Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004140.htm

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент Воздушного транспорта

ПРИКАЗ

26.04.95 г.

№ ДВ-45


ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ С ВЕРТОЛЕТОМ
МИ-8 № 24280, ПРОИСШЕДШЕМ 27.12.94 Г. В РАЙОНЕ Н.П.ПАЛАНА.


    27.12.94 г. при вылете с площадки, находящейся на восточной окраине н.п. Палана Камчатской области, произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-8 № 24280, принадлежащем авиакомпании "Халактырка". На борту воздушного судна находились 14 пассажиров, 3 члена экипажа и 1129 кг груза.
    Взлет вертолета производился с подобранной с воздуха площадки ограниченных размеров, которая имела односторонний подход для взлета и посадки, максимально допустимые уклоны в полосе подхода и препятствия (служебные здания) в непосредственной близости от площадки.
    Командир воздушного судна Севрюгин Н.С. при выполнении взлета днем в простых метеорологических условиях, на висении, в процессе разворота на 180 градусов, допустил смещение вертолета в сторону служебного здания, в результате чего произошло соударение рулевого винта с этим препятствием.
    При этом разрушился рулевой винт, были повреждены концевая балка и одна из лопастей несущего винта. КВС выполнил посадку перед собой. Экипаж и пассажиры не пострадали.
    Авиационное происшествие произошло в результате несоблюдения командиром ВС требований НПП ГА-85 и рекомендаций РЛЭ вертолета Ми-8 по пилотированию в условиях образования снежного вихря, что выразилось в том, что он, не раздув снег струёй от несущего винта до появления устойчивой видимости ориентиров, приступил к маневрированию на висении, в процессе которого допустил столкновение с препятствием.
    Перед взлетом не были проанализированы условия и не учтены факторы, затрудняющие выполнение маневра, такие как:
    - возникновение снежного вихря на висении, что способствовало ухудшению визуального контакта с землей;
    - попутно - боковой ветер в сторону препятствий, действовавший на вертолет при висении и на развороте;
    - эксплуатационные особенности вертолета Ми-8, заключающиеся в его стремлении к смещению вперед и влево при отрыве от земли, в сочетании с возникающей при образовании снежного вихря иллюзией смещения вертолета назад;
    - ограниченные размеры площадки и наличие препятствий в непосредственной близости от нее.
    Совокупность всех перечисленных выше факторов, приведших к данному авиационному происшествию, свидетельствует о некачественной подготовке экипажа к полету с площадки, подобранной с воздуха, о неспособности его правильно проанализировать и учесть условия, при которых выполнялся разворот на висении, и принять верное решение в создавшейся ситуации.
    В целях улучшения качества подготовки летного состава, повышения уровня безопасности полетов, предотвращения авиационных происшествий и инцидентов при выполнении полетов с площадок, подобранных с воздуха
    ПРИКАЗЫВАЮ:     
    1. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
    1.1. Провести разбор обстоятельств и причин данного авиационного происшествия со всем летным составом.
    1.2. Принять меры по повышению качества подготовки экипажей к выполнению полетов с площадок, подобранных с воздуха.
    1.3. Организовать занятия по изучению:
    - требований предъявляемых к элементам посадочных площадок, подобранных с воздуха;
    - особенностей полетов на заснеженные, пыльные и песчаные площадки, обратив внимание на действия экипажа в случае возникновения снежного, пыльного или песчаного вихря при выполнении взлета и посадки на площадках ограниченных размеров.
    2. Начальникам Региональных управлений воздушного транспорта:
    2.1. Приказ довести до всех подконтрольных авиапредприятий и авиакомпаний, эксплуатирующих вертолеты.
    2.2. При плановом инспектировании авиапредприятий, в качестве одного из вопросов, изучить уровень теоретической подготовки экипажей к выполнению полетов с площадок, подобранных с воздуха, и выполнить выборочные проверки техники пилотирования КВС по этому виду работ.
    2.3. До 1 июля 1995 г. проверить выполнение требований настоящего приказа в авиапредприятиях на территории Регионального управления и о результатах сообщить в Главную инспекцию по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации.
    3. Ограничиться мерами принятыми в приказе директора авиакомпании "Халактырка" от 19 января 1995 года № 12 к лицам, виновным в данном авиационном происшествии.
    4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ - заместителя Директора ДВТ Машкивского И.Е.
    

    

Директор ДВТ

В.В. Замотин