Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003856.htm

МИНИСТЕРСТВО

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

07 августа 1990 г. № 366/у
Москва

О типовых организационных структурах
и нормативах численности работников
летных отрядов

Начальникам управлений,
производственных объединений,
предприятий и учреждений
гражданской авиации

    
    
    В соответствии с действующим Законодательством СССР авиапредприятиям гражданской авиации предоставлено право самостоятельно определять структуру управления.
    Учитывая специфичность и важность функций летных подразделений в обеспечении безопасности полетов при организации и выполнении летной работы, Новосибирским центром "Авиаоргпроект" разработаны "Типовые организационные структуры и нормативы численности работников летных отрядов предприятий гражданской авиации". Указанные структуры явились следствием изучения анализа качества использования организационных структур и нормативов численности работников летных отрядов, определенных приказом МГА от 15.01.87 г. № 15.
    Анализ выполнен по результатам обследования 161 летного отряда, а также на основе изучения замечаний и предложений командно-летного и летного состава гражданской авиации.
    В целях оказания помощи предприятиям при разработке и выборе структур управления летными отрядами     
    ПРЕДЛАГАЮ:     
    1. Использовать "Типовые организационные структуры и нормативы численности работников летных отрядов предприятий гражданской авиации", разработанные Новосибирским центром "Авиаоргпроект" как рекомендательные.
    2. Приказ МГА от 15.01.87 г. № 15 считать утратившим силу.
    
    

Министр

Б.Е. Панюков

    
             
    

Приложение к указанию МГА
от 07 августа 1990 г. № 366/у




ТИПОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЛЕТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ



Схема 1

Типовая организационная структура авиационного (летного) отряда



Схема 1.1.1.

Типовая организационная структура летно-методической группы
авиационного (летного) отряда

Вариант 1
(рекомендуется при применении эскадрильной структуры авиационного отряда)




Схема 1.1.2.

Типовая организационная летно-методической группы
авиационного (летного) отряда

Вариант 2
(рекомендуется при применении звеньевой структуры авиационного отряда)



Схема 1.2.

Типовая организационная структура летно-производственной группы
авиационного (летного) отряда



Схема 1.2.1.

Типовая организационная структура авиационной эскадрильи




Схема 1.2.2.

Типовая организационная структура
авиационной эскадрильи




Схема 1.3.

Типовая организационная структура планово-учетной группы
авиационного (летного) отряда




Схема 1.4.

Типовая организационная структура отдельной авиационной эскадрильи




Схема 1.5.

Типовая организационная структура
отдельной авиационной эскадрильи





Таблица 1


Типовые нормативы численности работников
авиационных отрядов при применении
эскадрильной структуры


Наименование должности

Числен-
ность чел.

Условия введения должности

 

Авиационный отряд

 

 

1.

Командир авиационного отряда

1

 

2.

Заместитель командира авиационного отряда по организации летной работы

1

 

3.

Начальник штаба авиационного отряда

1

 

4.

Старший пилот-инструктор

1

вводится при количестве пилотов-инструкторов авиационного отряда 2 и более в пределах их общей нормативной численности

5.

Старший штурман авиационного отряда

1

 

6.

Старший бортовой инженер (бортовой механик) авиационного отряда

1

вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортовых механиков)

7.

Старший бортовой радист авиационного отряда

1

вводится при выполнении полетов по международным воздушным линиям, а также при наличии в составе экипажей бортовых радистов

8.

Инженер авиационного отряда по эксплуатации АТ

1

 

9.

Инженер авиационного отряда по АиРЭО

1

вводится в авиационных отрядах, эксплуатирующих воздушные суда I, II классов

10.

Командир (пилот) воздушного судна - инструктор авиационного отряда

1

на каждые 40 экипажей при введении в штаты авиаэскадрилий пилотов-инструкторов, являющихся одновременно командирами ВС в закрепленных экипажах

11.

Инженер по летно-методической работе

1

 

12.

Инженер (по анализу полетной информации)

1

вводится в авиационных отрядах при количестве экипажей более 50, эксплуатирующих воздушные суда I, II классов

1.

Бортовой радист-инструктор

1

на 30-40 бортовых радистов

2.

Бортовой оператор-инструктор

1

на 30-40 бортовых операторов грузовых самолетов

3.

Диспетчер

1

 

4.

Техник (по обработке летно-технической документации)

 

согласно табл. 6

5.

