Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006503.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

    

23 сентября 2005 г.

Москва

№ АЮ-239-р

   
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ИНФОРМАЦИОННОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОСНАЩЕНИЮ ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО И
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ  ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ" (ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА")

    
    
         В целях обеспечения реализации Федеральным агентством воздушного транспорта в установленной сфере деятельности комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на воздушном транспорте, включая поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа Министра транспорта Российской Федерации от 19 июля 2005 года № 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии"
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Утвердить требования к географической информационной системе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ГИС ПАСОП) согласно Приложению № 1;
    2. Утвердить требования к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА" согласно Приложению № 2;
    3. Директору ФГУ "Центр ПАСОП ГА" А.А. Кузнецову организовать разработку Технических заданий и оснащение ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП ГА" согласно Приложениям №№ 1, 2.
    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Руководителя Росавиации Г.И. Чернова.
    
    
    
    

И.о. руководителя

А.А. Юрчик


    
    

Приложение № 1
к распоряжению Росавиации
от "23" сентября 2005 года
№ АЮ-239-р

         
Требования
к географической информационной системе поискового и
аварийно-спасательного обеспечения полетов (ГИС ПАСОП)

    
    
    Назначение и цели создания ГИС ПАСОП
    
    ГИС ПАСОП предназначена для обеспечения информационной поддержки специалистов органов управления воздушного транспорта при планировании, организации и проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ.
    Целью создания и использования ГИС ПАСОП является повышение оперативности и качества поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях, аварийно-спасательных работ при возникновении нештатных ситуаций на объектах инфраструктуры воздушного транспорта. Указанные свойства обеспечиваются путем реализации в ГИС ПАСОП следующих возможностей:
    - предоставление пользователям плановой и картографической информации необходимой полноты и детальности на требуемые объекты и районы работ, а также актуальных систематизированных справочных данных по составу, состоянию и размещению сил и средств летных и наземных формирований поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств на объектах воздушного транспорта;
    - автоматизированное решение расчетных задач по планированию использования поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных или аварийно-спасательных работ;
    - контроль и документирование действий поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств в процессе выполнения поисково-спасательных или аварийно-спасательных работ для анализа и представления их вышестоящим органам.
    
    Основные функциональные задачи, решаемые ГИС ПАСОП
    
    - формирование и ведение базы цифровых картографических (включая электронные крупномасштабные планы объектов инфраструктуры воздушного транспорта) и тематических данных о составе, состоянии и размещении поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств, а также тематическую информацию о:
    - границах Окружных управлений воздушного транспорта (ОУ ВТ);
    - аэродромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
    - дежурных воздушных судов (ВС) согласно раздела SAR из Сборника аэронавигационной информации (АИП);
    - границах зон дежурства дежурных ВС;
    - расположении координационных центров поиска и спасания (КЦПС) и Региональных поисково-спасательных баз (РПСБ);
    - границах зон ответственности зональных, районных и вспомогательных центров (ЗЦ, РЦ, ВЗЦ) Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД);
    - международных и внутренних воздушных трассах над территорией России;
    - местных воздушных линий для каждого ОУ ВТ.     
    

    - оперативное представление электронных цифровых карт местности необходимых масштабов на районы земной поверхности заданные оператором или определенные как потенциальные районы работ по поиску воздушного судна, терпящего бедствие;
    - формирование трехмерной пространственной модели местности заданного района и проведение его виртуального облета для ознакомления с особенностями местности при организации поисково-спасательной операции в условиях сильнопересеченного рельефа;
    - нанесение и отображение на электронных цифровых картах местности маршрутов полета ВС и автоматическое воспроизведение их текущего местоположения на основе информации, поступающей из систем управления воздушным движением или других источников по различным каналам связи;
    - решение комплекса расчетных задач при планировании поисково-спасательных работ, в частности:
         - прогноз местоположения ВС при дискретном поступлении данных о его полете по маршруту;
         - определение и автоматическое обозначение на электронных цифровых картах местности зоны поиска ВС, терпящего бедствие на маршруте полета, координатное позиционирование на электронных цифровых картах местности места аварии при обнаружении с воздуха по прямым или косвенным описательным данным, представление информации о дорожной сети в районе аварии для наземных подразделений поисково-спасательных сил и потенциальных площадках возможной посадки вертолетов или десантирования специальных групп;
         - проведение предварительных штурманских расчетов по досягаемости района поиска воздушными поисковыми судами, размещенными на подведомственных аэродромах, подлетного времени, располагаемого времени поиска в заданном районе и размеров отрабатываемой в одном полете площади исходя из метеоусловий (видимость, высота нижней кромки облачности, высота полета) и ширины полосы наблюдения. Документирование отработанных зон на электронных цифровых картах местности, маркирование участков подлежащих более тщательному осмотру.
    
