МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РСФСР |
Генеральным директорам авиакомпаний, |
Направляю Вам для руководства и использования в работе "Положение о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информация, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора".
Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлением Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 06.05.92 с учетом опыта работы эксплуатационных предприятий гражданской авиации Российской Федерации.
Приложение: Положение о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора.
Зам. директора Департамента воздушного транспорта |
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Департамента
воздушного транспорта Минтранса
Российской Федерации
______________ В.В. Горлов
09.07.1992 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, ИСПЫТАНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, РЕГИСТРИРУЕМОЙ ШТАТНЫМИ БОРТОВЫМИ СРЕДСТВАМИ СБОРА
(В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ)
Москва, 1992
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение:
1.1.1. разработано на основании Межведомственного Положения о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения устройств обработки параметрической информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора, утвержденного 9.04. - 22.06.84 и Положения о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора, утвержденного постановлением Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 06.05.92 и определяет порядок разработки, испытания и внедрения программного обеспечения применительно к авиапредприятиям Российской Федерации, эксплуатирующим гражданскую авиационную технику;
1.1.2. исходит из того, что программное обеспечение, в основном, поступает из авиационной промышленности вместе с создаваемой авиационной техникой, входит в состав РЭ и корректируется разработчиком воздушного судна при доработке конструкции воздушного судна, изменениях РЛЭ или перечня регистрируемых параметров;
1.1.3. устанавливает порядок разработки, испытания и внедрения специализированных программ в интересах эксплуатационных предприятий в целях расширения области применения средств объективного контроля (СОК) для контроля техники пилотирования, состояния бортовых систем, расхода топлива, перегрузок, расходования ресурсов, летных характеристик воздушных судов и др., а также порядок корректировки действующих программ по предложениям эксплуатационных предприятий и научно-исследовательских организаций гражданской авиации;
1.1.4. предназначено для предприятий, организаций, авиакомпании, ремонтных заводов, учебных заведений, эксплуатирующих гражданскую авиационную технику на территории Российской Федерации;
1.1.5. учитывает следующие основные случаи проведения изменений программного обеспечения:
- при проведении доработок воздушных судов, связанных с изменением их летно-технических характеристик;
- при изменениях или дополнениях руководств по летной эксплуатации;
- при изменениях и доработках регистрирующей аппаратуры, систем наземной обработки, перечней регистрируемых параметров;
- по результатам специальных исследований или особым случаям, а также во всех других случаях (в том числе и опыта эксплуатации), связанных с требованиями эксплуатанта.
1.2. Работы по разработке, испытаниям, внедрению и совершенствованию программного обеспечения выполняются на договорной основе.
1.3. Настоящее Положение вводится в действие с момента его утверждения.
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТРОЙСТВ ОБРАБОТКИ
Программное обеспечение устройств обработки должно позволять решать задачи оценки выполнения правил летной и технической эксплуатации воздушных судов, совершенствования правил летной эксплуатации воздушных судов, выявления отказных и предотказных состояний, контроля расхода топлива и ресурсов авиационной техники, качества захода на посадку, контроля за сохранением летных характеристик воздушных судов, диагностики их технического состояния и др.
Полнота решаемых задач определяется контролепригодностью авиационной техники, перечнем параметров и составом алгоритмов.
3. СОСТАВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ
3.1. Решение задач, указанных в разделе 2, осуществляется средствами системного и специального программного обеспечения.
3.2. Системное программное обеспечение включает операционную систему, текстовые редакторы и трансляторы принятых языков программирования, пакеты прикладных программ.
3.3. Специальное программное обеспечение включает:
- драйверы устройств ввода полетной информации, ориентированные на конкретный тип регистратора;
- программы решения задач, указанных в п. 2, разработанные для каждого типа воздушного судна;
- сервисные программы;
- эксплуатационную и методическую документацию, определенную ТЗ на программное обеспечение.
4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ИСПЫТАНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
4.1. К действующему программному обеспечению устройств обработки полетной информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами объективного контроля относятся программы, прошедшие, согласно указанию ДВТ Минтранса РФ от 06.03.92 № ДВ1.2-10, испытания в эксплуатационных предприятиях или головной научно-исследовательской организации (ГосНИИ ГА) и введенные в действие органом государственного управления гражданской авиации (ДВТ Минтранса РФ, ранее - МГА).
4.2. Действующее программное обеспечение, в случае необходимости, может быть скорректировано по инициативе и предложениям эксплуатационных предприятий и научных организаций гражданской авиации.
В данном случае апробированные дополнения и изменения алгоритмов и программ, подлежат оценке научными организациями гражданской авиации (ГосНИИ ГА и при необходимости ГосНИИ "Аэронавигация"), должны пройти эксплуатационные испытания и введены в действие органом государственного управления гражданской авиации.
Введенные в действие дополнения и изменения программного обеспечения подлежат передаче разработчику АТ для последующей авторской корректировки программ и, при необходимости, РЭ воздушных судов.
4.3. Предложения, дополнения и изменения к действующим программам эксплуатанты авиационной техники направляют в ГосНИИ ГА (при необходимости ГосНИИ "Аэронавигация" по принадлежности) с обоснованием причин, протоколом (актом) результатов апробации и получаемого эффекта.
4.4. ГосНИИ ГА (ГосНИИ "Аэронавигация") после оценки поступивших предложений в месячный срок сообщают авторам предложения свое заключение и организуют, в случае их принятия, через орган государственного управления их реализацию и проведение эксплуатационных испытаний.
4.5. Прошедшие эксплуатационные испытания с положительным результатом дополнения и изменения программного обеспечения вводятся в действие органом государственного управления и направляются эксплуатантам авиационной техники и разработчику программ для последующей корректировки программного обеспечения и, при необходимости, РЭ.
4.6. Исполнители, порядок разработки, испытаний и внедрения программного обеспечения на авиационную технику, поступившую в эксплуатационные предприятия без программного обеспечения, определяются в каждом конкретном случае отдельными решениями.
4.7. Разработка специализированных программ производится:
- эксплуатационными предприятиями по мере производственной необходимости;
- институтами гражданской авиации по планам НИОКР и договорам;
- ОКБ, институтами промышленности, исходя из требований программ ТОиР воздушных судов, а также по предложениям авиапредприятий.
4.8. Тиражирование и распространение специализированных программ осуществляется владельцами программ после оценки программ ГосНИИ ГА (при необходимости ГосНИИ "Аэронавигация") с введением в действие ДВТ Минтранса РФ.
4.9. Ведение, учет и контроль действующих алгоритмов и программ, допущенных к применению в авиапредприятиях Российской Федерации, осуществляет Департамент воздушного транспорта Минтранса Российской Федерации через ГосНИИ ГА.