Секретарь-машинистка

1

 

 

Авиационная эскадрилья

 

 

 

Командир авиационной эскадрильи

1

 

 

Заместитель командира авиационной эскадрильи:

 

 

 

- без авиазвеньев в транспортной авиации

1

 

 

- с авиазвеньями

1

 

 

Помощник командира авиационной эскадрильи

1

 

 

Командир авиационного звена

1

на авиазвено авиационных работ (количество авиазвеньев определяется по табл. 5)

 

Командир (пилот) воздушного судна - инструктор авиационной эскадрильи:

 

 

 

- с закрепленным экипажем

1

на 4-6 экипажей авиаэскадрильи без авиазвеньев

 

- без закрепления за ним экипажа

1

на 8-10 экипажей авиаэскадрильи без авиазвеньев

 

Штурман (штурман-инструктор) авиационной эскадрильи

1

на авиаэскадрилью

 

Бортовой инженер-инструктор (бортовой механик-инструктор)

1

вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортовых механиков)

    

Примечания:

1. В аиваэскадрилье транспортных работ вместо должности командира (пилота) ВС-инструктора может вводится должность командира авиазвена (в соответствии с табл. 5).

 

2. В авиаэскадрилье вместо должности помощника командира авиаэскадрильи может вводиться должность инспектора по штабной работе.

 

3. Командир (пилот) ВС-инструктор с закрепленным экипажем является одновременно командиром воздушного судна в этом экипаже.

    

Таблица 2


Типовые нормативы численности работников
авиационных отрядов при применении
звеньевой оргструктуры


Наименование должности

Числен-
ность чел.

Условия введения должности

1.

Командир авиационного отряда

1

 

2.

Заместитель командира авиационного отряда по организации летной работы

1

 

3.

Начальник штаба авиационного отряда

1

 

4.

Старший штурман авиационного отряда

1

 

5.

Старший бортовой инженер (бортовой механик) авиационного отряда

1

вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортовых механиков)

6.

Старший бортовой радист авиационного отряда

1

вводится при выполнении полетов по международным воздушным линиям, а также при наличии в составе экипажей бортовых радистов

7.

Инженер авиационного отряда по эксплуатации АТ

1

 

8.

Инженер авиационного отряда по АиРЭО

1

Вводится в авиационных отрядах, эксплуатирующих воздушные суда I, II классов

9.

Инженер по летно-методической работе

1

 

10.

Инженер (по анализу полетной информации)

1

вводится в авиационных отрядах при количестве экипажей более 50, эксплуатирующие воздушные суда I, II классов

11.

Командир авиационного звена

1

на авиазвено (кол-во авиазвеньев определяется по табл. 5)

12.

Командир (пилот) воздушного судна - инструктор

1

на каждый тип ВС

13.

Штурман авиационного отряда (штурман-инструктор)

1

на 15-20 экипажей ВС

14.

Бортовой инженер (бортовой механик) - инструктор

1

на 15-20 бортовых инженеров (бортовых механиков)

15.

Бортовой радист-инструктор

1

на 30-40 бортовых радистов

16.

Бортовой оператор-инструктор

1

на 30-40 бортовых операторов

17.

Инспектор по штабной работе

1

на 3-4 авиазвена

18.

Диспетчер

1

 

19.

Техник (по обработке летно-технической документации)

1

согласно табл. 6

20.

Секретарь-машинистка

1

 

    

Таблица 3


Типовые нормативы численности работников
Отдельной авиационной эскадрильи


Наименование должности

Числен-
ность чел.

Условия введения должности

1.

Командир авиационной эскадрильи

1

 

2.

Заместитель командира авиационной эскадрильи

1

 

3.

Помощник командира авиационной эскадрильи

1

 

4.

Командир (пилот) воздушного судна - инструктор:

 

 

 

- с закрепленным экипажем

1

на 4-6 экипажей (вводится при структуре без авиазвеньев)

 

- без закрепления за ним экипажа

1

на 8-10 экипажей (вводится при структуре без авиазвеньев)

5.

Командир авиационного звена

1

на авиазвено (количество звеньев определяется по табл. 5)

6.

Штурман авиационной эскадрильи

1

 

7.

Бортовой инженер (бортовой механик) - инструктор

1

вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортмехаников)

8.

Бортовой радист-инструктор

1

вводится при наличии бортрадистов в составе экипажей

9.