    Требование к структуре ГИС ПАСОП
    
    ГИС ПАСОП структурно должна разрабатываться в 2-х версиях, для использования в центральном аппарате Федерального государственного учреждения "Центр поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации" и в региональных подразделениях, причем базовые модули программного обеспечения ГИС ПАСОП должны быть универсальными, а специфические особенности для региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе создания ГИС ПАСОП. Информационное взаимодействие между центральным и региональными терминалами ГИС ПАСОП должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком.
    ГИС ПАСОП должна обеспечивать возможность частичной настройки терминала пользователем без привлечения Разработчика.
    ГИС ПАСОП должна осуществлять информационное взаимодействие с существующими информационными системами воздушного транспорта. Форматы, протоколы и регламент обмена информацией уточняется на этапе формирования тактико-технического задания.
    

    Требования к географическому (топографическому) обеспечению ГИС ПАСОП
    
    Обзорные цифровые карты России и прилегающих государств масштаба М 1:25000000, М 1:5000000 должны содержать характерные линейные и площадные ориентиры, железные дороги, автодороги федерального значения, лесные массивы, растительный покров и грунты, гидрографию и гидротехнические сооружения, рельеф местности с максимальными превышениями, границы политического деления, населенные пункты:
    - Европейская часть России - 30000 жителей и более;
    - Юг Сибири и Дальнего Востока - 10000 жителей и более;
    - Север Сибири, Дальнего Востока, Чукотка и Камчатка менее 10000 жителей.
    
    Цифровые топографические карты масштаба М 1:500000, М 1:200000 помимо перечисленных выше объектов должны обеспечивать возможность извлечения уточненного рельефа местности и естественных препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до 50м, для создания трехмерных моделей местности.
    Для крупномасштабных планов М 1:10000 и крупнее необходимо предусмотреть возможность извлечения объектов инфраструктуры воздушного транспорта, естественных препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до 1м, для создания трехмерных моделей объектов воздушного транспорта и прилегающей территории.
    
    Дополнительные требования
    
    При формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП должна быть обеспечена возможность совмещения авиационных, радионавигационных, речных, морских и топографических карт, а также формирование электронных цифровых карт местности более мелкого масштаба на основе крупномасштабных карт с генерализацией объектов.
    Для обеспечения возможностей максимально более полного использования при формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП электронных цифровых карт местности уже имеющихся на предприятиях Роскартографии и Генерального штаба МО РФ, подготовленных в формате DM, разрабатываемая ГИС ПАСОП должна быть совместима с указанным выше форматом электронных цифровых карт местности масштабов от М 1:10000 до М 1:25000.
    Расширение возможностей и модернизация программного обеспечения ГИС ПАСОП не должно требовать доработки используемых в составе банка цифровых картографических данных электронных цифровых карт местности.
    

    Порядок выполнения, контроля и приемки системы
    
    Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по результатам предварительных испытаний.
    Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется заказчиком.
    Статус приемочной комиссии определяется заказчиком.
    Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по стадиям и этапам создания системы.
    
    
    

Приложение № 2
к распоряжению Росавиации
от "23" сентября 2005 года
№ АЮ-239-р

    
Требования
к информационно-техническому оснащению Главного координационного
центра поиска и спасания Федерального государственного учреждения
"Центр поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
гражданской авиации" (ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП ГА")

    

    Назначение и цели требований к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания
    
    ГКЦПС предназначен:
    - для осуществления комплекса мероприятий, предусматривающих участие всех органов управленческого и командно-руководящего состава гражданской авиации по организации и проведению своевременного поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, и их эвакуации;
    - для координации в своей зоне ответственности действий поисковых, аварийно-спасательных сил и средств гражданской авиации, их взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте.
    Основанием для выполнения разработки требований к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания являются:
    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа Министра транспорта Российской Федерации от 19 июля 2005 год № 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии", Распоряжение Руководителя Росавиации от 1 октября 2004г. № ШН-50-р (ДСП) "Об организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта и совершенствованию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации".
    
    Основные функциональные задачи, решаемые информационно-техническим оснащением ГКЦПС
    
    - обеспечение ГКЦПС системой связи и оповещения с учетом размещения 4-х рабочих мест для функционирования в круглосуточном режиме для целей информационного обеспечения при чрезвычайных ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте;
    - обеспечение в системе РСЧС доведение информации и сигналов оповещения с учетом сопрягаемости каналов сетей связи и вещания с силами постоянной готовности;
    - обеспечение оснащения ГКЦПС специальным оборудованием и снаряжением, инструментами и материалами для автономной работы в период чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток;
    - обеспечение бесперебойной работы в круглосуточном режиме с учетом резервирования развернутых линий связи и аппаратных средств;
    - осуществление с использованием средств связи и оповещения, автоматизации информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
    - создание отказоустойчивых, защищенных волоконно-оптических линий связи и телекоммуникаций;
    - обеспечение автоматизированного взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения.
    

