Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006830.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Государственный ордена трудового Красного Знамени
научно-исследовательский институт гражданской авиации

УТВЕРЖДАЮ
Зам.министра
гражданской авиации
И. Е. Машкивский
22 июня 1985г.


ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСТРЕБЛЕНИЮ
ГРЫЗУНОВ И ЗМЕЙ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ
МАШИН КАРБЮРАТОРНОГО ТИПА


    
    УДК 629.735.083.002.5:581.573
    
    "Инструкция о истреблению грызунов и змей на воздушных судах гражданской авиации с помощью машин карбюраторного типа" разработана сотрудниками ГосНИИ ГА (В,Б, Черненко, А.К. Сгибнов) и Одесского медицинского института им. Н.И. Пирогова (П.С. Ганжара, А.В. Коноваленко, О.Б. Алексеенко) с учетом исследований и заключений Московского машиностроительного завода "Скорость" и ВИАМ.
    
    При отработке методики участвовали: Амелина В.Я., Кинасова И.Е, Костина Л.Я., Миронова Р.Ф., Шепелова Л.В.
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Уничтожение грызунов и змей (дератизация*), проникающих на воздушные суда, может осуществляться выхлопными газами машин карбюраторного типа с помощью универсального моторного подогревателя УМП-350 (МП-300**).
    1.2. Выхлопные газы машин карбюраторного типа обладают высокой токсичностью и в короткое время обеспечивают полную дератизацию воздушного судна при различных температурах внешней среды.
    1.3. Данная инструкция распространяется на следующие типы воздушных судов: Як-40, Ту-134, Як-42, Ту-154, Ил-62 и Ил-86.
    1.4. Использование выхлопных газов машины ЗИЛ-131 (шасси УМП-350) для целей дератизации воздушных судов обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами: доступностью и малой стоимостью материальных средств; простым способом подготовки воздушного судна для проведения дератизации; возможностью обеспечить полную гибель грызунов.
    1.5. Дератизация воздушного судна с помощью выхлопных газов машин карбюраторного типа проводится в случае достоверного выявления на нем грызунов или змей: появления их на видных местах, наличия помета, заслеженности пылевых площадок, поедания приманок и т.д.
    Пылевые площадки создаются в нескольких местах наиболее вероятного появления грызунов (вдоль стен в грузовых отсеках, буфетно-кухонном помещении, пассажирских салонах). В качестве опыляющего материала можно использовать сухую дорожную пыль, мучную сметку, мел, мелкий минеральный песок (речной, морской или горный).
    1.6. Дератизацию воздушного судна организует руководитель авиапредприятия. К проведению дератизации привлекаются представители авиационно-технической базы (АТБ), лечебно-профилактического учреждения, а также санитарно - эпидемиологической станции Управления (ПО, ОАО).
    _______________
    *) Далее по тексту под термином "дератизация" следует понимать "истребление грызунов и змей".
    **) Далее по тексту под термином "УМП-350" следует понимать "УМП-350 и МП-300"
    
    1.7. Дератизация воздушного судна проводится на основании приказа руководителя авиапредприятия. В приказе должны найти отражение следующие вопросы; перечень участников организации и проведения дератизации, их функциональные обязанности; дата, часы и место проведения дератизации; мероприятия по подготовке воздушного судна, УМП-350 и оборудования площадки для работ по дератизации; порядок оформления выполненной работы по дератизации, кто дает заключение о возможности дальнейшей эксплуатации воздушного судна; другие вопросы в зависимости от конкретно сложившихся условий.
    

2. ПОДГОТОВКА К ДЕРАТИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

    2.1. Доводится до исполнителей приказ руководителя авиапредприятия о проведении дератизации воздушного судна и уточняются обязанности всех должностных лиц при осуществлении подготовительных и истребительных мероприятий.
    2.2. Подготовка воздушного судна включает: установку его на специально отведенной площадке; уборку всех помещений; освобождение самолета от ковровых дорожек, занавесок и других хлопчатобумажных и синтетических тканевых изделий; прикрытие кресел техническими чехлами; фиксацию всех внутренних дверей, в открытом положении; удаление из самолета пищевых продуктов, находящихся в открытом виде; снятие крышек технических отсеков в каждом салоне; приведение в рабочее положение всей системы внутренней вентиляции, в том числе открытие индивидуальных раздаток над каждым креслом пассажира.
    Систему кондиционирования привести в состояние как при кондиционировании от наземного кондиционера в жаркое время года.
    2.3. Подготовка универсального моторного подогревателя проводится заблаговременно с целью обеспечить непрерывную работу УМП-350 в течение нескольких часов на малых оборотах двигателя ЗИЛ-131 (800-1000 об/мин). Проверяются брезентовые рукава и надежность подключения их к штуцеру для наземного кондиционирования, устраняются выявленные дефекты. Последовательно соединяются с помощью переходника два рукава, обеспечивающие подачу воздуха вместе с выхлопными газами в самолет.
    Заранее изготовляется (приваривается) труба к этому переходнику; выхлопная труба автомобиля ЗИЛ-131 по диаметру должна плотно входить в приваренную трубу; плотность может быть обеспечена асбестовой прокладкой (Приложение).
    Перед началом дератизации двигатель автомобиля ЗИЛ-131 и универсальный моторный подогреватель прогреваются до устойчивой их работы.
    Осуществляется предварительная проверка получения газовой смеси для дератизации (чистый воздух моторного подогревателя и выхлопные газы автомобиля ЗИЛ-131 не должны содержать копоть) до подачи этой смеси в самолет.
    2.4. Площадка для дератизации воздушного судна располагается на хорошо проветриваемой территории вдали от производственных зданий, транспортных линий и пешеходных дорожек. Площадка должна состоять из места для стоянки воздушного судна, места для стоянки и работы УМП-350 (слева от воздушного судна, вблизи люка наземного кондиционера).
    Трап постоянно находится у переднего входного люка слева.
    Площадка для дератизации обозначается переносными столбиками, затянутым тросом или канатом с частым расположением на них красных флажков и надписей, запрещающее посторонним лицам находиться на площадке.
    2.5. Все подготовительные мероприятия к дератизации воздушного судна могут проводиться в любое время суток при достаточной освещенности внутри самолета и площадки для дератизации.
    2.6. Перед подачей выхлопных газов внутрь воздушного судна закрывают все двери и люки (проводится его герметизация). Это уменьшает утечку токсических веществ за пределы воздушного судна в период истребления грызунов.
    2.7. К работам по дератизации воздушного судна не до пускаются лица, предъявившие жалобы на наличие заболеваний.
    

3. МЕТОДИКА ДЕРАТИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

    
    3.1. Непосредственно перед пуском в воздушное судно выхлопных газов машины ЗИЛ-131 с помощью УМП-350 руководитель дератизации лично должен убедиться, что выполнен весь объем подготовительных мероприятие и в помещениях воздушного судна никого нет.
    3.2. Свободный конец рукава моторного подогревателя подключается к штуцеру наземного кондиционирования воздушного судна, после чего к выхлопной трубе автомобиля ЗИЛ-131 подключается труба, приваренная к переходнику рукавов универсального моторного подогревателя, засекается время начала дератизации.
    3.3. Продолжительность поступления выхлопных газов для дератизации воздушных судов приводится в таблице.

Тип воздушного судна

Время, мин.

 

для уничтожения грызунов

для уничтожения змей

Як-40

30

270

Ту-134

60

210

Як-42

75

240

Ту-154

90

260

Ил-62

90

260

Ил-86

240

360

    
    3.4. Ори проведении дератизации воздушных судов не допускаются разгерметизация их, остановка двигателя машины ЗИЛ-131 или перерывы в работе моторного подогревателя.
    3.5. После завершения дератизации в сроки, указанные в п.3.3., из выхлопной трубы автомашины ЗИЛ-131 извлекается труба, приваренная к переходнику, и в ее свободный конец вставляется деревянная заглушка. Не менее, чем через 20 мин после прекращения дератизации проводится разгерметизация самолета: открываются все двери и люки; через штуцер наземного кондиционирования воздушных судов подается чистый воздух с помощью моторного подогревателя не менее 2-х часов: летом без подогрева воздуха, зимой с подогревом до температуры +30...+40°С (не выше).
    В дальнейшем при максимально открытых дверях и люках всех помещений воздушного судна проводится естественное проветривание самолета в течение не менее 2-х часов.
    3.6. После окончания дератизации и проведенной активной (с помощью моторного подогревателя) и пассивной (методом обычного проветривания) вентиляции разрешается вход в воздушное судно для поиска и удаления погибших грызунов.
    В соответствии с инструкцией по уборке помещений пассажирского и бытового оборудования самолетов и вертолетов ГА (1976г.) проводится тщательная влажная уборка. Выполняются работы, необходимые для приведения воздушного судна в эксплуатационное состояние. Рекомендуется декоративно-отделочные материалы тщательно обработать бытовым пылесосом*. Погибших грызунов в клеенчатых мешках направляют для исследования в противочумную станцию или лабораторию отдела особо опасных инфекций территориальной (городской, областной, краевой, республиканской) санитарно-эпидемиологической станции.
    _________
    *В случае, если после чистки пылесосом и влажной уборки за пах от декоративно-отделочных материалов продолжает оставаться, следует произвести замену съемного мягкого инвентаря для стирки и чистки.
    
