МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
23 сентября 2005 г. |
Москва |
№ АЮ-239-р |
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ИНФОРМАЦИОННОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОСНАЩЕНИЮ ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО И
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ" (ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА")
В целях обеспечения реализации Федеральным агентством воздушного транспорта в установленной сфере деятельности комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на воздушном транспорте, включая поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа Министра транспорта Российской Федерации от 19 июля 2005 года № 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии"
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Утвердить требования к географической информационной системе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ГИС ПАСОП) согласно Приложению № 1;
2. Утвердить требования к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА" согласно Приложению № 2;
3. Директору ФГУ "Центр ПАСОП ГА" А.А. Кузнецову организовать разработку Технических заданий и оснащение ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП ГА" согласно Приложениям №№ 1, 2.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Руководителя Росавиации Г.И. Чернова.
И.о. руководителя |
А.А. Юрчик |
Приложение № 1 |
Требования
к географической информационной системе поискового и
аварийно-спасательного обеспечения полетов (ГИС ПАСОП)
Назначение и цели создания ГИС ПАСОП
ГИС ПАСОП предназначена для обеспечения информационной поддержки специалистов органов управления воздушного транспорта при планировании, организации и проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ.
Целью создания и использования ГИС ПАСОП является повышение оперативности и качества поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях, аварийно-спасательных работ при возникновении нештатных ситуаций на объектах инфраструктуры воздушного транспорта. Указанные свойства обеспечиваются путем реализации в ГИС ПАСОП следующих возможностей:
- предоставление пользователям плановой и картографической информации необходимой полноты и детальности на требуемые объекты и районы работ, а также актуальных систематизированных справочных данных по составу, состоянию и размещению сил и средств летных и наземных формирований поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств на объектах воздушного транспорта;
- автоматизированное решение расчетных задач по планированию использования поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных или аварийно-спасательных работ;
- контроль и документирование действий поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств в процессе выполнения поисково-спасательных или аварийно-спасательных работ для анализа и представления их вышестоящим органам.
Основные функциональные задачи, решаемые ГИС ПАСОП
- формирование и ведение базы цифровых картографических (включая электронные крупномасштабные планы объектов инфраструктуры воздушного транспорта) и тематических данных о составе, состоянии и размещении поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств, а также тематическую информацию о:
- границах Окружных управлений воздушного транспорта (ОУ ВТ);
- аэродромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
- дежурных воздушных судов (ВС) согласно раздела SAR из Сборника аэронавигационной информации (АИП);
- границах зон дежурства дежурных ВС;
- расположении координационных центров поиска и спасания (КЦПС) и Региональных поисково-спасательных баз (РПСБ);
- границах зон ответственности зональных, районных и вспомогательных центров (ЗЦ, РЦ, ВЗЦ) Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД);
- международных и внутренних воздушных трассах над территорией России;
- местных воздушных линий для каждого ОУ ВТ.
- оперативное представление электронных цифровых карт местности необходимых масштабов на районы земной поверхности заданные оператором или определенные как потенциальные районы работ по поиску воздушного судна, терпящего бедствие;
- формирование трехмерной пространственной модели местности заданного района и проведение его виртуального облета для ознакомления с особенностями местности при организации поисково-спасательной операции в условиях сильнопересеченного рельефа;
- нанесение и отображение на электронных цифровых картах местности маршрутов полета ВС и автоматическое воспроизведение их текущего местоположения на основе информации, поступающей из систем управления воздушным движением или других источников по различным каналам связи;
- решение комплекса расчетных задач при планировании поисково-спасательных работ, в частности:
- прогноз местоположения ВС при дискретном поступлении данных о его полете по маршруту;
- определение и автоматическое обозначение на электронных цифровых картах местности зоны поиска ВС, терпящего бедствие на маршруте полета, координатное позиционирование на электронных цифровых картах местности места аварии при обнаружении с воздуха по прямым или косвенным описательным данным, представление информации о дорожной сети в районе аварии для наземных подразделений поисково-спасательных сил и потенциальных площадках возможной посадки вертолетов или десантирования специальных групп;
- проведение предварительных штурманских расчетов по досягаемости района поиска воздушными поисковыми судами, размещенными на подведомственных аэродромах, подлетного времени, располагаемого времени поиска в заданном районе и размеров отрабатываемой в одном полете площади исходя из метеоусловий (видимость, высота нижней кромки облачности, высота полета) и ширины полосы наблюдения. Документирование отработанных зон на электронных цифровых картах местности, маркирование участков подлежащих более тщательному осмотру.
Требование к структуре ГИС ПАСОП
ГИС ПАСОП структурно должна разрабатываться в 2-х версиях, для использования в центральном аппарате Федерального государственного учреждения "Центр поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации" и в региональных подразделениях, причем базовые модули программного обеспечения ГИС ПАСОП должны быть универсальными, а специфические особенности для региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе создания ГИС ПАСОП. Информационное взаимодействие между центральным и региональными терминалами ГИС ПАСОП должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком.
ГИС ПАСОП должна обеспечивать возможность частичной настройки терминала пользователем без привлечения Разработчика.
ГИС ПАСОП должна осуществлять информационное взаимодействие с существующими информационными системами воздушного транспорта. Форматы, протоколы и регламент обмена информацией уточняется на этапе формирования тактико-технического задания.
Требования к географическому (топографическому) обеспечению ГИС ПАСОП
Обзорные цифровые карты России и прилегающих государств масштаба М 1:25000000, М 1:5000000 должны содержать характерные линейные и площадные ориентиры, железные дороги, автодороги федерального значения, лесные массивы, растительный покров и грунты, гидрографию и гидротехнические сооружения, рельеф местности с максимальными превышениями, границы политического деления, населенные пункты:
- Европейская часть России - 30000 жителей и более;
- Юг Сибири и Дальнего Востока - 10000 жителей и более;
- Север Сибири, Дальнего Востока, Чукотка и Камчатка менее 10000 жителей.
Цифровые топографические карты масштаба М 1:500000, М 1:200000 помимо перечисленных выше объектов должны обеспечивать возможность извлечения уточненного рельефа местности и естественных препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до 50м, для создания трехмерных моделей местности.
Для крупномасштабных планов М 1:10000 и крупнее необходимо предусмотреть возможность извлечения объектов инфраструктуры воздушного транспорта, естественных препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до 1м, для создания трехмерных моделей объектов воздушного транспорта и прилегающей территории.
Дополнительные требования
При формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП должна быть обеспечена возможность совмещения авиационных, радионавигационных, речных, морских и топографических карт, а также формирование электронных цифровых карт местности более мелкого масштаба на основе крупномасштабных карт с генерализацией объектов.
Для обеспечения возможностей максимально более полного использования при формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП электронных цифровых карт местности уже имеющихся на предприятиях Роскартографии и Генерального штаба МО РФ, подготовленных в формате DM, разрабатываемая ГИС ПАСОП должна быть совместима с указанным выше форматом электронных цифровых карт местности масштабов от М 1:10000 до М 1:25000.
Расширение возможностей и модернизация программного обеспечения ГИС ПАСОП не должно требовать доработки используемых в составе банка цифровых картографических данных электронных цифровых карт местности.
Порядок выполнения, контроля и приемки системы
Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по результатам предварительных испытаний.
Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется заказчиком.
Статус приемочной комиссии определяется заказчиком.
Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по стадиям и этапам создания системы.
Приложение № 2 |
Требования
к информационно-техническому оснащению Главного координационного
центра поиска и спасания Федерального государственного учреждения
"Центр поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
гражданской авиации" (ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП ГА")
Назначение и цели требований к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания
ГКЦПС предназначен:
- для осуществления комплекса мероприятий, предусматривающих участие всех органов управленческого и командно-руководящего состава гражданской авиации по организации и проведению своевременного поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, и их эвакуации;
- для координации в своей зоне ответственности действий поисковых, аварийно-спасательных сил и средств гражданской авиации, их взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте.
Основанием для выполнения разработки требований к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания являются:
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа Министра транспорта Российской Федерации от 19 июля 2005 год № 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии", Распоряжение Руководителя Росавиации от 1 октября 2004г. № ШН-50-р (ДСП) "Об организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта и совершенствованию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации".
Основные функциональные задачи, решаемые информационно-техническим оснащением ГКЦПС
- обеспечение ГКЦПС системой связи и оповещения с учетом размещения 4-х рабочих мест для функционирования в круглосуточном режиме для целей информационного обеспечения при чрезвычайных ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте;
- обеспечение в системе РСЧС доведение информации и сигналов оповещения с учетом сопрягаемости каналов сетей связи и вещания с силами постоянной готовности;
- обеспечение оснащения ГКЦПС специальным оборудованием и снаряжением, инструментами и материалами для автономной работы в период чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток;
- обеспечение бесперебойной работы в круглосуточном режиме с учетом резервирования развернутых линий связи и аппаратных средств;
- осуществление с использованием средств связи и оповещения, автоматизации информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
- создание отказоустойчивых, защищенных волоконно-оптических линий связи и телекоммуникаций;
- обеспечение автоматизированного взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения.
