СВЭ самолетов Ил-76, Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ан-32 требованиям для полетов в условиях RVSМ необходимо выполнить доработки:
2.1. На самолетах типа Ил-62:
а) взамен указателя высоты УВО-15 КВС системы СВС-ПН-15 и высотомера ВЭМ-72 II пилота установить высотомеры ВБЭ-2 разработки АО "Аэроприбор Восход", обеспечивающие компенсацию аэродинамических погрешностей ПСД в зависимости от высоты и скорости полета и сигнализацию недопустимых отклонений от высоты заданного эшелона;
б) указатель УВО-15 штурмана системы СВС-ПН-15 заменить на указатель УВО-15 КВС для обеспечения ввода давления дня в ВСМВ системы СВС-ПН-15.
2.2. На самолетах типа Ил-76:
а) системы СВС1-72-1В заменить на системы СВС1-72-1В-76, обеспечивающие компенсацию аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты и скорости:
б) установить систему сигнализации недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона (ССВЭ-2-2);
в) установить на приборной доске КВС точный указатель высоты в футах ВЭМ-72Ф;
г) заменить футомер ВМФ-50 на приборной доске штурмана на ВБМ-2Ф.
Возможен вариант оборудования высотомерами ВБЭ-2 с реализованным законом компенсации аэродинамических погрешностей ПСД Ил-76.
2.3. На самолетах типа Ту-154:
а) указатель высоты системы СВС-ПН-15 и высотомер ВЭН-72 заменить на высотомеры ВБЭ-2, обеспечивающие компенсацию систематической составляющей аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты и скорости, а также обеспечивающие сигнализацию недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона;
б) указатель высоты в Футах УВИД-15Ф заменить на ВЭИ-72Ф.
2.4. На самолетах типа Ту-134:
- указатели высоты УВИД-30-15 (КВС) и ВЭМ-72 (2-й пилот) заменить на высотомеры ВБЭ-2, обеспечивающие компенсацию систематической составляющей аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты и скорости, а также обеспечивающие сигнализацию недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона.
2.5. На самолетах типа Ан-32:
а) указатели высоты ВМ-15 (КВС и 2-й пилот) и ВЭМ-72 (2-й пилот) заменить на высотомеры ВБ1-КА-32, обеспечивающие компенсацию систематической составляющей аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты;
б) установить систему сигнализации недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона (ССВЭ-2-2).
3. Рекомендуемый состав СВЭ приведен в таблице 1.
№№ п/п |
ТИП ВС |
Состав СВЭ | ||||
|
|
Измерители высоты |
Система сигнализ. отклонен. от Нэш | |||
|
|
КВС |
II пил. |
штурман |
| |
1. |
ИЛ-62 |
ВБЭ-2 |
ВБЭ-2 |
УВО-15к |
обеспеч. в ВБЭ-2 | |
2. |
ИЛ-76 |
1) |
СВС1-72-1В-76 |
СВС1-72-1В-76 |
УВ-П |
ССВЭ-2-2 |
|
|
2) |
ВБЭ-2 ВЭМ-72Ф |
ВБЭ-2 |
ВМ-15 |
ВБЭ-2 |
3. |
ИЛ-86 |
СВС1-72-1-86 |
СВС1-72-1-86 |
ВМ-15 |
пвм | |
4. |
ИЛ-96 |
СВС-85 |
СВС-85 |
СВС-85 |
СПКР-85 | |
5. |
Ту-154 |
ВБЭ-2 |
ВБЭ-2 |
ВМ-15 |
обеспеч. В ВБЭ-2 | |
6. |
Ту-154 |
СВСШ-1 |
СВСШ-1 |
ВБМ-2 (б/инж.) |
ССВЭ-2-1 | |
7. |
Ту-134 |
ВБЭ-2 |
ВБЭ-2 |
ВМ-15 |
обеспеч. | |
8. |
ТУ-204 |
СВС-85 (перекл. на СВС-85 №3) |
СВС-85 |
|
СПКР-85 | |
9. |
ЯК-42 |
СВС1-72-1 сер.2 ВБМ-2ФПБ |
СВС1-72-1А сер.2 ВБМ-2ФПБ |
|
ССВЭ-МПБ-М | |
10. |
АН-124 |
СВС1-72-1-400 СВС1-72-1Ф-400 (ср.доска) |
СВС1-72-1-400 |
ВМ-15-ПБ ВБМ-2Ф(шт.) ВМ-15-ПБ (б/инж.) |
ПВМ-1М (доработка сигнализации) | |
11. |
Ан-72Г |
СВС1-72-1А-74-1 |
СВС1-72-1А-74-1 |
|
ССВЭ-МПБ-М | |
12. |
Ан-74 |
СВС1-72-1А-74 |
СВС1-72-1А-74 |
ВМ-15ПБ |
ССВЭ-МПБ-М | |
13. |
Ан-32 |
ВБ1-КА-32 |
ВБ1-КА-32 |
ВМ-15 |
ССВЭ-2-2 |
4. Анализ точностных и надежностных характеристик средств вертикального эшелонирования (в частности, аэродинамических погрешностей приемников статического давления) может потребовать уточнение закона компенсации аэродинамических погрешностей в измерителях высоты.
