Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004886.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА

17.12.2003 г.

Москва

№ 16



О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕГИЙ МИНТРАНСА РОССИИ И РОСАВИАКОСМОСА ОТ 30.12.2002 № 18/8 Р "ОБ ОБНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ"



    Заслушав и обсудив доклад Руководителя Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.В. Елистратова, Совет отмечает, что федеральными органами исполнительной власти, ответственными за государственное регулирование деятельности гражданской авиации и авиационной промышленности, во исполнение постановления коллегий Минтранса России и Росавикосмоса от 30 декабря 2002 г. № 18/8р проведена определенная работа по решению вопросов поддержания летной годности и созданию условий для обновления парка воздушных судов гражданской авиации.
    Разработаны и утверждены Росавиакосмосом 08.07.03 и Минтрансом РФ 16.07.03 "Приоритетные направления 2003 года ФЦП "Развитие гражданской авиационной технике России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года".
    Обеспечено привлечение ведущих авиакомпаний гражданской авиации к проведению конкурсов по созданию региональных и ближнемагистральных воздушных судов.
    Утверждена 27.02.03 - 12.03.03 Минтрансом России, Росавиакосмосом и Межгосударственным авиационным комитетом "Целевая комплексная программа поддержания летной годности воздушных судов гражданской авиации до 2010 года (в части обеспечения ресурсов и сроков службы)".
    Утверждена 09.12.02-07.02.03 "Комплексная программа работ на период 2003-2010 годы по проблемам снижения шума, эмиссии и точности навигации отечественных самолетов и вертолетов в обеспечение требований норм ИКАО и ЕС".
    Обеспечен приоритет при лицензировании воздушных линий повышенного спроса для авиационных предприятий, эксплуатирующих отечественные воздушные суда нового поколения.
    Проводится комплекс мероприятий по укрупнению российских авиакомпаний с целью улучшения их финансового состояния и создания условий для обновления парка ВС. С 2001 года по настоящее время количество компаний сокращено с 296 до 215. В целях совершенствования государственного регулирования деятельности авиакомпаний приказом Минтранса России от 04.02.03 № 11 введены в действие новые Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", которые предусматривают более жесткие требования к эксплуатантам гражданской авиации в вопросах поддержания летной годности воздушных судов, обеспечения безопасности полетов и качества предоставляемых услуг.
    Обеспечена организация послепродажного обслуживания самолетов Ту-204, Ту-214 ОАО "Туполев-Сервис" на базе Центра ТОиР ЗАО "АТБ Домодедово". Складские помещения выделены, персонал подготовлен, комплектующие изделия в количестве 27 единиц поставлены в конце 2002 г. В настоящее время на складе находится 7 изделий, остальные взяты ОАО "Туполев" на проверку.
    Проведена ревизия агрегатов и комплектующих изделий для выявления некондиционных компонентов воздушных судов. Некондиционные компоненты изъяты из эксплуатации.
    Приказом Минтранса России от 16.05.03 № 132 утверждены Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации". Федеральные авиационные правила предусматривают проверку эксплуатационной и пономерной документации, включая документацию компонентов воздушных судов.
    Приняты меры по организации доработки воздушных судов средствами для выполнения полетов в условиях сокращенных норм вертикального эшелонирования на высотах более 8100 м, системами предупреждения столкновения самолетов с землей и в воздухе, двумя аварийными радиомаяками, один из которых является автоматическим.
    Вместе с тем, до конца не решены следующие проблемные вопросы, требующие активного участия предприятий и организаций Росавиакосмоса.
    До настоящего времени в гражданской авиации Российской Федерации в эксплуатации выявляются компоненты ВС, имеющие ограниченные сроки и ресурсы, пономерная документация которых имеет признаки недостоверности. Основными источниками поставок компонентов ВС, аутентичность которых не подтверждается, являются организации-поставщики, занимающиеся посреднической деятельностью. Представители организаций-поставщиков предлагают ввести на коммерческой основе систему сертификации (регистрации) поставщиков, включая посредников, то есть одобрять их деятельность.
    Государственная служба гражданской авиации Минтранса России считает необходимым обеспечить прямые поставки компонентов ВС от заводов-изготовителей, для чего предприятиям промышленности организовать региональные консигнационные склады.
    Подготовлен проект Положения о порядке создания гражданской авиационной техники, предусматривающий вопросы внедрения тренажеров, совершенствования технического обслуживания и ремонта и послепродажного обеспечения запасными частями. Проект Положения не согласован государственной службой гражданской авиации Минтранса России, так как в нем декларируется, что два органа исполнительной власти осуществляют государственный контроль летной годности при эксплуатации. Росавиакосмосу предоставляется функция ограничения или остановки эксплуатации ВС. Это противоречит нормам ИКАО.
    Не отработан механизм по стимулированию объединения усилий и консолидации средств авиационных предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности для создания региональных тренажерных центров с современными комплексными тренажерами.
    Не разработаны нормативные документы по производству и обеспечению эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов ремонтно-групповьми комплектами, запасными частями и комплектующими изделиями в период всего жизненного цикла типа воздушных судов. Представленный проект Решения Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России "О порядке  послепродажного обеспечения эксплуатации новой авиационной техники" не согласован ГСГА, так как он не устанавливает порядок, а предлагает спорные направления решения вопроса, включая освобождение от НДС, увеличение стоимости воздушного судна на 20% для обеспечения гарантийного обслуживания.
    Не разработаны совместно с авиационными предприятиями рекомендации по формированию инвестиционного договора на постройку воздушных судов, предусмотрев гарантии инвесторам по сохранению вкладываемых финансовых средств.
    Не подготовлен план-график выполнения доработок самолетов Ту-154М по доведению шумовых характеристик до требований главы 3 Приложения 16 ИКАО минус 5 дБ, так как работы по доведению двигателя Д-30КУ-154 до требований главы 3 минус 5дБ не закончены до настоящего времени.
    Работы по сертификации самолета Ту-334 в полном объеме требований ТЗ в 2003 году не будут завершены.
    Проект новой редакции положения об авторском сопровождении эксплуатации гражданской авиационной техники со стороны разработчика и производителя находится в стадии согласования. В нем предлагается авторское сопровождение вести на основе двухсторонних договоров между эксплуатантом и разработчиком, а группам авторского надзора фактически дублировать в авиапредприятии процессы сертификации ТО и экземпляра ВС.
    Не завершена взаимная с разработчиками и изготовителями сверка эксплуатационной документации авиационной техники согласно рекомендациям ИКАО и допоставка в ГС ГА Минтранса России недостающей документации.
    Не подготовлены главные перечни минимального оборудования по воздушным судам типа Як-42, Ту-154М, Ил-62М, Ил-76Т, Ил-76ТД.
    Не разработаны программы технического обслуживания и ремонта на весь жизненный цикл воздушных судов.
    В целях завершения выполнения постановления коллегий Минтранса России и Росавиакосмоса от 30 декабря 2002 г. № 18/8р "Об обновлении гражданской авиационной техники и мерах по совершенствованию государственного регулирования поддержания летной годности воздушных судов" Совет постановляет:
    

    1. Руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации А.В. Елистратову :
    1.1. Провести дополнительную работу с предприятиями и организациями Росавиакосмоса по решению вопросов, предусмотренных постановлением коллегий Минтранса России и Росавиакосмоса от 30 декабря 2002 г. № 18/8р и находящихся в их компетенции. Срок - 2 квартал 2004 г.;
    1.2. До 1 февраля 2004 года подготовить обращение первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации, руководителя государственной службы гражданской авиации в Росавиакосмос по вопросу выполнения в полном объеме постановления коллегий Минтранса России и Росавиакосмоса от 30 декабря 2002 г. № 18/8р, включая приведение в актуальное состояние эксплуатационной документации, ведущейся в ГС ГА Минтранса России;
    1.3. В первом квартале 2004 года провести совместное заседание Научно-технического советов государственной службы гражданской авиации Минтранса России и Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета по вопросам:
    - рассмотрения Положения о порядке создания гражданской авиационной техники;
    - рассмотрения Положения об авторском сопровождении эксплуатации гражданской авиационной техники;
    - совершенствование ведения эксплуатационной документации авиационной техники в ГС ГА Минтранса России и авиапредприятиях.
    2. Руководителю Департамента летных стандартов Е.Н. Лобачеву, руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации А.В. Елистратову совместно с предприятиями и организациями Росавиакосмоса подготовить межведомственное решение об организации работ по модернизации комплексных тренажеров для приведения их в соответствие эксплуатируемого парка воздушных судов. Срок - 2 квартал 2004 г.
    3. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России совместно с руководителями авиационных предприятий:
    3.1. Организовать разработку перспективных планов обновления до 2010 года парка воздушных судов нового поколения российского производства в соответствии с мероприятиями подпрограммы "Гражданская авиация". Срок 1 квартал 2004 г.;
    3.2. Провести проверку аутентичности комплектующих изделий воздушных судов и соответствия эксплуатационной документации эталонным образцам. Результаты доложить в государственную службу гражданской авиации Минтранса России. Срок -1 квартал 2004 г.
    4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации, члена Совета государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.В. Елистратова.
    

    
    

Председатель Совета,
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации


А.В. Нерадько