Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004769.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РСФСР

ДЕПАРТАМЕНТ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

10.07.1992 г. № ДВ 6.6-153
На № ________________

О введении в действие Положения о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора

Генеральным директорам авиакомпаний,
объединений, концернов, корпораций
Начальникам управлений,
учебных заведений, организаций и
предприятий гражданской авиации




    Направляю Вам для руководства и использования в работе "Положение о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информация, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора".
    Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлением Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 06.05.92 с учетом опыта работы эксплуатационных предприятий гражданской авиации Российской Федерации.
    
    Приложение: Положение о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора.
    
    

Зам. директора Департамента воздушного транспорта


В.В. Горлов

    


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Департамента
воздушного транспорта Минтранса
Российской Федерации

______________  В.В. Горлов
09.07.1992 г.


ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, ИСПЫТАНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, РЕГИСТРИРУЕМОЙ ШТАТНЫМИ БОРТОВЫМИ СРЕДСТВАМИ СБОРА
(В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ)



Москва, 1992

    

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    
    1.1. Настоящее Положение:
    1.1.1. разработано на основании Межведомственного Положения о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения устройств обработки параметрической информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора, утвержденного 9.04. - 22.06.84 и Положения о порядке разработки, испытания, внедрения и совершенствования программного обеспечения систем обработки информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами сбора, утвержденного постановлением Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 06.05.92 и определяет порядок разработки, испытания и внедрения программного обеспечения применительно к авиапредприятиям Российской Федерации, эксплуатирующим гражданскую авиационную технику;
    1.1.2. исходит из того, что программное обеспечение, в основном, поступает из авиационной промышленности вместе с создаваемой авиационной техникой, входит в состав РЭ и корректируется разработчиком воздушного судна при доработке конструкции воздушного судна, изменениях РЛЭ или перечня регистрируемых параметров;
    1.1.3. устанавливает порядок разработки, испытания и внедрения специализированных программ в интересах эксплуатационных предприятий в целях расширения области применения средств объективного контроля (СОК) для контроля техники пилотирования, состояния бортовых систем, расхода топлива, перегрузок, расходования ресурсов, летных характеристик воздушных судов и др., а также порядок корректировки действующих программ по предложениям эксплуатационных предприятий и научно-исследовательских организаций гражданской авиации;
    1.1.4. предназначено для предприятий, организаций, авиакомпании, ремонтных заводов, учебных заведений, эксплуатирующих гражданскую авиационную технику на территории Российской Федерации;
    1.1.5. учитывает следующие основные случаи проведения изменений программного обеспечения:
    - при проведении доработок воздушных судов, связанных с изменением их летно-технических характеристик;
    - при изменениях или дополнениях руководств по летной эксплуатации;
    - при изменениях и доработках регистрирующей аппаратуры, систем наземной обработки, перечней регистрируемых параметров;
    - по результатам специальных исследований или особым случаям, а также во всех других случаях (в том числе и опыта эксплуатации), связанных с требованиями эксплуатанта.
    1.2. Работы по разработке, испытаниям, внедрению и совершенствованию программного обеспечения выполняются на договорной основе.
    1.3. Настоящее Положение вводится в действие с момента его утверждения.
         

    2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТРОЙСТВ ОБРАБОТКИ
    
    Программное обеспечение устройств обработки должно позволять решать задачи оценки выполнения правил летной и технической эксплуатации воздушных судов, совершенствования правил летной эксплуатации воздушных судов, выявления отказных и предотказных состояний, контроля расхода топлива и ресурсов авиационной техники, качества захода на посадку, контроля за сохранением летных характеристик воздушных судов, диагностики их технического состояния и др.
    Полнота решаемых задач определяется контролепригодностью авиационной техники, перечнем параметров и составом алгоритмов.
    

    3. СОСТАВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ
    
    3.1. Решение задач, указанных в разделе 2, осуществляется средствами системного и специального программного обеспечения.
    3.2. Системное программное обеспечение включает операционную систему, текстовые редакторы и трансляторы принятых языков программирования, пакеты прикладных программ.
    3.3. Специальное программное обеспечение включает:
    - драйверы устройств ввода полетной информации, ориентированные на конкретный тип регистратора;
    - программы решения задач, указанных в п. 2, разработанные для каждого типа воздушного судна;
    - сервисные программы;
    - эксплуатационную и методическую документацию, определенную ТЗ на программное обеспечение.
         

    4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ИСПЫТАНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    
    4.1. К действующему программному обеспечению устройств обработки полетной информации, регистрируемой штатными бортовыми средствами объективного контроля относятся программы, прошедшие, согласно указанию ДВТ Минтранса РФ от 06.03.92 № ДВ1.2-10, испытания в эксплуатационных предприятиях или головной научно-исследовательской организации (ГосНИИ ГА) и введенные в действие органом государственного управления гражданской авиации (ДВТ Минтранса РФ, ранее - МГА).
    4.2. Действующее программное обеспечение, в случае необходимости, может быть скорректировано по инициативе и предложениям эксплуатационных предприятий и научных организаций гражданской авиации.
    В данном случае апробированные дополнения и изменения алгоритмов и программ, подлежат оценке научными организациями гражданской авиации (ГосНИИ ГА и при необходимости ГосНИИ "Аэронавигация"), должны пройти эксплуатационные испытания и введены в действие органом государственного управления гражданской авиации.
    Введенные в действие дополнения и изменения программного обеспечения подлежат передаче разработчику АТ для последующей авторской корректировки программ и, при необходимости, РЭ воздушных судов.
    4.3. Предложения, дополнения и изменения к действующим программам эксплуатанты авиационной техники направляют в ГосНИИ ГА (при необходимости ГосНИИ "Аэронавигация" по принадлежности) с обоснованием причин, протоколом (актом) результатов апробации и получаемого эффекта.
    4.4. ГосНИИ ГА (ГосНИИ "Аэронавигация") после оценки поступивших предложений в месячный срок сообщают авторам предложения свое заключение и организуют, в случае их принятия, через орган государственного управления их реализацию и проведение эксплуатационных испытаний.
    4.5. Прошедшие эксплуатационные испытания с положительным результатом дополнения и изменения программного обеспечения вводятся в действие органом государственного управления и направляются эксплуатантам авиационной техники и разработчику программ для последующей корректировки программного обеспечения и, при необходимости, РЭ.
    4.6. Исполнители, порядок разработки, испытаний и внедрения программного обеспечения на авиационную технику, поступившую в эксплуатационные предприятия без программного обеспечения, определяются в каждом конкретном случае отдельными решениями.
    4.7. Разработка специализированных программ производится:
    - эксплуатационными предприятиями по мере производственной необходимости;
    - институтами гражданской авиации по планам НИОКР и договорам;
    - ОКБ, институтами промышленности, исходя из требований программ ТОиР воздушных судов, а также по предложениям авиапредприятий.
    4.8. Тиражирование и распространение специализированных программ осуществляется владельцами программ после оценки программ ГосНИИ ГА (при необходимости ГосНИИ "Аэронавигация") с введением в действие ДВТ Минтранса РФ.
    4.9. Ведение, учет и контроль действующих алгоритмов и программ, допущенных к применению в авиапредприятиях Российской Федерации, осуществляет Департамент воздушного транспорта Минтранса Российской Федерации через ГосНИИ ГА.