Бортовой оператор-инструктор

1

вводится при наличии в составе экипажей бортовых операторов, грузовых самолетов

10.

Инженер по летно-методической работе

1

 

11.

Техник (по обработке летно-технической документации)

1

согласно табл. 6

12.

Секретарь-машинистка

1

 

    
    
    

Таблица 4


Нормативное количество экипажей
в авиационной эскадрилье

Тип авиационной эскадрильи

Количество членов экипажей ВС, чел.

 

до 2

3

4

5 и более

 

Количество экипажей в авиационной эскадрилье

Авиационная эскадрилья с авиазвеньями

22

20

18

16

Авиационная эскадрилья без авиазвеньев

20

18

16

14

    
    
    

Таблица 5


Нормативное количество экипажей
в авиационном звене

Тип авиационного звена

Количество членов экипажей ВС, чел.

 

до 2

3

4

5 и более

 

Количество экипажей в авиационной эскадрилье

Авиазвено транспортных работ

11

10

9

8

Авиазвено

кроме АХР

7

6

5

3-4

авиационных работ

АХР

6

-

-

-

    
    
    

Таблица 6


Нормативы численности техников
(по обработке летно-технической документации)

Количество экипажей

Количество членов экипажей ВС, чел.

 

до 2

3

4

5 и более

 

Списочная численность техников, чел.

до 5

0,2

0,2

0,3

0,3

6-10

0,3

0,4

0,5

0,5

11-20

0,7

0,8

0,9

1,1

21-30

1,2

1,4

1,6

1,8

31-40

1,7

1,9

2,2

2,5

41-50

2,2

2,5

2,8

3,2

51-60

2,7

3,1

3,4

3,9

61-70

3,2

3,6

4,1

4,6

71-80

3,7

4,2

4,7

5,4

87-90

4,3

4,7

5,3

6,1

91-100

5,0

5,6

6,3

7,1

более 100

5,8

6,5

7,3

8,1

    
    

ПОРЯДОК
применения типовых организационных структур
и нормативов численности работников летных подразделений
эксплуатационных предприятий гражданской авиации