Тактико-технические требования к информационно-техническому оснащению ГКЦПС
Основными требованиями являются:
- обеспечение оперативной передачи данных;
- обеспечение защищенных широкополосных с пропускной способностью не менее 100 Mbps каналов внутренней и внешней (Internet) связи.
- обеспечение секретности передаваемой информации в соответствии с нормативными требованиями по обеспечению несанкционированного доступа;
- обеспечение автономного энергоснабжения;
- обеспечение основных и резервных линий связи;
- организация системы резервирования аппаратных средств;
- организация единой системы внутренней телефонной связи;
- организация единых систем видео и аудио конференц-связи;
- обеспечение взаимодействия информационно-технической структуры ГКЦПС с Единой государственной системой предупреждения и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения;
- возможность обслуживания 12-ти абонентских устройств с дальнейшим расширения до 24-х абонентских устройств с возможностью регистрации сигналов по 12 каналам связи;
- наличие встроенного автоматического секретаря и возможность записи всех телефонных переговоров на всех установленных абонентских устройствах (электронный журнал телефонной связи), наличие управления вызовами на базе ПК;
- оборудование ГКЦПС должно строиться по модульному принципу и обеспечивать возможность дальнейшего наращивания и модификации существующей телекоммуникационной структуры и задач, решаемых ГКЦПС, а также замену отдельных видов телекоммуникационного оборудования на более совершенные;
- оборудование должно обладать повышенной устойчивостью к электромагнитному излучению.
В ГКЦПС оборудовать:
- прямой канал междугородней телефонной связи;
- прямой городской канал телефонной связи;
- прямой выделенный канал связи для круглосуточного приема сигналов оповещения;
- закрытый канал связи СКС;
- подключение к спутниковой связи АФСС ПВД для взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения;
- электронную карту России с отображением трасс полетов ВС, мест базирования дежурных ВС и радиусов их действия;
- рабочие места начальника ГКЦПС, заместителя, оперативного дежурного (диспетчера), ведущего специалиста с персональными компьютерами настольного исполнения с экранами монитора "17", принтерами с электронной и факсимильной связью;
- прямую громкоговорящую и телефонную связь с Международным координационным вычислительным центром (МКВЦ) системы "КОСПАС - САРСАТ".
Требование к структуре информационно-технического оснащения ГКЦПС
Информационно-техническое оснащение ГКЦПС структурно должно разрабатываться в 2-х версиях для использования в центральном аппарате ФГУ "Центр ПАСОП ГА" и в региональных подразделениях, причем базовые модули информационно-технического оснащения ГКЦПС должны быть универсальными, а специфические особенности для региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе создания информационно-технического оснащения ГКЦПС. Информационное взаимодействие между центральным и региональными терминалами ГКЦПС должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком.
Требования по планировке помещений для средств информационно-технического оснащения ГКЦПС
- расчет общей площади для проектирования рабочих мест выполняется по рекомендованной норме площади на одно рабочее место 6 м;
- при проектировании рабочих мест, оборудованных СВТИ, необходимо учитывать специфику производственных, технических условий и требований безопасности.
При этом следует любое помещение, где возможна работа персонала, оборудовать коммуникациями, которые обеспечат наращивание рабочих мест. В течение одного года эксплуатации нового здания 25-процентный запас рабочих мест для СВТИ может быть полностью исчерпан, а некоторые помещения окажутся без каналов для дополнительной прокладки кабельных линий;
- помещение вычислительного центра ИВС (далее-серверная) рекомендуется располагать без соприкосновения с внешними стенами здания и сообщения с посторонними помещениями. Трассы обычного и пожарного водоснабжения, отопления и канализации должны быть вынесены за пределы серверной;
- через серверную не должны проходить любые транзитные коммуникации;
- конструкция стен или перегородок серверной должна быть герметичной, вход в серверную оборудуется герметичной дверью (тамбур-шлюзом);
- серверная может оборудоваться фальшполом для размещения коммуникаций (подачи кондиционированного воздуха к устройствам). Высота подпольного пространства должна быть не менее 200 мм (рекомендованная - 300 мм).
Порядок выполнения, контроля и приемки информационно-технического оснащения ГКЦПС
Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по результатам предварительных испытаний.
Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется заказчиком.
Статус приемочной комиссии определяется заказчиком.
Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по стадиям и этапам создания системы.