Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004131.htm


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФАС РОССИИ
11.01.99 г. № 22.10-17


Об аварии вертолета Ка-26 RA 24329



    15.09.98 г. днем, в простых метеоусловиях, в районе г. Темрюк Краснодарского края произошла авария вертолета Ка-26 RA-24329 Белгородской авиаэскадрильи Калужского филиала авиапредприятия "Газпромавиа".
    Вертолет, пилотируемый КВС Николаевым В.А., выполнял аэровизуальный полет по заявке Таманского управления по эксплуатации газопровода. На борту находились два служебных пассажира. Взлетная масса и центровка на взлете не выходили за установленные пределы, перед посадкой центровка вертолета была близкой к предельно-передней.
    После окончания работы при выполнении захода на посадку КВС на высоте около 2-3 м и поступательной скорости 10-15 км/ч выполнил доворот вправо для приземления на площадку в районе швартовочных узлов. Это привело к попаданию вертолета под воздействие попутно-бокового ветра слева до 6 м/сек.
    Уменьшение поступательной скорости в процессе торможения до нуля и наличие попутно-бокового ветра привело к переходу от косой обдувки несущих винтов на осевую. Вследствие этого при центровке, близкой к предельно-передней, вертолет стал перемещаться вперед с увеличением угла тангажа на пикирование.
    КВС, пытаясь парировать пикирование вертолета, полностью отклонил ручку циклического шага на себя и резко увеличил общий шаг несущего винта. Вертолет начал перемещаться назад с набором высоты до 10 м с одновременной потерей оборотов несущих винтов в результате их перезатяжеления.
    Потеряв управляемость, вертолет увеличил угол тангажа на пикирование и со смещением вперед с правым креном перешел на снижение. В дальнейшем вертолет лопастями несущих винтов и передними стойками шасси столкнулся с землей, перевернулся и упал на левый борт. Вертолет разрушился, один служебный пассажир получил телесные повреждения средней тяжести.
    В процессе проведения расследования выявлены недостатки в организации летной работы в Калужском филиале авиапредприятия "Газпромавиа":
    - предварительная подготовка в отдельных случаях проводилась без указания конкретных маршрутов и запасных аэродромов (указывались только районы полетов по областям - Московская, Калужская и т.п.). Розыгрыш полетов в нарушение требований п. 3.6.3 НПП ГА-85 проводился нерегулярно;
    - не выполнялись требования п.п. 7.2.8 и 7.2.9 Руководства по ОЛР ГА по проведению дополнительной предварительной подготовки перед началом авиационных работ на рабочем аэродроме;
    - анализы организации летной работы и обеспечения безопасности полетов в 1998 году выполнялись формально, в них отсутствовали выводы и мероприятия, направленные на совершенствование организации летной работы и обеспечение безопасности полетов.
    Авария вертолета Ка-26 RA-24329 явилась следствием:
    - неучета КВС характеристик устойчивости и управляемости вертолета при центровке, близкой к передне-предельной и попутно-боковом ветре до 6 м/сек, приведшего к возникновению пикирующего момента в процессе зависания на высоте 2-3 м;
    - ошибочных действий КВС при выходе из создавшейся ситуации, выразившихся в резком увеличении общего шага несущих винтов, что привело к их перезатяжелению и, как следствие, к падению их оборотов, потере управляемости и столкновению вертолета с землей.     
    ПРЕДЛАГАЮ:     
    1. Руководителям территориальных органов ФАС России заключение по данной аварии довести до подконтрольных авиапредприятий.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1. Обстоятельства и причины аварии изучить со всем летным составом.
    2.2. С летным составом, выполняющим полеты на вертолетах Ка-26, провести занятия на тему: "Характеристики устойчивости и управляемости вертолета Ка-26 при полетах на малых скоростях и высотах".
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько