Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006788.htm

МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

29.11.1984 г. № 776/У
Москва

Начальникам
управлений МГА (по списку)
Начальникам ВГПО "Авиаремонт"
и ГосНИИ ГА, Начальникам управлений,
предприятий, летных учебных заведений
и директорам заводов ГА, командиру
Отдельного авиаотряда № 235 ГА

О мерах по предотвращению преждевременного засорения
топливных фильтров воздушных судов

 

    
    
    В последние месяцы участились случаи срабатывания в полете, особенно на самолетах Ту-154, сигнализации о засорении топливных фильтров, приводящие к прерванным взлетам и вынужденным посадкам.
    Преждевременное засорение топливных фильтров вызвано применением недостаточно эффективных моющих жидкостей при очистке фильтров, несоблюдение инструкции МГА от 22.07.77 № 63 и требований указания МГА от 28.05.81 № 267/у, повышенным загрязнением топливных систем воздушных судов, поступающих в эксплуатацию с ремзаводов ГА.
    Имеют место случаи нарушения порядка фильтрации и дозирования противообледенительных присадок к топливу на складах ГСМ.
    В целях исключения случаев преждевременного засорения топливных фильтров воздушных судов ГА,
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Главным инженерам управлений ГА обеспечить:
    1.1. Безусловное выполнение требований указания МГА от 28.05.81 № 267/у и инструкции МГА от 22.07.77 № 63. Повторно изучить их с инженерно-техническим составом, сосредоточив особое внимание на применении растворителя, контроле пропускной способности фильтроэлементов прибором ПКФ, а также на использовании новых более эффективных технических моющих средств согласно бюллетеню от 02.04.82 № В-8201-БЭ;
    1.2. Проверку участков и технологии очистки фильтроэлементов на соответствие действующим требованиям. Выявленные недостатки устранить;
    1.3. Правильное определение необходимой потребности топливных фильтроэлементов типа 8Д5.886.528-1 и 8Д5.886.528-3 с учетом обеспечения обменного фонда фильтров;
    1.4. Направление в ГосНИИ ГА копий дополнений к "Технологическому порядку промывки фильтров самолетных {вертолетных) систем в эксплуатационных предприятиях ГА", внесенных согласно указании МГА от 28.05.81 № 267/у, и предложения по совершенствованию технологии очистки фильтроэлементов.
    2. Начальнику ВГПО "Авиаремонт" до 01.03.85 разработать и осуществить на заводах ГА мероприятия по совершенствованию технология очистки и контроля чистоты топливных баков и топливных систем воздушных судов в процессе ремонта, а также по очистке и проверке топливных фильтров.
    3. Начальнику ГосНИИ ГА расширить объем исследований по совершенствованию технологии очистки, методов контроля и прогнозирования технического состояния топливных фильтров.
    4. Начальникам управлений, директорам заводов ГА обеспечить:
    4.1. Проведение проверки соответствия фильтров и устройств дозирования противообледенительных присадок к топливу на складах ГСМ требованиям МГА от 18.02.83 № 99/У. Выявленные недостатки устранить;
    4.2. Изучение настоящего указания и прилагаемого к нему "Анализа причин преждевременного засорения топливных фильтров" со всем руководящим составов авиапредприятий.
    5. Начальнику ГУЗСАНТ МГА обеспечить с 01.01.86 размещение заказов по заявкам предприятий ГА на технические моющие средства "Синвал" (ТУ-101-532-75), "Вертолин-74" (ТУ-38-40835-76), "Лабомид-203" (ТУ-38-10788-73), предусмотренных бюллетенем от 02.04.82 №В-8201-БЭ".
    6. Контроль за выполнением указания возложить на начальника ГУЭРАТ

    Приложение: Анализ причин преждевременного засорения топливных фильтров.
    
