Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006858.htm

СОГЛАСОВАНО
Зам. Генерального
Директора ГП "ВИАМ"
В.Т. Минаков
09.08.1998г.

УТВЕРЖДЕНО
Зам. начальника ГосНИИ ГА
Директор АСЦ ГосНИИ ГА
В.А. Еремин
27.08.1998г.


ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ
"АРКТИКА ДГ" ТИП 1 ДЛЯ ЗАЩИТЫ САМОЛЕТОВ
ОТ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ

СОГЛАСОВАНО
Начальник лаборатории
ГП "ВИАМ"
Ю.Е. Раскин
09.08.1998г.

РАЗРАБОТАНО
Главный специалист
АСЦ ГосНИИ ГА
О.К. Турнов
21.08.1998г.

СОГЛАСОВАНО
Директор НПП
"Арктон"
О.Е. Заборников

 

    
    

1. Введение. Общие положения.

    1.1. Обледенение воздушных судов относится к категории так называемых опасных воздействий внешней среды (ОВВС).
    Это периодически возникающие в атмосфере явления (гроза, обледенение, турбулентность, сдвиг ветра и др.), с которым. встречается воздушное судно (ВС) и которые при определённых условиях могут оказать на ВС опасное воздействие вплоть катастрофических последствий.
    Воздушное судно, как известно, допускается к транспортным перевозкам лишь тогда, когда его лётная годность соответствует требованиям норм лётной годности.
    Лётная годность - необходимое свойство самолёта иметь и сохранять такие характеристики конструкции и лётно-технические данные, которые позволяют совершать безопасный полёт установленных для данного типа самолёта условиях эксплуатации ("ожидаемых условиях") при правильном выполнении экипажем наземными службами своих функций.
    Наземное обледенение является частью общей проблемы, обледенения воздушных судов и обусловлено почти теми же, как и в полёте, физико-метеорологическими процессами, но имеет принципиальные отличия от обледенения, возникающего в полете. Основное отличие - это образование снежно-ледяных отложений гораздо большей поверхности самолёта и на тех участках, на которых в полете образование льда обычно не происходит.
    За период 1985-1995гг. в мировой транспортной авиации произошло 11 тяжелых авиационных происшествий, непосредственно связанных с наземным обледенением. ИКАО и ведущие международные авиационные организации ИАТА, АЕА и др. рассматривают наземное обледенение как особо актуальную проблему безопасности полётов.
    Защита самолётов и вертолётов от наземного обледенения - это многофакторная комплексная проблема сохранения летной годности ВС на этапе взлёта.
    
    1.2. Основным средством, применяемым в настоящее время мировой и отечественной практике для защиты самолётов от наземного обледенения, являются противообледенительные жидкости (ПОЖ) которые обеспечивают как удаление льда, снега, изморози, инея, так предотвращение их образования на поверхности самолёта.
    Жидкостный способ защиты применяется в авиации уже не одно десятилетие, однако за последние годы в него были внесены принципиальные изменения и усовершенствования.*
    В результате деятельности международной группы авиационных специалистов были разработаны и введены единые международные технические требования к жидкостям, единые методики их испытаний и единые правила по их применению.
    

    1.3. Большое значение имеет введенная классификация противообледенительных жидкостей. По принятому международному стандарту все современные жидкости делятся по функциональному признаку на две группы:
    - жидкости типа I, основное назначение которых удаление снежно-ледяных отложений с поверхности ВС и лишь кратковременное предотвращение их образования;
    - жидкости типа II (а также типа III и IV), обладающие высокой предохраняющей способностью, которые могут применяться как для предотвращения, так и для удаления снежно-ледяных отложений.
    В практике противообледенительных обработок имеют место случаи неправильного применения жидкостей (без учёта их функциональных различий), когда по времени не обеспечивалась требуемая защита. Необходимо чёткое представление в каких погодных и конкретно эксплуатационных условиях можно и целесообразно использовать жидкость типа I, а в каких требуется применение жидкости типа II, обеспечивающей продолжительную защиту.
    
    1.4. В 90-х годах введено требование "аэродинамической пригодности" жидкостей. Этому требованию должны удовлетворять все современные противообледенительные жидкости. Плёнка жидкости, образующаяся на поверхности крыла и оперения после противообледенительной обработки, не должна оказывать значительного отрицательного влияния на аэродинамические характеристики самолёта на этапе взлёта. При этом жидкость должна сохранять свои высокие противообледенительные качества. Достигается аэродинамическая пригодность путём придания жидкости таких свойств, которые обеспечивают её сброс (сдувание) с поверхности при разбеге самолёта.
    ________
    *) В отечественной практике жидкостный способ защиты ВС от наземного обледенения был разработан специалистами ГосНИИ ГА в 50-х годах.
    
    Требование "аэродинамической пригодности" ПОЖ является обязательным, так как оно связано с обеспечением безопасности взлета при каждой противообледенительной обработке самолёта независимо от наличия или отсутствия обледенения и степени его суровости.
    
    1.5. Основополагающим принципом, на котором должна строиться вся работа по обеспечению безопасности полётов при наличии наземного обледенения, является так называемая "концепция чистого самолёта".
    Содержанием концепции являются два основных требования:
    - перед взлётом поверхность ВС должна быть полностью свободна от каких либо снежно-ледяных отложений;
    - контроль за состоянием поверхности ВС в условиях фактического или возможного обледенения осуществляется вплоть до исполнительного старта.
    Главным документом, который содержит общие принципиальные правила, требования и рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации ВС в условиях наземного обледенения является руководства ИКАО № 9640-АN/940 по наземной противообледенительной защите воздушных судов.
    

    1.6. Отечественные правила по испытаниям и допуску к применению противообледенительных жидкостей основываются на общих принципах сертификации авиационной техники. Авиационный сертификационный центр ГосНИИ ГА, аккредитованный в "системе сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации" Межгосударственного авиационного комитета (МАК), проводит комплекс работ по оценке и допуску к применению технических средств и методов защиты ВС от наземного обледенения.
    В соответствии с указаниями Федеральной Авиационной службы (ФАС) России № 59/и от 05.09.97г., № 4/и от 06.04.98г, комплексная оценка, контрольные испытания и допуск на эксплуатацию отечественных и иностранных ПОЖ возложен полностью на АСЦ ГосНИИ ГА, который является уполномоченным ФАС органом в этой области. Заключение договоров на поставку жидкостей может производиться лишь при наличии у поставщика (изготовителя) или эксплуатационного предприятия Свидетельства, выданного АСЦ ГосНИИ ГА, о допуске данной ПОЖ к применению в гражданской авиации России.
    Зарубежные сертификаты на ПОЖ, в соответствии с приведенным выше указаниями ФАС, не являются достаточным основанием для применения в ГА жидкостей без одобрения АСЦ ГосНИИ ГА.
    1.7. Выполнение противообледенительных операций на воздушных судах осуществляется лицами, прошедшими специальный курс обучения и имеющими допуск к таким работам - Свидетельство, выдаваемое АСЦ ГосНИИ ГА.
    

2. Назначение жидкости "Арктика ДГ" тип I.

    
    Противообледенительная жидкость "Арктика - ДГ" тип I предназначена для сохранения лётной годности самолётов и обеспечения безопасности взлета при наличии условий наземного обледенения. Жидкость используется для удаления с поверхности самолётов, находящихся на земле, снежно-ледяных отложений (льда, инея, снега) с последующим кратковременным предотвращением их повторного образования.
    

3. Основные свойства жидкости "Арктика ДГ" тип I.

