Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003515.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

от 09.03.99г. № 6.6-82

 

О введении сокращенного минимума вертикального эшелонирования (RVSM) в Европейском регионе (EUR)

 



    В ноябре 2001 года предполагается введение RVSM в Европейском регионе (Меморандум IATA от 18.08.98 г.). Работы по подготовке к внедрению сокращенных норм вертикального эшелонирования на высотах выше 29000 Фут в Европейском регионе включают в себя подготовку самолетного парка, подготовку летного и технического состава, организацию ВП и работ служб УВД, подготовку контроля за техническими характеристиками ВС. К началу 2000 г. ВС в основном должны быть готовы и иметь удостоверения годности к полетам в условиях RVSM для прохождения контроля.
    Отличительными особенностями внедрения сокращенных норм в этом регионе являются:
    - наличие большого количества стран, над территорией которых планируется введение RVSM и государственных пограничных транзитных зон с различными системами эшелонирования после внедрения новых норм.
    - сложность сети воздушных трасс и высокая интенсивность встреч ВС на смежных эшелонах
    - необходимость координации полетов ВС, допущенных к полетам в RVSM и недопущенных (например, негосударственных или необорудованных в соответствии с минимальными требованиями к оборудованию (MASPS)).
    Во временном руководящем материале № 6 (TGL6) по введению в Европейском регионе минимума вертикального эшелонирования 300 м (1000 фут.) приводится порядок утверждения Эксплуатантов/воздушных судов к полетам в условиях RVSM, который в основном аналогичен порядку допуска к полетам в регионе Северной Атлантики (Doc 002).
    То есть к полетам будут допущены ВС, которые имеют:
    - сертификат типа в части соответствия требованиям RVSM;
    - удостоверение о допуске данного ВС к полетам в условиях RVSM;
    - заключение о прохождении контроля точности выдерживания высоты полета.
    Эксплуатанты должны получить эксплуатационный допуск (Свидетельство Эксплуатанта).
    Работы по допуску Российских Эксплуатантов к полетам в условиях RVSM в Европейском регионе будут проводиться аналогично допуску ВС и Эксплуатантов к полетам в условиях минимума вертикального эшелонирования 1000 фут между эшелонами 290 и 410 включительно (RVSM) в регионе Северной Атлантики с учетом подготовленного уточнения к Руководству от 18.01.97. которое будет разослано Эксплуатантам дополнительно.
    Анализ соответствия отечественных ВС нормативным требованиям для полетов в условиях RVSM показывает, что почти все типы ВС (кроме Ил-96) требуют оформления Дополнения к Сертификату (Одобрения) типа.
    Кроме того, самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ан-32 требуют модернизации средств вертикального эшелонирования в части:
    - повышения инструментальной точности основных измерителей барометрической высоты:
    - автоматической коррекции систематической составляющей аэродинамической погрешности восприятия статического давления;
    - обеспечения контроля и сигнализации отклонений от высоты заданного эшелона.
    Рекомендуемый состав СВЭ приведен в Приложении.
    Таким образом, весь парк ВС, находящихся в эксплуатации и планируемых к полетам в Европейском регионе, может быть поделен на две группы:
    I - ВС, которые по составу СВЭ соответствуют нормативным требованиям и для оформления допуска к полетам в условиях RVSM требуют доказательства соответствия нормативным требованиям;
    II - ВС, требующие модернизации СВЭ для обеспечения соответствия нормативным требованиям и доказательства этого соответствия.
    К первой группе относятся ВС: Ту-204, Ил-86, Ан-74, Як-42, Ан-72Г, Tу-154М с НК "Жасмин".
    Ко второй - Ил-62М, Ту-154Б, Ту-134, Ил-76, Ан-32, Ан-124-100.
    Для подтверждения соответствия типа ВС нормативным требованиям и получения Сертификата типа необходимо провести комплекс работ, включающий в себя:
    - оценку точностных и надежностных характеристик СВЭ;
    - расчет вероятности вертикального перекрытия при полетах данного типа ВС в условиях RVSM;
    - уточнение эксплуатационной и инструктивной документации.
    Эксплуатант получает допуск к полетам в условиях RVSM после оценки соответствия его парка ВС нормативным требованиям, предъявляемым к экземпляру ВС, подготовки технической базы к обслуживанию СВЭ, прохождения летного и инженерно-технического составов специального обучения и прохождения экземпляром ВС контроля точности выдерживания высоты полета.
    Федеральная авиационная служба России обратилась к генеральным конструкторам ВС с просьбой о подготовке и представлении во II квартале 1999 года доказательной документации по соответствию типов ВС нормативным требованиям для полетов в условиях RVSM и необходимых бюллетеней по доработке, находящихся в эксплуатации ВС.
    Для своевременной подготовки ВС и Эксплуатантов к полетам в условиях RVSM в регионе Европы необходимо представить в МТУ ФАС России сведения о намерении выполнять полеты в регионе Западной Европы и определить типы ВС и их количество, а также планируемые сроки работ по оформлению допуска.
    Дополнительную информацию Вы можете получить по телефону 450-64-95 (ГосНИИ "Аэронавигация", 54 отдел).
    

