Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004533.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА


31.07.2003 г

Москва

№ 9



"О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫХ
АВИАПЕРЕВОЗОК, РАБОТ И УСЛУГ"

    Заслушав и обсудив доклад начальника Управления лицензирования и регулирования перевозок, работ и услуг гражданской авиации С. Н Овчаренко и начальника Управления аэропортовой деятельности В.М. Уткина, Совет отмечает, что в отрасли, в основном, сохраняется тенденция роста перевозок, в том числе по внутрирегиональным и местным воздушным линиям.
    В 2003 г. внутрирегиональное авиационное сообщение на регулярной основе осуществляется по 519 маршрутам, что составляет 30,3% от общего количества маршрутов, имеющихся на территории Российской Федерации.
    При этом, доля перевозок пассажиров по местным воздушным линиям составила 6%.
    Повышение спроса населения на авиаперевозки стало возможным в связи с расширением перевозчиками географии полетов, повышением регулярности выполнения рейсов, увеличением перечня услуг, предоставляемых пассажирам, улучшением сервиса их обслуживания, а также за счет более широкого использования современных отечественных информационных технологий и систем взаиморасчетов, продажи и бронирования перевозок и других факторов.
    Повысился объем инвестиций из федерального бюджета, выделяемых предприятиям воздушного транспорта, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
    Вместе с тем, вызывает озабоченность ухудшение положения дел с материально-техническим обеспечением субъектов гражданской авиации, функционирующих на региональном уровне.
    Не принят законодательный акт, определяющий право передачи федерального имущества гражданской авиации, используемого для обеспечения внутрирегиональных перевозок, в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Отсутствие закона не дает возможность администрациям субъектов в полной мере использовать собственные финансовые ресурсы в сохранении имущества местных аэропортов и их развитии. Выделяемые средства из федерального бюджета направляются для поддержания в рабочем состоянии аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. В 2003г. при заявленной потребности в 280 млн. руб. из федерального бюджета запланировано выделить 84,6 млн. руб.
    Несмотря на выполнение в целом по гражданской авиации сроков завоза авиаГСМ в аэропорты Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в отдельных регионах отмечаются случаи несоблюдения графика поставок авиатоплива (Восточно-Сибирское и Саха (Якутское) управления).
    Продолжает сокращаться количество аэропортов местных воздушных линий из-за их закрытия и перевода многих из них в разряд площадок. В 2000-2002 г. г. количество аэропортов сократилось на 110 единиц, 105 из них были предназначены только для местных перевозок, поскольку имели аэродром класса "Г", "Д", "Е".
    Сокращается количество перевозчиков, выполняющих  регулярные перевозки по внутрирегиональным (местным) воздушным линиям. Основной проблемой остается их экономическая неэффективность из-за увеличения себестоимости перевозок, вследствие роста стоимости авиаГСМ. Это повлияло на повышение пассажирских тарифов. Если в летний период 2000 г. среднее значение тарифной ставки на 1 км на перевозки по внутрирегиональным воздушным линиям составляло 2,06 руб., то в 2003 г. - 3,58 руб.
    Территориальными органами воздушного транспорта Минтранса России недостаточно проводится работа по объединению авиакомпаний, выполняющих местные перевозки, с целью повышения эффективности их деятельности и удовлетворения потребностей населения в авиаперевозках.
    Уменьшается количество воздушных судов, эксплуатирующихся на местных воздушных линиях. Из 4117 воздушных судов, предназначенных для местных и региональных перевозок, включенных в Госреестр гражданских воздушных судов, в реальной эксплуатации находится 1805 воздушных судов (44%).
    В соответствии с "Федеральной целевой программой модернизации транспортной системы России" подпрограммы гражданской авиации российская промышленность до 2010 г. предусматривает поставить 306 региональных самолетов, а до 2006 г. - 53 воздушных судна.
    Однако, уже в настоящее время производится корректировка "ФЦП": в 2002-2003 г.г. должны были быть приобретены 7 воздушных судов типа Ан-38 и 2 воздушных судна типа Ил-114. Самолеты Ил-114 были приобретены, а закупка самолетов Ан-38 не производилась из-за отсутствия внебюджетных средств.
    Не используются в полной мере на рынке внутрирегиональных перевозок возможности действующих систем бронирования и продажи авиаперевозок, а также взаиморасчетов.
    Продолжает сокращаться сеть внутрирегиональных авиационных связей. Только за период с 2000 г. по настоящее время количество таких маршрутов сократилось на 21,7% (на 145 маршрутов).
    Вместе с тем, в ряде регионов, благодаря усилиям местных администраций и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, между населенными пунктами поддерживается и развивается воздушное сообщение, открываются новые маршруты. Во многих республиках, краях и областях также имеются или создаются программы, касающиеся развития внутрирегиональной и местной авиации.