    
    Противообледенительная жидкость "Арктика ДГ" тип I разработана ГП "ВИАМ" (Москва) и НПП "Арктон" (г. Нижнекамск) и производится по Техническим условиям ТУ 1-595-25-512-97.
    Жидкость представляет собой водный раствор диэтиленгликоля с добавкой этиленгликоля, противокоррозионной присадки и поверхностно-активного вещества. Проведенный в АСЦ ГосНИИ ГА комплекс контрольных испытаний жидкости показал соответствие её основных характеристик современным международным нормативам для жидкостей типа I. (SАЕ АМS 1424, ISO 11075).
    Жидкость имеет Свидетельство о допуске к применению № 115-1103/97 от 04.11.1997г., выданное АСЦ ГосНИИ ГА, и рекомендована к применению в эксплуатационных предприятиях для защиты ВС от наземного обледенения.
    "Арктика ДГ" пожаро- и взрывобезопасна. Температура вспышки отсутствует до выкипания воды. После выкипания воды температура вспышки в открытом тигле составляет 130°С.
    Жидкость не оказывает отрицательного воздействия на авиационные материалы и лакокрасочные покрытия самолётов.
    По сравнению с разработанной ранее отечественной жидкостью "Арктика" (которая продолжает достаточно широко применяться) противообледенительная жидкость "Арктика ДГ" имеет ряд преимуществ и отличий:
    - может применяться в отличие от "Арктики" как в концентрированном виде, так и при разбавлении водой в соотношениях (мас. ч.) 50/50 и 75/25, что позволяет использовать жидкость более экономично;
    - имеет более низкую температуру кристаллизации, что позволяет применять ее в широком диапазоне температур наружного воздуха, при которых возможно обледенение. Предельные отрицательные температуры воздуха при применении ПОЖ "Арктика ДГ" установлены следующие:
    

- концентрированная

- до минус 40°С

- разбавленная водой в соотношении (мас. ч.) 75/25

- до минус 25°С

- разбавленная водой в соотношении(мас. ч.) 50/50

- до минус 5°С

    
    - "Арктика ДР" обладает большей эффективностью по предотвращению обледенения (в 1,5 + 2 раза больше "Арктики"). Хотя основное назначение "Арктики ДГ", как жидкости типа I, льдоудаление, её можно также использовать и для предотвращения обледенения (контролируя время защитного действия жидкости в различных условиях в соответствии с таблицей № 2 настоящей Инструкции).
    "Арктика ДГ" показала при испытаниях в климатической аэродинамической трубе хорошие характеристики аэродинамической пригодности. Жидкость при разбеге сбрасывается потоком воздуха с поверхности самолёта и не оказывает существенного отрицательного влияния на его аэродинамические характеристики.
    

Таблица 1.

    
Основные физико-химические свойства жидкости
"Арктика ДГ" тип 1

Внешний вид

Прозрачная жидкость от бесцветного до слабо-желтого цвета. Допускается опалесценция.

Плотность при 20°С, г/см

1,094-1,102

Показатель преломления,

1,4050-1,4200

Водородный показатель, рН

9,5 ± 0,5

Кинематическая вязкость при 20°С,мм/с не менее

9,0

Температура кристаллизации, °С

 

концентрированная, не выше

минус 50

разбавленная водой (мас. ч.) 50:50

минус 13 - минус 15

75:25

минус 34 - минус 35

Температура вспышки в открытом тигле, °С

130 (после удаления воды)

Поверхностное натяжение, мН/м, не более

40

Воздействие на авиаматериалы (отрицательное)

не оказывает

Длительность задерживания процесса обледенения поверхности металла с углом наклона температурой -10°С ( возд.=60%, tвозд. = +26°С), мин

15

Эффективность предотвращения обледенения (по международной методике):

 

1) Высоковлажные испытания, мин

47 (норма для типа 1 -не менее 20)

2) Испытания на стойкость к переохлажденному дождю, мин

6-7 (норма для типа 1 -не менее 3)

    

4. Токсикологические и экологические свойства жидкости
"Арктика-ДГ" тип I. Требования безопасности.

    
    В соответствии с полученным Гигиеническим сертификатом "Арктика ДГ" имеет разрешение на производство и использование. Но как и все противообледенительные жидкости, содержащие в своём составе гликоль, "Арктика ДГ" обладает определенной степенью токсичности.
    По воздействию на организм человека "Арктика ДГ" относится к 4-классу опасности (малоопасные вещества). При работе с жидкостью "Арктика ДГ" действуют те же правила безопасности, что и с "Арктикой".
    Не допустимо попадание жидкости внутрь организма, что может вести к отравлению.
    Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров этиленгликоля в воздухе рабочей зоны в два раза выше, чем у этиленгликоля (10 мг/м и 5мг/м, соответственно). Средняя смертельная доза (ЛД 50) при введении ПОЖ "Арктика ДГ" в желудок животного (мыши) составляет 25000 мг/кг, а для ПОЖ "Арктика" на основе этиленгликоля - 10000 мг/кг, что свидетельствует о значительно большей токсичности "Арктики ДГ" (международная норма - более ??? мг/кг).
    Вместе с тем биоразлагаемость ПОЖ "Арктика ДГ" ниже, чем у жидкости "Арктика".
    В соответствии с современными международными рекомендациями для предотвращения загрязнения окружающей среды противообледенительными жидкостями обработку самолетов следует проводить на специально выделенных для этого площадках, осуществляя при этом сбор отработанной жидкости.
    

5. Применение противообледенительной
жидкости "Арктика ДГ" тип I.

5.1. Общие положения.

    
    При выполнении всех противообледенительных процедур необходимо исходить из "концепции чистого воздушного судна".
    Командир корабля не должен производить взлет, пока не убедился в отсутствии снежно-ледяных отложений на поверхностях ВС.
    Следует различать три возможные ситуации:
    
    1. Поверхность самолёта свободна от каких либо ледяных отложений. Наземное обледенение прогнозируется, но ещё не наступило. В этом случае может быть применена профилактическая обработка самолёта. Как правило, для этой цели используется концентрированная жидкость типа II или другая допущенная к применению жидкость, обладающая высокой предохраняющей способностью.
    2. Поверхность самолета покрыта каким-либо видом ледяных отложений. Но процесс наземного обледенения прекратился и не прогнозируется в ближайшее время. В этом случае осуществляется льдоудалительная обработка самолёта, для которой могут быть использованы жидкости типа I или типа II (в рекомендуемой концентрации), а также другие допущенные ПОЖ, обладающие достаточным температурным запасом при данной температуре наружного воздуха.
    3. Поверхность самолета обледенела. Процесс наземного обледенения происходит непрерывно или с короткими интервалами. В этом случае выполняется льдоудалительная с предотвращением повторного обледенения обработка самолёта. Используется жидкость типа II в рекомендуемой концентрации или другая допущенная жидкость с высокой предохраняющей способностью.
    
    "Арктика ДГ" является жидкостью типа I и основное её назначение - это удаление снежно-ледяных отложений. Однако она обладает повышенной предохраняющей способностью (6-7мин. в нормируемых условиях переохлаждённого дождя), что позволяет её использовать не только, как льдоудалитель, но и при обработках с предотвращением повторного обледенения самолёта. В этих случаях обработка должна производиться в непосредственной близости от места старта, чтобы в условиях сильного обледенения время до взлёта укладывалось в интервалы времени, приведённые в таблице 2.
    При разработке в конкретном аэропорту рабочей технологии противообледенительных процедур необходимо, базируясь на основных современных принципах и рекомендациях, учитывать местные условия: климатические особенности данного района (преобладающие температуры наружного воздуха в период возможного обледенения, виды, повторяемость, продолжительность обледенения), качество метеопрогнозов, технические возможности применяемых для обработки средств и оборудования, расположение мест обработки по отношению к взлетно-посадочной полосе, время руления к старту, уровень знаний и степень подготовки наземного персонала, производящего обработку самолетов и др.
    При выполнении противообледенительных процедур необходимо обрабатывать жидкостью оба полукрыла и обе половины стабилизатора. Это требование обязательно как при удалении льда, так при профилактической обработке, когда жидкость наносится на чистую поверхность. Запрещение "несимметричной" обработки основано на опыте эксплуатации. Нарушения этого правила имели серьёзные последствия. Определяющим фактором безопасности взлёта является надёжный контроль за состоянием поверхности самолёта, после завершения всех: противообледенительных процедур непосредственно перед взлётом. По международным правилам командир корабля несёт персональную ответственность за состояние поверхности самолёта во время руления вплоть до старта.
    

5.2. Время защитного действия ПОЖ "Арктика ДГ" тип I.

