Телеграмма ФСНСТ Минтранса России
29.11.2005 |
№ 291030 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 24
НАПРАВЛЯЮ ПОСТУПИВШУЮ ОТ МАК ИНФОРМАЦИЮ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА ИЛ-76 ER-IBR АВИАКОМПАНИИ "AIR TRANSPORT INC." (РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА), ПРОИСШЕДШЕЙ 23 МАРТА 2005 ГОДА, НОЧЬЮ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЗЛЕТА С АЭРОДРОМА МВАНЗА (ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕСПУБЛИКА ТАНЗАНИЯ).
АЭРОДРОМ МВАНЗА РАСПОЛОЖЕН В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ. ПРЕВЫШЕНИЕ +1137М НАД УРОВНЕМ МОРЯ. ИМЕЕТ ИВПП ДЛИНОЙ 3000М, НАПРАВЛЕНИЕ ВЗЛЕТА С МК=300ГРАД. НА АКВАТОРИЮ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ, УДАЛЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ ОТ ТОРЦА ВПП АЭРОДРОМА 100М.
ЭКИПАЖ В СОСТАВЕ: КВС ЗНАК К.С, ВТОРОЙ ПИЛОТ НЕСТЕРЕНКО Ю.Ю., ШТУРМАН НИКОЛАЕВ А.И., БОРТИНЖЕНЕР ПОБОРУЕВ Е.А., БОРТРАДИСТ МАРКЕВИЧ A.M. И БОРТОПЕРАТОР ЛЯХ А.В. (ВСЕ ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) ВЫПОЛНЯЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЧАРТЕРНЫЙ ГРУЗОВОЙ РЕЙС ПО МАРШРУТУ МВАНЗА (ТАНЗАНИЯ) - ХАРТУМ (СУДАН) - БЕНГАЗИ (ЛИВИЯ) -ОСИДЖЕК (ХОРВАТИЯ). ПО ДАННЫМ ГРУЗОВОГО МАНИФЕСТА НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 50 ТОНН ГРУЗА (РЫБА).
ЭКИПАЖ ИМЕЛ ДОСТАТОЧНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА САМОЛЕТЕ ИЛ-76 И ЕГО УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СООТВЕТСТВОВАЛ ВЫПОЛНЕНИЮ ДАННОГО ПОЛЕТА.
НА БОРТУ, С ЦЕЛЬЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТА, НАХОДИЛИСЬ ДВА СПЕЦИАЛИСТА ИТС: ПУЛИН В.В. И ПЕРЕГУДА К.Л. (ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).
ПРОВЕДЕННЫЕ КОМИССИЕЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ РАСЧЕТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО ВЗЛЕТНОГО ВЕСА САМОЛЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ АЭРОДРОМА И ТЕМПЕРАТУРЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ВЗЛЕТНЫЙ ВЕС САМОЛЕТА НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ПРЕВЫШАТЬ 184 ТОННЫ. ФАКТИЧЕСКИЙ ВЗЛЕТНЫЙ ВЕС, ПО РАСЧЕТАМ КОМИССИИ, СОСТАВЛЯЛ 178.9-183 ТОННЫ.
МЕТЕОУСЛОВИЯ НА АЭРОДРОМЕ ВЫЛЕТА НЕ ПРЕПЯТСТВОВАЛИ ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТА: ВЕТЕР 170° МЕНЕЕ 5 УЗЛОВ, ВИДИМОСТЬ БОЛЕЕ 10КМ, 1-2 ОКТАНТА ОБЛАЧНОСТИ НА 600М, РАЗБРОСАННАЯ ОБЛАЧНОСТЬ НА 3000М, ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА +20°С, ТОЧКА РОСЫ +19°С, ДАВЛЕНИЕ QNH 1018.3 ГПА.
ВЗЛЕТ ВЫПОЛНЯЛСЯ С КУРСОМ 300ГРАД. В СТОРОНУ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ.
ПИЛОТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА НА ВЗЛЕТЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ СОГЛАСНО ШТАТНОЙ МЕТОДИКЕ В СООТВЕТСТВИИ С РЛЭ САМОЛЕТА ИЛ-76ТД, С ВЫДЕРЖИВАНИЕМ РАСЧЕТНЫХ СКОРОСТЕЙ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ.
САМОЛЕТ ОТОРВАЛСЯ ОТ ВПП НА УДАЛЕНИИ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 300-350М ОТ ВЫХОДНОГО ТОРЦА ПОЛОСЫ НА СКОРОСТИ VNP=263 КМ/Ч, ПРИ УГЛЕ ТАНГАЖА 10 ГРАД И УГЛЕ АТАКИ 10.8 ГРАД. ДЛИНА РАЗБЕГА САМОЛЕТА СОСТАВИЛА 2700М.
