МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Начальникам ОМТУ, МТУ, ТУ ГА |
Для оценки эффективности мероприятий по выявлению и устранению коррозионных дефектов, а также для усиления контроля в процессе эксплуатации за техническим состоянием воздушных судов предлагаю:
1. Ввести в действие "Паспорт коррозионного состояния воздушного судна (ВС)" и "Правила ведения паспорта коррозионного состояния ВС", утвержденные ДПЛГ ГВС и ТР ГА МТ России 30.01.2004г.
2. Руководителям предприятий ГА:
2.1. Ведение "Паспортов коррозионного состояния ВС" нового образца осуществлять, начиная с 5.04.2004г.
2.2. Сохранить в качестве приложения к "Паспортам" нового образца все "Паспорта", заполненные ранее в соответствии с Указанием от 23.01.98. № 3.10-3.
2.3. Обеспечить ведение "Паспортов коррозионного состояния ВС" нового Образца по каждому ВС.
2.4. Организовать изучение техническим персоналом "Правил ведения паспорта коррозионного состояния ВС".
3. Указание от 23.01.1998г. № 3.10-3 считать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего Указания оставляю за собой.
Приложение: Паспорт коррозионного состояния ВС.
Зам. руководителя Департамента ПЛГ ГВС и ТР ГА |
|
ЛИСТ ВИЗИРОВАНИЯ
От ГосНИИ ГА |
От ОАО "Туполев" | ||||
Директор НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА |
Громов М.С |
Главный конструктор |
Шенгардт А.С. | ||
Начальник отдела 133 |
Шапкин В.С. |
Зам. директора ЦКБ |
| ||
Нач. лаб. №2 отдела 133 |
Котелевец Н.А. |
|
| ||
Начальник отдела 134 |
Харламов А.В. |
|
| ||
Начальник отдела 136 |
Далецкий С.В. |
|
| ||
Начальник отдела 137 |
Миколайчук Ю.А. |
|
| ||
Нач. лаб. №3 отдела 133 |
Метелкин Е.С. |
|
| ||
От ОАО АК им. С.В. Ильюшина |
От ОАО им. А.С. Яковлева | ||||
Главный конструктор |
Папковский Р.П. |
Зам. Главного конструктора |
Сахин В.Х. | ||
Зам. Главного конструктора |
Сахаров В.П. |
Начальник отдела |
Кириллов В.А. |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИИ
ПАСПОРТ
КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ
ВОЗДУШНОЕ СУДНО: (Тип ВС)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: (Бортовой №)
ЗАВОДСКОЙ №:
ДАТА ВЫПУСКА:
ВЛАДЕЛЕЦ:
ЭКСПЛУАТАНТ:
Государственная служба ГА МТ РФ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель руководителя департамента
ПЛГ и ТРВС ГА
______________ Ю.И. Евдокимов
30 января 2004г.
ПРАВИЛА
ведения паспорта коррозионного состояния воздушного судна (ВС)
Общие требования
К работам по заполнению и ведению паспорта в установленном порядке допускаются специалисты служб эксплуатирующих, ремонтных предприятий, а также предприятий, выполняющих формы ТО (в т.ч. трудоемкие), изучившие настоящую инструкцию и выполняющие её требования.
К работам по технологии обнаружения и устранения коррозионных повреждений конструктивных элементов планера ВС, их ремонта и проведения антикоррозионной защиты допускаются лица, прошедшие специальное обучение, проверку навыков и знаний технологий, а также прошедшие обучение и проверку знаний по технике безопасности.
К работам по обнаружению коррозии методами неразрушающего контроля (НК) допускаются специалисты не ниже второго квалификационного уровня по применяемым методам НК или лица, прошедшие специальное обучение по программам и методикам, согласованным с ГосНИИ ГА.
К работам по дополнительной защите от коррозии допускаются специалисты, прошедшие обучение в соответствии с Решением ФАС РФ № 3.10-56 от 15.07.98г. и имеющие право на выполнение этих работ.
Указание. Настоящие правила являются обязательным приложением к "Паспорту коррозионного состояния ВС".
1. Введение
1.1. Паспорт коррозионного состояния конструктивных элементов планера ВС служит для контроля за коррозионным состоянием указанных конструктивных элементов в целях:
- систематизации информации об обнаруженных коррозионных повреждениях и сведении накопленной информации в единый документ для поддержания летной годности ВС на заданном уровне;
- систематического контроля за коррозионным состоянием конструктивных элементов конструкции планера ВС (в т.ч. при проведении форм периодического ТО);
- дополнительного учета наработки ВС в условиях эксплуатации, способствующих более раннему образованию коррозионных повреждений и их быстрому развитию:
- выявления мест конструкций, требующих введения инструментальных методов НК с целью обнаружения коррозионных дефектов на ранней стадии их развития;
- определения объемов и периодичности необходимых профилактических работ по антикоррозионной защите конструктивных элементов планера ВС;
- совершенствования конструкции ВС с точки зрения обеспечения коррозионной стойкости.
1.2. "Паспорт" является неотъемлемой частью эксплуатационной документации ВС .
1.3. В "Паспорт" вносится вся необходимая информация об условиях эксплуатации ВС, обо всех случаях обнаружения коррозионных повреждений, методах и способах их устранения, об последующих доработках и ремонтах, о профилактической антикоррозионной защите конструкций.
2. Порядок ведения "Паспорта"
2.1. Ответственным за наличие, сохранность и ведение п.п. № 1-12 "Паспорта" является начальник АТБ (технический директор) авиапредприятия, эксплуатирующего ВС;
2.2. Ответственным за заполнение гр. 13-19 является:
- начальник (технический директор) предприятия, выполняющего формы ТО (в т.ч. трудоемкие) на ВС;
- главный инженер АРЗ.
2.3. Оформленный "Паспорт" хранится вместе с формулярами ВС.
2.4. Основной частью "Паспорта" является таблица, в которую заносятся в соответствии с п.2.8. необходимые сведения. При этом записи должны быть выполнены машинописным шрифтом (можно вручную), отчетливо, аккуратно и без помарок. В противном случае "Паспорт" не считается действительным. Допускается применять при заполнении граф таблицы общепринятые в гражданской авиации сокращения.
2.5. Заполнение "Паспорта" ведется на основании документов, оформленных в связи с обнаружением и устранением коррозионных повреждений (карт-нарядов, пооперационных ведомостей, ведомостей дефектации, актов, протоколов осмотров ВС и т.д.). При этом дополнительно составляется "Карта коррозионного состояния" конструктивного элемента планера ВС, являющаяся Приложением к "Паспорту" и его неотъемлемой частью.
2.6. Карта коррозионного состояния включает эскиз элемента конструкции планера ВС, на котором выявлены коррозионные дефекты, с указанием зоны и размера коррозионных поражений и цветные снимки дефектов, выполненные с применением цифровой фотоаппаратуры, фиксирующие состояние прокорродировавшего элемента конструкции до устранения дефекта и после его устранения.
На эскизе очерчиваются чернилами черного цвета аккуратно и без помарок границы зон коррозионных повреждений. Внутри зона заштриховывается тонкими линиями.
По результатам контроля в зоне коррозионных повреждений на эскизе делаются выноски:
- линией, примыкающей к границе очерченной зоны, указываются параметры (длина, ширина) обнаруженного коррозионного поражения в виде числового значения в мм;
- линиями к точкам (точке), находящимся внутри зоны, указывается глубина выборки (зачистки) материала конструктивного элемента планера ВС после удаления коррозии. Числовое значение глубины выборки (зачистки) материала записывается с точностью, определяемой точностью измерений по действующей НТД по контролю, но не менее, чем до десятых частей мм. Примечание. При наличии в ЭТД на ВС требований по замеру остаточной толщины материала в зоне выборки коррозионных поражений (при невозможности проведения прямых измерений глубины выборки (зачистки) и в других определенных ЭТД случаях) указывается вместо значения глубины выборки (зачистки) значение остаточной толщины материала в зоне удаления коррозии, измеренное в соответствии с действующей документацией. В этом случае рядом с числовым значением остаточной толщины материала необходимо указывать в скобках реальную толщину материла конструкции до удаления коррозионного повреждения. Реальная и остаточная толщина определяется инструментальными методами НК в соответствии с НТД.
2.7. Заполнение "Паспорта" выполняется при обнаружении коррозионных дефектов, при проведении очередных ремонтов, работ по продлению ресурсов и сроков службы ВС, а также не реже одного раза в 6 месяцев при проведении формы ТО, включающей работы по дефектации и устранению коррозии в полном объеме.
2.8. Порядок заполнения таблицы.
2.8.1. Графы 2...9 включают сведения о дате заполнения "Паспорта", а также данные о наработке ВС и заполняются по данным планово-диспетчерского отдела (ПДО).
2.8.2. В графу 10 заносится наработка ВС в экстремальных условиях (в т.ч. климатических), способствующих ускоренному образованию и развитию коррозии. Графа 10 заполняется с периодичностью не реже 1 раза в год. Указывается наработка ВС за указанный период при суммарном нахождении ВС в экстремальных условиях эксплуатации не менее 3 месяцев. Шифр региона эксплуатации определяется в соответствии с Приложением 1.
2.8.3. Графа 11 заполняется в случае попадания на конструкцию ВС коррозионно-агрессивных веществ (ртути, кислоты, щелочи, продуктов жизнедеятельности животных, перевозимых AT, рассола при перевозке рыбы и других веществ, которые могут оказать влияние на коррозионное состояние ВС).
При этом указываются:
- наименование (тип) коррозионно-агрессивного вещества и дата его попадания на конструкцию;
- мероприятия по устранению последствий попадания коррозионно-агрессивных веществ на конструкцию ВС;
- мероприятия по восстановлению противокоррозионной защиты после удаления коррозионно-агрессивных веществ.
2.8.4. В графе 12 указываются мероприятия по дополнительной защите конструкции от коррозии. К работам по дополнительной защите от коррозии относятся работы по нанесению на элементы конструкции ВС поверх ЛКП специальных средств, относящихся к классу пленкообразующих ингибированных нефтяных составов, рекомендованных ЭТД. При этом указывается:
- ЭТД на проведение работы;
- дата обработки;
- паспортные данные состава с указанием даты выпуска и поставщика;
- номер свидетельства специалиста, выданного НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА на право выполнения этих работ.
2.8.5. В графу 13 заносится номер и дата карты-наряда и указывается форма ТО или ремонта, при которой были обнаружены коррозионные дефекты.
Если на ВС не обнаружено зон поражения коррозией, то после выполнения ТО в "Паспорте" в графе 13 должна быть указана форма ТО, а в графе "Результаты контроля" делается запись: "Коррозия не обнаружена".
2.8.6. В графе 14 делается отметка о составлении карты коррозионного состояния конструктивного элемента планера ВС в случае обнаружения коррозионных повреждений. Требования к составлению карты коррозионного состояния изложены в пункте 2.6. настоящей инструкции. Карта коррозионного состояния составляется во всех случаях обнаружения коррозионных повреждений независимо от результатов определения их размеров.
2.8.7. В графе 15 делается запись о выявленных и устраненных в процессе выполняемого ТО коррозионных дефектах. Рекомендуется провести контроль коррозионного состояния конструктивных элементов, где коррозия отмечалась ранее, при предыдущих заполнениях "Паспорта". Если в этих зонах коррозионных дефектов не обнаружено, запись об их состоянии не производится.
В случае выхода размеров коррозионных повреждений из допусков по ТУ указываются измеренные инструментальными методами длина, ширина и глубина повреждений.
2.8.8. В графе 16 указываются методы и средства определения размеров коррозионных повреждений со ссылкой на действующую документацию. При применении инструментальных методов НК необходимо дополнительно указать разработчика НТД и документ, на основании которого она введена в действие;
2.8.9. В графе 17 указываются Мероприятия по устранению коррозионных повреждений и ремонту конструкций со ссылкой на действующую документацию. В случае выполнения дополнительных мероприятий, не предусмотренных ЭТД, необходимо указать, в соответствии с каким документом Разработчика AT выполнены доработки или ремонт. При этом необходимо прикладывать к карте коррозионного состояния соответствующий чертеж, по которому выполнены доработки или ремонт конструкции.
2.8.10. В графу 18 заносится информация о новых накладках, установленных на наружной поверхности самолета с момента предыдущего заполнения "Паспорта коррозионного состояния". Запись об установке накладки делается в момент ее установки, при этом указывается:
- зона установки накладки;
- размер накладки;
- материал накладки;
- дата ее установки;
- причина установки.
