Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006056.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

08 апреля 2005г.

Москва

№ АН-70-р (ФС)



ОБ АВАРИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RА-22502



    
    29 ноября 2004 года в 150 км от аэропорта Комсомольск-на-Амуре потерпел аварию вертолет Ми-8Т RА-22502, принадлежащий ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина" (ОАО "КнААПО") Дальневосточного ОМТУ ВТ Минтранса России.
    В момент авиационного события на борту ВС кроме экипажа находилось шесть человек. В результате авиационного происшествия три члена экипажа и один пассажир получили травмы различной степени тяжести. ВС получило значительные повреждения элементов конструкции.
    Экипаж вертолета в составе КВС - инструктора А.И. Углова (линейный пилот 1 класса ГА, общий налет - 9100 часов, налет в качестве КВС Ми-8 - 4550 часов), второго пилота В.А. Славникова (линейный пилот 2 класса ГА, общий налет на данном типе - 4400 часов), бортмеханика В.Д. Сенотрусова (бортмеханик 1 класса ГА, общий налет на данном типе - 7300 часов) должен был выполнять полет по заявке летно-испытательной станции ОАО "КнААПО" по обслуживанию полигона и проверке дальности радиосвязи. Метеорологические условия (ясно, видимость более 10 км, температура -21°, тихо) и светлое время суток не препятствовали выполнению полета.
    Экипаж произвел взлет с аэродрома "Дземги" и через 2 минуты произвел посадку в районе аэродрома, взяв на борт трех человек, не предусмотренных заявкой на полет. После кратковременной стоянки, без выхода на радиосвязь произвел взлет и через одну минуту полета произвел посадку на берегу реки Амур, где дополнительно взял на борт еще трех человек. После взлета доложил диспетчеру ОрВД, что следует в населенный пункт Эворон на высоте 900 м. Фактически экипаж взял курс в район среднего течения реки Эвур (75 км северо-восточнее ст. Эворон), где находится заповедник. Высота полета не превышала 300 метров. Через 37 минут полета КВС А.И. Углов, умышленно дезинформируя диспетчера ОрВД, доложил о посадке у населенного пункта Эворон и дал расчетное время стоянки 1 час 30 минут, фактически продолжил полет на высоте 300 метров по измененному маршруту с целью поиска и отстрела диких животных.
    Отстрел диких животных (лосей) производился с борта вертолета, через дверь грузовой кабины, находящимися на борту ВС охотниками. После отстрела нескольких лосей экипаж принял решение о перевозке убитых животных на внешней подвеске, используя веревку, закрепленную в проеме двери.
    Подбор убитых животных осуществлялся в режиме висения вертолета над местом, осмотр которого предварительно не производился. Пилотирование осуществлял КВС по командам бортмеханика. По переговорам между членами экипажа, зафиксированными на бортовом магнитофоне, можно сделать вывод о поспешных действиях экипажа с целью уложится во время, ранее сообщенное диспетчеру.
    При последующем заходе на место предполагаемой посадки с подбором, как и в предыдущем случае, осмотр не производился. В процессе захода на посадку экипаж допустил ошибки в технике пилотирования, что привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца". Несмотря на предпринятые действия, вертикальная скорость снижения увеличилась до 8-10 м/сек, приборная скорость оставалась менее 60 км/час, что привело к грубому приземлению вертолета и последующему его разрушению.
    Непосредственно перед столкновением с землей зарегистрировано резкое перемещение ручки управления на "себя". В процессе столкновения вертолета с землей произошло соударение лопастей НВ с хвостовой балкой, что привело к разрушению хвостовой балки.
    Нарушение, допущенное экипажем, стало возможным в результате отсутствия систематического контроля за выполнением полетов по средствам объективного контроля со стороны командно-руководящего состава ОАО "КнААПО" (анализ полетов проводил пилот-инструктор А.И. Углов). Данный факт способствовал уверенности экипажа в сокрытии происшедшего и безнаказанности. За допущенные нарушения КВС А.И. Углов уволен из ОАО "КнААПО".
    Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
    - неудовлетворительный контроль по средствам объективного контроля полетов вертолетов со стороны командно-руководящего состава ОАО "КнААПО";
    - личная недисциплинированность КВС А.И. Углова и сговор членов экипажа в данном полете;
    - поспешность в действиях экипажа при транспортировке на нештатной внешней подвеске отстрелянных диких животных;
    - попадание вертолета в режим "вихревого кольца" из-за грубых ошибок в технике пилотирования, связанных с дефицитом времени;
    В связи с изложенным предлагаю:
    1. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
    1.1. довести настоящее распоряжение до руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации;
    1.2. материалы по фактам браконьерства с использованием ВС в установленном порядке передавать в следственные органы и органы прокуратуры Российской Федерации.
    2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
    2.1. изучить с летным составом обстоятельства и причины аварии вертолета Ми-8Т RА-22502;
    2.2. провести теоретические занятия с летным составом по физической сущности образования "вихревого кольца";
    2.3. повторно изучить РЛЭ вертолета Ми-8 раздел. 6.12;
    2.4. по средствам объективного контроля обеспечить максимально возможный комплексный анализ качества выполнения полетов вертолетов по разовым заявкам и при выполнении авиационных работ в отрыве от основного места базирования.
    




Руководитель

А.В. Нерадько