    Тактико-технические требования к информационно-техническому оснащению ГКЦПС
    
    Основными требованиями являются:
    - обеспечение оперативной передачи данных;
    - обеспечение защищенных широкополосных с пропускной способностью не менее 100 Mbps каналов внутренней и внешней (Internet) связи.
    - обеспечение секретности передаваемой информации в соответствии с нормативными требованиями по обеспечению несанкционированного доступа;
    - обеспечение автономного энергоснабжения;
    - обеспечение основных и резервных линий связи;
    - организация системы резервирования аппаратных средств;
    - организация единой системы внутренней телефонной связи;
    - организация единых систем видео и аудио конференц-связи;
    - обеспечение взаимодействия информационно-технической структуры ГКЦПС с Единой государственной системой предупреждения и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения;
    - возможность обслуживания 12-ти абонентских устройств с дальнейшим расширения до 24-х абонентских устройств с возможностью регистрации сигналов по 12 каналам связи;
    - наличие встроенного автоматического секретаря и возможность записи всех телефонных переговоров на всех установленных абонентских устройствах (электронный журнал телефонной связи), наличие управления вызовами на базе ПК;
    - оборудование ГКЦПС должно строиться по модульному принципу и обеспечивать возможность дальнейшего наращивания и модификации существующей телекоммуникационной структуры и задач, решаемых ГКЦПС, а также замену отдельных видов телекоммуникационного оборудования на более совершенные;
    - оборудование должно обладать повышенной устойчивостью к электромагнитному излучению.
    
    В ГКЦПС оборудовать:
    
    - прямой канал междугородней телефонной связи;
    - прямой городской канал телефонной связи;
    - прямой выделенный канал связи для круглосуточного приема сигналов оповещения;
    - закрытый канал связи СКС;
    - подключение к спутниковой связи АФСС ПВД для взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения;
    - электронную карту России с отображением трасс полетов ВС, мест базирования дежурных ВС и радиусов их действия;
    - рабочие места начальника ГКЦПС, заместителя, оперативного дежурного (диспетчера), ведущего специалиста с персональными компьютерами настольного исполнения с экранами монитора "17", принтерами с электронной и факсимильной связью;
    - прямую громкоговорящую и телефонную связь с Международным координационным вычислительным центром (МКВЦ) системы "КОСПАС - САРСАТ".
    

    Требование к структуре информационно-технического оснащения ГКЦПС
    
    Информационно-техническое оснащение ГКЦПС структурно должно разрабатываться в 2-х версиях для использования в центральном аппарате ФГУ "Центр ПАСОП ГА" и в региональных подразделениях, причем базовые модули информационно-технического оснащения ГКЦПС должны быть универсальными, а специфические особенности для региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе создания информационно-технического оснащения ГКЦПС. Информационное взаимодействие между центральным и региональными терминалами ГКЦПС должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком.
    
    Требования по планировке помещений для средств информационно-технического оснащения ГКЦПС
    
    - расчет общей площади для проектирования рабочих мест выполняется по рекомендованной норме площади на одно рабочее место 6 м;
    - при проектировании рабочих мест, оборудованных СВТИ, необходимо учитывать специфику производственных, технических условий и требований безопасности.
    При этом следует любое помещение, где возможна работа персонала, оборудовать коммуникациями, которые обеспечат наращивание рабочих мест. В течение одного года эксплуатации нового здания 25-процентный запас рабочих мест для СВТИ может быть полностью исчерпан, а некоторые помещения окажутся без каналов для дополнительной прокладки кабельных линий;
    - помещение вычислительного центра ИВС (далее-серверная) рекомендуется располагать без соприкосновения с внешними стенами здания и сообщения с посторонними помещениями. Трассы обычного и пожарного водоснабжения, отопления и канализации должны быть вынесены за пределы серверной;
    - через серверную не должны проходить любые транзитные коммуникации;
    - конструкция стен или перегородок серверной должна быть герметичной, вход в серверную оборудуется герметичной дверью (тамбур-шлюзом);
    - серверная может оборудоваться фальшполом для размещения коммуникаций (подачи кондиционированного воздуха к устройствам). Высота подпольного пространства должна быть не менее 200 мм (рекомендованная - 300 мм).
    
    Порядок выполнения, контроля и приемки информационно-технического оснащения ГКЦПС
    
    Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по результатам предварительных испытаний.
    Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется заказчиком.
    Статус приемочной комиссии определяется заказчиком.
    Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по стадиям и этапам создания системы.