Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93005643.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

10 ноября 2004г.

г.Москва

№ АН-92-р (ФС)



ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ
С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-24622




    14 сентября 2004 г. перед началом полётов с площадки туристского лагеря, расположенной в 40 километрах севернее КТА Нижняя Пёша Ненецкого автономного округа, произошло опрокидывание на левый борт вертолёта Ми-8Т RA-24622. В результате на воздушном судне были разрушены хвостовая и концевая балки, лопасти и втулка несущего винта, повреждены главный редуктор, подредукторная рама и трансмиссия. Экипаж и авиатехник, находившийся на борту, не пострадали. Пассажиров на борту не было. Обломком лопасти несущего винта был смертельно травмирован турист, находившийся в палатке-столовой. Четыре других туриста получили травмы различной степени тяжести.
    Вертолёт Ми-8Т RA-24622 принадлежит ОАО "2-й Архангельский ОАО". Экипаж в составе командира воздушного судна С.А. Варзугина, второго пилота В.Ю. Рогова и бортмеханика Н.Н. Хотенова выполнял полёты с целью доставки туристов к местам рыбной ловли.
    13.09.2004г. после посадки вертолёта на площадку для ночёвки, перед выключением авиагоризонтов и двигателей по данным САРПП-12ДМ вертолёт имел левый крен 2.5°. Посадочная площадка представляла собой размокшую тундровую поверхность. По объяснению бортмеханика: "Так как шёл дождь, для подстраховки под подкосы основных стоек шасси подложили брёвна".
    В день происшествия 14.09.2004г. экипаж имел задание на перевозку группы туристов к новому месту рыбалки. На момент происшествия согласно расчётов, фактическим данным аэропорта Нижняя Пёша и показаниям свидетелей скорость ветра с направлением 250 градусов составляла 10 м/сек с порывами 14 м/сек, что превышало ограничения РЛЭ. По объяснениям членов экипажа, после запуска двигателей КВС принял решение развернуть вертолет против ветра, при этом направление и скорость ветра экипаж не учитывал. Так как вертолёт подкосами основных стоек жёстко опирался на подложенные деревянный брус и бревно, а колёса вертолёта были заблокированы в грунте, то вертолет, до определённого момента, не мог перемещаться и разворачиваться от меняющихся по величине сил и моментов и, следовательно, КВС не мог действовать органами управления вертолёта адекватно происходящему процессу раскрутки НВ. К концу ввода коррекции и выходу НВ на рабочие обороты, из-за увеличивающегося опрокидывающего момента вертолёта, не достаточной прочности грунта рабочей поверхности площадки и действия порывистого ветра в правый борт левый крен вертолёта по показаниям САРПП-12ДМ достиг 3°. В данном случае, как этого требует п. 4.14.18. Предупреждение п. 2 РЛЭ Ми-8Т, экипаж двигатель не выключил и после выхода НВ на рабочие обороты, КВС стал увеличивать общий шаг НВ. При достижении общего шага НВ 3,3° левый крен вертолёта достиг 4° и в дальнейшем вертолёт начал резко крениться на левый борт. В результате соударения лопастей НВ о грунт, вертолёт развернулся влево на 50° и опрокинулся на левый борт.
    25.08.2004г. аналогичное авиационное происшествие произошло в ФГУП "Нарьян-Марский ОАО" Архангельского МТУ ВТ Минтранса России с вертолётом Ми-8Т RA-25141. Накануне вечером экипаж в составе командира воздушного судна Я.Н. Меньшакова второго пилота О.А. Белозёрова и бортмеханика СЕ. Бойкова произвёл посадку на площадку подобранную с воздуха в районе метеостанции с А-23° и Д-144 от г. Нарьян-Мар и остался на ночёвку. Площадка представляла собой оттаявший грунт глубиной до 40 см, ниже находилась вечная мерзлота. Грунт был покрыт мхом высотой от 7см до 16см. За время стоянки вертолёта ночью левая стойка шасси увязла в грунте на глубину около 1/3 диаметра колеса. Утром 25.08.2004г. по заявке заказчика планировался вылет в г. Нарьян-Мар. Ветер с направлением 180°-200° и скоростью 8 м/сек порывы 12 м\сек не позволял выполнить взлёт с курсом стоянки вертолёта. Для производства взлёта экипаж принял решение развернуть вертолёт против ветра, запустил двигатели и увеличил обороты НВ до 96 %. При попытке развернуть вертолёт началось кренение влево с последующем опусканием "носа". В дальнейшем произошли касание лопастями НВ поверхности площадки с последующим соударением с хвостовой балкой. В процессе разрушения хвостовой балки возник пожар. Экипаж и пассажиры покинули воздушное судно, которое затем полностью сгорело. Расследование по данному авиационному происшествию продолжается.
    Два аналогичных авиационных происшествия в течении одного месяца свидетельствуют о некачественной профилактической работе руководства Архангельского МТУ ВТ Минтранса России и неудовлетворительном контроле за организацией лётной работы в подконтрольных Архангельскому МТУ авиапредприятиях.
    Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24622 явилось сочетание следующих факторов:
    - в нарушение п. 2.6.7. РЛЭ вертолёта Ми-8Т полёты были организованы командованием лётного отряда на посадочную площадку, прочность грунта которой не соответствовала установленным требованиям;
    - в инструкции по производству полётов на данной площадке (утверждена КЛО 22.07.2003г.) не указаны требования к прочности грунта при базировании на ней воздушных судов;
    - в нарушение п. 10.1.12. НПП ГА-85 и РЛЭ вертолёта Ми-8Т п. 2.6.7. работы по обеспечению длительной стоянки вертолёта и оборудованию посадочной площадки твёрдым покрытием выполнены не были. При заключении договора на выполнение работ заказчику эти необходимые требования также были не выдвинуты;
    - попытка экипажа выполнить разворот вертолёта при боковом ветре, выходящим за пределы лётных ограничений, предусмотренных п. 2.5.2. РЛЭ вертолёта Ми-8Т;
    - несвоевременные действия КВС по выключению двигателей, предусмотренные п. 4.14.18. Предупреждения п. 2 РЛЭ вертолёта Ми-8Т, после увеличения крена более 3°;
    - низкий уровень профилактической работы командно-лётного состава ОАО "2-й Архангельский объединённый авиаотряд" (меры профилактического характера после авиационного происшествия в Нарьян-Марском авиапредприятии приняты не были).
    
