Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006334.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

16 марта 1989 г.

№ 25.1.10-162


Заместителям начальников
Управлений ГА
по организации летной работы

 

    
    
    
    
    Направляю Вам разработанную НЭЦ АУВД и апробированную в Белорусском, Латвийском, Западно-Сибирском, Красноярском и Казахском управлениях ГА "Временную типовую технологию работы должностных лиц дежурной смены Гражданского сектора ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД СССР" для использования при разработке технологий работы должностных лиц гражданского сектора ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД применительно к конкретной зоне УВД.
    
    Приложение: Временная технология.
    
    
    
    
    

Зам. начальника Глав УВД МГА

В.Г. Шелковников

    
    
    

Приложение

    
ВРЕМЕННАЯ ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ
ГРАЖДАНСКОГО СЕКТОРА ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД СССР



Общие положения

    
    Настоящая технология предназначена для использования при разработке технологии работы должностных лиц гражданского ректора ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД СССР в условиях конкретного зонального центра. Технология разработана с учетом документов МГА рекомендаций ИКАО, зарубежного опыта, результатов последних научных проработок в области планирования воздушного движения
    Технология предусматривает наличие следующих должностных лиц дежурной смены гражданского сектора ЗЦ ЕС УВД СССР:
    - начальник смены;
    - диспетчер по планированию и обеспечению воздушного движения;
    - диспетчер по режиму использования воздушного пространства;
    - оператор по планированию воздушного движения. В технологии детально изложены задачи суточного и текущего планирования, которые складываются из регулярно повторяющихся процессов;
    - подготовка дежурной смены к работе;
    - подготовка информационных данных;
    - анализ загрузки подконтрольных секторов УВД;
    - выработка и реализация рекомендации по устранению перегрузки секторов УВД;
    - доведение плана воздушного движения до заинтересованных органов. Основными методами при решении проблемы "загрузка - пропускная способность" являются:
    1. Введение специальных правил Пролета перегруженных элементов воздушного пространства, так называемая процедура выделения "временных окон". Суть данной процедуры заключается в том, что определенные категории полетов должны получать разрешение на пролет перегруженных элементов ВП у органа, ответственного за процедуру (в нашем случае - гражданский сектор ЗЦ).
    2. Изменение заявленных планов полетов (время вылета (пролета), маршрут, высота) для разгрузки перегруженных элементов ВП.
    Выбор того или иного метода зависит от величины перегрузки, состояния системы УВД, конкретной воздушной обстановки.
    Форма изложения разработанной технологии основана на предоставлении технологических операций в виде мнемонической схемы. Действия должностных лиц представлены с помощью условных обозначений в виде кружков, где с помощью начальных букв обозначены основные операции:


- прием (передача) информации;


- анализ;


- согласование;


- принятие решения;


- утверждение документа;


- фиксация информации, заполнение форм;


- направление действия или прохождение информации.

    
    3. Термин "суточный план" встречающейся в тексте данной технологии следует понимать как суточный план использования воздушного пространства.


п/п

Технологические операции

Внеш-
ние абонен-
ты

Началь-
ник ГС ЗЦ(ВЗЦ)

Началь-
ник смены

Диспет-
чер по плани-
рова-
нию

Диспет-
чер по режиму

Опера-
тор по плани-
рова-
нию

ВС
ЗЦ (ВЗЦ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

ПОДГОТОВКА К ПРИЕМУ ДЕЖУРСТВА И ПРИЕМ ДЕЖУРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

На инструктаже заслушать информацию о:

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1.

Состоянии метеорологической и орнитологической обстановки в своей и смежных зонах УВД, и прогнозируемое ее развитие


 

 

1.1.2.

Действующих и ожидаемых запретах и ограничениях использования воздушного пространства по условиям режимов и состояние районов УВД

 

 

        

 

 

1.1.3.

Согласованных на текущие сутки фактически используемых МСВТ, дополнительных эшелонах (высотах) полетов и запасных (обходных) маршрутах.

 

 

        

 

 

1.1.4.

Отклонениях от обычных условий (норм) в эксплуатационном состояния аэропортов (аэродромов), органов УВД, РТО и средств связи аэродромов МГА,МО своей зоны и смежных зон УВД выделенных в качестве запасных для гражданских воздушных судов.