    
    В таблице 2 приводятся данные о времени "защитного действия" жидкости "Арктика ДГ" для разных метеорологических условий. Выбор концентрации жидкости производится в зависимости от требуемого времени предотвращения обледенения и метеоусловий. При этом разница между температурой кристаллизации (замерзания) жидкости данной концентрации и температурой наружного воздуха при проведении противообледенительной обработки должна составлять не менее 10°С.
    Например, разбавленная в соотношении 50 % жидкости : 50 % воды (мас. ч.) "Арктика ДГ", имеющая температуру кристаллизации минус 13+15°С может применяться до температуры воздуха не ниже - минус 5°С, а разбавленная в соотношении 75% : 25% - не ниже минус 25°С.
    

Таблица 2.

    
Примерное время защитного действия ПОЖ
"Арктика ДГ" тип I, минуты

Температура

Виды наземного обледенения

наружного воздуха, °С.

Ледяной налет, иней, изморось

Переохла-
жденный туман

Мокрый снег

Переохла-
жденный дождь

от 0 и выше нуля

30

20

15

5

от -0 до минус 7

30

15

10

5

ниже минус 7

30

15

10

 


    Таблица 2 составлена аналогично стандартным таблицам международных нормативных документов (ИКАО, ИСО) для жидкостей типа 1 (в концентрированном состоянии) с учётом особенностей жидкости "Арктика ДГ".
    Необходимо учитывать, что данные таблицы основываются, главным образом, на лабораторных испытаниях жидкости. Следует также всегда иметь в виду, что таблицы только ориентируют лётные экипажи и наземный персонал на вероятное располагаемое время защитного действия жидкости. Возникновение того или иного вида наземного обледенения и его интенсивность зависят от многих факторов, которые могут быстро меняться. Метеослужба пока не дает достаточно точных количественных данных для оперативного определения и расчета продолжительности защитного действия ПОЖ. В более суровых условиях обледенения или при сильном ветре это время может существенно сократиться. Поэтому, принимая к сведению данные таблицы, экипаж и наземный персонал должны всегда помнить, что это никоим образам не снимает требования постоянного контроля за состоянием поверхности самолета, перед взлетом.
    

5.3. Рекомендуемые методы применения "Арктики ДГ" тип I.

    
    5.3.1. Удаление снежно-ледяных отложений с поверхности самолета при отсутствии условий внешнего обледенения (процесс наземного обледенения прекратился).
    

Одноступенчатая обработка.

    
    При температурах наружного воздуха до минус 5°С удаление производится жидкостью "Арктика ДГ", разбавленной водой в соотношении 50:50 и нагретой до 70-80°С.
    При температурах воздуха минус 6 до минус 25°С удаление производится разбавленной в соотношении 75:25 жидкостью "Арктика ДГ", нагретой до 70-80°С
    При температурах воздуха ниже минус 25°С удаление производится нагретой до 80°С неразбавленной (концентрированной) "Арктика ДГ"
    

Б. Двухступенчатая обработка,

    
    При температурах наружного воздуха до минус 7°С удаление может производиться нагретой до 60+80°С водой. После этого немедленно (не позднее 2-3 мин.) поверхность самолёта обрабатывается разбавленной в соотношении 75:25 или концентрированной жидкостью "Арктика ДГ".
    При температуре ниже минус 7°С облив водой не применяется.
    
    5.3.2. Удаление снежно-ледяных отложений в сочетании с предотвращением их повторного образования в условиях продолжающегося наземного обледенения.
    

А. Одноступенчатая обработка.

    
    При температурах наружного воздуха до минус 5°С обработка производится нагретой до 70+80°С разбавленной в соотношении 50:50 жидкостью "Арктика ДГ" (тип I).
    При температуре наружного воздуха ниже минус 5°С обработка производится нагретой до 70+80°С неразбавленной жидкостью.
    

Б. Двухступенчатая обработка.

    
    При температурах наружного воздуха до минус 7°С удаление может производиться нагретой до 60+80°С водой с последующим (не позднее 2-3 мин.) обливом поверхности самолёта ненагретой "Арктикой ДГ" в концентрированном состоянии.
    
    Облив водой при температуре ниже минус 7°С не производится.
    
