МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям территориальных |
Анализ происшествий с ВС Ан-26 RA26012 авиакомпании ЮТ-Эйр 09.11.2002г. на аэродроме Анталия и ВС Як-42 UR42352 авиакомпании "Украинские средиземноморские авиалинии" 26.05.2003г. на аэродроме Трабзон выявил нарушение установленных схем захода, построенных на показаниях радиомаяков ВОР/ДМЕ.
В большинстве случаев маневрирование по ВОР/ДМЕ сводится к стандартным траекториям (полет по заданному радиалу; выход в контрольную точку, определяемую значениями радиала и/или дальности ДМЕ; полет в заданном направлении с "захватом" установленного схемой радиала и т.д.) и не представляет сложностей для экипажей ВС.
Отдельное место занимает выполнение предпосадочного маневра с использованием дуг окружностей фиксированного радиуса ДМЕ (DME Arc). Данная проблема, не являясь сложной, тем не менее требует дополнительных пояснений.
В целях предупреждения летных происшествий и оказания методической помощи летным экипажам в Управлении надзора за летной деятельностью разработаны "Методические рекомендации по выполнению маневрирования в районе аэродрома при заходе на посадку с использованием радиомаяков ВОР/ДМЕ". Данные рекомендации содержат общие принципы построения и контроля траекторий маневра, т.к. учитывая многообразие воздушных судов и установленного на них оборудования невозможно создать единую для всех ВС методику.
Прошу руководителей территориальных органов ФСНСТ обеспечить доведение информации до подчиненных авиапредприятий.
Руководителям авиапредприятий необходимо:
- обеспечить разработку и внесение в РПП эксплуатанта "Методики по выполнению захода по ВОР/ДМЕ" с учетом оборудования и типов эксплуатируемых ВС;
- провести занятия с летным составом;
- при прохождении ежеквартальной тренировки на авиационных тренажерах, позволяющих осуществлять выполнение заходов с использованием дуг DME Arc, выполнять данные виды маневров для аэродромов, где это предусмотрено.
Приложение - Методические рекомендации.
Начальник УНДЛ |
________ Е.Н. Лобачев |
Методические рекомендации по выполнению маневрирования в районе
аэродрома с использованием радиомаяков VOR/DME.
В ряде случаев, когда в районе аэродрома отсутствуют удобно расположенные угломерные радиотехнические средства наведения VOR, NDB (или если таковые отсутствуют вообще), а также для обеспечения захода на посадку без вывода ВС на радиомаяк VOR/DME при наличии на аэродроме дальномера DME могут быть применены схемы наведения по дуге DME (DME Arc). В отдельных случаях при использовании для маневрирования дуги DME траектория полета ВС может быть сокращена по сравнению с выполнением обратных схем, что позволяет уменьшить расход топлива.
Наведение по дуге DME осуществляется на начальном участке захода на посадку, параметры схем маневрирования могут указываться на схемах стандартного подхода STAR (например, Thesaloniki, Arnas 1H для RWY34) или на схемах захода на посадку APPROACH CHART (например, Helsinki, VOR/DME RWY33). Следует отметить, что маневрирование с использованием дуг DME Arc не предполагает обязательного захода на посадку по системе VOR/DME, а может сочетаться с выполнением захода на посадку по другим системам. Например, для а/д Toulouse маневрирование по дугам DME Arc предусмотрено не только при заходе по VOR/DME, но и при заходе по ILS (ILS DME Rwy 32R), в том числе и по категории II ИКАО (CAT II ILS DME Rwy 14R).
Минимальное значение радиуса дуги составляет 13 км (7 м.миль). Установленное для конкретного аэродрома значение радиуса дуги DME Arc определяется условиями рельефа и особенностями организации воздушного движения в районе аэродрома.
Процедура захода по дуге DME включает в себя следующие этапы:
- подход по заданному значению радиала/пеленга до фиксированного значения дальности по DME;
- разворот на 90° для выхода на дугу заданного радиуса;
- следование по дуге до указанного значения радиала для последующего разворота на предпосадочную прямую.
При полете по дуге заданного радиуса ВС должно следовать с креном. Величина крена вычисляется заранее на НЛ-10м с использованием стандартного ключа по заданному схемой радиусу разворота R и по текущему значению истинной воздушной скорости V. Выполнение полета по дуге с расчетным креном не представляет сложности при отсутствии ветра. При наличии ветра необходимо с целью выдерживания заданного радиуса дуги осуществлять корректировку крена. При увеличении расстояния ВС от DME - крен увеличивают, при уменьшении - уменьшают. Наглядным источником информации для выдерживания постоянного радиуса дуги являются показания ИКУ. При выполнении "правильной" дуги DME Arc в каждый текущий момент времени значение магнитного курса должно быть больше значения радиала на 90° для правой орбиты и на 90° меньше для левой орбиты.
При использовании навигационных приборов с индикацией КУР при полете по дуге с правым креном значение КУР по маяку VOR (или NDB) должно быть 90°, при левом крене - 270°. Совместное использование показаний DME и ИКУ позволяет траекторию ВС при наличии ветра приблизить к дуге постоянного радиуса.
На практике при подготовке к выполнению захода по дуге DME необходимо предварительно для заданного радиуса дуги DME Arc составить таблицу требуемых значений углов крена в зависимости от значений путевой скорости ВС, что позволит учесть возможные несоответствия фактических параметров режима полета (высота и скорость) опубликованным на схеме захода и учесть влияние ветра.
На ВС оборудованных навигационными комплексами, обеспечивающими ввод географических координат пунктов маршрута и/или оснащенными приемниками спутниковой навигации имеются дополнительные возможности контроля выполнения маневра по дуге DME Arc. Тем не менее основными источниками информации являются значения дальности DME и радиала VOR.
На ВС оборудованных навигационными комплексами целесообразно при подготовке к полету разбить дугу DME на несколько промежуточных участков, в зависимости от величины радиуса дуги и величины воздушной скорости, чтобы обеспечить участки полета по 30-40сек. и произвести программирование этих точек. В дальнейшем полет выполняется по запрограммированным спрямленным участкам в автоматическом или директорном режимах.
При использовании приемников спутниковой навигации при подготовке к полету аналогичным образом рассчитываются и вводятся в маршрут полета промежуточные точки дуги DME. При выполнении захода по дуге DME осуществляется последовательный выход во все запрограммированные точки с использованием параметров наведения пеленг (bearing) / фактический путевой угол (track) с обязательным контролем выполнения маневра по текущим значениям дальности DME, радиала VOR и магнитного курса.
На картах захода на посадку начало разворота для выхода на посадочную прямую, как правило, указывается фиксированным значением радиала, который в отдельных случаях может указываться по категориям ВС.
Кроме захода на посадку на конечном этапе по дуге DME, некоторые государства публикуют схему прибытия с использованием DME с заголовком: DME ARRIVAL или DME or GPS ARRIVAL. Указанные схемы обеспечивают совместно с VOR и/или GPS информацию о траекториях ВС в горизонтальной и вертикальных плоскостях в виде ступенчатого профиля снижения.
Начальник отдела |
|