    3.7. После завершения всех мероприятий, связанных с дератизацией воздушного судна, последующей дегазацией от выхлопных газов и при соблюдении настоящей инструкции комиссией (см. п. 1.7.) Составляется акт о выполненной работе с оценкой гигиенического состояния воздушной среды внутри самолета. Принимается решение о дальнейшем использовании воздушного судна.


4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДЕРАТИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО

    4.1. Контакт с выхлопными газами может вызвать отравление людей различной тяжести; возможны тяжелые, в том числе молниеносные поражения при грубом нарушении правил по технике безопасности. Смертельные отравления наступают при одноминутной экспозиции, если в выхлопных газах содержится 0,3-0,5% и выше окиси углерода.
    Чувствительность к выхлопным газам повышается при усиленной физической нагрузке, наличии заболевания, при высокой температуре внешней среды, при обеднении кислородом вдыхаемого воздуха, при высоких концентрациях углекислого газа.
    Выхлопные газы обладают слабым запахом и не вызывают резкого раздражения слизистых оболочек дыхательных путей, из-за чего способны "незаметно" вызвать тяжелое поражение организма, которое может закончиться смертельным исходом или вызвать серьезные нарушения функций отдельных органов и систем пострадавшего.
    
    4.2. Для профилактики отравлений выхлопными газами при проведении дератизации воздушного судна необходимо соблюдать следующие правила;
    - пройти инструктаж всем лицам, непосредственно осуществляющим дератизацию воздушного судна; не прошедшие инструктаж лица к дератизационным работам не допускаются;
    - до начала дератизации руководитель лично проверяет, все ли участники работ покинули воздушное судно;
    - на площадке дератизации разрешается находиться только участникам работ, контакт с посторонними людьми запрещается до полного завершения работ по истреблению грызунов;
    - двигатели автомобиля ЗИЛ-131 и УМП-350 запускаются только после завершения подготовки воздушного судна к дератизации, монтажа системы подачи смеси выхлопных газов и чистого воздуха и после удаления с площадки посторонних лиц;
    - участники работ должны находиться с наветренной стороны по отношению к автомобилю ЗИЛ-131 и УМП-350 и самолету.
    

5. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ
ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ МАШИН КАРБЮРАТОРНОГО ТИПА

    
    5.1. На месте происшествия в порядке оказания первой медицинской помощи необходимо: вынести пострадавшего из зараженной атмосферы на свежий воздух; применять рефлекторные раздражители (вдыхание нашатырного спирта, опрыскивание холодной водой); расстегнуть воротник, пояс, придать пострадавшему удобное положение; дать кислород в чистом виде или наполовину в смеси с воздухом из расчета 5…10 л кислорода в минуту.
    При одновременном отсутствии пульса и остановке дыхания - непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Искусственное дыхание производят методом "рот в рот" ("рот в нос"), при помощи аппаратов искусственного дыхания (ДП-2 и. др.) Неотложную терапию необходимо проводить до полного восстановления функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
    5.2. При необходимости фельдшер (медицинская сестра) вызывают к месту происшествия врача медицинского учреждения авиапредприятия токсикологическую (реанимационную) бригаду станции скорой медицинской помощи.
    

Приложение

    
Схематическое расположение самолета и автомашины
ЗИЛ-131 при проведении дератизации.

    
    1 - штуцер наземного кондиционера;
    2 - трубопроводы магистрали кондиционирования;
    3 - рукав брезентовый от УМП-350;
    4 - ЗИЛ-131 (УМП-350);
    5 - ввод выхлопных газов в брезентовый рукав (в овале вид II)