 

 

      
        

 

 

1.1.5.

Выполнение Плана полетов по литерным "А", "К", "ОК", Д" и подконтрольным "ПЛ", "ПК" рейсам воздушных судов и его реализация

 

 

        

 

 

1.1.6.

Отклонениях в выполнении суточного плана на текущие сутки, и вызвавшие их причины

 

 

        

 

 

1.1.7.

Распоряжениях и указаниях, по УВД

 

 

      

 

1.1.8.

Особенностях в работе предыдущей дежурной смены

 

 

      

 

1.2.

На рабочем месте провести:

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1.

Ознакомление с суточным планом и ходом его выполнения

 

 

                                

 

1.2.2.

Изучение действующих запретов и ограничении на использование воздушного пространства а также ограничении полетов по условиям состояния районов УВД, аэропортов к средств УВД и их влияние на суточный план

 

 

  
                        

 

 

1.2.3.

Уточнение выделенных дополнительных эшелонов полетов на ВТ и обходных (запасных) маршрутов на время действия запретов и ограничений.

 

 

                        

 

 

1.2.4.

Уточнение действующих и планируемых на текущие сутки МСВТ, дополнительных эшелонов (высот) полетов и условий их использования

 

 

                        

 

 

1.2.5.

Уточнение по последним сообщениям эксплуатационного состояния аэропортов, органов УВД, РТО и средств связи, аэродромов МО, выделенных в качестве запасных

            

1.2.6.

Ознакомление с последними прогнозами погоды на аэродромах и участках ВТ

 

 

 

   

 

 

 

1.2.7.

Уточнение изменений пропускной способности подконтрольных секторов УВД

 

 

 

   

 

 

 

1.2.8.

Уточнение плана полетов воздушных судов, выполняющих международные полети и полеты гражданских ВС с пересечением госгракицы

 

 

 

               

1.2.9.

Ознакомление с наличием необработанных телеграмм, необеспеченных ППЛ и т.д.

 

 

  

 

 

 

 

1.2.10.

Проверка исправности средств связи

 

 

  

    

   

 

 

1.2.11.

Принятие по описи оборудования и документов, роспись в журнале приема и сдачи дежурства

 

 

   

     

    

  

 

1.2.12.

Доклад о приеме - сдаче дежурства и готовности к работе (Запись на магнитофон)

         

 



2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Участие в разработке проектов местных режимов использования воздушного пространства

 

 

          

2.1.1.

Выработка предложений о порядке выполнения полетов:
- по МВЛ;
- в районах аэродромов местного расписания движения самолетов МГА

 

 

       

 

 

2.1.2.

Представление разработанных предложений военному сектору ЗЦ(ВЗЦ)

 

 

 

 

          

2.2.

Участие в определении запретов на использование воздушного пространства на основании полученных и утвержденных режимов

 

 

         

2.2.1.

Выработка предложений о:
- запретах на полеты воздушных судов на участках воздушных трасс СССР, МВЛ, в районах аэродромов и выполнения авиационных работ;
- выделении маршрутов спрямления воздушных трасс СССР и МВЛ;
- выделении обходных маршрутов и дополнительных эшелонов (высот) полета

 

 

      
    
       

 

 

2.2.2.

Представление разработанных предложении военному сектору 3Ц (ВЗЦ)

 

 

 

 

          

2.3.

Получение гражданским сектором ЗЦ (ВЗЦ) информации об установленных режимах и запретах в своей зоне

 

 

         

2.4.

Доведение запретов до всех заинтересованных смежных ЗЦ(ВЗЦ), односекторных ВЗЦ и органов УВД своей зоны

   

 

2.5.

Получение информации о запретах установленных в смежных ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД и доведение ее до органов УВД МГА своей зоны ответственности

   

3.

СУТОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Подготовка информационных данных

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1.

Получение телеграфной информации:
- изменение данных ППЛ на внутрисоюзные рейсы вне расписания за пределы двух смежных зон УВД и на международные рейсы вне расписания,
- сообщения об изменениях в действующих расписаниях движения самолетов (международное, центральное, местное) для внесения в контрольный экземпляр расписания;
- ППЛ на зональные и межзональные рейсы вне расписания;
- ППЛ на литерные рейсы;
- заявки на полеты в районах авиационных работ


    
 

 

3.1.2.