ПОСЛЕ ОТРЫВА КВС НАЧАЛ ПЛАВНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ КОЛОНКИ ШТУРВАЛА "ОТ СЕБЯ".
САМОЛЕТ НАБИРАЛ ВЫСОТУ СО СРЕДНЕЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ 3 М/С, СКОРОСТЬ ПОЛЕТА УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 293 КМ/Ч, УГЛЫ ТАНГАЖА И АТАКИ УМЕНЬШИЛИСЬ ДО 9°.
ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ПРОИСХОДИЛО БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ КУРСА ВЗЛЕТА, БЕЗ СУЩЕСТВЕННЫХ КРЕНОВ И СКОЛЬЖЕНИЯ.
НА ВЫСОТЕ ОКОЛО 5 МЕТРОВ ПОСЛЕДОВАЛА КОМАНДА КВС "ШАССИ УБРАТЬ" И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ БОРТИНЖЕНЕРА "ШАССИ УБИРАЮ" (В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО В РАЙОНЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ОБНАРУЖЕНА ОТОРВАННАЯ ЛЕВАЯ ЗАДНЯЯ СТОЙКА ОСНОВНОГО ШАССИ И ВРЕМЯ ПОЛЕТА ОТ МОМЕНТА ПОДАЧИ КОМАНДЫ НА УБОРКУ ШАССИ ДО СТОЛКНОВЕНИЯ С ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ МЕНЕЕ 22СЕК, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО ПРОЦЕСС УБОРКИ ШАССИ НЕ БЫЛ ЗАВЕРШЕН).
ПОСЛЕ НАБОРА ВЫСОТЫ 29-30М В ТЕЧЕНИЕ 4,5СЕК САМОЛЕТ СЛЕДОВАЛ БЕЗ НАБОРА ВЫСОТЫ, СКОРОСТЬ УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 303 КМ/ЧАС. УГОЛ ТАНГАЖА УМЕНЬШИЛСЯ С 8,2 ГРАД, ДО 6,3ГРАД.
ПОСЛЕ ЭТОГО НАЧАЛОСЬ СНИЖЕНИЕ САМОЛЕТА, ТАНГАЖ ПРОДОЛЖАЛ МЕДЛЕННО УМЕНЬШАТЬСЯ.
ЧЕРЕЗ 2 СЕКУНДЫ ПОСЛЕ НАЧАЛА СНИЖЕНИЯ, НА ВЫСОТЕ 23М КВС ДАЛ КОМАНДУ "ЗАКРЫЛКИ ПЯТЬ ГРАДУСОВ УБРАТЬ". К ЭТОМУ МОМЕНТУ САМОЛЕТ СНИЖАЛСЯ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ -3.5 М/С. ОТДАЧА ШТУРВАЛА "ОТ СЕБЯ" БЫЛА ПРЕКРАЩЕНА. ПРИБОРНАЯ СКОРОСТЬ УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 310 КМ/Ч И ПРОДОЛЖАЛА РАСТИ.
НА ВЫСОТЕ ОКОЛО 20М ЭКИПАЖ НАЧАЛ ОТКЛОНЕНИЕ ШТУРВАЛА "НА СЕБЯ".
СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ КОМАНДЫ КВС ОБ УБОРКЕ ЗАКРЫЛКОВ, НА ВЫСОТЕ 13М И ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ СНИЖЕНИЯ 7М/С, НА МАГНИТОФОНЕ ЗАФИКСИРОВАНЫ ФРАЗЫ ВТОРОГО ПИЛОТА "СТОП", "ЧЕГО-ТО ПАДАЕТ". К ЭТОМУ МОМЕНТУ УГОЛ ТАНГАЖА СОСТАВЛЯЛ 3ГРАД, УГОЛ АТАКИ 6.5ГРАД. ПРИБОРНАЯ СКОРОСТЬ УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 317 КМ/Ч.
С ПОСЛЕДНЕЙ ФРАЗОЙ, ЗА СЕКУНДУ ДО СТОЛКНОВЕНИЯ С ВОДОЙ, ШТУРВАЛ БЫЛ РЕЗКО ОТКЛОНЕН "НА СЕБЯ". ПРИ ЭТОМ РЕАЛИЗОВАЛАСЬ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЕРЕГРУЗКА 1.16G, И РОСТ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ СНИЖЕНИЯ БЫЛ ПРИОСТАНОВЛЕН, ОДНАКО СНИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ПРОДОЛЖАЛОСЬ.
СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЕТА С ПОВЕРХНОСТЬЮ ВОДЫ ПРОИЗОШЛО ВО ВЗЛЕТНОЙ КОНФИГУРАЦИИ НА УДАЛЕНИИ 1.3...1.4 КМ ОТ БЕРЕГА НА ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ 317 КМ/Ч, ПРИ УГЛЕ ТАНГАЖА 4.5ГРАД. И УГЛЕ АТАКИ 8.5ГРАД. С МОМЕНТА ОТРЫВА ОТ ВПП ДО МОМЕНТА СТОЛКНОВЕНИЯ С ВОДОЙ САМОЛЕТ ПРОЛЕТЕЛ ОКОЛО 2,0КМ.
ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ НА БОРТУ СПЕЦИАЛИСТЫ ПОГИБЛИ.
РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАКАТАСТРОФЫ ПРОВОДИТСЯ КОМИССИЕЙ АВИАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ ТАНЗАНИЯ ПРИ УЧАСТИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАК.
КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ РЕКОМЕНДУЕТ:
1. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЗЛЕТОВ В СТОРОНУ КРУПНЫХ АКВАТОРИЙ, ОСОБЕННО НОЧЬЮ ПРИ ОТСУТСТВИИ СВЕТОВЫХ ОРИЕНТИРОВ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ВЕСТИБУЛЯРНЫХ ИЛЛЮЗИЙ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ НА КОНТРОЛЬ ЗА ПОКАЗАНИЕМ ПИЛОТАЖНЫХ ПРИБОРОВ (ТАНГАЖ, КРЕН, СКОРОСТЬ, ВЫСОТА, ВЕРТИКАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ) И ТЕНДЕНЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ ВС. ОБЕСПЕЧИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА И СВОЕВРЕМЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОТКЛОНЕНИЯХ РЕЖИМА ПОЛЕТА.
2. РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В РПП (ИНСТРУКЦИЮ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА) ДОПОЛНЕНИЯ В ЧАСТИ ОБЯЗАННОСТИ ШТУРМАНА НА ВЗЛЕТЕ ИНФОРМИРОВАТЬ КВС И ВТОРОГО ПИЛОТА ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 10М (ДО ВЫСОТЫ 50М) И СКОРОСТИ ПОЛЕТА.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА КА-32 RA-31007 ОАО НПК "ПАНХ" КОМИССИЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН ПРИ УЧАСТИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МАК И ОАО "КАМОВ".
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАКАТАСТРОФЫ, ОАО "КАМОВ" РАЗРАБОТАНЫ И ПРЕДСТАВЛЕНЫ В РОСТРАНСНАДЗОР ЗА ПОДПИСЬЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА С.В.МИХЕЕВА СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ВЕРТОЛЕТЫ КА-32 ВСЕХ МОДИФИКАЦИЙ:
1. ПРОВЕСТИ ПРОВЕРКУ ЛЕТНОГО СОСТАВА ПО ЧАСТИ ДОПУСКА К ПОЛЕТАМ В УСЛОВИЯХ ППП НА ВЕРТОЛЕТАХ СЕМЕЙСТВА КА-32 И НАЛИЧИЯ НЕОБХОДИМОГО НАЛЕТА В ЭТИХ УСЛОВИЯХ НА ЭТИХ ТИПАХ.
2 ВЫПОЛНИТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА НА КА-32 В УСЛОВИЯХ ППП С ИНСТРУКТОРОМ, КАК ПОД ШТОРКОЙ, ТАК И В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НОЧЬЮ.
3. ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ: ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛЕТА В УСЛОВИЯХ ППП, ЛЕТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИБОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И РАБОТЫ АВТОПИЛОТА; МЕТОДОВ ВЫВОДА ВЕРТОЛЕТА ИЗ ОСОБЫХ И НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ.
4. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ НА НЕОБХОДИМОСТЬ:
ВНИМАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТНОГО И ПОЛЕТНОГО ВЕСА ВЕРТОЛЕТА И СОБЛЮДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ РЛЭ;
РЕГУЛЯРНО, В СООТВЕТСТВИИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ РЛЭ, ПРОВОДИТЬ КОНТРОЛЬ СПОСОБНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ РАЗВИВАТЬ НЕОБХОДИМУЮ МОЩНОСТЬ.
ПРЕДЛАГАЮ НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАКОМПАНИЙ И АВИАПРЕДПРИЯТИЙ.
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ |
|