2.8.11. В графе 19 указывается уровень коррозионного повреждения:
- 1 уровень - коррозия носит поверхностный характер, уменьшение сечения (толщины) элемента конструкции не превышает допустимое (учитывается глубина зачистки при проведении всех предыдущих форм обслуживания в рассматриваемой зоне);
- 2 уровень - коррозия превышает пределы допустимой, требуется замена детали на 1-ую категорию - устранение дефекта производится в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией.
-3 уровень - коррозионное повреждение, характер которого может повлиять на безопасную эксплуатацию ВС, устранение дефекта может быть произведено только по согласованию с Разработчиком.
2.8.12. При заполнении "Паспорта коррозионного состояния ВС" в соответствии с п.2.7 оба листа таблицы (графы 1...19) и карты коррозионного состояния каждый раз заполняются на чистых бланках.
По окончании заполнения "Паспорта" ставится подпись ответственного за ведение паспорта со стороны эксплуатанта и организации, выполняющей ТО или ремонт, которые заверяются печатями вышеуказанных организаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРЕЧЕНЬ РЕГИОНОВ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Использовать при заполнении графы 10, в случае, если ВС находилось в регионах
с шифрами 01 и 02 суммарно не менее 3 месяцев за 1 год.
Шифр региона |
Регион эксплуатации |
01 |
Регион эксплуатации с наибольшей интенсивностью развития коррозии |
|
Австралия (северная и восточная часть) |
|
Ангола |
|
Аргентина (северная часть) |
|
Багамские острова |
|
Бангладеш |
|
Бахрейн |
|
Бенин |
|
Бирма |
|
Боливия |
|
Бразилия (равнина реки Амазонки и восточная часть) |
|
Бруней |
|
Буркина-фасо |
|
Бурунди |
|
Вьетнам |
|
Габон |
|
Гаити |
|
Гайана |
|
Гана |
|
Гватемала |
|
Гвиана |
|
Гвинея |
|
Гвинея-Бисау |
|
Гондурас |
|
Джибути |
|
Доминиканская республика |
|
Заир |
|
Замбия |
|
Египет |
|
Индия (южная часть) |
|
Индонезия |
|
Иран (побережья Персидского и Оманского заливов) |
|
Кабо-Верде |
|
Камерун |
|
Кампучия |
|
Каролинские Острова |
|
Катар |
|
Кения |
|
Китай (южнее Янцзы) |
|
Колумбия |
|
Коморские Острова |
|
Кот-Дивуар |
|
Конго |
|
Коста-Рика |
|
Куба |
|
Кувейт |
|
Лаос |
|
Лесото |
|
Либерия |
|
Маврикий |
|
Мадагаскар |
|
Малави |
|
Малайзия |
|
Мали (юго-западная часть) |
|
Малые Антильские Острова (в том числе Барбадос, Гренада, Доминики Содружество, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сент-Кристофер и Ненис Федерация, Тринидад и Тобаго Республика) |
|
Мальдивы |
|
Марианские Острова |
|
Мексика (полуостров Юкатан) |
|
Мозамбик |
|
Намибия |
|
Нигер (юго-западная часть) |
|
Нигерия |
|
Никарагуа |
|
Новая Каледония |
|
Объединенные Арабские Эмираты (побережья Персидского и Оманского заливов) |
|
Оман (побережье Оманского залива) |
|
Пакистан (побережье Оманского залива и Аравийского моря) |
|
Панама |
|
Папуа-Новая Гвинея |
|
Парагвай (восточная часть) |
|
Перу |
|
Пуэрто-Рико |
|
Руанда |
|
Сальвадор |
|
Сан-Томе и Принсипи |
|
Сенегал |
|
Сингапур |
|
Сомали (южная часть) |
|
Судан (южная часть) |
|
Суринам |
|
США (юго-восток и Флорида) |
|
Таиланд |
|
Танзания |
|
Того |
|
Уганда |
|
Филиппины |
|
Центрально-Африканская Республика |
|
Чад (южная часть) |
|
Шри-Ланка |
|
Эквадор |
|
Экваториальная Гвинея |
|
Эфиопия (кроме северо-западной и юго-восточной части) |
|
Ямайка |
|
Япония (Южные острова) |
|
Баку |
|
Махачкала |
|
Рига |
|
Южно-Сахалинск |
|
Красноводск |
02 |
Регион эксплуатации со средней интенсивностью развития коррозии |
|
Австралия (центральная часть) |
|
Алжир |
|
Аргентина (западная часть) |
|
Ботсвана |
|
