Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006626.htm

Телеграмма ФСНСТ Минтранса России

    

29.11.2005

№ 290800

    
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 25



    17 НОЯБРЯ 2005 ГОДА, ДНЕМ В РАЙОНЕ Н.П. НЕФЕДОВО ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА ВЕРТОЛЕТА МИ-2 № 14271 ОАО "ВОЛОГОДСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ" ПОДКОНТРОЛЬНОГО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ УГАН.
    ЭКИПАЖ В СОСТАВЕ ДВУХ КВС: Ф.А.РОГАТЕНКО И С.Л. АСТАХОВА ВЫПОЛНЯЛ ТРАНСПОРТНО-СВЯЗНОЙ ПОЛЕТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ГАЗОПРОВОДА. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ ТРИ СЛУЖЕБНЫХ ПАССАЖИРА ЗАКАЗЧИКА. В УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ ЭКИПАЖ НА СВЯЗЬ НЕ ВЫШЕЛ. БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ТРЕВОГА, НА ПОИСКИ ВЫЛЕТЕЛ ДЕЖУРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ. ВЕРТОЛЕТ МИ-2 БЫЛ ОБНАРУЖЕН ДОГОРАЮЩИМ И ПОЛНОСТЬЮ РАЗРУШЕННЫМ. КВС РОГАТЕНКО Ф.А. И ТРИ ПАССАЖИРА ПОГИБЛИ, КВС АСТАХОВ С.А. С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ЭВАКУИРОВАН В БОЛЬНИЦУ.
    ПРОИСШЕСТВИЕ РАССЛЕДУЕТСЯ КОМИССИЕЙ МАК. СО СЛОВ КВС АСТАХОВА С.А. В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ НА ВЫСОТЕ 200 МЕТРОВ ПО ПРИВЕДЕННОМУ ДАВЛЕНИЮ И СКОРОСТИ 140 КМ/ЧАС ЭКИПАЖ УСЛЫШАЛ ХЛОПОК В РАЙОНЕ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ.
    ПОГОДА В МОМЕНТ ПРОИСШЕСТВИЯ: ВИД. 2000М, Н.ОБЛ=150М, Т.НВ=0.
    НА МЕСТЕ КАТАСТРОФЫ КОМИССИЯ НЕ ОПРЕДЕЛИЛА ПРИЗНАКОВ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ НЕСУЩЕМУ ВИНТУ ОТ ДВИГАТЕЛЕЙ. ПРИ СОУДАРЕНИИ ВС С ДЕРЕВЬЯМИ И С ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО И РУЛЕВОГО ВИНТОВ НЕ ВРАЩАЛИСЬ, ПЕРЕДНИЕ КРОМКИ ЛОПАСТЕЙ НЕ ИЗОГНУТЫ, НА НИХ ОТСУТСТВУЮТ СЛЕДЫ ХАРАКТЕРНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОТ СТОЛКНОВЕНИЙ С ДЕРЕВЬЯМИ ПРИ ВРАЩЕНИИ НЕСУЩЕГО ВИНТА, ИМЕЮТСЯ СЛЕДЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРПУСА ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ В РАЙОНЕ ВТОРОЙ СТУПЕНИ СВОБОДНОЙ ТУРБИНЫ, ВНЕ ДВИГАТЕЛЯ ОБНАРУЖЕНЫ 2 СЕГМЕНТА ДИСКА СВОБОДНОЙ ТУРБИНЫ. КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТ ПРОВЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ СРОЧНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: ПРОВЕСТИ ВНЕПЛАНОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЭКИПАЖАМИ ВЕРТОЛЕТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ НА ЛЕС, ВЫПОЛНИТЬ РАЗОВУЮ ПРОВЕРКУ УСТАНОВКИ И СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ СПИНКИ ПАССАЖИРСКОГО ДИВАНА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИВЯЗНЫХ РЕМНЕЙ. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
    18 НОЯБРЯ 2005 ГОДА, ДНЕМ, В 04.59 UTC (13.59 МЕСТНОГО ВРЕМЕНИ) НА УДАЛЕНИИ 31КМ, АЗИМУТ 031 ГРАДУСА ОТ АЭРОПОРТА САНГАР ПРОИЗОШЛО АПБЧЖ С САМОЛЕТОМ АН-2 RA-02252 ГУП АК "ПОЛЯРНЫЕ АВИАЛИНИИ" САХА (ЯКУТСКОГО) УГАН. ЭКИПАЖ В СОСТАВЕ КВС МАКАРОВ Н.Н. (ПИЛОТ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ 2 КЛАССА, МЕТЕОМИНИМУМ 150Х2000, ОБЩИЙ НАЛЕТ 6000 ЧАСОВ, ИЗ НИХ В КАЧЕСТВЕ КВС АН-2 2600 ЧАСОВ), ВТОРОГО ПИЛОТА ШЕВЧУКА ОЛЕГА ВЛАДИМИРОВИЧА (ПИЛОТ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ 3 КЛАССА) ВЫПОЛНЯЛ СРОЧНОЕ САНЗАДАНИЕ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ ПО МАРШРУТУ САНГАР - СЕБЯН - КЮЕЛЬ. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 2 ЧЛЕНА ЭКИПАЖА И 10 ПАССАЖИРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРИ РЕБЕНКА, 400 КГ ГРУЗА (МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ). ПО ОБЪЯСНЕНИЯМ ЭКИПАЖА НА ВЫСОТЕ 1550 М. ПО МИНИМАЛЬНОМУ ПРИВИДЕННОМУ ДАВЛЕНИЮ, В НАБОРЕ, ПРИ ПОДЛЕТЕ К ГОРНОМУ ХРЕБТУ НАЧАЛАСЬ СИЛЬНАЯ БОЛТАНКА С ОДНОВРЕМЕННЫМ ИНТЕНСИВНЫМ СНИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА. УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ДО ВЗЛЕТНОГО И ВЗЯТИЕ ШТУРВАЛА "НА СЕБЯ" НЕ ОСТАНОВИЛО СНИЖЕНИЕ ВС. КВС ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ РАЗВЕРНУТЬСЯ ВЛЕВО НА 180 ГРАДУСОВ, ОТ ХРЕБТА. В ПРОЦЕССЕ РАЗВОРОТА САМОЛЕТ ПРОДОЛЖИЛ ИНТЕНСИВНО СНИЖАТЬСЯ, ЛЕВЫМ НИЖНИМ КРЫЛОМ УДАРИЛСЯ О ВЫСТУП НА СКЛОНЕ ГОРЫ, ПОТЕРЯВ СКОРОСТЬ И ПРОЛЕТЕВ НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ ПРИЗЕМЛИЛСЯ НА СКЛОНЕ ГОРЫ. ПРИ ДВИЖЕНИИ ВНИЗ ПО СКЛОНУ САМОЛЕТ ПОПАЛ В ЛОЖБИНУ МЕЖДУ ВАЛУНАМИ И ОСТАНОВИЛСЯ.
    СТЕПЕНЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС: ПОЛНОСТЬЮ РАЗРУШЕНЫ БИПЛАННЫЕ КОРОБКИ КРЫЛЬЕВ, НИЖНИЕ ПОЛУПЛОСКОСТИ ОТДЕЛЕНЫ ОТ ФЮЗЕЛЯЖА, ДЕФОРМИРОВАН И ЧАСТИЧНО РАЗРУШЕН СИЛОВОЙ НАБОР ФЮЗЕЛЯЖА СНИЗУ С ПЕРВОГО ДО СЕМНАДЦАТОГО ШПАНГОУТА, ДЕФОРМИРОВАНЫ СИЛОВЫЕ ШПАНГОУТЫ 1, 4, 6 И 8. РАЗРУШЕНЫ ПИРАМИДЫ ШАССИ, ХВОСТОВАЯ УСТАНОВКА ОТДЕЛЕНА ОТ САМОЛЕТА.
    В РЕЗУЛЬТАТЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ ПОЛУЧИЛИ ЛЕГКИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, 1 ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ УШИБЫ. ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ НА БОРТУ ЭВАКУИРОВАНЫ В АЭРОПОРТ САНГАР ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8. АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ РАССЛЕДУЕТ КОМИССИЯ САХА (ЯКУТСКОГО) УГАН.
    КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ РЕКОМЕНДУЕТ:
    ПОВТОРНО ИЗУЧИТЬ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ПУНКТЫ 8.1.4, 8.1.8, НПП ГА-85 "ПОЛЕТЫ В ЗОНЕ СИЛЬНОЙ БОЛТАНКИ", "ПОЛЕТЫ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ",
    С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ВС АН-2 ПОВТОРНО ИЗУЧИТЬ ГЛАВУ 5 РЛЭ АН-2 "ДЕЙСТВИЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ",
    ТРЕБОВАТЬ ОТ ЭКИПАЖЕЙ СТРОГОГО ВЫДЕРЖИВАНИЯ СХЕМ ВЫХОДА ИЗ РАЙОНА АЭРОДРОМА И ВЫДЕРЖИВАНИЯ БЕЗОПАСНЫХ ВЫСОТ.
         18 НОЯБРЯ 2005 ГОДА ДНЕМ, В АЭРОПОРТУ УЛАН-БАТОР ПРОИЗОШЁЛ СЕРЬЁЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ С САМОЛЁТОМ АН-38-120 RA-41900 ОАО НАПО ИМ. В.П.ЧКАЛОВА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО УГАН.
    ЭКИПАЖ В СОСТАВЕ: КВС В.И. ГАВРИКОВ (ЛИНЕЙНОЙ ПИЛОТ 1-ГО КЛАССА, ОБЩИЙ НАЛЁТ 9800 ЧАСОВ, ИЗ НИХ НА АН-38-120  -  2174 ЧАС., ВЕСЬ НАЛЕТ В КАЧЕСТВЕ КВС), ПРОВЕРЯЮЩИЙ - КОМАНДИР ЗВЕНА А.Т. НИКОЛЕНКО, ВЫПОЛНЯЛ РЕЙС № 603 ПО МАРШРУТУ УЛАН-БАТОР - БУРУУНУРТ. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 14 ПАССАЖИРОВ.
