Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006589.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)
РУКОВОДИТЕЛЬ

26.10.05 № ВС.25/6-2488

Информационное письмо

Руководителям управлений
государственного авиационного
надзора Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта,
руководителям медицинских
учреждений организаций
гражданской авиации

    
    
ДИАГНОСТИКА И ВРАЧЕБНО-ЛЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ
У АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    
    
    Информационное письмо для врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации по установлению предварительного диагноза хронической нейросенсорной тугоухости (ХНСТ) шумовой этиологии у членов летных экипажей подготовлено в соответствии с поручением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № АН.21/6-2169 от 09.09.2005 г.
    Основная деятельность членов экипажей воздушных судов осуществляется в условиях воздействия виброшумового фактора полета, который может приводить к развитию у них хронической нейросенсорной тугоухости шумовой этиологии как основного профессионального заболевания.
    Порядок установления профессионального заболевания регламентируется действующим законодательством: Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 967 от 15.12.2000; приказом МЗ РФ № 176 от 28.05.01; приказом Минздравсоцразвития России № 83 от 16.08.2004; ФАП МО ГА-2002 с дополнениями и изменениями (приказ Минтранса России № 125 от 28.04.2004г.); письмом МГА СССР № 33.1.6.-5 от 11.02.87 "О совершенствовании порядка направления летного состава ГА в профпатологические учреждения".
    В соответствии с ФАП МО ГА-2002 (ст. 63 с пояснениями) при выявлении у лиц летного состава нейросенсорной тугоухости необходимо установить этиологию данного заболевания (токсическую, травматическую, медикаментозную, воспалительную и др.). Для этого используются современные методы обследования авиационного персонала и проводится дифференциальная диагностика с другими заболеваниями органа слуха, в том числе и обусловленными влиянием шума.
    Современные методы оценки состояния органа слуха и методика установления предварительного диагноза ХНСТ у членов экипажей воздушных судов гражданской авиации подробно изложены в Методическом пособии для врачебно-летных экспертных комиссий "Методы медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации" (М., Воздушный транспорт, 2002) и Методических рекомендациях для врачей гражданской авиации "Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)" (М., РМАПО МЗ РФ, 2004).
    ХНСТ шумовой этиологии у пилота можно заподозрить при наличии следующих признаков и критериев:
    - длительный хронический процесс, который развивается годами и десятилетиями;
    - наиболее часто заболевание выявляется при стаже летной работы от 15 до 25 лет, а при повышенной чувствительности слухового анализатора к шумовому фактору - и в более ранние сроки;
    - начальные признаки болезни регистрируются при тональной аудиометрии и могут сохраняться длительное время без жалоб пилота на шум в ушах и ухудшение слуха;
    - начальные проявления воздействия шума (диагноз ХНСТ не выставляется) выявляются на аудиограмме в виде повышения порогов слуха на высоких частотах (4000 Гц и 8000 Гц); двусторонности процесса (возможна асимметрия между правым и левым ухом); одинакового нарушения костной и воздушной проводимости;
    - плавного прогрессирования процесса на аудиограммах (повышаются пороги на более низких частотах, затрагивая речевой диапазон 500-2000 Гц).
    Аудиограммы, характерные для ХНСТ шумового генеза, имеют следующий рельеф:
    - изолированное снижение слуховой чувствительности на одну из частот - 4000 Гц (в виде зубца);
    - обрывистый тип кривой с повышением порогов в диапазоне высоких частот с начальным снижением слуха с 2000-3000 Гц; возможно повышение порогов слышимости на низкие частоты 250-500 Гц;
    - полого - или ступенчато-нисходящий вид кривой с началом повышения порогов восприятия с 3000-4000 Гц;
    - полого-нисходящий вид кривой с началом повышения порогов слышимости с 500-1000-1500 Гц; возможна асимметрия слуха.
    При установлении диагноза ХНСТ степень тугоухости определяется в соответствии с международной классификацией.
    Шумовая этиология ХНСТ у членов экипажей должна быть обоснована данными проведенного углубленного обследования, характером течения заболевания и санитарно-гигиенической характеристикой условий труда (превышение допустимых уровней шума на рабочем месте).
    При первичном установлении предварительного диагноза ХНСТ шумовой этиологии (ст. 63.2 ФАП МО ГА-2002) член летного экипажа должен быть направлен в Центр профессиональной патологии для подтверждения связи заболевания с профессией. Оформление медицинской документации для направления в Центры профессиональной патологии осуществляется установленным порядком. Рекомендации Центра профессиональной патологии учитывают при решении вопроса о профессиональной пригодности пилотов.
    При выявлении на аудиограмме признаков воздействия шума на орган слуха (повышение порогов до 40 дБ на частоте 4000 Гц) без клинических проявлений заболевания пилот подлежит наблюдению у врача-отоларинголога (II группа динамического наблюдения). В этом случае проводятся мероприятия, направленные на предупреждение прогрессирования процесса, в том числе не рекомендуется продление норм летного времени.
    Лица летного состава с установленным диагнозом ХНСТ, допущенные к полетам, наблюдаются врачом отоларингологом в соответствии с требованиями "Методических рекомендаций по медицинскому динамическому наблюдению летного, диспетчерского состава, бортпроводников и курсантов учебных заведений гражданской авиации", утвержденных ГС ГА Минтранса РФ в 2001 году.
    С целью улучшения качества работы ВЛЭК ГА при установлении предварительного диагноза хронической нейросенсорной тугоухости шумовой этиологии у членов летного экипажа предлагаю:
    Оснастить медико-санитарные части организаций гражданской авиации оборудованием, позволяющим объективно оценивать слуховую функцию у пилотов.
    Для эффективного решения вопросов врачебно-летной экспертизы при ХНСТ у пилотов использовать в гражданской авиации методические рекомендации "Тугоухость у пилотов гражданской авиации..." (М., 2004.).
    Провести аттестацию рабочих мест членов летных экипажей авиа компаний гражданской авиации России.
    Руководителям организаций гражданской авиации обеспечить обучение специалистов ВЛЭК по вопросам профессиональной патологии у лиц летного состава.
    

    

В.Н. Салеев