Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004825.htm

Телеграмма ГС ГА России

от 06.01.04                                           № 060700

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 1


    

    НАЧАЛО 2004 Г. СОПРОВОЖДАЛОСЬ РЯДОМ ИНЦИДЕНТОВ, ТРЕБУЮЩИХ ПРИНЯТИЯ ОПЕРАТИВНЫХ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОЛЖНОГО УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АЭРОПОРТАХ И АВИАКОМПАНИЯХ. НЕСМОТРЯ НА НЕКОТОРОЕ СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАБОТ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ПРАЗДНИЧНЫМИ ДНЯМИ, В ТЕЧЕНИЕ 5 ДНЕЙ 2004 ГОДА ПРОИЗОШЛА ОДНА АВАРИЯ, ЗАФИКСИРОВАНО 2 СЛУЧАЯ ВЫКАТЫВАНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП (РД), 6 СЛУЧАЕВ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛОПАТОК ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.
    КРОМЕ ЭТОГО, 29 ДЕКАБРЯ 2003Г. ПРОИЗОШЛО ДВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯ, СВЯЗАННЫХ С ГИБЕЛЬЮ ПАРАШЮТИСТОВ:
    - НА АЭРОДРОМЕ МАГАДАН ПРИ ДЕСАНТИРОВАНИИ С ВЕРТОЛЕТА МИ-8 № 22874 АВИАКОМПАНИИ "ИКАР" ПОГИБ ИНСТРУКТОР-ПАРАШЮТИСТ.
    - НА АЭРОДРОМЕ МАХАЧКАЛА ПРИ ДЕСАНТИРОВАНИИ С ВЕРТОЛЕТА МИ-8 № 22859 АВИАКОМПАНИИ "АВИАЛИНИИ ДАГЕСТАНА" ПОГИБЛА ПАРАШЮТИСТКА РОСТО-ДОСААФ.
    4 ЯНВАРЯ 2004 Г. В РАЙОНЕ ВАРАНДЕЯ ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т № 25359 АВИАКОМПАНИИ "КОМИАВИАТРАНС".
    ЭКИПАЖ ВЕРТОЛЕТА В СОСТАВЕ КВС НЕНАРТОВИЧА А.Э. (2 КЛАСС, ОБЩИЙ НАЛЕТ 7184 ЧАСА, В КАЧЕСТВЕ КВС 436 ЧАСОВ), ПРОВЕРЯЮЩЕГО ПИЛОТА-ИНСТРУКТОРА ХАТКОВА В.З. (2 КЛАСС, ОБЩИЙ НАЛЕТ 4981 ЧАС, В КАЧЕСТВЕ КВС 881 ЧАС, В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУКТОРА 267 ЧАСОВ), ВТОРОГО ПИЛОТА ЕРМОЛЕНКО А.Е. (3 КЛАСС, ОБЩИЙ НАЛЕТ 2168 ЧАСОВ) И БОРТМЕХАНИКА ЛОЙКО С.Д. (1 КЛАСС, ОБЩИЙ НАЛЕТ 6862 ЧАСА) ВЫПОЛНЯЛ ТРАНСПОРТНО-СВЯЗНОЙ ПОЛЕТ ПО МАРШРУТУ ПЕЧОРА-УСИНСК-ХАРЬЯГА-БУРОВАЯ "ТОБОЙ-1". КРОМЕ 4 ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА НА БОРТУ ВЕРТОЛЕТА НАХОДИЛОСЬ ТАКЖЕ 2 СОПРОВОЖДАЮЩИХ 1,7 ТОННЫ ГРУЗА.
    ПО НАРЬЯН-МАРСКОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ ПРОИЗОШЛО АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ПРОГНОЗИРОВАЛИСЬ: ВЕТЕР 250 ГРАДУСОВ 18 М/С, ТЕМПЕРАТУРА МИНУС 7 ГРАД. ВИДИМОСТЬ 4000 М, НИЗОВАЯ МЕБЕЛЬ, ЛИВНЕВОЙ СНЕГ, НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ОБЛАЧНОСТИ 450 МЕТРОВ.
    МЕТЕОУСЛОВИЯ В РАЙОНЕ ПОСАДКИ ПО АМСГ АЭРОПОРТА ВАРАНДЕЙ: ВЕТЕР 250 ГРАД 10-13 М/С, ВИДИМОСТЬ 3000 М, ЛИВНЕВОЙ СНЕГ,НИЗОВАЯ МЕТЕЛЬ, ОБЛАЧНОСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ, НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ОБЛАЧНОСТИ 360, ТЕМПЕРАТУРА МИНУС 7 ГРАДУСОВ.
    ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ДАННЫМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ НА ПЛОЩАДКУ БУРОВОЙ "ТОБОЙ-1" В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И НИЗОВОЙ МЕТЕЛИ ВЕРТОЛЕТ ЗАЦЕПИЛ РУЛЕВЫМ ВИНТОМ ЗА ЗЕМЛЮ НА УДАЛЕНИИ ОКОЛО 1000 МЕТРОВ ОТ ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ И ОПРОКИНУЛСЯ НА ЛЕВЫЙ БОРТ. В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ВС ПОЛУЧИЛО ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ. ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ.
    АНАЛОГИЧНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ ПРОИСХОДЯТ ПРАКТИЧЕСКИ ЕЖЕГОДНО И В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ СВЯЗАНЫ С НЕКАЧЕСТВЕННЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВНИМАНИЯ В ЭКИПАЖЕ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОТСУТСТВИЕМ КОНТРОЛЯ ЗА ПАРАМЕТРАМИ СНИЖЕНИЯ, ОШИБКАМИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ МАНЕВРА ЗАХОДА НА ПОСАДКУ, НЕСВОЕВРЕМЕННЫМ ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ ОБ УХОДЕ НА ВТОРОЙ КРУГ.
    В ТЕЧЕНИЕ 2003Г. НЕОДНОКРАТНО УКАЗЫВАЛОСЬ НА РАСТУЩЕЕ ЧИСЛО ИНЦИДЕНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ВЫКАТЫВАНИЕМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП И РД ПРИ ВЗЛЕТЕ, ПОСАДКЕ И РУЛЕНИИ. НАЧАЛО 2004 Г. МОЖЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О СОХРАНИВШЕЙСЯ НЕГАТИВНОЙ ТЕНДЕНЦИИ.
    30 ДЕКАБРЯ 2003Г. НОЧЬЮ, В СЛОЖНЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ, ПРИ ПОСАДКЕ НА АЭРОДРОМЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ ПРОИЗОШЛО ВЫКАТЫВАНИЕ САМОЛЕТА ТУ-154М № 85149 АВИАКОМПАНИИ "АЭРОФЛОТ-ДОН". ЭКИПАЖ ВС, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДИЛ ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ЛЕТНОГО ОТРЯДА ПАВЛОВ С.А., ВЫПОЛНЯЛ РЕЙС ПО МАРШРУТУ ШАРМ-ЭЛЬ-ШЕЙХ - РОСТОВ-НА-ДОНУ. КРОМЕ 10 ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА И ДВУХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИАС НА БОРТУ ВС НАХОДИЛОСЬ ТАКЖЕ 162 ПАССАЖИРА.
    МЕТЕОУСЛОВИЯ ПРИ ПОСАДКЕ: ВЕТЕР 70 ГРАДУСОВ 4-6 М/С, ВИДИМОСТЬ 150 МЕТРОВ, ПО ОВИ 400 МЕТРОВ, НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ОБЛАЧНОСТИ 60 МЕТРОВ, ТЕМПЕРАТУРА МИНУС 3 ГРАДУСА, КОЭФФИЦИЕНТ СЦЕПЛЕНИЯ 0,5. ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ С КУРСОМ 40 ГРАДУСОВ САМОЛЕТ УКЛОНИЛСЯ ВЛЕВО, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО НА УДАЛЕНИИ ПРИМЕРНО 450 МЕТРОВ ОТ ТОРЦА ВПП БЫЛ СБИТ ФОНАРЬ СВЕТОСИСТЕМЫ ОВИ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ САМОЛЕТ БЫЛ ВЫВЕДЕН НА ОСЬ ВПП. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫКАТЫВАНИЯ БЫЛИ ВНЕШНИЕ СТОРОНЫ ПОКРЫШЕК ЛЕВОЙ ТЕЛЕЖКИ ШАССИ (ПОРЕЗЫ). О ФАКТЕ ВЫКАТЫВАНИЯ ЭКИПАЖ НЕ ДОЛОЖИЛ. ПОВРЕЖДЕНИЕ ОГНЕЙ ВПП И СЛЕДЫ ВЫКАТЫВАНИЯ НА БОКОВУЮ ПОЛОСУ БЕЗОПАСНОСТИ БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ 2 ЯНВАРЯ ПРИ ОСМОТРЕ ВПП. ПРОВОДИТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ.
    2 ЯНВАРЯ 2004 Г. В ПРОЦЕССЕ РУЛЕНИЯ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАРТ АЭРОДРОМА ШЕРЕМЕТЬЕВО ПРОИЗОШЛО ВЫКАТЫВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РД НА ГРУНТ НА 2 МЕТРА ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ САМОЛЕТА А-319 АВИАКОМПАНИИ "АЭРОФЛОТ-РАЛ". ПРОВОДИТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ. КАК УЖЕ ОТМЕЧАЛОСЬ, ЗА ПЕРИОД С 1 ПО 5 ЯНВАРЯ ПОСТУПИЛА ИНФОРМАЦИЯ О 6 СЛУЧАЯХ ПОПАДАНИЯ В ДВИГАТЕЛИ ВС ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ. ПРИ ЭТОМ 5 СЛУЧАЕВ ЗАФИКСИРОВАНО НА ВС С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПИЛОНЕ ПОД КРЫЛОМ.
    3 И 4 ЯНВАРЯ 2004 Г. ПРИ ПОСЛЕПОЛЕТНЫХ ОСМОТРАХ В АЭРОПОРТУ ВНУКОВО БЫЛИ ЗАФИКСИРОВАНЫ СЛУЧАИ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ В ДВИГАТЕЛИ САМОЛЕТОВ ТУ-214 ГТК "РОССИЯ". 3 ЯНВАРЯ ПРИ ОСМОТРЕ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА ТУ-214 № 64504 В ТРАКТЕ ДВИГАТЕЛЯ № 1 БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ (БУМАГА, ЦЕЛЛОФАН). САМОЛЕТ ВЫПОЛНЯЛ ПЕРЕГОНОЧНЫЙ ПОЛЕТ ШЕРЕМЕТЬЕВО-ВНУКОВО.
    4 ЯНВАРЯ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЙСА СОЧИ-ВНУКОВО БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛОПАТОК ДВИГАТЕЛЯ № 2 САМОЛЕТА ТУ-214 № 64506.
    АНАЛОГИЧНЫЕ СЛУЧАИ БЫЛИ ОТМЕЧЕНЫ НА САМОЛЕТАХ ОАО "АЭРОФЛОТ-РАЛ".
    ПОВРЕЖДЕНИЯ БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ:
    - 2 ЯНВАРЯ НА ДВИГАТЕЛЕ № 1 САМОЛЕТА ИЛ-96 № 96005 ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЙСА ЖЕНЕВА-ШЕРЕМЕТЬЕВО,
    - 3 ЯНВАРЯ НА ДВИГАТЕЛЕ № 1 САМОЛЕТА ТУ-134 № 65568 ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЙСА КРАСНОДАР-ШЕРЕМЕТЬЕВО. ДВИГАТЕЛЬ ПОДЛЕЖИТ ДОСРОЧНОМУ СЪЕМУ.
    - 3 ЯНВАРЯ НА ДВИГАТЕЛИ № 1 САМОЛЕТА ИЛ-96 № 96010 ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА ШЕРЕМЕТЬЕВО-БАНГКОК. ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДАННОГО САМОЛЕТА В ШЕРЕМЕТЬЕВО ДОПОЛНИТЕЛЬНО БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛОПАТОК ДВИГАТЕЛЯ № 2.
    1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНТРАНСА РОССИИ ДОВЕСТИ НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДО ВСЕХ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГА.
    2. РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНИЗАЦИЙ ГА ИЗУЧИТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ С КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩИМ, КОМАНДНО-ЛЕТНЫМ, ЛЕТНЫМ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ И РАБОТНИКАМИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ,
    2.1. НА ОЧЕРЕДНЫХ РАЗБОРАХ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА:
    - ПОРЯДОК ВЫБОРА СКОРОСТИ РУЛЕНИЯ ПО РАБОЧЕЙ ЧАСТИ ЛЕТНОГО ПОЛЯ, ПОКРЫТОГО УКАТАННЫМ СНЕГОМ, ЛЬДОМ И СЛЯКОТЬЮ,
    - ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКАТЫВАНИЕМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП,
    - ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЛОПАТОК ДВИГАТЕЛЕЙ,
    2.2. С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ:
    - ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕЙСТВИЯМ ЭКИПАЖА В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА С НАЗЕМНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ НА КОНЕЧНОМ ЭТАПЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТОВ С ПРОВЕРЯЮЩИМ НА БОРТУ.
    - ОБЕСПЕЧИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЭКИПАЖАМИ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕБОВАНИЙ РЛЭ ПО ВЫДЕРЖИВАНИЮ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ВЫСОТЫ И СКОРОСТИ НА ГЛИССАДЕ С УЧЕТОМ ВСТРЕЧНОЙ (ПОПУТНОЙ) СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ВЕТРА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТОВ С ПОСАДКАМИ НА ПЛОЩАДКИ, ПОДОБРАННЫЕ С ВОЗДУХА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И НИЗОВОЙ МЕТЕЛИ,
    - ПОРЯДОК АНАЛИЗА ФАКТИЧЕСКИХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВНЕТРАССОВЫХ ПОЛЕТОВ (ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ И САМОЛЕТОВ 4 КЛАССА).
    2.2. УКАЗАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ АЭРОДРОМНЫХ СЛУЖБ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ К КОНТРОЛЮ ЗА СОСТОЯНИЕМ АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОЧИСТКИ ЛЕТНОГО ПОЛЯ, СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЗАМЕРА КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ.
    
    РУДАКОВ.