Прием сообщении о пропускной способности секторов УВД от гражданских секторов своих РЦ (ВРЦ) ЕС УВД СССР

  

 

3.1.3.

Передача военному сектору ЗЦ заявок на полеты гражданских воздушных судов вне ВТ СССР (МВЛ-1), а также на полеты с посадками на аэродромах Министерства обороны

 

 

 

  

3.1.4.

Получение от военного сектора ЗЦ своей зоны УВД данных о технической годности военных аэродромов, выделенные в качестве запасных для воздушных судов ГА и доклад гражданскому сектору РЦ

   
   

3.1.5.

Получение от военного сектора ЗЦ заявок на полеты авиации Министерства обороны по ВТ СССР (МВЛ-1), а также на полеты с посадками на аэродромы МГА

 

 

 


3.1.6.

Получение от гражданского сектора ВЗЦ (односекторного) заявок на полеты воздушных судов ГА вне ВТ СССР (МВЛ-1), а также на полеты с посадками на аэродромы Министерства обороны.

   
    

 

3.1.7.

Передача гражданскому сектору ВЗЦ (односекторному) заявок на полеты авиации Министерства обороны по ВТ СССР (МВЛ-1), а также на полеты с посадками на аэродромы МГА

    

 

3.1.8.

Получение от военного сектора ЗЦ данных о полетах военной авиации с пересечением ВТ СССР (МВЛ-1), определение подконтрольных участков ВТ СССР (МВЛ-1)

 

 

 

 

   

3.1.9.

Прогнозирование неблагоприятных метеоусловий в зоне УВД и определение периодов возможных ограничений полетов по погодным условиям для конкретных аэродромов и участков ВТ СССР (МВЛ-1)

  

 

 

 

3.1.10.

Передача гражданскому сектору ВЗЦ (односекторного) данных о полетах военной авиации с пересечением ВТ СССР (МВЛ-1)


  

 

 

3.1.11.

Корректировка суточного плана по отдельным рейсам ВС следующим по расписаниям


 

 

 

3.2.

Определение загрузки направлений (секторов) РЦ ЕС УВД СССР на предстоящие сутки

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1.

Определение планируемой почасовой загрузки по всем видам полетов с целью выявления подконтрольных элементов воздушного пространства, в которых ожидается перегрузка полетами авиации всех ведомств

 

 

 

   

 

 

 

3.2.2.

Принятие решения во выбору конкретных мер по каждому репсу вне расписания с целью устранения перегрузки

 

 

 

   

 

 

 

3.2.3.

Определение необходимости введения процедуры "назначения временных окон" при ожидаемом превышении пропускной способности не более чем на 30%

 

 

   
     

 

 

3.2.4.

При перегрузке >1,3 параллельно с введением процедуры, определение конкретных мер по рейсам вне расписания, которым необходимо скорректировать условия полета (время, высота, маршрут) и подготовка конкретных предложений для согласования с военным сектором ЗЦ и гражданским сектором ГЦ ЕС УВД

 

 

 
   
    

 

 

3.2.5.

Передача в гражданский сектор ГЦ сообщения односекторного ВЗЦ о перегрузке сектора УВД с предложением введения процедуры назначения "временных окон"


 

3.3.

Корректировка суточного плана

 

 

 

 

 

 

 

3.3.1.

Анализ, совместно с военным сектором, прогнозируемой воздушной обстановки, своей зоны УВД на предстоящие сутки

 

 

     

3.3.2.

Согласование с военным сектором конкретных воздушных судов для которых необходимо изменение условий полета

 

 

   

 

 

3.3.3.

Рассмотрение возможности использования обходных маршрутов (в том числе и установлении спрямленных) для исключения потенциальных конфликтных ситуации при пересечении ВТ СССР (МВЛ-1), если рассредоточение по высоте в условиях протезируемой воздушной обстановки невозможно

 

 

 

     

3.3.4.

Утверждение суточного плана

 

 

 

 

 

 

 

3.3.5.