    1. Формирование летных подразделений эксплуатационных предприятий гражданской авиации (авиационные отряды, отдельные авиационные эскадрильи) производится на основании рекомендуемых нормативных условий и показателей, типовых организационных структур и нормативов численности.
    2. Типовые варианты организационных структур предусматривают формирование в каждом авиационном отряде (отдельной авиационной эскадрилье) следующих групп: летно-производственной, летно-методической и планово-учетной (схема 1).
    3. Выбор вида организационной структуры авиационного отряда зависит от факторов и конкретных производственных условий летного подразделения:
    - характер выполняемых работ (транспортные, авиационные);
    - типы эксплуатируемых ВС;
    - опыт работы на эксплуатируемых типах ВС;
    - организация производства (кооперированный метод эксплуатации ВС, места выполнения работ и др.);
    - квалификация, опыт работы КЛС и экипажей, личные качества летного состава и другие факторы;
    - количество экипажей ВС в авиационном отряде, авиаэскадрилье, авиазвене.
    4. Для учета многообразия конкретных условий работы летных подразделений применен принцип многовариантности и блочный подход. Конкретные условия того или иного летного подразделения учитываются путем "сборки" наиболее приемлемых к рассматриваемым условиям вариантов блоков.
    Например, летно-производственный блок представлен в трех вариантах: летно-методический и планово-учетный - в двух; структура авиаэскадрилий - в четырех.
    5. Летно-производственная группа может состоять из:
    - авиаэскадрилий (эскадрильная структура);
    - авиаэскадрилий и отдельных авиационных звеньев (смешанная структура);
    - отдельных авиационных звеньев (звеньевая структура), (см.схему 1.2)
    5.1. Наиболее распространенной является эскадрильная структура авиационного отряда. При этом авиаэскадрильи могут формироваться в четырех вариантах (см. схемы 1.2.1, 1.2.2):
    5.1.1. Организационную структуру авиаэскадрильи по первому варианту (беззвеньевую) рекомендуется применять в подразделениях транспортной авиации, укомплектованных опытным летным составом и эксплуатирующих один тип ВС.
    Эту же организационную структуру можно применять в авиационных отрядах, выполняющих авиационные работы, когда они выполняются с аэродрома базирования опытными экипажами.
    5.1.2. Организационную структуру авиаэскадрильи по второму варианту (с отдельным авиазвеном) рекомендуется применять в авиаэскадрильях, эксплуатирующих два типа ВС, когда по одному из них количество экипажей не позволяет формировать авиаэскадрилью.
    Эту же организационную структуру можно применять при наличии в авиаэскадрилье отдельно базирующейся группы экипажей, из которых формируется авиазвено.
    5.1.3. Организационную структуру авиаэскадрильи по третьему варианту (звеньевую) рекомендуется применять в подразделениях, выполняющих АХР и другие авиационные работы.
    В летных подразделениях ПАНХ, где АХР носят ярко выраженный сезонный характер, рекомендуется формировать авиаэскадрильи без авиазвеньев (по первому варианту). Авиазвенья в этом случае создаются на период проведения АХР.
    5.1.4. Организационную структуру авиаэскадрильи по четвертому варианту рекомендуется формировать в авиаэскадрильях транспортных работ, когда в них вместо пилотов-инструкторов вводятся командиры авиазвеньев (см. п.11).
    5.1.5. В одном и том же авиационном отряде возможно формирование авиаэскадрилий по различным вариантам.
    5.2. Смешанная организационная структура авиационного отряда (схема 1.2, вариант 2) применима в тех случаях, когда по какому-либо типу ВС по нормативным условиям авиаэскадрилья не формируется или при наличии в составе авиационного отряда отдельно базирующегося авиационного звена.
    5.3. Звеньевая организационная структура применима в авиационных отрядах с малым количеством экипажей при соблюдении нормы управляемости: командиру авиационного отряда должно быть подчинено не более 8 структурных подразделений.
    6. Летно-методическая группа в зависимости от организационной структуры летно-производственной группы может формироваться в двух вариантах (см. схемы 1.1.1, 1.1.2):
    6.1. При эскадрильной структуре в состав летно-методической группы не включаются бортинженеры (бортмеханики) - инструкторы, а также штурманы (штурманы-инструкторы) отряда (см. табл. 1).
    6.2. При применении звеньевой структуры авиационного отряда в состав летно-методической группы входит весь летно-инструкторский состав, включаю пилотов-инструкторов, бортинженеров (бортмехаников) - инструкторов, а также штурманов (штурманов-инструкторов) отряда (см. табл. 2).
    

Примечания:

1. При применении смешанной структуры авиационного отряда количество пилотов-инструкторов, бортинженеров (бортмехаников) - инструкторов, а также штурманов (штурманов-инструкторов) отряда в летно-методической группе определяется, исходя из нормативных условий таблицы 1 и таблицы 2 (с соблюдением пропорциональных отношений).

 

2. Бортрадисты-инструкторы и бортоператоры-инструкторы включаются в состав летно-методической группы по нормативным условиям независимо от структуры летно-производственной группы.

    
    7. Планово-учетная группа в зависимости от организационной структуры летно-производственной группы может формироваться в двух вариантах (см. схему 1.3):
    7.1. При применении эскадрильной структуры в планово-учетную группу включаются: диспетчер, техники (по обработке летно-технической документации) и секретарь-машинистка.
    7.2. При применении смешанной и звеньевой структуры авиационного отряда в состав планово-учетной группы дополнительно включаются инспекторы по штабной работе в зависимости от количества авиазвеньев в авиационном отряде (см. табл. 2).
    8. Цели, задачи, функции структурных подразделений авиационного отряда (отдельной авиационной эскадрильи) и их руководителей определяются соответствующими положениями, утвержденными командиром эксплуатационного предприятия гражданской авиации на основе типовых с учетом специфики работы авиапредприятия.
    9. На должность заместителя командира авиаэскадрильи допускается назначение лиц, списанных с летной работы и имеющих опыт командно-летной работы.
    10. Должность командира (пилота) воздушного судна - инструктора, являющегося одновременно командиром ВС в закрепленном экипаже, рекомендуется вводить в авиаэскадрильях без авиазвеньев, укомплектованных наиболее опытными кадрами командиров ВС.
    11. Должность командира (пилота) воздушного судна - инструктора, освобожденного от обязанностей командира ВС в закрепленном экипаже, рекомендуется вводить в авиаэскадрильях транспортных работ без авиазвеньев, укомплектованных командирами ВС с малым опытом работы, при большой текучести кадров (например, постоянном оттоке для переучивания на новую технику) или при наличии иных трудностей в организации летной работы.
    В таких авиаэскадрильях возможно также введение должности командира авиазвена вместо должности командира (пилота) воздушного судна - инструктора по нормативным условиям (табл. 5). В последнем случае должность заместителя командира авиаэскадрильи может не вводиться:
    12. Учет совокупности перечисленных факторов и рекомендаций при выборе организационной структуры авиационного отряда должен проводиться на местах и право и окончательного решения принадлежит руководству авиапредприятия.
    13. Типовая организационная структура (схема 1.4, 1.5) и нормативы численности отдельной авиационной эскадрильи распространяются на все отдельные авиаэскадрильи независимо от места базирования и подчиненности.
    Исходя из производственных условий, отдельные авиационные эскадрильи формируются:
    - отдельная авиационная эскадрилья, не входящая в состав авиационного отряда, и являющаяся подразделением предприятия;
    - отдельно базирующаяся авиационная эскадрилья, входящая в состав авиационного отряда, но базирующаяся вне места его расположения;
    - авиационная эскадрилья, объединенная с приписным аэропортом.
    14. Среднегодовое плановое количество экипажей в летном подразделении определяется исходя из планового налета часов, утвержденного УГА (ПО), на один экипаж:

(1)

    где: - плановое количество экипажей в летном подразделении;
- плановый налет часов по каждому -ому типу воздушного судна в год, час;
- утвержденный руководством авиапредприятия (УГА) годовой норматив налета часов на экипаж по каждому типу воздушного судна, час.
    15. Количество экипажей в авиационном отряде рекомендуется устанавливать:
    - минимально допустимое - 25;
    - максимально допустимое - 100;
    Количество экипажей в отдельной авиационной эскадрилье рекомендуется устанавливать в соответствии с табл.4.
    16. Нормативное количество авиаэскадрилий (авиазвеньев) авиационного отряда рассчитывается по каждому типу воздушного судна по формуле:

(2)

    где: - нормативное количество авиаэскадрилий (авиазвеньев) воздушных судов -го типа в авиационном отряде;
- плановое количество экипажей воздушных судов -го типа в авиационном отряде;
- нормативное количество экипажей воздушных судов -го типа в одной авиаэскадрилье (авиазвене) табл.4, 5.
    16.1. Общее нормативное количество авиаэскадрилий (авиазвеньев) в авиационном отряде рассчитывается по формуле:

(3)

    16.2. Дробное значение нормативного количества авиаэскадрилий (авиационных звеньев) в авиационном отряде округляется до целых значений по общим правилам.
    16.3. При формировании в авиационном отряде авиаэскадрилий с авиазвеньями количество авиазвеньев в авиаэскадрилье рассчитывается аналогичным образом.
    17. Наименование должностей работников летных подразделений приведено в соответствии с приказом МГА от 03.12.86 №281.
    18. При вводе в строй трех и более командиров ВС численность командиров (пилотов) ВС - инструкторов устанавливается из расчета не менее одного командира (пилота) ВС - инструктора (командира авиазвена) на каждые два вводимых в строй командира ВС.
    При вводе в строй трех и более бортовых инженеров (бортовых механиков) численность бортовых инженеров-инструкторов (бортовых механиков-инструкторов) устанавливается из расчета не менее одного на каждые два вводимых в строй бортовых инженеров (бортовых механиков).
    Ввод в строй штурманов, бортовых радистов и бортовых операторов грузовых самолетов осуществляется с привлечением внештатных инструкторов.
    19. Списочная численность техников (по обработке полетной информации) расположенных в районах Крайнего Севера, увеличивается на коэффициент 1,06; в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - на коэффициент 1,04.
    20. Летную работу командиров (пилотов) ВС - инструкторов (без закрепления за ними состава экипажа) рекомендуется планировать в пределах месячной нормы рабочего времени с учетом проведения с экипажами работы на земле (наземная подготовка, занятия, тренировка на тренажере и др.), но не выше среднемесячного плана часов на экипаж (учитывая при этом сезонность), предусмотрев меры материального стимулирования за повышение (поддержание) уровня профессиональной подготовки закрепленного за ним летного состава.
    В случае привлечения к летно-инструкторской работе командиров воздушных судов, имеющих допуск к инструкторской работе (с закрепленным за ним составом экипажа), рекомендуется устанавливать за время выполнения этих функций доплаты за совмещение должности.