    При температурах наружного воздуха до минус 12°С удаление может производиться нагретой до 70-80°С жидкостью, разбавленной в соотношении 50:50, с последующей немедленной (не позже 2-Змин) обработкой поверхности самолета неразбавленной ненагретой: "Арктикой ДГ".
    При температуре наружного воздуха ниже минус 12° удалений снежно-ледяных отложений с предотвращением повторного обледенения осуществляется неразбавленной нагретой до 70-80°С (3 жидкостью "Арктика ДГ" (двухступенчатая обработка не рекомендуется).
    
    5.3.3. В наиболее суровых условиях наземного обледенения (сильный переохлажденный дождь, интенсивный мокрый снегопад); "Арктика ДГ" как и все другие противообледенительные жидкости обладает наименьшей предохраняющей способностью. В этих условиях обычно применяются жидкости типа II. Но при отсутствии таких ПОЖ следует применять неразбавленную нагретую до 80°С "Арктика ДГ".
    
    5.3.4. Техника обработки самолетов жидкостью "Арктика ДГ" аналогична общепринятой (см. Методическое пособие О.К. Трунов "Безопасность взлета в условиях обледенения", 1995г. АСЦ ГосНИИ ГА").
    При работе с "Арктикой ДГ" допускается ее залив в емкости, в которых ранее находилась ПОЖ "Арктика".
    Как и другие жидкости "Арктика ДГ" может понизить свои, противообледенительные свойства при неправильном ее применении и хранении:
    - при нагреве выше 80°С,
    - за счет смешивания с другими жидкостями (кроме ПОЖ "Арктика"),
    - за счет неправильного ее разбавления,
    - за счет нарушения правил хранения.
    

6. Расходы жидкости "Арктика ДГ" тип 1

    
    Нормы расхода жидкости "Арктика ДГ" тип 1 устанавливаются такими же, как и для применяемой ПОЖ "Арктика".
    Следует учитывать, что расход любой противообледенительной жидкости при обработке самолетов зависит от многих факторов и, в первую очередь, от метеоусловий, имеющихся средств механизации и, особенно, от уровня подготовки и обученности наземного персонала.
    

7. Контроль качества, поставка
и хранение "Арктики ДГ"

    
    При поступлении в службу ГСМ аэропорта качество жидкости контролируется по основным показателям ТУ 1-595-25-512-97:
    - плотность,
    - показатель преломления,
    - реакция Среды (рН),
    - поверхностное натяжение,
    - температура кристаллизации,
    - кинематическая вязкость.
    Жидкость поставляется заводом-изготовителем в цистернах, контейнерах или бочках, в соответствии с ТУ.
    Каждая поставляемая партия жидкости сопровождается документом, удостоверяющим ее качество и содержащим результаты проведенных испытаний на соответствие ТУ.
    В процессе хранения, нагрева и перекачки насосами "Арктика ДГ" тип I сохраняет физико-химические свойства на требуемом уровне при соблюдении правил и рекомендаций настоящей Инструкции.
    Жидкость "Арктика ДГ" хранят в плотно закрытой таре при температуре не ниже минус 50°С. Попадание осадков (дождь, растаявший снег) в емкость с жидкостью может привести к снижению вязкости и эффективности.
    Если "Арктика ДГ" находится в емкости в горячем состоянии, то ее перегрев выше 80°С может также привести к значительному падению вязкости.
    Необходимо избегать перегрева жидкости высокопроизводительными нагревательными элементами типа электрических или мазутных горелок, т.к. температура при контакте с ними может достигать более 120°С. Температура жидкости при контакте с теплообменниками не должна превышать 90°С.
    Нагретая до 70°С жидкость может храниться в течение до двух недель.
    Гарантийный срок хранения жидкости при соблюдении установленных правил - три года.
    Точное соблюдение требуемых концентраций жидкости следует контролировать определением показателя преломления при температуре +20°С с помощью рефрактометра по методике ГОСТ 18995.2 Нормы приведены в таблице 3.


Таблица 3.


Вид ПОЖ "Арктика ДГ"

    

Концентрированная

    1,4050-1,4200

Разбавленная водой в соотношении

 

 

(мас. ч.)

75:25

    1,3920-1,3550

Разбавленная водой в соотношении

 

 

(мас. ч.)

50:50

    1,3720-1,3750