    
    

Заместитель Министра

И.Е. Машкивский

    
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ
к указанию МГА
от 29.11.1984 г. № 776/У

    
АНАЛИЗ
причин преждевременного засорения
топливных фильтров

    
    1. Целевая комиссия МГА, проводившая в аэропортах Пулково, Мурманск, Иркутск, Красноярск, Куйбышев и Шереметьево, изучение причин срабатывания сигнализации, установила, что последнее происходило вследствие фактического засорения фильтров. При этом выявлено, что преждевременное засорение фильтров наиболее часто наблюдается в тех аэропортах, где в качестве промывочной жидкости используется масло АМГ-10. В АТБ Куйбышевского, Иркутского, Красноярского ОАО и ЦУМВС выявлены случаи несоблюдения отдельных требований указания МГА от 28.05.81 № 267/У и инструкции МГА от 22.07.77 № 63. Отмечены случаи повышенного загрязнения топливных баков воздушных судов, поступающих в эксплуатацию из заводов-изготовителей и ремонтных заводов ГА, а также наличия в баках воздушных судов продуктов взаимодействия отстоя топлива, содержащего противообледенительную присадку, с герметиком.
    Начальники АТБ ослабили контроль за работой участков очистки топливных фильтров, медленно внедряют в практику новые более эффективные технические моющие средства, рекомендованные бюллетенем от 02.04.82 № В-8201-БЭ. В АТБ практически отсутствует обменный фонд топливных фильтров. Имеют место случаи нарушения на складах ГСМ порядка фильтрации противообледенительных присадок к топливу (аэропорт Иркутск), их дозирования и фильтрации (аэропорт Красноярск).
    2. Исследованиями, проведенными ГосНИИ ГА и разработчиком фильтров (п/я Р-6094, г. Уфа), установлено, что новые фильтроэлементы, как правило, отрабатывают первоначально установленные ресурсы. При последующей эксплуатации топливных фильтроэлементов из сетки саржевого плетения (тонкость фильтрации 1216 мкм) согласно бюллетеню № 012408452Э (8Д-051-Э), введенному в действие МГА 03.12.74, в некоторых эксплуатационных предприятиях участились случаи срабатывания в полете сигнализации о засорении фильтров.
    Исследованиями состава отложений на фильтроэлементах, приведших к срабатыванию сигнализации, установлено, что эти отложения состоят из органических и неорганических соединений.
    Большую часть отложений составляет смолообразные соединения, обладающие повышенной способностью откладываться на поверхности фильтроэлементов и представляющие собой смесь органических веществ различных классов, в состав которых, кроме углерода и водорода, входят, как правило, кислород, сера, азот. По внешнему виду смолообразные соединения - темно-коричневая вязкая масса, полностью растворяющаяся в спирто-бензоловом растворе, растворителях типа 646 и ограниченно в топливах. При нагревании (даже умеренном) они образуют иногда лакообразные отложения. Образование смолообразных соединений происходит под воздействием механических и термических факторов, катализирующего действия металлов в результате химических превращений углеводородов и неуглеводородных соединений, всегда присутствующих в растворенном состоянии в топливах, в том числе кондиционных.
    Образование смолообразных соединений и их выделение из топлив является естественным процессом, который происходит на всем пути движения топлива в предприятиях ГА, включая и топливную систему воздушных судов.
    Интенсивность отложения этих соединений на фильтроэлементах усиливается по мере увеличения количества отложений, что имеет место при недостаточно полной очистке фильтрующей сетки.
    К органическим относятся также соединения, нерастворимые в спиртобензольном растворе. Это органическая часть технологических загрязнений и продукты взаимодействия топлива и водных отстоев топлива, содержащих противообледенительные присадки, с резинотехническими материалами топливных баков, агрегатов и элементов топливной системы.
    Неорганическая часть отложений состоит, главным образом, из технологических загрязнений, а также загрязнений окружающей среды и продуктов износа топливных агрегатов.
    В процессе эксплуатации, при недостаточно эффективной очистке, остаточная загрязненность фильтроэлементов возрастает. Это в свою очередь и повышает вероятность их преждевременного засорения в полете.
    Поэтому, в соответствии с указанном МГА от 28.05.81 № 267/У, повышены требования по соблюдению технологии и качества очистке фильтроэлементов и введено предварительное замачивание фильтроэлементов в растворителе типа 646.
    Для повышения эффективности очистки бюллетенем от 02.04.82 № В-8201-БЭ также рекомендованы к применению новые более эффективные технические моющие средства (ТМС).
