Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004128.htm


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФАС РОССИИ
16.02.99 г. № 22.10-126


Об авиационном происшествии с вертолетом
Ми-8Т RA 22388



    25 сентября 1998 года днем, в простых метеоусловиях, в районе аэродрома Оленек, произошла авария вертолета МИ-8Т RA-22388 Мирнинского авиапредприятия акционерной компании "Алмазы России-Саха", подконтрольной Саха (Якутскому) территориальному управлению ФАС России.
    Экипаж в составе командира воздушного судна Альперовича И.М., второго пилота Сухова А.Л., бортмеханика Сафина Ш.В. выполнял транспортно-связной полет по маршруту Полярный - Айхал - Оленек Анабар. При вылете с аэродрома Оленек на борту вертолета находилось шесть пассажиров и 1862 кг груза. Взлетная масса составляла 11657 кг центровка +180 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета МИ-8Т ограничения.
    Прогнозом погоды по маршруту предусматривались метеоусловия: ветер на высоте 500-1500 м неустойчивый 20 км/час, температура у земли минус 8 град., видимость 10 км, слабый ливневой снег, в облаках умеренное обледенение. Анализ метеорологической обстановки подтверждает возможность обледенения от слабого до сильного.
    Несмотря на прогнозируемое обледенение, в нарушение требований п.8.1.2.2 НПП ГА-85 и п.7.14 РЛЭ вертолета Ми-8 экипаж противообледенительную систему лопастей несущего и хвостового винтов не включил.
    После взлета с аэродрома Оленек экипаж взял курс на Анабар и занял заданную высоту 850 м, о чем доложил диспетчеру.
    По объяснению членов экипажа, следуя на этом эшелоне, вертолет попал в слабое обледенение. Сработал РИ-65 с информацией "Обледенение".
    Бортмеханик по команде КВС установил ПОС лопастей несущего и хвостового винтов в положение "Ручной", осмотрел воздухозаборники и доложил, что обледенение на них отсутствует.
    Получив информацию от экипажа впереди летящего вертолета о том, что на высоте 1150 м хорошие условия для полета, после повторного срабатывания РИ-65 об обледенении, КВС приступил к набору высоты, чтобы выйти из зоны обледенения. Диспетчеру УВД аэропорта Оленек о причине смены эшелона экипаж не доложил и тем самым нарушил требования пунктов 5.11.1 и 8.1.2.3 НПП ГА-85. Набор высоты выполнялся с уменьшением скорости полета со 190 км/ч до 135 км/ч. КВС объясняет это решением выполнить набор без увеличения мощности двигателей, за счет увеличения угла тангажа до +2 град.
    На высоте 1000м и скорости 135 км/ч произошло самовыключение правого двигателя. По объяснениям членов экипажа самовыключению предшествовали скрежет и свист с последующим хлопком в районе силовой установки, в связи с чем запуск отказавшего двигателя не производился.
    Доложив об отказе правого двигателя, экипаж принял решение произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку. За 5 сек до приземления КВС резко увеличил шаг НВ с 7,5 град до 14 град, что привело к падению оборотов НВ до 70% к моменту приземления. Перед приземлением КВС не обеспечил посадочное положение вертолета, как того требует п. 6.6.4.1 РЛЭ вертолета Ми-8. Приземление произошло с углом тангажа +12 град на основные стойки шасси с одновременным касанием земли хвостовым винтом и его повреждением. В процессе продвижения по заболоченному участку вертолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
    При снятии комиссией с вертолета средств объективного контроля установлено, что одна из кассет магнитофона МС-61 выведена из гнезда, а проволока звуконосителя порвана. Данный факт дает основание предполагать, что часть звуконосителя уничтожена умышленно.
    Отсутствие магнитофонной записи внутрикабинных переговоров не позволило провести более детальный анализ действий членов экипажа в полете.
    Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом МИ-8Т явилось самовыключение правого двигателя при полете в условиях обледенения (возможно из-за попадания льда в газовоздушный тракт двигателя с лопастей несущего винта или верхнего люка) и создание большого угла тангажа при приземлении на подобранную с воздуха площадку, что привело к столкновению рулевого винта с земной поверхностью.
    Двумя днями раньше - 23 сентября 1998 года в Мирнинском авиапредприятии произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-70679 (Заключение УГНБП ФАС России от 05.01.99 г. № 22.10-1), связанное с обледенением воздушного судна. Данный факт может свидетельствовать о том, что в авиапредприятии подготовка к осенне-зимнему периоду проведена на низком уровне.
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Руководителям территориальных органов ФАС России довести данное Заключение до подконтрольных авиапредприятий.
    2. Руководителю Саха (Якутского) территориального управления организовать проверку устранения недостатков в Мирнинском авиапредприятии.
    3. Руководителям авиапредприятий:
    3.1. Изучить обстоятельства и причину авиационного происшествия с летным и инженерно-техническим составом.
    3.2. С летным составом провести дополнительные занятия по особенностям выполнения полетов и эксплуатации авиационной техники в условиях обледенения.
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько