"УТВЕРЖДАЮ" |
"УТВЕРЖДАЮ" |
ПРОТОКОЛ
СОВЕЩАНИЯ В ГСГА МИНТРАНСА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ТИПА АИ-24 В СВЯЗИ СО СЛУЧАЯМИ
РАЗРУШЕНИЯ ВАЛОВ ВИНТОВ
В связи с серьезным инцидентом с самолетом АН-26 № 26552 авиакомпании "Алроса" 19.02.2004 г., где произошло разрушение по галтельному переходу вала винта левого двигателя с последующим отделением воздушного винта АВ-72 и повреждением борта фюзеляжа, аналогичный случай с самолетом АН-24 № 46828 авиакомпании "Ютэйр" и большого количества валов винта с наличием трещин, выявляемых при проведении проверок в эксплуатации, а также в условиях капитального ремонта, в ГСГА Минтранса России 26 февраля 2004 г. состоялось совещание у руководителя Департамента ПЛГ ГВС и ТР ГА А.В.Елистратова.
На совещании присутствовали:
От ГСГА - Самохин В.И., Евдокимов Ю.И., Горлов В.В., Воробьев В.И., Карпин Б.Н., Степанов В.А., Запорожченко В.Г.
От Росавиакосмоса - Каштан М.И., Авдеев Н.М.
От ГП ЗМКБ "Прогресс" (Украина) - Соловьев П.И.
От ОАО "Мотор Сич" (Украина) - Ширков В.Т., Ивченко Л.Н., от представительства заказчика № 621 - Бережной Ю.В.
От НИИ ОАО "Аэросила" - Шатланов М.И. и представитель заказчика Безбородов М.К.
От "РЗГА 412" - Мирошник А.Б.
От ЦИАМ - Куевда В.К.
От ГЦ БП ВТ - Тушенцов А.Л., Афонюшкин А.Е.
От ГосНИИ ГА - Бармин В.И., Громов М.С., Сергеев А.И.
От АССАД - Иваницкий В.И.
От ВИЛС - Еременко В.И.
От ВИАМ - Морозов Г.А., Малькевич А.Б., Жегина И.П.
От АРЗ 695 МО РФ - Маслов С.А., Хакимов Т.Г.
Выступили: Самохин В.И., Соловьев П.И., Шатланов М.И., Мирошник А.Б., Безбородов М.К., Горлов В.В., Маслов С.А., Воробьев В.И., Ширков В.Т., Карпин Б.Н., Тушенцов А.Л., Еременко В.И.
В выступлениях участники совещания отметили следующее:
- несмотря на принимаемые меры как со стороны ГСГА МТ РФ, эксплуатантов авиационной техники, ремонтных заводов гражданской авиации, а также со стороны разработчика и производителя двигателей и воздушных винтов, научных организаций, трещины валов продолжают выявляться;
- несмотря на выполненные исследования, проведенные ГЦ БП ВТ, разработчиком и изготовителем двигателей и воздушных винтов, ремонтными заводами, институтами авиационной промышленности, единого заключения о причинах возникновения трещин валов вышеуказанными организациями не выработано;
- требуется внедрение новых методов и технологий объективного контроля качества, применяемых при производстве материалов, изготовлении валов, их состояния в процессе эксплуатации и ремонта, требует уточнения конструкторская документация разработчиков и производителей двигателей и воздушных винтов.
На основании выступлений участников, их предложений и рекомендаций совещание считает целесообразным:
1. ГосНИИ ГА до 15 марта с.г. рассмотреть представленный ГП ЗМКБ "Прогресс" проект "Решения о выполнении дополнительных мероприятий по устранению трещин на валах винта двигателей типа АИ-24 на самолетах АН-24, АН-26, АН-30". Разработчику документа согласовать его с НИИ ОАО "Аэросила", ЦИАМ и другими предприятиями и организациями и представить в установленном порядке на утверждение в ГСГА Минтранса России.
2. Росавиакосмосу и ГСГА МТ РФ создать до 20.03.04 межведомственную рабочую группу под руководством ГЦ БП ВТ с участием ЦИАМ, ВИЛС, ВИАМ, ГосНИИ ГА, НПП ОАО "Аэросила", ЗМКБ "Прогресс", а также ремонтных заводов с целью проведения совместных исследований по дефектам валов. По результатам работ ГЦБП и ЦИАМ до 10.04.04 выдать заключение о причине образования трещин на валах и рекомендации для серийного производства, ремонта и эксплуатации двигателей типа Аи-24.
