Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004132.htm


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФАС РОССИИ
16.10.98 г. № 22.10-635


О катастрофе вертолета
Ми-2 RA-15663



    31.07.98 г. днем в простых метеоусловиях на аэродроме Сосновка (г. Пенза) произошла катастрофа вертолета Ми-2 RA-15663 авиапредприятия "Поволжский региональный авиационный отдел РОСТО", подконтрольного Приволжскому МТУ ФАС России.
    13.07.98 г. КВС вертолета Ми-2 КФ-15663 Голубец Е.А. с авиатехником Казаченко Ю.Ю. был откомандирован на оперативную точку Починки Нижегородской области для выполнения полетов по осмотру магистральных газовых трубопроводов согласно договора с заказчиком ПО "Волгатрансгаз".
    31.07.98 г. КВС Голубец Е.А. с авиатехником на борту в 5 час 05 мин. (UTC) произвел взлет по маршруту Починки-Старая Каменка. Полет в нарушение требований п. 10.1.9 НПП ГА-85 был выполнен без получения прогноза погоды на период с 03.00 до 06.00.
    На посадочной площадке Старая Каменка КВС взял на борт двух служебных пассажиров и выполнил облет магистрального газопровода по маршруту Старая Каменка-Городище-Шемышейка-Кондоль-Старая Каменка. После завершения облета и высадки пассажиров КВС выполнил взлет на аэродром Сосновка с целью заправки топливом.
    При входе в зону аэродрома Сосновка КВС в нарушение требований п. 7.6.4 НПП ГА-85 на связь с руководителем полетов не вышел, условия снижения и посадки не получил. На запросы руководителя полетов не отвечал.
    При выполнении захода на посадку КВС в нарушение требований п. 7.6.9а НПП ГА-85 не сообщил руководителю полетов об установлении визуального контакта с ВПП или ее ориентирами, разрешение на выполнение визуального захода на посадку не получил.
    Руководитель полетов начальник Пензенского авиационного спортивного клуба РОС-ТО Привич В.Б. в нарушение требований приказа Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 28.03.84 г. № 128 письменного объяснения с КВС о допущенных нарушениях не взял, в военный сектор РЦ УВД Пенза о случившемся не сообщил, начальнику Поволжского регионального авиационного отдела не доложил, вылет не запретил. Меры к КВС не только не принял, а через военный сектор РЦ способствовал, чтобы вертолету был разрешен вылет согласно задания на полет в 14 час. 00 мин.
    Во время стоянки вертолета КВС Голубец Е.А. в нарушение требований п.п. 4.10.5 и 10.1.23 НПП ГА-85 взял на борт трех неоформленных пассажиров, из них одного ребенка, с целью их катания в районе аэродрома. Руководство полетами в это время на аэродроме не осуществлялось, радиосредства обеспечения полетов не работали.
    В момент взлета масса вертолета превышала максимально допустимую для данных условий полета на 275 кг, центровка не выходила за установленные пределы. КВС в нарушение требований п. 3.6.6. НПП ГА-85 предполетную подготовку не проводил, расчет полета не выполнил.
    По показаниям очевидцев, после полета в течение 15-20 мин. в процессе захода на посадку при посадочной массе вертолета, превышающей на 209 кг максимально допустимую для данных условий полета, на высоте 5-8 м КВС с целью снижения поступательной скорости резко увеличил угол тангажа на кабрирование, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. Для уменьшения вертикальной скорости снижения КВС несоразмерно переместил рычаг "шаг-газ" вверх, что привело к "перетяжелению" несущего винта и просадке вертолета.
    КВС допущенные ошибки при расчете на посадку своевременно не исправил, снижение не прекратил и в нарушение требований п.7.6.15 HПП ГА-85 на второй круг не ушел.
    Вертолет хвостовой пятой и лопастями рулевого винта столкнулся с землей, что привело к разрушению лопастей рулевого винта. В дальнейшем вертолет отделился от земли на высоту до одного метра с правым креном и левым вращением, потерял управляемость, переместился вперед и опрокинулся на правый борт.
    В результате повторного столкновения с землей вертолет полностью разрушился и от возникшего на земле пожара сгорел. КВС и пассажиры в результате пожара погибли.
    Причиной авиационного происшествия явились ошибки КВС в технике пилотирования вертолета, посадочная масса которого превышала максимально допустимую для данных условий полета, выразившиеся в неправильном расчете на посадку, что привело к необходимости форсированного торможения вертолета перед зависанием и, как следствие, к "перетяжелению" несущего винта и увеличению вертикальной скорости снижения.
    При проведении расследования катастрофы комиссией выявлены серьезные недостатки в организации летной работы и обеспечении полетов в летном отряде Поволжского регионального авиационного отдела РОСТО.
    Разрабатываемые мероприятия по обеспечению безопасности полетов носят формальный характер и не дают положительного результата в практической деятельности. Занятия и разборы полетов с летным составом производятся на низком методическом уровне, летный состав на них присутствует нерегулярно. Так, КВС Голубец Е.А. в течение трех месяцев ни разу не присутствовал на занятиях и разборах.
    Контроль за выполнением указаний в летном отряде не налажен. При проверке экипажей на оперативных точках КВС Голубцу Е.А. неоднократно давались указания по своевременному и правильному заполнению полетной документации. Однако действенных мер по устранению нарушений принято не было.
    Бесконтрольность и попустительство со стороны командно-летного состава отряда породили вседозволенность и привели к грубым нарушениям.
    С момента получения Свидетельства эксплуатанта 22.11.94 г. в авиапредприятии произошло две катастрофы вертолетов Ми-2 по вине летного состава.
    Полеты на аэродроме Сосновка организуются с грубыми нарушениями требований руководящих документов. Посадочная площадка для вертолетов в нарушение требований п. 3.4.1 РЭГА РФ-94 не оборудована знаком ограничения места приземления, нет маркировки угловых пограничных знаков, отсутствуют цифровое значение посадочного путевого угла и обозначение зоны конечного этапа захода на посадку и взлета.
    Инструкция по производству полетов на аэродроме устарела, ее содержание не соответствует установленным требованиям. Площадка для посадки вертолетов в ней не предусмотрена.
    Пожарной машины, предусмотренной табелем норм обеспечения, на аэродроме не имеется, оперативный план взаимодействия с пожарными частями отсутствует. По этой причине эвакуировать пилота и пассажиров с горящего вертолета, а также локализовать пожар имевшимися средствами наземная поисково-спасательная команда не смогла.
    За допущенные грубые нарушения основных руководящих документов. Свидетельство эксплуатанта авиапредприятия "Поволжский региональный авиационный отдел РОСТО" было приостановлено.
    ПРЕДЛАГАЮ:     
    1. Руководителям территориальных органов ФАС России.
    1.1. Заключение по данному авиационному происшествию довести до подконтрольных авиапредприятий и аэропортов.
    1.2. Организовать проверку состояния аэродромов МВЛ и посадочных площадок на соответствие их требованиям РЭГА РФ-94 и РЛЭВС.
    1.3. Организовать проверку соответствия аварийно-спасательных средств на аэродромах и посадочных площадках региональных авиационных отделов РОСТО табелю норм обеспечения и наличия оперативных планов взаимодействия с пожарными частями.
    2. Руководителю Приволжского межрегионального территориального управления ФАС России Комонову Б.А. представить предложения о целесообразности дальнейшего восстановления Свидетельства эксплуатанта № 403 авиапредприятия "Поволжский региональный авиационный отдел РОСТО", учитывая фактический уровень безопасности полетов и систематические нарушения действующих в гражданской авиации требований по выполнению и обеспечению полетов.
    3. Руководителям авиапредприятий и аэропортов.
    3.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить со всем летным и диспетчерским составом.
    3.2. Провести занятия с экипажами вертолетов Ми-2 по практической аэродинамике вертолета, повторно изучить разделы 2.5.1 "Летные ограничения". 4.5.1 "Снижение" и 4.7.1 "Посадка" РЛЭ вертолета Ми-2.
    4. Начальнику Поволжского регионального отдела РОСТО.
    4.1. Организовать переработку "Инструкция по производству полетов" на аэродроме Сосновка.
    4.2. Устранить недостатки, выявленные при проведении расследования авиационного происшествия.
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько