Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93005024.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

30.01.2004 г. № 24.10-12 ГА
На № _________________

Начальникам ОМТУ, МТУ, ТУ ГА
Минтранса РФ

Руководителям авиакомпаний
и авиапредприятий

Генеральному директору
ГосНИИ ГА



    Для оценки эффективности мероприятий по выявлению и устранению коррозионных дефектов, а также для усиления контроля в процессе эксплуатации за техническим состоянием воздушных судов предлагаю:
    1. Ввести в действие "Паспорт коррозионного состояния воздушного судна (ВС)" и "Правила ведения паспорта коррозионного состояния ВС", утвержденные ДПЛГ ГВС и ТР ГА МТ России 30.01.2004г.
    2. Руководителям предприятий ГА:
    2.1. Ведение "Паспортов коррозионного состояния ВС" нового образца осуществлять, начиная с 5.04.2004г.
    2.2. Сохранить в качестве приложения к "Паспортам" нового образца все "Паспорта", заполненные ранее в соответствии с Указанием от 23.01.98. № 3.10-3.
    2.3. Обеспечить ведение "Паспортов коррозионного состояния ВС" нового Образца по каждому ВС.
    2.4. Организовать изучение техническим персоналом "Правил ведения паспорта коррозионного состояния ВС".
    3. Указание от 23.01.1998г. № 3.10-3 считать утратившим силу.
    4. Контроль за выполнением настоящего Указания оставляю за собой.
    
    Приложение: Паспорт коррозионного состояния ВС.
    
    

Зам. руководителя Департамента ПЛГ ГВС и ТР ГА


Ю.И. Евдокимов

    

    
ЛИСТ ВИЗИРОВАНИЯ

От ГосНИИ ГА

От ОАО "Туполев"

Директор НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА

Громов М.С

Главный конструктор

Шенгардт А.С.

Начальник отдела 133

Шапкин В.С.

Зам. директора ЦКБ
Главный технолог


Садков В.В.

Нач. лаб. №2 отдела 133

Котелевец Н.А.

 

 

Начальник отдела 134

Харламов А.В.

 

 

Начальник отдела 136

Далецкий С.В.

 

 

Начальник отдела 137

Миколайчук Ю.А.

 

 

Нач. лаб. №3 отдела 133

Метелкин Е.С.

 

 

От ОАО АК им. С.В. Ильюшина

От ОАО им. А.С. Яковлева

Главный конструктор

Папковский Р.П.

Зам. Главного конструктора

Сахин В.Х.

Зам. Главного конструктора

Сахаров В.П.

Начальник отдела

Кириллов В.А.

    


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИИ

ПАСПОРТ

КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ



ВОЗДУШНОЕ СУДНО: (Тип ВС)

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: (Бортовой №)

ЗАВОДСКОЙ №:

ДАТА ВЫПУСКА:

ВЛАДЕЛЕЦ:

ЭКСПЛУАТАНТ:



Государственная служба ГА МТ РФ

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель руководителя департамента
ПЛГ и ТРВС ГА

______________ Ю.И. Евдокимов

30 января 2004г.

ПРАВИЛА
ведения паспорта коррозионного состояния воздушного судна (ВС)

Общие требования

    К работам по заполнению и ведению паспорта в установленном порядке допускаются специалисты служб эксплуатирующих, ремонтных предприятий, а также предприятий, выполняющих формы ТО (в т.ч. трудоемкие), изучившие настоящую инструкцию и выполняющие её требования.
    К работам по технологии обнаружения и устранения коррозионных повреждений конструктивных элементов планера ВС, их ремонта и проведения антикоррозионной защиты допускаются лица, прошедшие специальное обучение, проверку навыков и знаний технологий, а также прошедшие обучение и проверку знаний по технике безопасности.
    К работам по обнаружению коррозии методами неразрушающего контроля (НК) допускаются специалисты не ниже второго квалификационного уровня по применяемым методам НК или лица, прошедшие специальное обучение по программам и методикам, согласованным с ГосНИИ ГА.
    К работам по дополнительной защите от коррозии допускаются специалисты, прошедшие обучение в соответствии с Решением ФАС РФ № 3.10-56 от 15.07.98г. и имеющие право на выполнение этих работ.
    Указание. Настоящие правила являются обязательным приложением к "Паспорту коррозионного состояния ВС".
    

1. Введение

    1.1. Паспорт коррозионного состояния конструктивных элементов планера ВС служит для контроля за коррозионным состоянием указанных конструктивных элементов в целях:
    - систематизации информации об обнаруженных коррозионных повреждениях и сведении накопленной информации в единый документ для поддержания летной годности ВС на заданном уровне;
    - систематического контроля за коррозионным состоянием конструктивных элементов конструкции планера ВС (в т.ч. при проведении форм периодического ТО);
    - дополнительного учета наработки ВС в условиях эксплуатации, способствующих более раннему образованию коррозионных повреждений и их быстрому развитию:
    - выявления мест конструкций, требующих введения инструментальных методов НК с целью обнаружения коррозионных дефектов на ранней стадии их развития;
    - определения объемов и периодичности необходимых профилактических работ по антикоррозионной защите конструктивных элементов планера ВС;
    - совершенствования конструкции ВС с точки зрения обеспечения коррозионной стойкости.
    1.2. "Паспорт" является неотъемлемой частью эксплуатационной документации ВС .
    1.3. В "Паспорт" вносится вся необходимая информация об условиях эксплуатации ВС, обо всех случаях обнаружения коррозионных повреждений, методах и способах их устранения, об последующих доработках и ремонтах, о профилактической антикоррозионной защите конструкций.
    

2. Порядок ведения "Паспорта"

    2.1. Ответственным за наличие, сохранность и ведение п.п. № 1-12 "Паспорта" является начальник АТБ (технический директор) авиапредприятия, эксплуатирующего ВС;
    2.2. Ответственным за заполнение гр. 13-19 является:
    - начальник (технический директор) предприятия, выполняющего формы ТО (в т.ч. трудоемкие) на ВС;
    - главный инженер АРЗ.
    2.3. Оформленный "Паспорт" хранится вместе с формулярами ВС.
    2.4. Основной частью "Паспорта" является таблица, в которую заносятся в соответствии с п.2.8. необходимые сведения. При этом записи должны быть выполнены машинописным шрифтом (можно вручную), отчетливо, аккуратно и без помарок. В противном случае "Паспорт" не считается действительным. Допускается применять при заполнении граф таблицы общепринятые в гражданской авиации сокращения.
    2.5. Заполнение "Паспорта" ведется на основании документов, оформленных в связи с обнаружением и устранением коррозионных повреждений (карт-нарядов, пооперационных ведомостей, ведомостей дефектации, актов, протоколов осмотров ВС и т.д.). При этом дополнительно составляется "Карта коррозионного состояния" конструктивного элемента планера ВС, являющаяся Приложением к "Паспорту" и его неотъемлемой частью.
    2.6. Карта коррозионного состояния включает эскиз элемента конструкции планера ВС, на котором выявлены коррозионные дефекты, с указанием зоны и размера коррозионных поражений и цветные снимки дефектов, выполненные с применением цифровой фотоаппаратуры, фиксирующие состояние прокорродировавшего элемента конструкции до устранения дефекта и после его устранения.
    На эскизе очерчиваются чернилами черного цвета аккуратно и без помарок границы зон коррозионных повреждений. Внутри зона заштриховывается тонкими линиями.
    По результатам контроля в зоне коррозионных повреждений на эскизе делаются выноски:
    - линией, примыкающей к границе очерченной зоны, указываются параметры (длина, ширина) обнаруженного коррозионного поражения в виде числового значения в мм;
    - линиями к точкам (точке), находящимся внутри зоны, указывается глубина выборки (зачистки) материала конструктивного элемента планера ВС после удаления коррозии. Числовое значение глубины выборки (зачистки) материала записывается с точностью, определяемой точностью измерений по действующей НТД по контролю, но не менее, чем до десятых частей мм. Примечание. При наличии в ЭТД на ВС требований по замеру остаточной толщины материала в зоне выборки коррозионных поражений (при невозможности проведения прямых измерений глубины выборки (зачистки) и в других определенных ЭТД случаях) указывается вместо значения глубины выборки (зачистки) значение остаточной толщины материала в зоне удаления коррозии, измеренное в соответствии с действующей документацией. В этом случае рядом с числовым значением остаточной толщины материала необходимо указывать в скобках реальную толщину материла конструкции до удаления коррозионного повреждения. Реальная и остаточная толщина определяется инструментальными методами НК в соответствии с НТД.
    2.7. Заполнение "Паспорта" выполняется при обнаружении коррозионных дефектов, при проведении очередных ремонтов, работ по продлению ресурсов и сроков службы ВС, а также не реже одного раза в 6 месяцев при проведении формы ТО, включающей работы по дефектации и устранению коррозии в полном объеме.
    2.8. Порядок заполнения таблицы.
    2.8.1. Графы 2...9 включают сведения о дате заполнения "Паспорта", а также данные о наработке ВС и заполняются по данным планово-диспетчерского отдела (ПДО).
    2.8.2. В графу 10 заносится наработка ВС в экстремальных условиях (в т.ч. климатических), способствующих ускоренному образованию и развитию коррозии. Графа 10 заполняется с периодичностью не реже 1 раза в год. Указывается наработка ВС за указанный период при суммарном нахождении ВС в экстремальных условиях эксплуатации не менее 3 месяцев. Шифр региона эксплуатации определяется в соответствии с Приложением 1.
    2.8.3. Графа 11 заполняется в случае попадания на конструкцию ВС коррозионно-агрессивных веществ (ртути, кислоты, щелочи, продуктов жизнедеятельности животных, перевозимых AT, рассола при перевозке рыбы и других веществ, которые могут оказать влияние на коррозионное состояние ВС).
    При этом указываются:
    - наименование (тип) коррозионно-агрессивного вещества и дата его попадания на конструкцию;
    - мероприятия по устранению последствий попадания коррозионно-агрессивных веществ на конструкцию ВС;
    - мероприятия по восстановлению противокоррозионной защиты после удаления коррозионно-агрессивных веществ.
    2.8.4. В графе 12 указываются мероприятия по дополнительной защите конструкции от коррозии. К работам по дополнительной защите от коррозии относятся работы по нанесению на элементы конструкции ВС поверх ЛКП специальных средств, относящихся к классу пленкообразующих ингибированных нефтяных составов, рекомендованных ЭТД. При этом указывается:
    - ЭТД на проведение работы;
    - дата обработки;
    - паспортные данные состава с указанием даты выпуска и поставщика;
    - номер свидетельства специалиста, выданного НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА на право выполнения этих работ.
    2.8.5. В графу 13 заносится номер и дата карты-наряда и указывается форма ТО или ремонта, при которой были обнаружены коррозионные дефекты.
    Если на ВС не обнаружено зон поражения коррозией, то после выполнения ТО в "Паспорте" в графе 13 должна быть указана форма ТО, а в графе "Результаты контроля" делается запись: "Коррозия не обнаружена".
    2.8.6. В графе 14 делается отметка о составлении карты коррозионного состояния конструктивного элемента планера ВС в случае обнаружения коррозионных повреждений. Требования к составлению карты коррозионного состояния изложены в пункте 2.6. настоящей инструкции. Карта коррозионного состояния составляется во всех случаях обнаружения коррозионных повреждений независимо от результатов определения их размеров.
    2.8.7. В графе 15 делается запись о выявленных и устраненных в процессе выполняемого ТО коррозионных дефектах. Рекомендуется провести контроль коррозионного состояния конструктивных элементов, где коррозия отмечалась ранее, при предыдущих заполнениях "Паспорта". Если в этих зонах коррозионных дефектов не обнаружено, запись об их состоянии не производится.
    В случае выхода размеров коррозионных повреждений из допусков по ТУ указываются измеренные инструментальными методами длина, ширина и глубина повреждений.
    2.8.8. В графе 16 указываются методы и средства определения размеров коррозионных повреждений со ссылкой на действующую документацию. При применении инструментальных методов НК необходимо дополнительно указать разработчика НТД и документ, на основании которого она введена в действие;
    2.8.9. В графе 17 указываются Мероприятия по устранению коррозионных повреждений и ремонту конструкций со ссылкой на действующую документацию. В случае выполнения дополнительных мероприятий, не предусмотренных ЭТД, необходимо указать, в соответствии с каким документом Разработчика AT выполнены доработки или ремонт. При этом необходимо прикладывать к карте коррозионного состояния соответствующий чертеж, по которому выполнены доработки или ремонт конструкции.
    2.8.10. В графу 18 заносится информация о новых накладках, установленных на наружной поверхности самолета с момента предыдущего заполнения "Паспорта коррозионного состояния". Запись об установке накладки делается в момент ее установки, при этом указывается:
    - зона установки накладки;
    - размер накладки;
    - материал накладки;
    - дата ее установки;
    - причина установки.
    2.8.11. В графе 19 указывается уровень коррозионного повреждения:
    - 1 уровень - коррозия  носит поверхностный характер, уменьшение сечения (толщины) элемента конструкции не превышает допустимое (учитывается глубина зачистки при проведении всех предыдущих форм обслуживания в рассматриваемой зоне);
    - 2 уровень - коррозия превышает пределы допустимой, требуется замена детали на 1-ую категорию - устранение дефекта производится в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией.
    -3 уровень - коррозионное повреждение, характер которого может повлиять на безопасную эксплуатацию ВС, устранение дефекта может быть произведено только по согласованию с Разработчиком.
    2.8.12. При заполнении "Паспорта коррозионного состояния ВС" в соответствии с п.2.7 оба листа таблицы (графы 1...19) и карты коррозионного состояния каждый раз заполняются на чистых бланках.
    По окончании заполнения "Паспорта" ставится подпись ответственного за ведение паспорта со стороны эксплуатанта и организации, выполняющей ТО или ремонт, которые заверяются печатями вышеуказанных организаций.
    

    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ РЕГИОНОВ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Использовать при заполнении графы 10, в случае, если ВС находилось в регионах
с шифрами 01 и 02 суммарно не менее 3 месяцев за 1 год.

Шифр региона

Регион эксплуатации

01

Регион эксплуатации с наибольшей интенсивностью развития коррозии

 

Австралия (северная и восточная часть)

 

Ангола

 

Аргентина (северная часть)

 

Багамские острова

 

Бангладеш

 

Бахрейн

 

Бенин

 

Бирма

 

Боливия

 

Бразилия (равнина реки Амазонки и восточная часть)

 

Бруней

 

Буркина-фасо

 

Бурунди

 

Вьетнам

 

Габон

 

Гаити

 

Гайана

 

Гана


    


Гватемала

 

Гвиана

 

Гвинея

 

Гвинея-Бисау

 

Гондурас

 

Джибути

 

Доминиканская республика

 

Заир

 

Замбия

 

Египет

 

Индия (южная часть)

 

Индонезия

 

Иран (побережья Персидского и Оманского заливов)

 

Кабо-Верде

 

Камерун

 

Кампучия

 

Каролинские Острова

 

Катар

 

Кения

 

Китай (южнее Янцзы)

 

Колумбия

 

Коморские Острова

 

Кот-Дивуар

 

Конго

 

Коста-Рика

 

Куба

 

Кувейт

 

Лаос

 

Лесото

 

Либерия

 

Маврикий

 

Мадагаскар

 

Малави

 

Малайзия

 

Мали (юго-западная часть)

 

Малые Антильские Острова (в том числе Барбадос, Гренада, Доминики Содружество, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сент-Кристофер и Ненис Федерация, Тринидад и Тобаго Республика)

 

Мальдивы

 

Марианские Острова

 

Мексика (полуостров Юкатан)

 

Мозамбик

 

Намибия

 

Нигер (юго-западная часть)

 

Нигерия

 

Никарагуа

 

Новая Каледония

 

Объединенные Арабские Эмираты (побережья Персидского и Оманского заливов)

 

Оман (побережье Оманского залива)

 

Пакистан (побережье Оманского залива и Аравийского моря)

 

Панама

 

Папуа-Новая Гвинея

 

Парагвай (восточная часть)

 

Перу

 

Пуэрто-Рико

 

Руанда

 

Сальвадор

 

Сан-Томе и Принсипи

 

Сенегал

 

Сингапур

 

Сомали (южная часть)

 

Судан (южная часть)

 

Суринам


    


США (юго-восток и Флорида)

 

Таиланд

 

Танзания

 

Того

 

Уганда

 

Филиппины

 

Центрально-Африканская Республика

 

Чад (южная часть)

 

Шри-Ланка

 

Эквадор

 

Экваториальная Гвинея

 

Эфиопия (кроме северо-западной и юго-восточной части)

 

Ямайка

 

Япония (Южные острова)

 

Баку

 

Махачкала

 

Рига

 

Южно-Сахалинск

 

Красноводск

02

Регион эксплуатации со средней интенсивностью развития коррозии

 

Австралия (центральная часть)

 

Алжир

 

Аргентина (западная часть)

 

Ботсвана

 

Зимбабве (западная часть)

 

Западная Сахара

 

Израиль

 

Индия (северная часть)


    


Иордания

 

Ирак

 

Иран (кроме побережья Персидского и Оманского заливов)

 

Йеменская Арабская Республика

 

Китай (пустынные области северо-востока и северо-запада, пустыня Гоби, Алашан, Такла-Макан)

 

Ливан

 

Ливия

 

Мавритания

 

Мали (кроме юго-западной части)

 

Марокко

 

Мексика (кроме полуострова Юкатан)

 

Народная Республика Йемен

 

Нигер (кроме юго-западной части)

 

Объединенные Арабские Эмираты (кроме побережья Персидского и Оманского заливов)

 

Оман (кроме побережья Оманского залива)

 

Пакистан (кроме побережья Оманского залива и Аравийского моря)

 

Парагвай (западная часть)

 

Саудовская Аравия

 

Свазиленд

 

Сирия

 

Сомали (северная часть)

 

Страны Западной Европы

 

Судан (северная часть)

 

США (дальний запад и Калифорния)

 

Сьерра-Леоне

 

Тунис

 

Турция

 

Чад (северная часть)

 

Чили (северная часть)

 

Эфиопия (северо-западная и юго-восточная части)

 

Южно-Африканская республика (северная часть)



Заполняется организацией, эксплуатирующей ВС

Таблица



Дата

Наработка ВС

Информация о

Мероприятия по

п/п

заполне-
ния- число, месяц, год

С начала эксплуатации (С.Н.Э.)

После последнего ремонта (П.П.Р.)

В экстре-
мальных условиях (в т.ч. климати-
ческих), способству-
ющих образованию и развитию

попадании на конструкцию коррозионно-
агрессивных веществ

дополни-
тельной защите конструкции откоррозии (дата обработки, паспорт, дата выпуска и поставщик-



ка-
ленд. лет

лет-
ных часов

по-
летов

Дата послед-
него ремон-
та, АРЗ

ка-
ленд. лет

лет-
ных ча-
сов

по-
летов

коррозии (календ. лет, л.ч., пол.)


состава, № свидетель-
ства специалиста на обработку).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    

Заполняется организацией, выполняющей ремонт, ТО (в т.ч. трудоемкое) на ВС


Сведения об обнаруженных коррозионных повреждениях

Меропри-
ятия по

Информация о новых накладках,

Уровень коррози-

Форма ТО или ремонта, при которой

Результаты контроля

устранению коррозион-
ных

установленных на наружной поверхности

онного поврежде-
ния

обнару-
жены коррози-
онные повреж-
дения, номер карты-наряда

Карта коррози-
онного состояния



от

Размеры повреждений (длина, ширина, глубина)

Метод и средство определения размеров коррозионных повреждений

повреждений и ремонту конструкций

самолета (дата установки, размер, причина установки, материал и зона установки накладки)

 

13

14

15

16

17

18

19

 



 

 

 

 

 


Продолжение таблицы

13

14

15

16

17

18

19

 

 



    


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
      

 

 

 


    Ответственный за оформление "Паспорта" (графы 1-12) от эксплуатационного предприятия (Должность, Ф.И.О.)
    _______________________________________________________________     М.П.

    Ответственный за оформление "Паспорта" (графы 13-19) от организации, выполнявшей ТО (Должность, Ф.И.О)
    _______________________________________________________________      М.П.
    
    
    

КАРТА КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ
(наименование конструктивного элемента планера ВС)


№ __________ от _________________ 200___ г.

    Оформляется эскиз конструктивного элемента планера ВС, на котором указываются координаты обнаруженных коррозионных поражений, их границы, точные размеры и глубина, выявленные в процессе устранения коррозионных повреждений.
    При выполнении доработок и ремонта конструктивных элементов, связанных с упрочнением конструкции, к карте коррозионного состояния прикладываются соответствующие чертежи (например, накладок или др. конструктивных элементов).
    Наряду с эскизами конструктивных элементов приводятся цветные снимки дефектов, выполненные с применением цифровой аппаратуры, фиксирующие состояние прокорродировавшего элемента конструкции до устранения дефекта и после его устранения.
    
    Контроль выполнил: (должность, Ф.И.О. специалиста, выполнявшего контроль конструктивного элемента, определявшего размеры и глубину коррозионных поражений)
    
    
    Контроль исполнения: (должность. Ф.И.О.)
    
    Карту составил: (должность. Ф.И.О.)