Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003988.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

20 марта 2003 г.

Москва

№ НА-70-р



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО
УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА АВИАТОПЛИВА


    Пятого декабря 2002 г. произошел серьезный инцидент с самолетами Ил-62М RA-86559 и RA-86466, выполняющими рейсы по маршруту Бишкек-Москва, связанный со срабатыванием сигнализации засорения самолетных топливных фильтроэлементов. Результаты исследований показали, что отложения, накопившиеся на ФТО, преимущественно состоят из смолообразных веществ, содержащих соединения типа фенольно-резольных смол. Наиболее вероятным источником их наличия являются вымываемые компоненты пропитки фильтрующего материала фильтроэлементов ЭФБ-5/10. Аналогичные инциденты имели место и ранее.
    Вымывание компонентов пропитки фильтрующего материала в данном случае могло произойти в результате взаимодействия повышенной концентрации ПВК жидкости с материалами пропитки фильтроэлементов наземной очистки авиатоплива типа ЭФБ из-за недостаточной глубины полимеризации пропиточного материала фильтробумаги при термической обработке в процессе их изготовления.
    Повышенная концентрация ПВК жидкости в авиатопливе (из опыта эксплуатации и результатов проведенных ранее исследований) может происходить как по причине отказа в работе средств дозирования, так и в результате послойного изменения концентрации ПВК жидкости из-за ограниченного её растворения в авиатопливе при условии резкого перепада температур в отрицательном диапазоне и высокой влажности окружающего воздуха.
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Начальнику УАД и директору ФГУП ГосНИИ ГА:
    до 1 июня 2003 г. организовать внесение необходимых изменений в ОСТ 54-3-175-73-99 "Авиатопливообеспечение. Применение авиаГСМ и СЖ. Противоводо-кристаллизационная жидкость "И-М". Технические требования";
    до 1 июня 2003 г. разработать процедуру допуска новых и модернизированных наземных средств авиатопливообеспечения, включающую эксплуатационную проверку в условиях аэропорта. Рекомендовать сертификацию наземных средств авиатопливообеспечения проводить только при наличии соответствующего допуска;
    организовать на базе Центра сертификации авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА проведение регулярных (не реже двух раз в год) методических совещаний специалистов территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России и организаций по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (служб ГСМ, ТЗК) по вопросам влияния на безопасность полетов качества выдаваемых на заправку и заправляемых в воздушные суда авиаГСМ и СЖ и эффективности использования наземных средств авиатопливообеспечения;
    при проведении сертификации организаций по авиатопливообеспечению в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил (приказы ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. № 98, от 18 апреля 2000 г. № 89 и приказ Минтранса России от 7 октября 2002 г. № 126) усилить контроль по выполнению технологии работы по дозированию ПВК жидкости в топливо, а также условиям её хранения и контроля качества.
    2. Рекомендовать руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, организаций гражданской авиации:
    до завершения дополнительных исследований, проводимых ФГУП ГосНИИ ГA, по допуску к эксплуатации в предприятиях гражданской авиации фильтрующих материалов, используемых производителями фильтроэлементов, исключить применение фильтроэлементов ЭФБ-5/5, -5/10, -3/10 производства ООО НПФ "Агрегат" для очистки авиакеросина, установленных на топливозаправщиках и стационарных заправочных колонках ЦЗС. Указанные фильтрующие элементы использовать для фильтрации авиакеросина при внутрискладских перекачках в условиях отсутствия ПВК жидкости;
    при замене фильтроэлементов производить осмотр их технического состояния по следующим критериям:
    однородность окрашивания фильтроэлементов;
    прочность склейки уплотняющего резинового кольца;
    целостность фильтрующей бумаги и другие дефекты фильтрующей гофры.
    Результаты осмотра оформлять актами и направлять их в ФГУП ГосНИИ ГА;
    по прибытию на стоянку воздушных судов топливозаправщика (ТЗ) перед каждой заправкой воздушного судна обеспечить проведение контроля уровня чистоты пробы авиакеросина, отбираемой после слива отстоя из отстойника цистерны топливозаправщика, визуальным методом и с применением ИКТ (ТУ № 7563-001-40096470-2002) с предоставлением, по требованию, ответственному представителю экипажа воздушного судна результатов анализов;
    на стоянках ТЗ обеспечить проведение контроля уровня чистоты пробы авиакеросина, отбираемой после слива отстоя из отстойника ТЗ, визуальным методом и с использованием ИКТ (ТУ № 7563-001-40096470-2002) через каждые 6 часов стоянки с отметкой в контрольном талоне;
    использование фильтроэлементов, изготовленных ООО НПФ "Агрегат" и ООО "Элион-2" после 1 мая 2003 г. производить только при наличии в ТУ на элементы и этикетках на изделия показателя качества "внешний вид" (цвет, однородность окрашивания). При отсутствии результатов оценки качества изготовления фильтроэлементов по указанному показателю они не подлежат установке в средства очистки, установленные на ТЗ и заправочных колонках централизованной заправки самолетов;
    для усиления контроля за точностью работы средств дозирования обеспечить контроль содержания ПВК жидкости в пробах, отбираемых из отстойников ТЗ или ННЗ в начале работы каждой смены;
    для исключения случаев передозирования ПВК жидкости в авиакеросин диапазон дозирования 0,3% на дозаторах заблокировать и опечатать;
    в контрактах (договорах) на закупку фильтроэлементов указывать гарантийный срок изделия, а также ответственность изготовителя за соблюдение технологии производства фильтроэлементов, согласованной с УАД;
    с 1 июля 2003 г. исключить использование в наземных средствах очистки авиатоплива составных фильтрующих элементов типа ЭФБ-15/40, не соответствующих международным требованиям;
    внести изменения и дополнения в технологию топливообеспечения и соответствующую нормативно-техническую документацию;
    изучить настоящее распоряжение с инженерно-техническим и лётным составом, работниками служб ГСМ и ТЗК.
    3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника УАД В.М. Уткина.
    

    

Первый заместитель Министра

А.В. Нерадько