    Положительные примеры в этом имеются в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, в Приморском и Красноярском краях, а также других регионах.
    Совет отмечает, что при существующей системе государственного регулирования и финансирования гражданской авиации совместными усилиями государственной службы гражданской авиации Минтранса России, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России и местных органов власти имеется возможность обеспечить устойчивое функционирование гражданской авиации в регионах.
    Совет государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации постановляет:
    1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России до 1 сентября 2003г. представить в УЛРПРУ ГА ГСГА Минтранса России по согласованию с администрациями субъектов Российской Федерации информацию о:
    1.2. Фактическом положении дел по обеспечению населения каждого из регионов (федеральных округов) услугами воздушного транспорта с указанием размеров финансовой помощи, выделяемой администрациями субъектов Российской Федерации с 2001 г. на период до 2006 г. (по годам);
    1.3. Потребности населения каждого из регионов (по федеральным округам) в авиационном обслуживании на период до 2006 г. (по годам) с учетом демографической ситуации и перспектив развития коммуникаций в регионе, указав перечень аэропортов, необходимых для функционирования гражданской авиации и потребность в воздушных судах с целью обеспечения спроса на эти перевозки.
    2. Начальнику УЛРПРУ С.Н. Овчаренко до 20 сентября 2003г. обобщить поступающую от территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, указанную в пункте 1 информацию и подготовить перспективную программу развития гражданской авиации в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам на период до 2006 г.
    3. Руководителю ДЭРД ГА B.C. Горячеву до 20 сентября 2003г.:
    3.1. Совместно с Минимуществом России и с учетом заключения Минюста России подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения по изменению законодательной базы в части передачи федерального имущества гражданской авиации, предназначенного для обеспечения внутрирегиональных потребностей в авиаперевозках и работах в интересах отраслей экономики, в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность;
    3.2. Проанализировать на основании данных территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России состояние дел по возмещению местными администрациями задолженности перед авиапредприятиями за ранее выполненные по их заявкам внутрирегиональные перевозки и работы, а также с передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства авиапредприятий местных воздушных линий в ведение субъектов Российской Федерации.
    Подготовить от имени Минтранса России соответствующие обращения в субъекты Российской Федерации, где допущена наибольшая задолженность перед авиапредприятиями за выполненные перевозки, а также неудовлетворительными темпами осуществляется передача объектов ЖКХ;
    3.3. Совместно с ДФ (И.Е. Астраханкина) провести анализ задолженности перед бюджетом всех уровней, имеющейся у аэропортов местных воздушных линий Республики Саха (Якутия), и по результатам подготовить необходимые предложения;
    3.4. Совместно с УАД (В.М. Уткин) до 20 сентября 2003г. подготовить дополнения в действующие нормативные документы, по снижению уровня оплаты работ за проведение сертификации аэропортов местных воздушных линиях;
    3.5. Совместно с ДБУО и М (В .Г. Миронова) до 1 сентября 2003г. подготовить и направить через территориальные органы воздушного транспорта обращение к руководителям субъектов Российской Федерации с предложением по освобождению аэропортов (авиапредприятий) от местных и региональных налогов, налога на землю и транспортного налога для специального автотранспорта, используемого на аэродромах, либо снижению размера налогообложения;
    3.6. До 20 сентября 2003г. обобщить опыт, используемый в субъектах Российской Федерации, по налоговым льготам, применяемым к аэропортам (авиапредприятиям), осуществляющим и обеспечивающим местные перевозки и подготовить предложения в заинтересованные министерства и ведомства.
    4. Начальнику УАД В.М. Уткину:
    4.1. Совместное УГНРД ГА (С.А. Тарасов), ДАБиСОП (В.Н. Салеев) до конца 2003г. подготовить изменения в федеральные авиационные правила по сертификации аэропортов, в части упрощения процедуры прохождения сертификации аэропортами местных воздушных линий при соблюдении ими требований по безопасности полетов и авиационной безопасности, поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов;
    4.2. Совместно с руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России во взаимодействии с администрациями субъектов Российской федерации обеспечить постоянный контроль за организацией завоза авиаГСМ в аэропорты, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
    4.3. Совместно с руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России до 20 сентября 2003г. составить график проведения сертификации и лицензирования аэропортов местных воздушных линий и осуществить их в кратчайший срок;
    4.4. До 20 сентября 2003 г. подготовить обращение в МАП России об установлении отпускной цены на авиационный бензин марки Б-91/115, исходя из реальных затрат на его производство;
    4.5. При подготовке проекта прогноза экономического и социального развития гражданской авиации на 2005 год, направляемого в Минэкономразвития России, учитывать потребности в инвестициях на развитие аэропортов регионального и местного значения в соответствии с представляемыми авиапредприятиями и аэропортами бюджетными заявками.
    5. Заместителю руководителя ДФ И.Е. Астраханкиной до 20 сентября 2003г. совместно с УАД (В.М. Уткин) и руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России проверить целевое использование государственных средств (капитальных вложений и субсидий), выделяемых аэропортам из средств федерального бюджета.
    6. Руководителю ДАБ и СОП В.Н. Салееву:
    6.1. Совместно с руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России организовать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взаимным обязательствам в рамках заключенных Соглашений между Минтрансом России и субъектами Российской Федерации в решении вопросов финансирования авиационной безопасности, специального обеспечения полетов, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации, противопожарного обеспечения объектов инфраструктуры аэропортов регионального и местного значения;
    6.2 Совместно с УП и УЗ ГА (В.Е. Егоров) и руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России подготовить предложения по усилению роли управлений в разрешении кризисных ситуаций в гражданской авиации, в том числе путем создания эффективно функционирующих региональных координационных центров поиска в структуре управлений.
    7. Начальнику УЛРПРУ ГА С.Н. Овчаренко:
    7.1. Совместно с УАД (В.М. Уткин), ДЛС (Е.Н. Лобачев), ДПЛГ ГВС и ТР ГА (А.В. Елистратов) и руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России во взаимодействии с администрациями субъектов Российской Федерации до 20 сентября 2003 г. организовать проведение совещаний с руководителями подведомственных авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов по проблеме развития внутрирегиональных перевозок, работ и услуг;
    7.2. Совместно с руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России продолжить практику выдачи авиакомпаниям "пакетных" лицензий по воздушным линиям повышенного спроса, с учетом выполнения полетов по социально значимым воздушным линиям и (или) выполняемым авиационным работам;
    7.3. До 20 сентября 2003г. подготовить информационный материал об используемой в аэропортах России (Красноярск, Абакан, Сургут и др.) практики обслуживания трансферных пассажиров для его распространения через территориальные управления воздушного транспорта в другие авиапредприятия и авиакомпании;
    7.4. До 20 сентября 2003г. совместно с российскими организациями, обеспечивающими функционирование отечественных систем взаиморасчетов, бронирования и продажи авиаперевозок, разработать мероприятия по использованию указанных систем на внутрирегиональных и других воздушных линиях.
    8. Руководителю ДЛС Е.Н. Лобачеву совместно с ДЭРД ГА (B.C. Горячев) до 20 сентября 2003г. представить предложения по созданию региональных авиакомпаний и их сертификации на базе интеграции существующих в данном регионе авиапредприятий.
    9. Руководителю ДПЛГ ГВС и ТРГА А.В. Елистратову совместно с руководителями территориальных органов воздушного транспорта до 20 сентября 2003г организовать оценку технического состояния региональных воздушных судов, не включенных в свидетельство эксплуатанта, но находящихся в Госреестре гражданских воздушных судов, и подготовить предложения о возможности их дальнейшего использования или списания.
    10. Начальнику УГНБП В.А. Рудакову совместно с ДЛС (Е.Н. Лобачев), ДГР ОрВД (Ю.В. Мелешко), УАД (В.М. Уткин) до 20 сентября 2003 г. подготовить предложения в Росгидромет по совершенствованию системы метеообеспечения полетов на местных воздушных линиях и при выполнении авиационных работ.
    11. Руководителю ДГР ОВД Ю.В. Мелешко до 20 сентября 2003г:
    11.1. Согласовать с Управлением по ИВП и УВД Минобороны России проект рекомендаций по организации специальных районов для полетов на высотах ниже нижнего эшелона;
    11.2. Совместно с генеральным директором ФУП "Госкорпорация по ОВД" и руководителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России подготовить согласованные предложения по организации диспетчерского обслуживания воздушного движения в соответствующих регионах на высотах ниже нижнего эшелона, исходя из принципа необходимости установления соответствия между реальными расходами каждого органа УВД на его содержание и доходами от аэронавигационного обслуживания.
    12. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России с руководителями авиапредприятий, осуществляющих внутрирегиональные перевозки и авиационные работы, до 20 сентября 2003г. подготовить предложения по передаче обслуживания воздушного движения от органов диспетчерского обслуживания ФУП "Госкорпорация по ОВД" к органам обслуживания пользователей воздушного пространства и переходу от диспетчерского обслуживания к полетно-информационному обслуживанию.
    13. Контроль за выполнением настоящего постановления Совета государственной службы гражданской авиации Минтранса России возложить на заместителя Министра транспорта К.К. Руппеля.
    

    

Председатель Совета,
первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации



А.В. Нерадько