    Двухлетий опыт применения ТМС "Синвал" (ТУ-101-532-75) в АИБ Бориспольского ОАО и ТМС "Вертолин-74" (ТУ-38-40835-76) в АТБ Ташкентского ОАО подтвердил их высокую эффективность. Применение в АТБ Красноярского ОАО ТМС "Лабомид-203" (ТУ-38-10788-73) показало, что это средство примерно соответствует по эффективности многокомпонентному раствору №1, а в применении более удобно (всего один компонент) и доступно в приобретении.
    3. Для достижения необходимого эффекта от применения растворителя следует обратить внимание на правильность выполнения ряда операций, а именно:
    - после проведения входного контроля состояния фильтроэлементов необходимо добиваться максимальной полноты удаления с фильтрующей сетки следов масла АМГ-10 бензином, вплоть до ополаскивания фильтроэлементов в двух ваннах. Удаление масла АМГ-10 следует проводить не замачиванием, а многократным погружением. Не допускать попадания АМГ-10 в растворитель, так как это может привести к выделению из масла АМГ-10 загущающей присадки, которая загрязняет фильтрующую сетку фильтроэлементов;
    - при замачивании фильтроэлементов в ванне с растворителем следует неукоснительно выполнять требование п. 3.5. приложения № 8 к указанию МГА от 28.05.81 и № 267/У, через каждые 30 минут вынимать фильтроэлементы из растворителя, полностью сливая из них растворитель через фильтрующую сетку фильтроэлемента. Это необходимо для обновления растворителя, находящегося в контакте со смолообразными соединениями. В противном случае эффект от применения растворителя крайне незначителен;
    - растворитель следует полностью удалять с фильтрующей сетки, обдувая сжатым воздухом (п. 3.6 приложения № 8 к указанию МГА от 28.05.81 № 267/У) для исключения его контакта с маслом АМГ-10 при проведении выходного контроля.
    Применение растворителя типа 646 для предварительной обработки фильтроэлементов является временной мерой. После накопления достаточного опыта по применению новых ТМС потребность в его применении, по видимому, отведет.
    4. При техническом обслуживании контроль чистоты (пропускной способности) фильтроэлементов осуществляется прибором ПКФ, с помощью которого измеряется время () заполнения внутреннего объема фильтроэлементов при погружении их в масло АМГ-10.
    Все операции по осуществлению контроля проводятся вручную, поэтому результаты контроля в значительной степени зависят от правильности выполнения методики контроля, приведенной в п. 32 инструкции МГА от 22.07.77 № 63.
    Для большинства фильтроэлементов топливных систем из сетки саржевого плетения 80/720 допустимая величина контролируемого параметра составляет 4с, что в среднем соответствует значению пропускной способности в размере 60-70 процентов пропускной способности новых фильтроэлементов.
    В условиях эксплуатации из топливных фильтроэлементов, подлежащих промывке, в контрольные емкости с АМГ-10 попадает как топливо, так и остатки моющих жидкостей (например, бензин Б-70). При этом уменьшается вязкость масла АМГ-10, что приводит к уменьшению времени заполнения внутреннего объема фильтроэлементов. Для того, чтобы вовремя обнаружить это, необходимо на рабочих местах иметь контрольные (новые) фильтроэлементы, с помощью которых проверяется изменение вязкости масла АМГ-10. Кроме того, перед проведением контроля для удаления бензина фильтроэлементы обдувают воздухом.
    Необходимо также иметь в виду, что на значение контролируемого параметра существенно влияет температура масла АМГ-10. В некоторых АТБ (например, АТБ Иркутского ОАО) масло АМГ-10 в контрольной емкости подогревается. В связи с этим на рабочих местах операторов должны быть графики зависимости для каждого типа фильтроэлемента, а измерители контроля температуры масла АМГ-10 должны проходить периодически проверки на соответствие ТУ.
    В связи с тем, что в эксплуатации возникает необходимость ремонта прибора ПКФ или переходников к ним, необходимо помнить, что при их восстановлении не должны нарушаться геометрические размеры элементов прибора. Если, например, вместо стандартного переходника изготовить новый, но большей толщины, то это приведет к большей глубине погружения и снижению величины контролируемого параметра фильтроэлемента.
    Прибор ПКФ имеет недостаточно высокие точностные характеристики, и для получения более достоверных результатов необходимо многократное (минимум двукратное) определение значения контролируемого параметра. В настоящее время разрабатываются приборы, позволяющие со значительно большей степенью достоверности измерять пропускную способность фильтроэлементов, что значительно повысит эффективность контроля.
    Однако, несмотря на отдельные отмеченные выше недостатки технологии очистки и контроля фильтроэлементов, вдумчивое и безусловное выполнение руководящих документов по этому вопросу позволит обеспечить в эксплуатации требуемый уровень надежности топливных фильтров и повысит безопасность полетов воздушных судов.
    
    
    

Заместитель начальника ГосНИИ ГА

В.В. Горлов