Зимбабве (западная часть) |
|
Западная Сахара |
|
Израиль |
|
Индия (северная часть) |
|
Иордания |
|
Ирак |
|
Иран (кроме побережья Персидского и Оманского заливов) |
|
Йеменская Арабская Республика |
|
Китай (пустынные области северо-востока и северо-запада, пустыня Гоби, Алашан, Такла-Макан) |
|
Ливан |
|
Ливия |
|
Мавритания |
|
Мали (кроме юго-западной части) |
|
Марокко |
|
Мексика (кроме полуострова Юкатан) |
|
Народная Республика Йемен |
|
Нигер (кроме юго-западной части) |
|
Объединенные Арабские Эмираты (кроме побережья Персидского и Оманского заливов) |
|
Оман (кроме побережья Оманского залива) |
|
Пакистан (кроме побережья Оманского залива и Аравийского моря) |
|
Парагвай (западная часть) |
|
Саудовская Аравия |
|
Свазиленд |
|
Сирия |
|
Сомали (северная часть) |
|
Страны Западной Европы |
|
Судан (северная часть) |
|
США (дальний запад и Калифорния) |
|
Сьерра-Леоне |
|
Тунис |
|
Турция |
|
Чад (северная часть) |
|
Чили (северная часть) |
|
Эфиопия (северо-западная и юго-восточная части) |
|
Южно-Африканская республика (северная часть) |
Заполняется организацией, эксплуатирующей ВС
Таблица
№ |
Дата |
Наработка ВС |
Информация о |
Мероприятия по | |||||||
п/п |
заполне- |
С начала эксплуатации (С.Н.Э.) |
После последнего ремонта (П.П.Р.) |
В экстре- |
попадании на конструкцию коррозионно- |
дополни- | |||||
|
|
ка- |
лет- |
по- |
Дата послед- |
ка- |
лет- |
по- |
коррозии (календ. лет, л.ч., пол.) |
|
состава, № свидетель- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполняется организацией, выполняющей ремонт, ТО (в т.ч. трудоемкое) на ВС
Сведения об обнаруженных коррозионных повреждениях |
Меропри- |
Информация о новых накладках, |
Уровень коррози- | |||
Форма ТО или ремонта, при которой |
Результаты контроля |
устранению коррозион- |
установленных на наружной поверхности |
онного поврежде- | ||
обнару- |
Карта коррози- № |
Размеры повреждений (длина, ширина, глубина) |
Метод и средство определения размеров коррозионных повреждений |
повреждений и ремонту конструкций |
самолета (дата установки, размер, причина установки, материал и зона установки накладки) |
|
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
Ответственный за оформление "Паспорта" (графы 1-12) от эксплуатационного предприятия (Должность, Ф.И.О.)
_______________________________________________________________ М.П.
Ответственный за оформление "Паспорта" (графы 13-19) от организации, выполнявшей ТО (Должность, Ф.И.О)
_______________________________________________________________ М.П.
КАРТА КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ
(наименование конструктивного элемента планера ВС)
№ __________ от _________________ 200___ г.
Оформляется эскиз конструктивного элемента планера ВС, на котором указываются координаты обнаруженных коррозионных поражений, их границы, точные размеры и глубина, выявленные в процессе устранения коррозионных повреждений.
При выполнении доработок и ремонта конструктивных элементов, связанных с упрочнением конструкции, к карте коррозионного состояния прикладываются соответствующие чертежи (например, накладок или др. конструктивных элементов).
Наряду с эскизами конструктивных элементов приводятся цветные снимки дефектов, выполненные с применением цифровой аппаратуры, фиксирующие состояние прокорродировавшего элемента конструкции до устранения дефекта и после его устранения.
Контроль выполнил: (должность, Ф.И.О. специалиста, выполнявшего контроль конструктивного элемента, определявшего размеры и глубину коррозионных поражений)
Контроль исполнения: (должность. Ф.И.О.)
Карту составил: (должность. Ф.И.О.)