УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
Федеральной авиационной
службы России
____________ В.В. Горлов
09.06.1997г.
№ 44/И
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОБМЕНА СВИДЕТЕЛЬСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ
1. Общие сведения.
1.1. Целями обмена свидетельств инженерно-техническому персоналу гражданской авиации являются дальнейшее совершенствование системы и правил выдачи свидетельств с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, приведение формы и содержания свидетельств в соответствие с политическими и структурными изменениями, происшедшими в стране и гражданской авиации, а также обновление учета ИТП и уровня их профессиональной подготовки.
1.2. Инструкция разработана в соответствии с требованиями международных стандартов и рекомендуемой практики по выдаче свидетельств авиационному персоналу и правилам, действующим в Российской Федерации.
1.3. Свидетельство является документом, подтверждающим компетентность его владельца в области технического обслуживания (ТО) воздушных судов (ВС). Виды работ по ТО ВС или ТО их систем, которые разрешено самостоятельно выполнять владельцу свидетельства, указываются в прилагаемых к свидетельству сертификатах, являющихся составной частью свидетельства.
1.4. Свидетельства обмениваются инженерам, авиатехникам и авиамеханикам, на которых оформлен допуск к самостоятельному выполнению работ по обслуживанию, диагностике и ремонту авиационной техники (AT).
1.5. Работа по обмену свидетельств ИТП проводится РКК РУ ФАС России и УТЭРАТ ФАС России под контролем ВКК ФАС России.
1.6. В соответствии с указанием ФАС России от "01"апреля 1997г. № 3.10-12 авиакомпания "Сервисаэротранс" изготавливает необходимое количество бланков новых свидетельств специалистов и сертификатов к ним. Для получения новых бланков свидетельств и сертификатов к ним РУ ФАС России собирают заявки авиапредприятий и авиакомпаний, оплативших стоимость свидетельств и сертификатов, и их копию представляют в авиакомпанию "Сервисаэротранс", которая по согласованию с ФАС России оплаченные новые бланки свидетельств и сертификатов в соответствии с доверенностью передает в РКК РУ ФАС России и УТЭРАТ ФАС России для их оформления и обмена специалистам авиапредприятий и авиакомпаний. Еженедельно авиакомпания "Сервисаэротранс" информирует ВКК ФАС России и УТЭРАТ ФАС России о выданых новых бланках свидетельств и сертификатов к ним.
Авиапредприятия, авиакомпании непосредственно подчиненные ФАС России, а также специалисты РУ ФАС России и начальники АТБ (технические директора) ряда авиакомпаний, которые будут определены дополнительно, получают свидетельства и сертификаты в ФАС России.
2. Порядок обмена свидетельств и сертификатов к ним.
2.1. Свидетельства и сертификаты к ним обмениваются специалистам по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту AT, изучившим конкретный тип ВС в сертифицированных учебных организациях, по завершению ими программы стажировки, утвержденной ФАС России для ВС данного типа, в авиапредприятии, сертифицированном на проведение стажировки по данному типу ВС, и допущенных приказом руководителя авиапредприятия к самостоятельному выполнению конкретных работ на изученном ВС или его системе.
2.2. Свидетельства и сертификаты к ним обмениваются РКК регионального управления ФАС России на основании представленных авиапредприятием (авиакомпанией) следующих документов:
1. Представления авиапредприятия, авиакомпании (заявление авиаспециалиста) о выдаче свидетельства и сертификата(тов).
2. Копии документа о специальном образовании специалиста.
3. Копии документа об изучении конкретного типа ВС (его системы);
4. Оформленной справки прохождения стажировки;
5. Приказа (выписки из приказа) о допуске к самостоятельному выполнению работ на изученном ВС (его системе).
6. Документа (копиия документа), подтверждающий прохождение ИТС последних курсов повышения квалификации.
2.3. На каждый тип ВС выдается отдельный сертификат.
Примечание: Для специалистов, выполняющих работы только в лабораториях АиРЭО, диагностики, неразрушающего контроля, расшифровки полетной информации и т.п., допускается выдача одного сертификата на несколько типов ВС.
2.4. Количество сертификатов, выдаваемых одному специалисту, ограничено числом ВС, на которое ФАС России разрешается оформление допуска к самостоятельному ТО, согласно пункту 3.1.3 НТЭРАТ-93.
2.5. Номера сертификатов и дата их выдачи вносится в пункт XII страницы 8-11 Свидетельства специалиста.
2.6. Регистрация обмененных свидетельств и сертификатов к ним ведется РУ ФАС России или УТЭРАТ ФАС России по специальностям, раздельно для инженеров, авиатехников и авиамехаников по эксплуатации и ремонту ЛАиД и АиРЭО. Регистрация ведется в журналах установленной формы (Приложение 2).
Примечание: Для облегчения учета и систематизации выданных свидетельств и сертификатов к ним разрешается ведение регистрации в компьютерном исполнении (WINDOWS ACCESS 2.0 или WORD FOR WINDOWS 6.0) с обязательным ведением "бумажной" копии журнала.
2.7. При выявлении РКК РУ ФАС несоответствия документов конкретного специалиста требованиям ФАС России (отсутствие специального образования, нарушение сроков прохождения КПК и т.п.) специалист должен в 2-х недельный срок подтвердить допуск к самостоятельному ТО данного типа ВС (его системы).
2.8. При подтверждении допуска сертификат выдается РКК РУ ФАС России владельцу и он получает право самостоятельно выполнять на данном типе ВС работы, указанные в сертификате.
2.9. В случае, если владелец сертификата не подтвердил на РКК РУ ФАС России необходимые теоретические знания и практические навыки выполнения работ на ВС, он должен пройти стажировку в объеме, установленном ФАС России для данного типа ВС (его системы) с последующей сдачей экзаменов в РКК РУ ФАС России не ранее чем через месяц после отклонения документов об обмене свидетельства и выдаче сертификата.
2.10. Если специалист при повторной проверке не подтвердил право на самостоятельное выполнение работ по ТО, сертфикат ему не оформляется, а право на подачу документов на получение сертификата он имеет не ранее, чем через год после повторной проверки.
2.11. После завершения процедуры обмена свидетельств и сертификатов к ним РУ ФАС России передает все материалы в ВКК ФАС России, в том числе и изъятые свидетельства специалистов старого образца для их утилизации.
3. Порядок заполнения и оформления свидетельств.
3.1. Срок действия свидетельства по времени не ограничен.
3.2. На каждого специалиста, допушенного к самостоятельному ТОиР AT и его систем в авиапредприятии, авиакомпании, в которой он работает, заводится 2 экземпляра учетной карточки (Приложение _), являющихся основным справочным документом при выписке свидетельства и сертификатов. Один экземпляр учетной карточки направляется в РУ ФАС России, второй хранится в авиапредприятии, авиакомпании.
3.3. Картотека на ИТП хранится в РУ ФАС России, обменявшей свидетельство, а копии - в авиапредприятии, где работает специалист.
3.4. В РУ ФАС России назначаются должностные лица, на которых возлагаются обязанности оформления свидетельств и сертификатов к ним, ведение учетных карточек, внесение в них изменений и дополнений.
3.5. Пункты свидетельства заполняются черной тушью (черной пастой) от руки, без подчисток, исправлений и помарок, буквами русского алфавита.
3.6. В пункте III уже отпечатаны серия и номер свидетельства.
3.7. В пункте IV указывается полностью фамилия, имя, отчество владельца свидетельства.
Примечание: В свидетельствах специалистов, направляемых в командировку для работы за рубежом, фамилия, имя и отчество специалиста могут записываться печатными буквами латинского алфавита, рядом с записями на русском языке.
3.8. В пункте IVa указывается год, месяц, дата рождения владельца свидетельства.
3.9. В пункте VI указывается гражданство владельца свидетельства. Например: "Российская Федерация" или "Россия".
3.10. В пункте VII владелец ставит свою подпись. На этой-же странице над подписью приклеивается фотокарточка владельца, сфотографированного в фас, без головного убора. Размер фотокарточки 4х5 см. Допускается как черно-белая, так и цветная фотография.
Фотокарточка и личная подпись заверяются гербовой печатью, РУ ФАС России место которой обозначено буквами "М.П.".
3.11. В пункте VIII указывается, какой организацией выдано свидетельство. Например: "Архангельским региональным управлением Федеральной авиационной службы России" или "РКК Архангельского РУ ФАС России".
3.12. В пункте IX указаны права владельца свидетельства.
3.13. В пункте X указывается должность лица, выдавшего свидетельство, ставится его подпись и дата выдачи свидетельства.
3.14. В пункте XI на месте, обозначенном буквами "М.П." ставится гербовая печать РУ ФАС России или ФАС России, выдавшей свидетельство.
3.15. В пункте XIII на странице 6 и 7 указываются ограничения или специальные права предоставляемые владельцу свидетельства, дата и номер приказа. Например: "Допущен к проверкам и аттестации средств измерения" "Приказ начальника ... от 15.06.95 г. № 14"
В пункте XIII - на странице 8-11 указываются тип ВС, на техническое обслуживание (ремонт) которого выдан сертификат, номер и дата его выдачи, дата и причина изъятия сертификата. Например: "Ту-154М - № 000001 - 07.07.95 г." и "14.12.95 г. - за нарушение угрожающее БП"
3.16. В пункте XIV на странице 12 указывается специальность владельца свидетельства. Например: "Инженер по ТЭ летательных аппаратов и двигателей".
В пункте XIV на странице 13-15 указывается место его работы владельца свидетельства. Например: "техник по эксплуатации радиооборудования ВС Авиакомпания "Внуковские Авиалинии" Приказ генерального Директора от "_"__19_г. N __".
4. Порядок заполнения и оформления сертификатов.
4.1. Сертификат на самостоятельное выполнение работ по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту AT предоставляется инженерам на 36 месяцев, а авиатехникам и авиамеханикам на 24 месяца, о чем производится запись в графе "срок действия допуска" пункта ХII сертификата.
Примечание: Без свидетельства сертификат не действителен.
4.2. При обмене свидетельств нового образца в сертификаты, прилагаемые к свидетельству, вносятся только те работы, на выполнение которых авиаспециалист имеет действуюший допуск.
4.3. Внесенные в сертификат квалификационные отметки дают его владельцу право на выполнение соответствуюших работ:
4.3.1 только в отношении тех типов ВС, на которые имеется сертификат;
4.3.2 на тех частях (системах) ВС и в объеме, указанных конкретно;
4.3.3 при условии, что специалист ознакомился со всей необходимой текущей документацией, касающейся ТО данного типа ВС и;
4.3.4 при условии, что за 24 предшествующих месяца владелец сертификата выполнял работы по ТО, указанные в сертификате, не менее 12 месяцев.
4.4. Работы, на выполнение которых авиаспециалист имел допуск, но не выполнял их более 12 месяцев, в выдаваемые сертификаты не вносятся, а на ВС, которые специалист не обслуживал более 12 месяцев, сертификаты не выдаются.
4.5. После подтверждения допуска к самостоятельному выполнению работ на этих ВС в установленном порядке, авиаспециалисту выдаются и регистрируются в свидетельстве сертификаты на эти ВС.
4.6. В пункте III уже имеется номер сертификата.
4.7. В пункт IV вносятся фамилия, имя и отчество владельца сертификата буквами русского алфавита.
Примечание: В сертификатах, выдаваемых специалистам, направляемым в командировку для работы за рубежом, фамилия, имя и отчество могут записываться печатными буквами латинского алфавита.
4.8. В пункте IVa указывается год, месяц, дата рождения владельца сертификата.
4.9. В пункт VI вносится гражданство владельца сертификата.
4.10. В пункте VIII указывается наименование организации, выдавшей сертификат и ставится подпись лица выдавшего сертификат и дата выдачи.
4.11. В пункте XI, на месте, обозначенном "М.П.", ставится печать организации, выдавшей сертификат.
4.12. В пункте ХII на лицевой стороне сертификата указывается тип ВС, для выполнения работ на котором выдан сертификат, а на оборотной стороне указывается:
4.12.1. В графе "специальность" - специальность (система), по которой оформлен допуск к самостоятельному выполнению работ;
Например: СД(ВД) - самолет (вертолет), двигатель;
ЭО - электрооборудование;
ПО - приборное оборудование;
РО - радиооборудование;
ПЛ - планер;
ДВ - двигатель;
БО - бытовое оборудование и т.п.
4.12.2. В графе "Вид работ" - работы, к выполнению которых допущен владелец сертификата.
Например: " Оперативное ТО по ФА, ФБ...", "Периодическое ТО по Ф1, Ф2...", "Запуск двигателей", "Буксировка" и т.п.
4.12.3. В графе "Срок действия допуска" ставится штамп "До ..." и проставляется дата окончания допуска к выполнению работ, указанных в сертификате.
4.13. Владелец сертификата лишается права выполнять обязанности, указанные в пункте ХII сертификата в случаях:
- утеря свидетельства или сертификата;
- наличие исправлений или подчисток в свидетельстве или сертификате;
- окончание срока действия допуска к выполнению конкретных работ, указанных в графе "вид работ" пункта ХII сертификата;
- приостановки действия или изъятие сертификата за нарушения совершенные в период выполнения служебных обязанностей и угрожающие безопасности полетов, или перевода (перехода) на работу в другое РУ ФАС России.
Начальник УТЭРАТ |
Председатель ВКК |
Приложение 1
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА №____
1. |
|
|
10. |
Изменение класса (разряда) | |||||||||||
|
(фамилия) |
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
Присвоен |
Дата |
№ приказа |
Прим. | ||||||||
|
(имя, отчество) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
2. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
(число, месяц, год рождения) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
3. |
Образование |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
какое учебное |
|
|
| ||||||||||
|
заведение окончил, когда |
|
11. |
Учеба по повышению квалификации | |||||||||||
4. |
Специальность по образованию |
|
|
|
Тип ВС |
Место |
Дата |
Оценка |
Прим. | ||||||
|
|
|
|
|
|
сборов |
сборов |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
5. |
Основная специальность |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
6. |
Принят на работу |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
(№ приказа) |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
7. |
Цех, отдел |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
8. |
Переведен |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
(№ приказа) |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
9. |
Уволен |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
(№ приказа, причина) |
|
|
|
|
|
|
|
12. Изучение авиационной техники, допуск к самостоятельному обслуживанию:
Тип |
Место |
Дата |
Удостовер. |
Место и дата |
Дата и № приказа о допуске к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВ И СЕРТИФИКАТОВ К НИМ
_________________________________________
(наименование Организации по ТО)
№ |
Фамилия Имя |
Под- |
Серия |
Дата |
Выданы сертификаты |
Дата выдачи |
Рос- |
Осо- | |
|
|
Цех, Участок |
|
|
Тип ВС |
№№ Сертиф. |
|
полу- |
ки |
1. |
Иванов Иван Иванович |
Цех 1 |
R-1 |
18.05.97 |
Ту-154М |
000018 |
18.05.97 |
|
|
Примечание: Журнал ведется отдельно для инженеров по ТЭ ЛАиД, инженеров АиРЭО, авиатехников и авиамеханников по ТЭ ЛАиД, авиатехников АиРЭО.