    В МОМЕНТ ОТРЫВА ЭКИПАЖ УСЛЫШАЛ НЕБОЛЬШОЙ УДАР (ХЛОПОК) В НОСОВОЙ ЧАСТИ ФЮЗЕЛЯЖА И, В ПОСЛЕДУЮЩЕМ, ПОЛУЧИЛ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ДИСПЕТЧЕРА ОВД, ЧТО НА ВЗЛЕТЕ ОТ САМОЛЕТА ОТДЕЛИЛАСЬ КАКАЯ-ТО ДЕТАЛЬ. ЭКИПАЖ ВЫПОЛНИЛ ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР ВОЗДУШНОГО СУДНА ИЗ ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА, ОСМОТРЕЛ КОЛЕСА ОСНОВНЫХ ШАССИ И, НЕ ОБНАРУЖИВ ВИДИМЫХ ДЕФЕКТОВ, ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ЗАНЯТЬ ЭШЕЛОН 3300М И СЛЕДОВАТЬ НА ППМ УНДЭРХААН С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ДИСПЕТЧЕРА. В РАЙОНЕ ППМ УНДЭРХААН ЭКИПАЖ ПОЛУЧИЛ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ДИСПЕТЧЕРА ОВД ОБ ОТРЫВЕ (СХОДЕ С ОПОРЫ ШАССИ) ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА ШАССИ И ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ВОЗВРАТЕ НА АЭРОДРОМ УЛАН-БАТОР ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ НА ГРУНТОВУЮ ВПП. В АЭРОПОРТУ УЛАН-БАТОР БЫЛ ВЫПОЛНЕН ПРОХОД НАД ВПП НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ ДЛЯ ОСМОТРА ШАССИ С ЗЕМЛИ.
    ПОСАДКА БЫЛА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВНЫЕ КОЛЕСА ШАССИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ МАКСИМАЛЬНЫМ ГАШЕНИЕМ СКОРОСТИ УГЛОМ ТАНГАЖА. ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ С ФЛЮГИРОВАНИЕМ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ ПРОИЗВЕДЕНО ПОСЛЕ КАСАНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ ВПП.
    ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКИ ВС ПОЛУЧИЛО ПОВРЕЖДЕНИЯ ФЮЗЕЛЯЖА, ИЛЛЮМИНАТОРОВ, ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ. ЛОПАТКИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ИМЕЮТ ВМЯТИНЫ И ВЫБОИНЫ ПО ПЕРЕДНЕЙ КРОМКЕ. РЫЧАГ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ ШАССИ ДЕФОРМИРОВАН В СТОРОНУ ОСИ САМОЛЕТА.
    САМОЛЁТ АН-38-120 RA-41900 ВЫПУСКА 05.02.1996 ГОДА.
    ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ТО: Ф1-15.04.05., С НЭ 3002/2851, ПЕРИОДИЧЕСКАЯ Ф1-18.07.05., С НЭ=3224/3084.
    КОЛЕСО ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ КН-44 ВЫПУСКА 13.05.05г., В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЫПОЛНЕНО 60 ПОСАДОК (РЕСУРС-1500/10 ЛЕТ).
    15.11.05Г. СПЕЦИАЛИСТАМИ ИТС АВИАКОМПАНИИ НА ДАННОМ ВС ПРОВОДИЛИСЬ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА (ПРИ СТОЯНКЕ БОЛЕЕ 24 ЧАСОВ ДАВЛЕНИЕ В ПНЕВМАТИКЕ ПАДАЕТ НИЖЕ НОРМЫ). ПЕРЕД РЕЙСОМ 18.11.05Г. ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ БЫЛО ВЫПОЛНЕНО ОПЕРАТИВНОЕ ТО В ОБЪЕМЕ ФОРМ "А2+ОВ". В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ С 15.11.05Г. ДО 18.11.05Г. ПОЛЕТЫ НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ НЕ ВЫПОЛНЯЛИСЬ.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВИАКОМПАНИЙ И АВИАПРЕДПРИЯТИЙ.
    2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАКОМПАНИЙ И АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-2 № 14271 ОАО "ВОЛОГОДСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ" И АПБЧЖ С САМОЛЕТОМ АН-2 RA-02252 ГУП АК "ПОЛЯРНЫЕ АВИАЛИНИИ" ПРИНЯТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ.
    3. НА ВСЕХ САМОЛЕТАХ ТИПА АН-38 ПРИ ОПЕРАТИВНОМ ТО ВЫПОЛНИТЬ РАЗОВУЮ ПРОВЕРКУ МОНТАЖА КОЛЕС ОПОР ШАССИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ № 401. РАЗОВУЮ ПРОВЕРКУ ПРОВЕСТИ ПОД КОНТРОЛЕМ ОТК С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЗАПИСЬЮ В ФОРМУЛЯРЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА.
    
    

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ        


В.А.РУДАКОВ