    Приложения:
    1. Рекомендации по составу средств вертикального эшелонирования самолетов, находящихся на эксплуатации в гражданской авиации для полетов в условиях RVSM.
    2. Информация по ВБЭ - 2.
    
    

Заместитель директора

В.В. Горлов

    
    
    
    
    

Приложение 1.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ СРЕДСТВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
САМОЛЕТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ ДЛЯ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ RVSM


    1. Состав средств вертикального эшелонирования, установленных на самолетах Ил-86, Ил-96. Ту-204, Ту-154М с НК "Жасмин", Як-42, Ан-124, Ан-74, Ан-72Г, соответствует "Нормативным требованиям для полетов в условиях RVSM.
    2. Для обеспечения соответствия состава СВЭ самолетов Ил-76, Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ан-32 требованиям для полетов в условиях RVSМ необходимо выполнить доработки:
    2.1. На самолетах типа Ил-62:
    а) взамен указателя высоты УВО-15 КВС системы СВС-ПН-15 и высотомера ВЭМ-72 II пилота установить высотомеры ВБЭ-2 разработки АО "Аэроприбор Восход", обеспечивающие компенсацию аэродинамических погрешностей ПСД в зависимости от высоты и скорости полета и сигнализацию недопустимых отклонений от высоты заданного эшелона;
    б) указатель УВО-15 штурмана системы СВС-ПН-15 заменить на указатель УВО-15 КВС для обеспечения ввода давления дня в ВСМВ системы СВС-ПН-15.
    2.2. На самолетах типа Ил-76:
    а) системы СВС1-72-1В заменить на системы СВС1-72-1В-76, обеспечивающие компенсацию аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты и скорости:
    б) установить систему сигнализации недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона (ССВЭ-2-2);
    в) установить на приборной доске КВС точный указатель высоты в футах ВЭМ-72Ф;
    г) заменить футомер ВМФ-50 на приборной доске штурмана на ВБМ-2Ф.
    Возможен вариант оборудования высотомерами ВБЭ-2 с реализованным законом компенсации аэродинамических погрешностей ПСД Ил-76.
    2.3. На самолетах типа Ту-154:
    а) указатель высоты системы СВС-ПН-15 и высотомер ВЭН-72 заменить на высотомеры ВБЭ-2, обеспечивающие компенсацию систематической составляющей аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты и скорости, а также обеспечивающие сигнализацию недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона;
    б) указатель высоты в Футах УВИД-15Ф заменить на ВЭИ-72Ф.
    2.4. На самолетах типа Ту-134:
    - указатели высоты УВИД-30-15 (КВС) и ВЭМ-72 (2-й пилот) заменить на высотомеры ВБЭ-2, обеспечивающие компенсацию систематической составляющей аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты и скорости, а также обеспечивающие сигнализацию недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона.
    2.5. На самолетах типа Ан-32:
    а) указатели высоты ВМ-15 (КВС и 2-й пилот) и ВЭМ-72 (2-й пилот) заменить на высотомеры ВБ1-КА-32, обеспечивающие компенсацию систематической составляющей аэродинамических погрешностей приемников статического давления в зависимости от высоты;
    б) установить систему сигнализации недопустимого отклонения от высоты заданного эшелона (ССВЭ-2-2).
    3. Рекомендуемый состав СВЭ приведен в таблице 1.
    

№№ п/п

ТИП ВС

Состав СВЭ



Измерители высоты

Система сигнализ. отклонен. от Нэш

 

 

КВС

II пил.

штурман

 

1.

ИЛ-62

ВБЭ-2
ВБМ-2Ф

ВБЭ-2
ВМ-15

УВО-15к

обеспеч. в ВБЭ-2

2.

ИЛ-76

1)

СВС1-72-1В-76
ВМ-15
ВЭМ-72Ф

СВС1-72-1В-76

УВ-П
ВБМ-2Ф

ССВЭ-2-2

 

 

2)

ВБЭ-2
ВМ-15

ВЭМ-72Ф

ВБЭ-2

ВМ-15
ВБН-2Ф

ВБЭ-2

3.

ИЛ-86

СВС1-72-1-86
ВМ-15
СВС1-72-1Ф-86

СВС1-72-1-86

ВМ-15

пвм
БРК

4.

ИЛ-96

СВС-85
СВС1-72-1
ВБМ-2 (ср.доска)

СВС-85

СВС-85

СПКР-85
ПУ ВСУП

5.

Ту-154

ВБЭ-2
ВМ-15
ВЭМ-72ф

ВБЭ-2

ВМ-15

обеспеч. В ВБЭ-2

6.

Ту-154
с НК "Жасмин"

СВСШ-1
ВБМ-2
ВБМ-2ф

СВСШ-1
ВБМ-2

ВБМ-2 (б/инж.)

ССВЭ-2-1

7.

Ту-134

ВБЭ-2
ВМ-15

ВБЭ-2

ВМ-15

обеспеч.
В ВБЭ-2

8.

ТУ-204

СВС-85 (перекл. на СВС-85 №3)
ВБМ-2 (ср.доска)

СВС-85

 

СПКР-85
ПУ ВСУП

9.

ЯК-42

СВС1-72-1 сер.2 ВБМ-2ФПБ
ВБ-10Г

СВС1-72-1А сер.2 ВБМ-2ФПБ

 

ССВЭ-МПБ-М

10.

АН-124

СВС1-72-1-400 СВС1-72-1Ф-400 (ср.доска)
ВМ-15ПБ

СВС1-72-1-400

ВМ-15-ПБ ВБМ-2Ф(шт.) ВМ-15-ПБ (б/инж.)

ПВМ-1М (доработка сигнализации)

11.

Ан-72Г

СВС1-72-1А-74-1
ВМ-15ПБ
СВС1-72-1Ф-74Б
(ср.доска)

СВС1-72-1А-74-1

 

ССВЭ-МПБ-М

12.

Ан-74

СВС1-72-1А-74
ВМ-15ПБ
СВС1-72-1Ф-74Б
(ср.доска)

СВС1-72-1А-74

ВМ-15ПБ
или
ВЭМ-72

ССВЭ-МПБ-М

13.

Ан-32

ВБ1-КА-32
ВМ-15 (ср.доска)

ВБ1-КА-32

ВМ-15
ВБМ-2Ф

ССВЭ-2-2


    
    4. Анализ точностных и надежностных характеристик средств вертикального эшелонирования (в частности, аэродинамических погрешностей приемников статического давления) может потребовать уточнение закона компенсации аэродинамических погрешностей в измерителях высоты.
    5. Состав средств вертикального эшелонирования самолетов ГА для полетов в условиях RVSM может иметь отличия от рекомендованного (таблица 1) в части устанавливаемых типов изделий при условии выполнения нормативных требований.
    


Приложение 2


ВЫСОТОМЕР БАРОМЕТРИЧЕСКИЙ ТИПА ВБЭ - 2


    Высотомер барометрический электронный типа ВБЭ-2 предназначен для измерения и индикации барометрической высоты, выдачи электрических сигналов в коде во взаимодействующие системы, а также визуальных и электрических сигналов об отклонении от заданной высоты эшелона.
    Высотомер имеет возможность компенсации аэродинамических поправок в функции высоты и скорости.
    Для выдачи электрических сигналов в самолетные системы в аналоговой форме высотомер работает с блоком связи БСКА.     
    Высотомер обеспечивает:
    - измерение и индикацию относительной высоты Нотн в метрах и футах с учетом аэродинамических поправок в Функции высоты и скорости;
    - установку и индикацию Рз в гПа;
    - установку и индикацию заданной высоты эшелона Нэ, а также выдачу электрических сигналов;
    - выдачу электрических сигналов о текущих значениях Набс, Нотн с учетом аэродинамических поправок:
    - сигнализацию о выставке давления 1013,25 гПа в систему регистрации полета:
    - сигнализацию о полете на высоте менее 1000м;
    - сигнализацию при отклонении от заданной высоты эшелона более 150м;
    - выдачу сигнала об исправности высотомера при наличии питания;
    - проведение тест - контроля.
    Принцип действия высотомера основан на использовании зависимости изменения давления от изменения высоты.
    Для ввода аэродинамических поправок в зависимости от скорости производится измерение полного давления.
    Конструктивно высотомер ВБЭ-2 состоит из узлов датчика, вы числителя и индикации.
    Индикация параметров производится на жидкокристаллическом индикаторе черным цветом на светлом фоне (рис .1).
    Высотомер имеет три кремальеры, которые при отпускании устанавливаются в нейтральное положение:
    - кремальера для установки атмосферного давления у земли и (нажатием кремальеры) Рэ = 1013,25 гПа;
    - кремальера установки заданного значения Нэ и подавления световой сигнализации об DHэ > 150 м.
    - кремальера для изменения визуальной информации с метров на футы и наоборот.
    Тест-контроль проводится как по внешнему электрическому сигнал, так и по сигналу от высотомера.
    Время готовности высотомера не более 1 мин.
    Электропитание осуществляется от бортовых источников постоянного тока напряжением 27 В.
    Потребляемая мощность по постоянному току напряжением 27 В не более 15 ВТ.
    Диапазон рабочих температур от -200 С до + 550 С.
    
    

Блок связи БСКА

    Блок БСКА выдает электрические сигналы о текущих значениях Н отн и Н абс в виде относительных сопротивлений и предназначен для связи высотомера типа ВБЭ-2, имеющего кодовый сигнал по Н абс, Н отн, Нэ с аналоговыми системами самолета.
    Блок выдает электрический сигнал при расхождении показаний 2-х высотомеров типа ВБЭ-2 в пределах 68-70 м.
    Блок БСКА-1 дополнительно выдает по одному каналу кодовую информацию о текущих значениях Н рв и Н абс.
    Электропитание блока осуществляется постоянный током напряжением 27 В.
    Диапазон рабочих температур от -300 С до +550 С. Время готовности не более 1мин.
    Время непрерывной работы 12 часов.