Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93005316.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

09.07.2004г. № 8.10-832

ИНФОРМАЦИЯ
о чрезвычайном происшествии с самолетом Ан-2 RА № 40983 и инциденте с самолетом Ан-2 RА № 40994

Руководителям
Территориальных органов ВТ
Минтранса России

Руководителям организаций
гражданской авиации




    1 июня 2004 года с взлетно-посадочной площадки "Энем" ГУП "Кубаньспецавиа" был произведен не санкционированный вылет самолета Ан-2 RА № 40983.
    По результатам расследования, проведенного комиссией Южного ОМТУ ВТ, установлено, что самолет Ан-2 RА № 40983, являющийся собственностью ООО "Азов-Авиа", перелетел на площадку ГУП "Кубаньспецавиа" 01.04.04 г. с целью выполнения замены двигателя и проведения в АТБ работ по Ф-4, продлению срока службы ВС до 5 лет и подготовке ВС к работе в ВЛП 2004 г.
    Перелет на взлетно-посадочную площадку "Энем" был выполнен не установленным экипажем без заявки и разрешения органов управления воздушным движением на право использования воздушного пространства. Самолет эксплуатировался без сертификата летной годности, срок действия которого истек 11.08.03 г. и свидетельства о регистрации ВС, которое утратило действие и подлежало возврату в связи с ликвидацией 04.02.04 г. сертификата у эксплуатанта ВС, которым являлось ГУП республики Адыгея "Кубаньспецавиа".
    01.06.04 г. после завершения работы по замене двигателя самолет был отбуксирован из ангара на стоянку для запуска и проверки работы двигателя. К моменту запуска двигателя на стоянку прибыл представитель собственника самолета С.В. Таращук и авиационный техник А.П. Калашников, которые через КПП на личном автомобиле ВАЗ-2104 в полиэтиленовой бочке беспрепятственно доставили и заправили в самолет 250 литров бензина.
    После завершения пробы двигателя начальником АТБ В.Я. Ратенко была дана команда на подготовку ВС к буксировке в ангар. Техник самолета Б.А. Иванов, в ожидании тягача и буксировочного устройства, убрал колодки из-под колес ВС и находился в самолете. При этом инженерно-техническим составом, находящимся на стоянке, необходимых мер по охране ВС не осуществлялось.
    Воспользовавшись сложившейся ситуацией, С.В. Таращук (в прошлом пилот Ан-2) проник в кабину самолета, произвел запуск и выруливание на полосу с техником "Кубаньспецавиа" Б.А. Ивановым, который в момент запуска находился на борту ВС.
    Инженерно-технический состав, находящийся на стоянке и борту самолета, активных мер к предотвращению несанкционированного взлета не принял. Действия заместителя генерального директора, "Кубаньспецавиа" М.А. Садикова по задержанию ВС с использованием личного автомобиля успехом не увенчались, вследствие чего с площадки был произведен несанкционированный взлет и перелет на площадку в районе н.п. Старонижестеблиевская Красноармейского района Краснодарского края. Заявка на вылет самолета Ан-2 № RА-40983 в органы УВД на 01.06.04 г. не подавалась.
    Инцидент с самолетом Ан-2 № 40994, который также до аннулирования сертификата эксплуатанта находился на эксплуатации ГУП "Кубаньспецавиа", произошел на государственном аэродроме Гиагинская.
    По результатам расследования, проведенного комиссией Южного ОМТУ ВТ, 29.05.04 г. в 16.50 (мск.) произвел посадку, и через 10-20 минут - взлет самолет Ан-2 № 40994. Перелет, как и в первом случае, был выполнен не установленным экипажем без заявки и разрешения органов управления воздушным движением на право использования воздушного пространства.
    Самолет Ан-2 RА-40994 (заводской № 1Г21734) был зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов и имел свидетельство о регистрации № 9381 от 26.03.02 г. с записью в качестве собственника - Мазякин Александр Иванович (г. Майкоп), в качестве эксплуатанта - ГУП республики Адыгея "Кубаньспецавиа".
    29.05.04 г. самолет эксплуатировался без сертификата летной годности, срок действия которого истек 26.11.03 г. и свидетельства о регистрации ВС, которое утратило силу действия и подлежало возврату в связи с ликвидацией сертификата эксплуатанта у ГУП "Кубаньспецавиа".
    На момент аннулирования сертификата эксплуатанта за ГУП "Кубаньспецавиа" в реестре было зарегистрировано 29 ВС типа Ан-2 и Ми-2, свидетельства о регистрации которых, не смотря на напоминание направленное 09.02.04 г. в адрес руководителей Южного ОМТУ ВТ и ГУП "Кубаньспецавиа", не были возвращены.
    По информации, полученной из Российской транспортной инспекции, большое количество нарушений требований авиационной безопасности имеется в местах базирования и выполнения полетов авиации общего назначения сосредоточенной в общероссийских авиационных общественных организациях. Из 211 аэродромов и взлетно-посадочных площадок, проверенных отделениями Ространсинспекции в 2003 году, на 142 (67%) были выявлены нарушения требований авиационной безопасности, установленных Федеральными авиационными правилами "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения".
    С целью повышения эффективности профилактической работы по обеспечению безопасности полетов предлагаю:
    1. Организовать взаимодействие территориального органа воздушного транспорта с отделениями Ространсинспекции, транспортной прокуратурой, правоохранительными и другими государственными органами контроля и надзора по выявлению и пресечению незаконной деятельности эксплуатантов гражданской авиации, в том числе и авиации общего назначения.
    2. Учитывая климатические и другие местные особенности регионов, спланировать и во взаимодействии с отделениями Российской транспортной инспекцией организовать систематический контроль законности выполнения эксплуатантами АОН авиационных работ, порядка использования ими воздушного пространства и соблюдения требований авиационной безопасности в местах базирования ВС АОН.
    3. Провести организационную работу с администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потенциальными заказчиками авиационных работ по доведению действующего законодательства при выполнении авиационных работ.
    

    
    

Начальник Управления
инспекций по безопасности полетов


В.А. Рудаков