МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Заместителям начальников |
В соответствии с Указанием № 24.10-4 ГА от 22.01.04г. о предоставлении статистических данных по результатам контроля масла двигателей ТВ2-117 вертолетов Ми-8, ФГУП ГосНИИ ГА и ФГУП "Завод им В.Я. Климова" обработаны полученные материалы и в прилагаемой Методике подготовлены предложения о возможности увеличения норм содержания железа в масле двигателей ТВ2-117, а также установления временных норм для двигателей ТВ3-117 и главных редукторов. Для принятия решения по дальнейшему уточнению временных норм и выпуска бюллетеня, ПРЕДЛАГАЮ:
1. Установить временные нормы на содержание железа в масле "Турбониколь-98" для двигателей ТВ2-117, ТВ3-117 и редукторов ВР-8 (ВР-8А) и ВР-14 и порядок отбора проб масла для анализа в соответствие с утвержденной Методикой. (Приложение 1.)
2. Руководителям организаций по ТО и Р, эксплуатирующих вертолеты Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ с двигателями ТВ2-117, ТВ3-117 и главными редукторами ВР-8 (ВР-8А) и ВР-14:
- организовать отбор проб масла и проведение анализа с соблюдением порядка, определенного Методикой;
- статистические данные по результатам анализа всех проб масла ежеквартально направлять в адрес ФГУП "Завод им. В.Я. Климова".
3. По результатам обработки и анализа представленных по п.3 статистических материалов ФГУП ГосНИИ ГА совместно с ФГУП "Завод им В.Я. Климова" до 01.07.2006 г. подготовить решение на выпуск бюллетеня.
Заместитель начальника |
|
Приложение № 1 |
|
Утверждаю |
|
|
Методика
контроля проб масла "Турбониколь-98" с учетом введения
временных норм на содержание железа в масле двигателей
ТВ2-117, ТВ3-117 и редукторов ВР-8(ВР-8А), ВР-14
Москва - С-Петербург
2005
1. Общая часть
Для раннего обнаружения неисправности двигателей ТВ2-117 вертолетов Ми-8 в процессе эксплуатации предусмотрен периодический анализ содержания продуктов износа в работающем масле. В эксплуатационных организациях ГА указанные работы проводятся лабораториями технической диагностики по бюллетеням № 79248-БЭ-Г от 5.08.88г. и № 79263-БЭ-Г от 7.12.89г. с использованием прибора ПОЖ-М, и по Указанию ДВТ № 25.3.21-56 от 12.02.92 по анализатору БАРС-3.
В настоящее время наряду с маслом Б-3В широко используется масло "Турбониколь-98". Дата выполнения работ по трибомониторингу помимо спектрального анализатора БАРС-3 применяются приборы ПРИЗМА, БРА-17-02 и другие, что предопределяет необходимость коррекции нормативно-методической базы для оценки результатов анализа содержания примесей в работающем масле.
Для решения вопроса об уточнении норм содержания примесей в масле в эксплуатирующих организациях ГА Указанием № 24.10-4 ГА от 22.01.2004г. был организован сбор статистических данных по результатам контроля масла и неисправностям, связанным с износами узлов трения.
По результатам анализа предоставленных материалов установлено:
а) практически все предприятия (87%) перевели двигатели ТВ2-117 с масла Б-3В на масло "Турбониколь-98"
б) 76% анализов масла выполнены приборами БАРС-3.
в) в 57,6 % представленных результатов анализа проб масел превышены ранее установленные нормы содержания железа для постановки двигателя на "Особый контроль", при этом:
- 38,5 % результатов анализа масла показали превышение предельной нормы содержания железа в работающем масле, установленную выше приведенными бюллетенями и Указанием (8 г/т);
- по результатам выполнения перечня работ, предусмотренных бюллетенем № 79248-БЭ-Г, только 4,3 % случаев превышения установленных норм содержания железа в примесях работающего масла позволили выявить конкретные неисправности.
г) выявлены следующие основные типовые неисправности:
- износ шлицов вала рессоры и шлицевой втулки МСХ, (9,8%);
- износ уплотнения привода ГС-18МО, (14,9%);
- сколы на шлицевой втулке МСХ (7,8%).
По представленным и обработанным данным установить единую норму содержания железа в работающем масле достаточно сложно.
Для уточнения нормативно-методической базы диагностирования силовых установок вертолетов необходимо собрать дополнительно подробные статистические данные с описанием всех случаев проявления дефектов и неисправностей двигателей и редукторов вертолетов, в том числе с учетом условий эксплуатации.
До установления окончательных норм, работы по контролю содержания продуктов износа в работающем масле двигателей ТВ2-117, ТВ3-117 и главных редукторов ВР-8 (ВР-8А) и ВР-14 проводить в соответствии с порядком, изложенным в разделе 2 настоящей Методики.
2. Порядок отбора проб масла и проведение анализа.
2.1. Отбор проб масла с двигателей ТВ2-117, ТВ3-117 и главных редукторов проводить в соответствии с методикой, изложенной в Инструкции по отбору проб масла (Приложение 2 к бюллетеню № 79248-БЭ-Г).
2.2. Установить временную предельную норму содержания железа в масле - 10 г/т, для двигателей ТВ2-117, ТВ3-117, редукторов ВР-8 (ВР-8А) и ВР-14.
Нормы на содержание меди в масле установленные для двигателей ТВ2-117 остаются без изменений и распространяются также для двигателей ТВ3-117.
2.3. При контроле проб масла руководствоваться "Методикой диагностирования узлов трения, омываемых маслом двигателей ТВ2-117А (АГ) с помощью анализатора БАРС-3", утвержденной 18.07.91г. и введенной в действие Указанием ДВТ от 12.02.92г. № 25.3.21-56, действие которой распространяется применительно к двигателям ТВ3 -117 и редукторам ВР-8 (ВР-8А) и ВР-14.
3. Отбор проб масла производить с периодичностью 50±10 часов работы двигателя при:
- наработке до 200 часов и содержании железа в масле менее 7,0 г/т;
- наработке более 200 часов и содержании железа в масле менее 4г/т.
4. Выдавать сообщение "Особый контроль" с отбором проб масла на анализ в конце каждого летного дня при:
- наработке до 200 часов и содержании железа в масле 7,0 г/т и более;
- наработке более 200 часов и содержании железа в масле 4,0 г/т и более.
Наработка двигателя считается: для новых двигателей с начала эксплуатации (СНЭ), для ремонтных после последнего ремонта (ППР).
5. При уменьшении содержания железа в масле ниже величин, указанных в п.3 в трех последних пробах, сообщение "Особый контроль" снимается и отбор проб производить обычным порядком (через 50±10 часов).
6. При выполнении условий п.4 и наличии тенденции устойчивого роста содержания железа в масле указанных типов двигателей и редукторов более 2,0 г/т от пробы к пробе необходимо, не дожидаясь достижения предельной нормы (10 г/т), произвести работы по бюллетеню № 79248-БЭ-Г.
7. При замене масла Б-3В на масло "Турбониколь-98" на двигатель выдается сообщение "Особый контроль".
8. Одновременно с отбором проб масла из двигателей производить отбор проб из редукторов ВР-8 (ВР-8А) и ВР-14.
9. Работы по оценке технического состояния двигателей проводить в соответствии с утвержденной 18.07.1991г. 'Методикой диагностирования узлов трения".
10. Полученные результаты анализа масла должны учитываться по каждому двигателю (редуктору) по установленной форме (Приложение 2). Учет результатов анализа может выполняться с помощью программы "Трибомониторинг" разработки ФГУП "Завод им. В.Я. Климова". Запросы на поставку программного обеспечения направлять по электронной почте [email protected]
От ГосНИИ ГА:
Зам. директора НЦ-12 - начальник отд. 126 |
__________ Н.И. Белоконь |
|
|
Гл. специалист отд. 126 |
___________ Г.В. Иванов |
|
|
От ФГУП "Завод им. В.Я. Климова":
|
|
Ведущий конструктор- |
|
Приложение № 2 |
Таблица (пример заполнения)
результатов анализа масла двигателей и редукторов
вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ
Тип и № вертолета: Ми-8Т № 24556
№ |
Дата взятия пробы |
Тип двига- |
Заводской № |
Условия эксплуатации и регион, |
Наработка в часах |
Тип масла |
Наработка масла в часах |
Тип прибора |
Содержание металла, г/т |
Причина проведения анализа масла (регламентные | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работы, неис- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
15.02.04 |
ТВ2-117АГ |
С90311363 |
Архангельск, |
6469 |
100 |
Турбо- |
100 |
БАРС-3 |
3.1 |
0.5 |
Повышенный |
|
|
ТВ2-117АГ |
С90312364 |
-20°-30° |
3452 |
201 |
Турбо- |
|
|
|
|
правого двига- |
|
|
ВР-8А |
СР-83211106 |
|
1836 |
800 |
Турбо- |
50 |
|
1.5 |
0.5 |
|
Подписи:
Должность и ФИО исполнителя и руководителя.
Примечание: Заполненные сведения по всем пробам масла представляются ежеквартально на бумаге /см. таблицу/ или в электронном виде с использованием программы "Трибомониторинг".