Доведение до гражданских секторов своих РЦ и до других заинтересованных органов всех изменении заявленных условий выполнения рейсов по ВТ СССР (МВЛ-1)

 

  

3.3.6.

Оповещение гражданского сектора ГЦ ЕС УВД и других заинтересованных органов о необходимости введения процедуры назначения "временных окон" в своей зоне ответственности (до 22.00 московского времени суток)

  

 

3.3.7.

Доведение по установленной форме до органов ПВО плановой информации по рейсам вне расписания:
- проходящим зону транзитом;
- прибывающим из смежной зоны УВД;
- внутризональным, если полет должен контролироваться несколькими КП ПВО

  

 

4.

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

4.1.

Определение планируемой загрузки направлений (секторов) УВД

 

 

 

 

 

 

 

4.1.1.

Получение сообщений, о ходе выполнения суточного плана:
- об отмене вылетов воздушных судов;
- о задержке и переносе вылетов воздушных судов;
- об изменениях предварительных планов полетов

   

 

4.1.2.

Получение из своих РЦ сообщений об изменении пропускной способности направлении (секторов)

  

 

4.1.3.

Анализ и внесение изменений и дополнении в суточный план

 

 

 

      

 

 

4.1.4.

Выявление в ходе выполнения суточного плана подконтрольных элементов воздушного пространства, где возникла перегрузка

 

 

 

      

 

 

 

4.2.

Определение возможности использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот) в границе двух смежных районов УВД одной зоны

 

 

 

 

 

 

 

4.2.1.

Получение доклада от начальников смен ГС смежных районов УВД о времени (периоде) использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот)



 

 

 

 

4.3.

Определение возможности использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот) в границах воздушного пространства более двух смежных районов УВД

 

 

 

 

 

 

 

4.3.1.

Согласование использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот) с начальниками смен гражданских секторов РЦ ЕС УВД через районы УВД которых проходят маршруты спрямления, и начальником смены военного сектора ЗЦ ЕС УВД

      


4.4.

Определение возможности использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот) расположенных в границах воздушного пространства двух смежных зон УВД

 

 

 

 

 

 

 

4.4.1.

Согласование использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот) с начальниками смен гражданских секторов смежных зон УВД


 

 

 

 

4.4.2.



4.5.

Доклад начальнику смены гражданского сектора ГЦ ЕС УВД и доведение до смежных ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД, ПВО и органов УВД своей зоны

Определение возможности использования МСВТ и дополнительных эшелонов (высот) в границах воздушного пространства более двух зон УВД

  

 

4.5.1.

Согласование использования МСВТ и дополнительных эшелонов с начальниками смен ГЦ УВД


 

 

 

 

4.6.

Согласование с военным сектором ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД вопросов контроля соблюдения временных местных режимов и кратковременных ограничении

 

 

    

4.7.

Корректировка суточного плана

 

 

 

 

 

 

 

4.7.1.

Введение процедуры назначения "временных окон" при ожидаемом превышении пропускной способности не более чем на 30%


 

 

 

 

4.7.2.

Передача в гражданский сектор ГЦ сообщения односекторного ВЗЦ о возникновении перегрузки с предложением введения процедуры назначения "временных окон"


 

 

 

 

4.7.3.

Принятие сообщения от гражданского сектора ГЦ о назначении ответственного ЗЦ за выполнение мер по управлению потоками (а при необходимости - сообщения по изменению решения)

 

 

4.7.4.

Направление в гражданские секторы других ЗЦ и АДП аэропортов своей зоны сообщении о выполнении мер, а при необходимости сообщения по изменению мер (в случае если ЗЦ является ответственным за выполнение процедуры)

 

 

4.7.5.

Получение сообщения от ЗЦ ответственного за процедуру о выполнении мер и доведение их до АДП аэропортов своей зоны и военного сектора ЗЦ ЕС УВД

   

4.7.6.

Получение запроса на выделение "временного окна" из АДП с указанием расчетного времени пролета подконтрольных точек воздушными судами, подпадающими под действие процедуры

 

 

4.7.7.

Получение запроса на выделение "временного окна" ЗЦ военного сектора ЕС УВД для воздушных судов военной авиации

 

 

 

  

4.7.8.

Назначение "временного окна" для каждого воздушного судна

 

 

 

  

 

 

 

4.7.9.

Отображение решения о назначении "временного окна" в суточном плане

 

 

 

 
  

 

 

 

4.7.10.

Определение необходимости ввода процедуры назначения "временных окон" в ходе выполнения суточного плана и его корректировки. Контроль загрузки секторов, точек пересечения ВТ СССР (МВЛ-1) путем анализа поступающих сообщении об изменениях пропускной способности и планов полетов, задержках и отменах вылетов и прочей информации



 

 

 

4.7.11.

Контроль загрузки аэродромов по сообщениям от РПА в случае сбоя воздушного движения (сообщение о располагаемой пропускной способности аэродрома на период восстановления движения после сбоя должно быть доведено не менее чем за 4 часа до возобновления работы аэропорта)



 

4.7.12.

Определение рубежей подхода к аэродрому и распределение имеющейся пропускной способности через "частоту приема"

 

 

   

 

 

 

4.7.13.

Согласование времени пролета подконтрольных точек со следующими ЗЦ, где вводится процедура для воздушных судов, подпадающих под действие процедуры в зонах ответственности нескольких ЗЦ ЕС УВД (если зональный центр является первым по маршруту)

 

 

 

 

4.7.14.

Доведение до АДП аэродромов вылета "временных окон" для воздушных судов гражданской авиации


 

4.7.15.

Доведение до соответствующих ведомственных органов УВД "временных окон" для воздушных судов ведомственной авиации

 

 

 

      

 

4.7.16.

Доведение до РЦ ЕС УВД своей зоны ответственности, где ожидается введение процедуры назначения "временных окон" не позднее, чем за 30 минут до начала введения процедуры, информации об ожидаемой интенсивности в период действия процедуры и о выделений временных окон" для каждого конкретного воздушного судна


    

     

 

 

 

4.7.17.

При перегрузке > 1,3 параллельно с введением процедуры, определение конкретных мер по рейсам вне расписания, которым необходимо скорректировать условия полета (время, высота, маршрут)

 

 

 

 

4.8.

Контроль выполнения литерных и подконтрольных полетов

 

 

 

 

 

 

 

4.8.1.

Получение информации от РЦ своей зоны о движении воздушных судов, выполняющих литерные и подконтрольные полеты ("ПЛ" и "ПК")

 

 

 

 

4.8.2.

Доклад гражданскому сектору ГЦ о ходе выполнения литерных и подконтрольных полетов

 


 

 

 

 

4.9.

Действия дежурной смены при возникновении особых случаев в полете

 

 

 

 

 

 

 

4.9.1.

Попадание воздушного судна в зоны опасных метеорологических явлении

   

4.9.2.

Отказу основных систем воздушного судна приводящие к необходимости изменения плана или профиля полета, в том числе к вынужденной посадке

   

4.9.3.

Потеря ориентировки

        

4.9.4.

Потеря радиосвязи (отказ бортовых или наземных средств радиосвязи)

    

4.9.5.

Нападение на экипаж (пассажиров)

    

4.9.6.

Вынужденная посадка вне аэродрома

    

4.9.7.

Отказ радиолокационных средств УВД и РТО на аэродроме посадки, а также трассовых РТС

    

5.

Проведение разбора работы дежурной смены гражданского сектора

 

 

 

 

 

 

 

5.1.

На разборе вскрыть причины:

 

 

 

 

 

 

 

5.1.1.

Отклонений в выполнении суточного плана

 

 



 

 

5.1.2.

Нарушений при УВД и порядка использования воздушного пространства

 

 


 

5.1.3.

Недостатков в работе обеспечивающих служб

 

 

 

5.1.4.

Недостатков в организации взаимодействия должностных лиц дежурной смены с внешними абонентами

 

 

 

5.2.

Разобрать:
- обстоятельства и причины нарушений;
- действия личного состава (правильные и неправильные)

 

 

 

5.3.

Поставить задачи:
- по устранению недостатков;
- по обеспечению выполнения суточного плана;
- по улучшению организации взаимодействия дежурной смены с внешними абонентами.

 

 

 



И.О. начальника НИО-1

Л.К. Щербаков

Начальник 31 отдела

Е.Д.Маркович