Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004135.htm


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФАС РОССИИ
09.10.98 г. № 22.10-606


Об авиационном происшествии
с вертолетом Ми-8 RА-24494



    28 апреля 1998 года днем в сложных метеоусловиях в 42 км западнее аэродрома Нягань Тюменской области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-8 RA-24494 2-го Свердловского государственного авиапредприятия, подконтрольного Уральскому межрегиональному территориальному управлению ФАС России.
    Экипаж вертолета под управлением КВС Нагимова А.А. выполнял транспортно-связной полет по маршруту Краснотурьинск - Советский - Таежная - Пунга - Советский - Пелым - Краснотурьинск по заявке заказчика - АО "Тюменьтрансгаз".
    При подлете к аэропорту Советский экипаж запросил заправку топливом и получил от диспетчера положительный ответ. После посадки выяснилось, что в имеющемся в аэропорту топливе отсутствует необходимое количество жидкости "И". По согласованию с заказчиком КВС принял решение перелететь на площадку Хулимсунт для заправки.
    После заправки топливом на площадке Хулимсунт экипаж по радио принял прогноз погоды по 2-й площади МДП Нягани, которая характеризовалась наличием теплого фронта со смещением на северо-восток при видимости 2000 м, выпадением ливневого снега с дождем при температуре наружного воздуха минус 2 град.С и умеренным обледенением в облаках и осадках в слое от земли до 2000 м. Прогноз погоды соответствовал минимуму для транспортного полета по ПВП и уровню подготовки КВС, но находился на пределе ограничений по силовой установке, определенных п. 2.5.7.3 РЛЭ вертолета Ми-8. Оценив метеоусловия, КВС принял решение на перелет на площадку Пунга.
    Выполнив погрузочно-разгрузочные работы на площадке Пунга, экипаж в 7 час. 20мин. (UTC) произвел взлет по маршруту Пунга-Таежная. Полетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные ограничения. На борту вертолета находилось 4 служебных пассажира и 600 кг груза. Груз в нарушение требований п. 3.1.8.4 РЛЭ вертолета Ми-8 и п.п. 2.4.2 и 2.4.8 НПП ГА-85 не был закреплен.
    Противообледенительная система воздухозаборников и двигателей в нарушение требований п. 7.14.2 РЛЭ вертолета Ми-8 в режим "Ручной" не была включена.
    Через 9мин. после взлета экипаж вошел в зону диспетчера МДП аэропорта Нягань. Из-за неустойчивой связи с экипажем диспетчер аэропорта Нягань через "вертолет-ретранслятор" передал корректив прогноза погоды на период с 8.00 до 13.00 час. с ухудшением горизонтальной видимости по маршруту до 1500 м и вертикальной - до 150 м, наличием ливневого снега с дождем при температуре наружного воздуха минус 2 град. С, умеренным обледенением в облаках и осадках от земли до 2000 м.
    При последующих выходах экипажа на связь диспетчер аэропорта Нягань, серьезно озабоченный дальнейшим ухудшением погоды, предупредил экипаж о возможном выходе метеоусловий по маршруту полета за пределы ограничений вертолета. В 7час. 42мин. диспетчер сообщил экипажу фактическую погоду на аэродроме Нягань, расположенном в 42 км от площадки Таежная, - горизонтальная видимость 1300 м, вертикальная видимость 130м.
    Экипаж, в нарушение требований п. 7.5.8 НПП ГА-85, метеорологическую обстановку по маршруту полета не анализировал, а пытался убедить диспетчера об отсутствии опасности, передавая значения видимости и высоты облачности, которые по заключению комиссии существенно превышали прогнозируемые и фактические значения, а также температуру наружного воздуха, определенную в нарушение требований п. 7.14.2 РЛЭ вертолета Ми-8 без учета поправок на погрешность измерения. Заблаговременно мер по недопущению входа в ливневые осадки в соответствии с требованиями п. 2.5.7.3 РЛЭ вертолета Ми-8 не принял. При этом в доводах экипажа просматривается намерение продолжить выполнение задания даже при наличии неблагоприятных метеорологических условий.
    В 7час. 48мин. (через 5мин. после доклада об удовлетворительных условиях полета) вертолет попал в зону осадков в виде ливневого мокрого снега с дождем, что явилось следствием невыполнения КВС требований п. 8.1.3.4 НПП ГА-85 по оценке возможности продолжения полета при подходе к зоне сильных ливневых осадков и принятию решения на обход этой зоны.
    В данных условиях КВС мер по выходу из зоны опасных метеоусловий не принял и продолжил полет по маршруту. По истечении 5 мин. полета в условиях интенсивных осадков на высоте 120 м и скорости 190 км/час произошло самовыключение правого двигателя, а через 5 сек. - самовыключение левого двигателя из-за попадания на вход в двигатели влаги, приведшей к погасанию камер сгорания.
    Вследствие малой высоты полета экипажу не удалось в полной мере реализовать рекомендации РЛЭ вертолета Ми-8 по переводу несущего винта на режим самовращения. В результате грубой посадки вертолет получил значительные повреждения. Члены экипажа получили травмы различной степени тяжести, пассажиры не пострадали.
    Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 RA-24494 явилось следствием последовательного самопроизвольного выключения двигателей ТВ2-117АТ из-за невыполнения экипажем требований п. 2.5.7.3 РЛЭ вертолета Ми-8 по исключению входа в ливневые осадки.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Заместителю начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Карецкому Ю.В., начальнику научно-технического управления ФАС России Самохину В.И. рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию данного авиационного происшествия и принять меры по их реализации.
    2. Руководителям территориальных органов ФАС России:
    2.1. Заключение по данному авиационному происшествию довести до подконтрольных авиапредприятий.
    3. Руководителю Уральского межрегионального территориального управления ФАС России организовать проверку устранения недостатков, выявленных при расследовании авиационного происшествия во 2-ом Свердловском государственном авиапредприятии.
    4. Руководителям авиапредприятий и аэропортов организовать:
    - изучение обстоятельств и причины авиационного происшествия со всем летным составом и специалистами служб обеспечения полетов на специальных занятиях;
    - проведение специалистами метеослужбы специальных занятий с летным составом по определению зон ливневых осадков;
    - проведение специальных занятий с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах Ми-8, по порядку эксплуатации противообледенительной системы вертолета.
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько