Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004124.htm


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФСВТ РОССИИ
13.09.99 г. № 22.10-802


Об авиационном происшествии
с вертолетом Ми-2 RA-1491



    11 октября 1998 года, днем, в сложных метеоусловиях, на удалении 100 км от аэропорта Ноглики (о. Сахалин), произошла авария вертолета Ми-2 RA-14191, принадлежащего авиакомпании "Восток", подконтрольной Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению ФАС России.
    Экипаж в составе командира вертолета Лукичева А.Р. и летчика - наблюдателя Соловьева А.Б. выполнял лесопатрульный полет с целью осмотра очагов пожара по маршруту: Зональное-Виахту.
    Прогнозируемые метеоусловия: видимость 6000 м, местами 2000 м, дым пожаров, нижняя граница облачности 2000 м, ветер у земли 170 градусов, 6 м/сек, t = +5 град. С., давление 761 мм рт.ст. соответствовали метеоминимуму командира вертолета.
    Пассажиров и груза на борту не было. Взлетная масса вертолета составляла 3495 кг, центровка +0,155 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета Ми-2 ограничения.
    По объяснению командира вертолета, примерно через 2 часа полета он услышал посторонний металлический шум в работе силовой установки и принял решение о выполнении вынужденной посадки. При этом срабатывания сигнализации и автоматического включения системы пожаротушения не было, визуально на вертолете пожара не наблюдалось. КВС средства пожаротушения не применял.
    Вертолет приземлился на площадку с мягким болотистым грунтом, покрытым слоем мха, продвинулся по ней около 5 м, зарылся передней опорой шасси в грунт, скапотировал и опрокинулся на правый борт. От возникшего пожара вертолет сгорел. Экипаж не пострадал.
    По результатам исследования состояния узлов и деталей двигателей, главного редуктора, с участием специалиста ГЦ БПВТ, сделано заключение, согласно которому:
    - до момента столкновения с землей двигатели находились в работоспособном состоянии;
    - признаков пожара на двигателях и в главном редукторе до столкновения вертолета с землей не обнаружено;
    - в момент столкновения с землей оба двигателя работали.
    Комиссией по расследованию не определена однозначно причина принятия решения командиром вертолета на выполнение посадки.
    Причиной опрокидывания вертолета явилось: выполнение посадки с поступательной скоростью на подобранную с воздуха площадку с болотистой поверхностью, что привело к капотированию вертолета.
    При расследовании аварии вертолета комиссия вскрыла ряд грубых нарушений, допущенных руководством АТБ, инженерно-техническим составом авиакомпании "Восток" при выполнении бюллетеня №ДА-1684/87 от 19.02.88 г. "По вопросу замены болтов №№ 89.00.0053, 89.00.0054, соединяющих кожух камеры сгорания и сопловой аппарат 1-ступени приводной турбины в случае их обрыва".
    В нарушение бюллетеня, замена болтов производилась путем снятия болтов с двигателя ГТД-350, списанного по отработке ресурса, и установки их на рабочий двигатель вертолета Ми-2 RA-14191.
    После замены разрушенных болтов вертолет выпущен в полет без замера вибрации двигателя по методике, данной в Приложении № 3 данного бюллетеня. Запись о замене болтов в формуляр двигателя не внесена в нарушение требований раздела VI данного бюллетеня. Причина разрушения болтов не устанавливалась.
    Серьезные недостатки в ходе расследования аварии были вскрыты в службе УВД аэропорта "Зональное":
    - диспетчер аэропорта Зональное в нарушение требований п.2.2.15 "Табеля сообщений-95" первичное сообщение направил с опозданием на 2 часа 23 минуты;
    - объявление сигнала тревоги, организация поисково-спасательных работ в связи с невыходом на контрольную связь экипажа вертолета Ми-2 RA-14191 и вылет поисково-спасательных ВС произведены с опозданием.  
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Руководителям территориальных органов ФСВТ России:
    1.1. Довести данное заключение до подконтрольных авиапредприятий.
    1.2. Организовать проверку полноты и качества выполнения эксплуатантами вертолетов Ми-2 требований бюллетеня № ДА-168/87 от 19.11.88 г. при замене в условиях эксплуатации болтов крепления фланцев корпусов камеры сгорания и соплового аппарата первой ступени свободной турбины двигателей ГТД-350.
    2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующим вертолеты Ми-2 изучить данное заключение со всем летным и инженерно-техническим составом.
    3. Руководителю Дальневосточного МТУ ФСВТ России:
    3.1. Организовать проверку устранения недостатков в авиакомпании "Восток" и сообщить о выполнении рекомендаций комиссии по расследованию аварии в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России.
    2.2. Организовать проверку устранения выявленных в ходе расследования недостатков и выполнения рекомендаций комиссии по расследованию АП касающихся поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько