МИНИСТЕРСТВО |
Начальникам управлений, |
О введении в действие порядка |
|
На основании решения Государственной междуведомственной комиссии по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте СССР от 29.06.83 г. о допуске к применению на авиационной технике рабоче-крнсервационного масла МС-8РК (ТУ 38.1011181-88), решения Минавиапрома СССР о восьмилетнем хранении с маслом МС-8П, пятилетнем хранении с маслом ИПМ-10 и десятилетнем хранении с маслом МС-8РК
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.03.90 г. Порядок применения масел МС-8П, МС-8РК, ИПМ-10 для консервации авиационных двигателей и их агрегатов.
2. Изучить Порядок со специалистами занятыми консервацией и обеспечивающими хранение авиатехники.
Заместитель Министра |
А.Ф. Аксенов |
Приложение к |
Утвержден |
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МАСЕЛ
МС-8П, МС-8РК, ИПМ-10 ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИ
Настоящий Порядок распространяется на двигатели и запасные части к ним и устанавливает основные способы их консервации, обеспечивающие защиту от коррозии при хранении, транспортировании и основные положения по консервации двигателей в эксплуатации, которые должны быть положены в основу заводской документации по консервации конкретных изделий.
1. Общие положения
1.1. Способы консервации (табл. 1) приведенные, в настоящем Порядке, обеспечивают защиту авиационных двигателей общеклиматического исполнения и запасных частей к ним от коррозии на срок сохраняемости до 12 лет, при условии соблюдения правил хранения, изложенных в отраслевой нормативно-технической документации.
В этот срок включается хранение на открытых площадках без навеса до 4-х лет во всех климатических районах СССР, за исключением районов Средней Азии, Закавказья, Кавказского побережья Черного моря. В этих районах хранение на открытых площадках без навеса разрешается в течение 3-х лет, под навесом - 4 года.
1.2. В течение установленных сроков хранения разрешается производить перемещение изделий с открытых площадок в складские помещения и обратно. При перемещении изделий, хранящихся на открытых площадках, на хранение в складские помещения не допускается закладка их в сырой таре.
1.3. Выбор способа консервации и упаковки изделий зависит от их конструкции, габаритов и назначения, а также от условий и сроков хранения законсервированных изделий. При выборе способа консервации учитывают экономическую целесообразность.
1.4. В зависимости от применяемого в изделии масла после ремонта устанавливаются следующие сроки сохраняемости изделий:
- с маслами МК-8, МК-8П, МС-8П, МС-8РК, МС-20 и маслосмесями - 10 лет;
- с маслами ИПМ-10 - 9 лет;
- с маслами Б-3В - 8 лет;
- с маслами ВНИИНП 50-1-4Ф, ВНИИНП 50-1-4у - 7лет;
- с маслами 36/1 Ку-А, ЛЗ-240 - 6 лет.
В процессе ремонта детали, паенные припоем ПСр-3, детали из свинца и со свинцовым покрытием, в связи с их низкой коррозионной стойкостью, из конструкции топливных и масляных систем исключить.
Срок сохраняемости ремонтных изделий устанавливается ремонтными предприятиями в пределах, указанных в табл. 1 сроков.
Способ консервации |
Условия и сроки хранения в годах |
Количество силикагеля-осушителя | |||||
|
в помещении склада |
вне помещения |
| ||||
|
отапли- |
неотапли- |
под навесом |
на открытой площадке |
| ||
Герметичный металлический контейнер с заполнением его сухим азотом или сухим воздухом |
12 |
12 |
12* |
12* |
1 кг/м контейнера | ||
Герметичный металлический контейнер с применением силикагеля-осушителя |
12 |
12 |
12* |
12* |
2 кг/м контейнера | ||
Чехол из полиэтиленовой пленки |
10 |
10 |
5* |
4* |
1 кг/м | ||
с применением силикагеля - осушителя |
|
|
(в деревянном ящике) |
| |||
Чехол из прорезиненной ткани |
10 |
10 |
5* |
4* |
1 кг/м | ||
№18 с применением силикагеля - осушителя |
|
|
(в деревянном ящике) |
| |||
Картонная парафинированная |
10 |
10 |
5* |
4* |
2 кг/м поверхности коробки | ||
коробка и чехол из полиэтиленовой пленки с применением силикагеля - осушителя |
|
|
(в деревянном ящике) |
| |||
Запасные части (полиэтиленовый чехол с силикагелем) |
10 |
7 |
4* |
3* |
1 кг/м | ||
Картонная коробка с силикагелем - осушителем и последующим парафинированием |
10 |
- |
- |
- |
2 кг/м поверхности коробки |
Примечания: |
1. Для изделий, имеющих внутреннюю консервацию маслами, сроки сохраняемости устанавливаются в соответствии с п.п. | |
|
2. * В районах Средней Азии, Закавказья и Кавказского побережья Черного моря хранение разрешается в течение трех лет на открытой площадке или четырех лет под навесом. |
1.5. Все горюче-смазочные материалы, применяемые для консервации, должны соответствовать требованиям ГОСТ (ТУ, ОСТ) и иметь паспорт качества.