5. Состав средств вертикального эшелонирования самолетов ГА для полетов в условиях RVSM может иметь отличия от рекомендованного (таблица 1) в части устанавливаемых типов изделий при условии выполнения нормативных требований.
Приложение 2
ВЫСОТОМЕР БАРОМЕТРИЧЕСКИЙ ТИПА ВБЭ - 2
Высотомер барометрический электронный типа ВБЭ-2 предназначен для измерения и индикации барометрической высоты, выдачи электрических сигналов в коде во взаимодействующие системы, а также визуальных и электрических сигналов об отклонении от заданной высоты эшелона.
Высотомер имеет возможность компенсации аэродинамических поправок в функции высоты и скорости.
Для выдачи электрических сигналов в самолетные системы в аналоговой форме высотомер работает с блоком связи БСКА.
Высотомер обеспечивает:
- измерение и индикацию относительной высоты Нотн в метрах и футах с учетом аэродинамических поправок в Функции высоты и скорости;
- установку и индикацию Рз в гПа;
- установку и индикацию заданной высоты эшелона Нэ, а также выдачу электрических сигналов;
- выдачу электрических сигналов о текущих значениях Набс, Нотн с учетом аэродинамических поправок:
- сигнализацию о выставке давления 1013,25 гПа в систему регистрации полета:
- сигнализацию о полете на высоте менее 1000м;
- сигнализацию при отклонении от заданной высоты эшелона более 150м;
- выдачу сигнала об исправности высотомера при наличии питания;
- проведение тест - контроля.
Принцип действия высотомера основан на использовании зависимости изменения давления от изменения высоты.
Для ввода аэродинамических поправок в зависимости от скорости производится измерение полного давления.
Конструктивно высотомер ВБЭ-2 состоит из узлов датчика, вы числителя и индикации.
Индикация параметров производится на жидкокристаллическом индикаторе черным цветом на светлом фоне (рис .1).
Высотомер имеет три кремальеры, которые при отпускании устанавливаются в нейтральное положение:
- кремальера для установки атмосферного давления у земли и (нажатием кремальеры) Рэ = 1013,25 гПа;
- кремальера установки заданного значения Нэ и подавления световой сигнализации об DHэ > 150 м.
- кремальера для изменения визуальной информации с метров на футы и наоборот.
Тест-контроль проводится как по внешнему электрическому сигнал, так и по сигналу от высотомера.
Время готовности высотомера не более 1 мин.
Электропитание осуществляется от бортовых источников постоянного тока напряжением 27 В.
Потребляемая мощность по постоянному току напряжением 27 В не более 15 ВТ.
Диапазон рабочих температур от -200 С до + 550 С.
Блок связи БСКА
Блок БСКА выдает электрические сигналы о текущих значениях Н отн и Н абс в виде относительных сопротивлений и предназначен для связи высотомера типа ВБЭ-2, имеющего кодовый сигнал по Н абс, Н отн, Нэ с аналоговыми системами самолета.
Блок выдает электрический сигнал при расхождении показаний 2-х высотомеров типа ВБЭ-2 в пределах 68-70 м.
Блок БСКА-1 дополнительно выдает по одному каналу кодовую информацию о текущих значениях Н рв и Н абс.
Электропитание блока осуществляется постоянный током напряжением 27 В.
Диапазон рабочих температур от -300 С до +550 С. Время готовности не более 1мин.
Время непрерывной работы 12 часов.