    В целях исключения подобных случаев предлагаю:
    
    1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
    1.1. Настоящее распоряжение довести до руководителей подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолёты.
    1.2. Запретить в подконтрольных авиапредприятиях базирование и ночёвки вертолётов в летнее время на площадках, не соответствующих установленным требованиям п.2.6.7. РЛЭ Ми-8Т.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1. Настоящее распоряжение изучить со всем летным составом, персоналом инженерно-технической службы и специалистами аэродромной службы, выполняющими полеты на вертолетах.
    2.2. Организовать с лётным составом, выполняющим полёты на вертолётах теоретические занятия на тему "Аэродинамическое обоснование лётных ограничений вертолётов" в соответствии с разделами 2.5 и 4.14 РЛЭ Ми-8Т.
    2.3. При проведении сезонной подготовки особое внимание уделить на знание летным составом вертолетов эксплуатационных ограничений, установленных правил выполнения полетов в условиях попутно-бокового ветра. Провести разовую тренировку лётного состава по выполнению взлета (посадки) в естественных условиях при попутно-боковом ветре.
     2.4. Потребовать от лётного состава при выполнении полётов на площадки с малопрочным грунтом неукоснительного выполнения требований пунктов 4.14.17; 4.14.18 РЛЭ Ми-8Т.
    Командно-лётному составу авиапредприятий совместно со специалистами аэродромной службы провести облёт и проверку состояния вертолётных площадок (использующихся для выполнения полётов вертолётов) на предмет их пригодности и соответствия "Инструкциям по производству полётов".




Руководитель

А.В.Нерадько