3. ОАО "Мотор Сич", РЗГА 412 и АРЗ 695 МО РФ провести статистический анализ по выявленным в эксплуатации и при ремонте валам с трещинами и до 15 марта с.г. представить в ГЦ БП ВТ полномерные данные об установленных на двигателях АИ-24 (в т.ч. местонахождение) валах винтов, начиная с 1990 г.
4. РЗГА 412 в месячный срок завершить оформление договоров (контракта) с ОАО "Мотор Сич" на поставку запасных частей для ремонта авиационных двигателей и технологического сопровождения ремонта двигателей АИ-24.
5. Повторно до 09.04.03 выполнить на всем парке двигателей проверку состояния шлицевого соединения вала винта и корпуса винта по технологической карте, утвержденной ДПЛГ ГВС и ТР ГА.
6. ДПЛГ ГВС и ТР ГА выпустить указание эксплуатирующим предприятиям по вопросам:
6.1. Обязательного наличия в авиапредприятиях уточненного по всем бюллетеням "Технологического указания по замене агрегатов на самолетах АН-25, АН-26, АН-30, Выпуск 25, часть 1", изданного ОАО "Технолог" в 2001 г. Срок - 15.03.04;
6.2. Затяжки гаек крепления винта только тарированным ключом МИ-789 с переходником МИ-799. Срок-15.03.04;
6.3. Проверки соответствия сборки в эксплуатации воздушного винта действующим технологическим указаниям (в части обеспечения совпадения стрелки на корпусе винта с риской на лопастях);
6.4. Нанесения рисок на корпусе винта и фланце вала винта при съеме - постановке винта в эксплуатации по технологии ОАО "Мотор Сич".
7. Разработчику и Изготовителю двигателя в срочном порядке до 05.04.04 оформить решение с последующим выпуском бюллетеня по доработке двигателей в эксплуатации с целью исключения возможности упора шпилев винта в торец фланца вала при затяжке гаек крепления винта.
8. Разработчику и Изготовителю воздушных винтов до 05.04.04 ввести в технологию ремонта винтов обязательную проверку по согласованному с Изготовителем двигателя КАЛИБРУ проверку шлицев по краске.
9. Разработчику и Изготовителю двигателя и воздушного винта сверить конструкторскую, технологическую, ремонтную и эксплуатационную документацию по двигателю и винту до 01.04.04г., в том числе:
- достаточности внедренных конструктивно-технологических мер по работе шлицевого соединения винта с валом редуктора с учетом проведенных ГЦ БП ВТ исследований валов с трещинами;
- доработок КАЛИБРА винта шпильками и КАЛИБРА вала винта отверстия соответственно для обеспечения качественного контроля шлицевого соединения по краске;
10. Разработчикам двигателя и воздушного винта до 20.05.04 разработать технологию контроля полноты прилегания шлицевого соединения "винт-вал" винта и при монтаже воздушного винта АВ-72 на двигатель в условиях эксплуатации.
11. Разработчику воздушного винта совместно с Разработчиком двигателя и ГосНИИ ГА рассмотреть следующие вопросы до 01.04.04:
11.1. С целью обеспечения плотного прилегания шлицевого соединения "винт - двигатель" ввести до 01.04.04 после установки винта окончательную контрольную проверку затяжки гаек соединения после 50-100 часов налета самолета.
11.2. Проработать до 01.04.04 вопрос по внедрению на воздушных винтах АВ-72, АВ-72Т фиксации после балансировки винта при изготовлении и ремонта фиксации лопастей винта со стаканом штифтом по аналогии с винтом АВ-68И.
12. Разработчикам и Изготовителям двигателя и воздушного винта провести авторский контроль за ремонтом и эксплуатацией двигателя и винта по согласованному с ДПЛГ ГВС и ТР ГА графику во 2-ом квартале 2004 г.
Представить график до 01.04.04г.
13. ДЛС выпустить указание о строгом выполнении летным составом указанного в РЛЭ самолета "Запрещения производить разворот самолета вокруг неподвижных колес опор...", т.к. этот маневр приводит к недопустимым нагрузкам на вал винта.
14. ВИЛС, ВИАМ, ЦИАМ произвести оценку эффективности технологий неразрушающего контроля заготовок вала винта и разработать новые технологии контроля, исключающие поставку на завод-изготовитель заготовок с дефектами.
15. ОАО "Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс", ВИЛС, ВИАМ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА произвести оценку эффективности технологий неразрушающего контроля вала винта, применяемых при его производстве и ремонте и разработать новые технологии контроля, исключающие поставку в эксплуатацию деталей с недопустимыми дефектами.