Телеграмма ФСНСТ Минтранса России
от 24.08.2004г. |
№ 240730 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 30
18.05.2004Г. В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА УРУМЧИ (КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА) ПРИ ВЗЛЕТЕ ПОТЕРПЕЛ КАТАСТРОФУ САМОЛЕТ ИЛ-76ТД ЧК-АZ-27 РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН. ЭКИПАЖ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ КВС В.М.ВОЛИНА ВЫПОЛНЯЛ ЧАРТЕРНЫЙ РЕЙС АНС 7706 ПО МАРШРУТУ ТАЙЮАНЬ-УРУМЧИ-БАКУ. ЭКИПАЖ И САМОЛЕТ ПРИНАДЛЕЖАЛИ АВИАКОМПАНИИ ”SKY WIND” И ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ АВИАКОМПАНИЕЙ “SKI WAY” ПО ДОГОВОРУ С НЕЙ. В АЭРОПОРТУ ТАЙЮАНЬ НА БОРТ САМОЛЕТА БЫЛ ВЗЯТ ГРУЗ ВЕСОМ 43,7 ТОННЫ (ПО ДОКУМЕНТАМ). В АЭРОПОРТУ УРУМЧИ БЫЛА ПРОИЗВЕДЕНА ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОСАДКА С ЦЕЛЬЮ ДОЗАПРАВКИ САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ. ПОСЛЕ ДОЗАПРАВКИ САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ В КОЛИЧЕСТВЕ 44 ТОНН И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТА ЭКИПАЖ ГОТОВИЛСЯ К ВЫЛЕТУ В А/П БАКУ. ПО ИМЕЮЩИМСЯ ДОКУМЕНТАМ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТОПЛИВА НА БОРТУ САМОЛЕТА СОСТАВЛЯЛО 52-54 ТОННЫ, РАСЧЕТНАЯ ВЗЛЕТНАЯ МАССА САМОЛЕТА В АЭРОПОРТУ УРУМЧИ СОСТАВЛЯЛА 188-190 ТОНН.
ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ НА ВПП ДИСПЕТЧЕР СООБЩИЛ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, ЧТО ТЕМПЕРАТУРА +32 ГРАДУСА С, ВЕТЕР 160 ГРАДУСОВ - 12 М/С И ВЗЛЕТЕВШИЙ РАНЕЕ САМОЛЕТ ДОЛОЖИЛ О СЛАБОМ СДВИГЕ ВЕТРА НА ВЫСОТЕ 100М., ПОСЛЕ ЧЕГО РАЗРЕШИЛ ЗАНИМАТЬ ПОЛОСУ С МК=250 ГРАДУСОВ И ПРОИЗВОДИТЬ ВЗЛЕТ. НА РАЗБЕГЕ ПРИ ДЛИНЕ ВПП 3600 М. И РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ВЗЛЕТНОМ РЕЖИМЕ. САМОЛЕТ НЕ СМОГ ДОСТИЧЬ СКОРОСТИ, БЕЗОПАСНОЙ ДЛЯ ВЗЛЕТА. ЭКИПАЖ ПРОИЗВЕЛ ОТРЫВ ВОЗДУШНОГО СУДНА В РАЙОНЕ ВЫХОДНОГО ПОРОГА ВПП НА СКОРОСТИ МЕНЕЕ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ И УСЛОВИЙ НА ВЗЛЕТЕ. ПРИ ЭТОМ УГОЛ АТАКИ СОСТАВИЛ 16 ГРАДУСОВ, ЧТО ПРИВЕЛО К СРАБАТЫВАНИЮ РИ-65 "УГОЛ АТАКИ УМЕНЬШИТЬ". НАБРАВ ВЫСОТУ 30М. ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ УГЛА АТАКИ ДО 17-18 ГРАДУСОВ, САМОЛЕТ ПОТЕРЯЛ СКОРОСТЬ И СТОЛКНУЛСЯ С ЗЕМЛЕЙ. ВСЕ ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ПОГИБЛИ.
РАСШИФРОВКА ДАННЫХ МСРП-64 ПОКАЗАЛА, ЧТО РАЗОВЫХ КОМАНД ОБ ОТКАЗАХ СИСТЕМ ВС В ПОЛЕТЕ НЕ БЫЛО.
РАСЧЕТ ДОПУСТИМОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ ВЫПОЛНЕННОЙ КОММИССИЕЙ ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ САМОЛЕТА ДВИГАТЕЛЯМИ Д-30 КП (3 ДВИГАТЕЛЯ Д-30КП-2, ОДИН ДВИГАТЕЛЬ Д-30КП) С УЧЕТОМ ФАКТИЧЕСКИХ МЕТЕОУСЛОВИЙ И ПРЕВЫШЕНИЯ АЭРОДРОМА (+650 М.) ПОКАЗАЛ, ЧТО МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМАЯ ВЗЛЕТНАЯ МАССА СОСТАВЛЯЛА 176,0. ДОСТАВЛЕННЫЙ С МЕСТА АП ГРУЗ, БЫЛ ВЗВЕШЕН ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ. ВЕС ГРУЗА НАХОДИВШЕГОСЯ НА БОРТУ ВС, ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЛ УКАЗАННЫЙ В ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ, ВЫДАННЫХ В АЭРОПОРТУ ТАЙЮАНЬ И ПРИМЕРНО СОСТАВЛЯЛ 53-55 ТОНН. ИСХОДЯ ИЗ ФАКТИЧЕСКОГО ВЕСА ГРУЗА И ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ, ВЗЛЕТНАЯ МАССА САМОЛЕТА В АЭРОПОРТУ УРУМЧИ СОСТАВЛЯЛА 199,5-201,4 ТОННЫ.
ПЕРЕГРУЗ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ ДЛЯ ДАННЫХ УСЛОВИЙ ВЗЛЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПОНОВКИ САМОЛЕТА ДВИГАТЕЛЯМИ СОСТАВИЛ 23-25 ТОНН. ПРИЧИНОЙ КАТАСТРОФЫ ЯВИЛОСЬ ПРЕВЫШЕНИЕ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ ВС БОЛЕЕ ДОПУСТИМОЙ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗЛЕТА.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВТ МИНТРАНСА РОССИИ ДОВЕСТИ НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ (АВИАКОМПАНИЙ) И АЭРОПОРТОВ.
2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
2.1. ПРОИЗВЕСТИ РАСЧЕТЫ И ПОДГОТОВИТЬ ПО ЭТИМ РАСЧЕТАМ ТАБЛИЦЫ ДАННЫХ О ПРЕДЕЛЬНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАГРУЗКАХ И КОЛИЧЕСТВЕ ТОПЛИВА С УЧЕТОМ ПРЕВЫШЕНИЯ АЭРОДРОМОВ, ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА И ДЛИНЫ ИВПП ДЛЯ КАЖДОГО АЭРОДРОМА, КУДА ПРОИЗВОДЯТСЯ ПОЛЕТЫ. УКАЗАННЫЕ ТАБЛИЦЫ ИМЕТЬ КАЖДОМУ ЭКИПАЖУ.
2.2. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОЛЕТОВ ИЛ-76ТД НА СОБЛЮДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ ПРИ КОМПЛЕКТАЦИИ ВС ДВИГАТЕЛЯМИ Д30КП РАЗЛИЧНЫХ СЕРИЙ (РЛЭ Р.2.П.2.10.),
2.3. ИСПОЛЬЗУЯ МАТЕРИАЛЫ РАСШИФРОВКИ ЗАПИСИ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕТА, УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЭКИПАЖАМИ ВЗЛЕТНЫХ И ПОСАДОЧНЫХ МАСС САМОЛЕТОВ.
НЕРАДЬКО