1.6. Наружная консервация должна проводиться в специально оборудованных помещениях или участках при температуре не ниже 10°С и относительной влажности воздуха не выше 70%.
1.7. Консервация изделий, направляемых в страны с тропическим и морским климатом, производится в соответствии с ОСТ 190086-73.
1.8. Изготовление тары для упаковки изделий, чехлов из пленки, сушка силикагеля-осушителя (ГОСТ 3956-76) и силикагеля-индикатора (ГОСТ 8984-75) проводятся по действующей технической документации.
1.9. Двигатели и запасные части к ним, полученные с заводов-изготовителей, перед закладкой на хранение следует осмотреть с целью проверки сохранности заводской упаковки и цвета силикагеля-индикатора (нормальный цвет силикагеля-индикатора - синий).
1.10. При транспортировании двигателей, упакованных в чехлы из пленки, воздушным транспортом в негерметичной кабине необходимо открыть штуццер или ниппель (или сделать отверстие), служащий для удаления избыточного воздуха из упаковки изделия, и закрыть его (отверстие заварить или заклеить) по окончании транспортирования.
1.11. Помещения для консервации и хранения двигателей должны соответствовать действующим нормативам технической документации.
1.12. Вся работа по консервации возлагается на ответственных лиц, определенных приказами руководителей рем. заводов или АТБ
2. Консервация двигателей
2.1. Общие указания.
2.1.1. Консервация двигателей в чехол из пленки с применением силикагеля проводится по следующей схеме:
а) внутренняя консервация двигателя маслами;
б) подкраска двигателя;
в) наружная консервация двигателя;
г) обертывание парафинированной бумагой острых и выступающих узлов двигателя;
д) размещение силикагеля-осушителя на двигателе;
е) обертывание двигателя парафинированной бумагой;
ж) размещение силикагеля-осушителя и силикагеля-индикатора поверх бумаги;
з) упаковка двигателя в чехол из пленки;
и) сварка последнего шва на чехле;
к) отсос воздуха из чехла;
л) обвязка двигателя в местах провисания чехла лентами из пленки или киперной лентой;
м) упаковка двигателя в ящик.
2.1.2. Двигатели, у которых внутренняя и наружная поверхности консервации смазкам не подвергаются, консервируются по следующей схеме:
а) консервация внутренней полости двигателя заполнением сухим газом (воздухом, азотом и др.) с точкой росы не более - 50°С при 1 кг/см с последующей герметизацией внутренней полости;
б) обертывание бумагами ОДП-35, конденсаторной или телефонной острых и выступающих узлов двигателя;
в) размещение силикагеля-осушителя на двигателе;
г) обертывание двигателя бумагами ОДП-35, конденсаторной или телефонной;
далее - в соответствии с п. 2.1, подпункты И-М.
2.2. Внутренняя консервация двигателей на ремонтных заводах ГА.
2.2.1. Внутренняя консервация двигателей проводится после окончания контрольного испытания непосредственно на испытательном стенде или на специальной консервационной установке.
2.2.2. Внутренняя консервация двигателей предусматривает:
а) консервацию масляной системы;
б) консервацию топливной и пусковой систем;
в) заполнение гидросистемы маслом АМГ-10 или другой рабочей жидкостью;
г) продувку кислородной системы азотом;
д) продувку воздушного тракта горячим воздухом.
Примечание. Необходимость консервации пусковой системы решается в каждом конкретном случае.
2.2.3. Внутренняя консервация двигателей, работающих на минеральных маслах, производится авиационными маслами МС-20, МК-8, МК-8П, МС-8П, МС-8РК, маслосмесями, смазкой К-17 - для поршневых двигателей. Масло МК-8П применять только для масляных систем.
Срок сохраняемости двигателей с указанными маслами устанавливается 10 лет при сочетании хранения в складских помещениях и на открытой площадке.
Изделия, законсервированные маслом МС-8РК можно хранить на открытой площадке в течение 8 лет.
Внутренняя консервация двигателей, работающих на синтетических маслах, проводится:
- топливная система - маслом МК-8, МС-8П, МС-8РК;
- масляная система - рабочими синтетическими маслами марок ИПМ-10, ВНИИНП 50-1-4Ф, ВНИИНП 50-1-4у, Б-3В, ЛЗ-240, 36/1 Ку-А.
Для консервации топливных агрегатов и систем допускается масло ИПМ-10 (ОСТ 38.01294-83) при их пятилетнем хранении.
Примечание: масло ИПМ-10 применять для вышеуказанной цели в изделиях, работающих на этом масле, в связи с ограниченностью его производства в настоящее время и более высокой стоимостью по сравнению с маслом MС-8П и МС-8РК.
Смешение синтетических масел с минеральными маслами не допускается. Замена рабочего синтетического масла на минеральное масло при консервации двигателей, прошедших контрольные испытания, не допускается.
2.2.4. Применение регенерированных и отработанных масел для консервации двигателей не допускается.
