|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Об авиационном происшествии с вертолетом |
11 июля 1998 г. днем в простых метеоусловиях в районе аэропорта Казань произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 RA-23794, принадлежащим второму Казанскому авиационному предприятию МТУ Республики Татарстан.
Экипаж вертолета в составе командира ВС - пилота-инструктора Богаченко Е.М. выполнял полет по патрулированию магистрального нефтепровода. На борту находился служебный пассажир. При взлете с площадки Песчаные Ковали командир ВС, выполнил контрольное висение, перевоз вертолет в режим разгона скорости по вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки". При переводе вертолета в режим поступательного движения командир ВС услышал хлопок в районе левого двигателя, а затем аналогичный хлопок в районе правого двигателя, далее последовало кренение и разворот вертолета вправо, увеличение угла тангажа на пикирование и снижение вертолета. Вертолет столкнулся с землей, опрокинулся на правый борт и загорелся. Командир ВС и служебный пассажир не пострадали.
Перед полетом взлетная масса вертолета и центровка, согласно расчетам, составляли соответственно 3544 кг и +163 мм и не выходили за пределы, установленные РЛЭ вертолета Ми-2. Уровень профессиональной подготовки командира ВС соответствовал условиям выполнения полетного задания. Прогноз погоды и фактическая погода в районе предстоящей работы соответствовали минимуму командира ВС.
Согласно сведений, содержащихся в технической документации вертолета, перед последним полетом двигатели системы и оборудование вертолета были исправны, вертолет был подготовлен к полету в полном объеме.
Исследования агрегатов и узлов вертолета Ми-2 RA-23794, проведенные в Государственном центре "Безопасность полетов на воздушном транспорте", показали, что в последнем полете системы и оборудование вертолета были исправны и работоспособны и не оказали влияния на возникновение и развитие аварийной ситуации.
Ввиду отсутствия на вертолете бортового устройства регистрации параметров полета и управляющих действий летчика, установить с полной достоверностью всю совокупность обстоятельств и условий, приведших к происшествию, не представилось возможным.
Вместе с тем, основываясь на результатах оценки условий взлета, расположения фрагментов вертолета на местности и анализа действий экипажа, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что взлет с площадки командир ВС выполнял с повышенным отрицательным углом тангажа и несоразмерно быстрым по отношению к подъему рычага "шаг-газ", отклонением ручки управления от себя.
Такой характер перевода вертолета в поступательное движение для разгона обусловил значительную "просадку" вертолета на начальном этапе его поступательного движения. Из-за малой высоты, на которой возникла аварийная ситуация, предотвратить падение вертолета не представилось возможным.
Причина авиационного происшествия явилась следствием сочетания следующих факторов:
- ошибочных действий командира ВС по балансировке вертолета при переводе его в поступательное движение, приведших к "просадке" вертолета;
- чрезмерного увеличения шага (перетяжеления) несущего винта для устранения "просадки" вертолета сопровождавшегося снижением частоты вращения винта, обусловившим появление кренящего и разворачивающегося моментов, усугубивших "просадку" вертолета, что привело к столкновению его с землей.
Для предотвращения подобных случаев
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России данное заключение довести до подконтрольных авиапредприятий.
2. Руководителям авиапредприятий
2.1. Обстоятельства и причину авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-23794 изучить со всем летным и инженерно-техническим персоналом.
2.2. Организовать проведение дополнительных занятий с экипажами вертолетов по изучению наиболее характерных ошибок летного состава при выполнении взлетов с использованием влияния "воздушной подушки" и мер по их недопущению.
Начальник УГНБП |
А.В. Нерадько |