2.2.5. Для наружной консервации неокрашенных металлических поверхностей двигателя применять смазку К-17 или ПВК.
3.2.6. При консервации применять силикагель-осушитель марок КСМ или ШСМ (ГОСТ 3956-76) и силикагель-индикатор (ГОСТ 8984-75) с влажностью не более 2%.
2.2.7. Для изготовления чехлов применять полиэтиленовую пленку (ГОСТ 10354-73) марки М (сорт I) толщиной 0,15-0,20 мм, стабилизированную световым стабилизатором (пленка любого цвета), или нестабилизированную с антистатической добавкой или без неё.
2.2.8. На срок хранения до 1 года консервация двигателей проводится в соответствии с настоящим Порядком, при этом для изготовления чехлов допускается применение поливинилхлоридной пленки марки В (ГОСТ 3956-76), количество силикагеля-осушителя берется из расчета 0,5 кг на 1 м пленки чехла, при этом наружная консервация смазками может не проводиться; или двигатель обертывается в ингибированную бумагу марки МБГИ8-40 (ГОСТ 16295-77) и упаковывается в чехол из полиэтиленовой пленки с обязательным применением силикагеля-осушителя (ГОСТ 3956-76, 0,5 кг/м пленки чехла).
2.2.9. Двигатели должны быть законсервированы не позднее чем через 24 ч после окончания испытания.
В случае снятия топливных агрегатов в процессе испытания они должны быть законсервированы согласно указаниям в формулярах или паспортах на эти агрегаты.
2.2.10. Консервация двигателя на испытательном стенде или установке после контрольного испытания проводится по технологии, разработанной предприятием-изготовителем для каждого типа двигателя.
2.2.11. Перед консервацией слить из маслосистемы двигателя отработанное масло и залить свежее; при консервации двигателя на специальной установке слить из топливной системы топливо.
2.2.12. Количество масла, необходимое для консервации топливной системы, зависит от типа двигателя и устанавливается при от работке технологии, при этом качество консервации проверяется анализом масла из топливной системы на содержание в нем топлива. Содержание топлива в масле допускается не более 10%.
2.2.13. При консервации не допускать попадания масла на систему электропитания автоматики и на резинотехнические изделия.
В случае попадания масла немедленно удалить его, протерев салфеткой, слегка смоченной бензином, и затем эти участки просушить.
Попадание масла на кислородные коммуникации недопустимо.
2.2.14. После проведения консервации слить масло из масляной системы двигателя.
2.2.15. Все полости, трубопроводы и отверстия, имеющие непосредственное сообщение с атмосферой, закрыть предохранительными заглушками.
2.2.16. Удалить с поверхности двигателя масло и другие загрязнения чистой салфеткой, смоченной бензином марки Б-70 (ТУ 38.101913-82) или (нефрас- С 50Д70 по ГОСТ 8505-80).
2.2.17. Газовоздушый тракт двигателя не позднее, чем через 8 часов после окончания консервации на стенде или на установке продуть горячим воздухом с температурой на входе 100-120°С. Продувку производить в течение 30-60мин, в зависимости от типа двигателя.
2.2.18. Выполнение операций по консервации и продувке двигателя обязательно отмечать в сопроводительных документах.
2.2.19. Двигатели, прошедшие сдаточные испытания или снимаемые по дефектам, подвергаются консервации аналогично двигателям, прошедшим контрольные испытания, с расходом масла на 40% меньше, чем после контрольных испытаний.
Консервацию двигателей, работающих на синтетических маслах, после сдаточных испытаний допускается проводить маслом МК-8 или трансформаторным марки ТК при условии их удаления в установленном порядке с деталей, узлов (особенно из полостей) перед контрольным испытанием двигателя.
2.2.20. Двигатели после сдаточных испытаний до переборки должны храниться в отапливаемом помещении.
2.2.21. Промывку деталей и узлов двигателя после разборки проводить согласно действующей технической документации.
Примечание. Для промывки деталей могут применяться бензин марки Б-70, нефрас-С 50/170 и топливо Т-1 и ТС-1, с антистатической присадкой "Сигбол" или АКОР-1.
2.2.22. В случае разрыва между операциями промывки, контроля и сборки более 8 часов детали и узлы должны быть законсервированы согласно действующей технической документации.
2.2.23. Детали и узлы как собираемого, так и разбираемого двигателя, подлежащие отправке в цеховую кладовую, должны быть промыты, просушены и законсервированы.
2.2.24. Собранные или неполностью укомплектованные двигатели, прошедшие после сборки прокачку или опрессовку маслом, могут находиться в цехе до испытания не более 15 суток. Если двигатели задерживаются более 15 суток должна быть произведена повторная прокачка маслом.
Примечание: 1. Двигатели, не прошедшие прокачку маслом, могут находиться в цехе не более 2 суток.
2.2.25. Законсервированные двигатели перед вводом в эксплуатацию должны быть расконсервированы согласно заводской технической документации.
3. Консервация запасных частей
3.1. Общие указания.
3.1.1. Запасные части, поступающие на консервацию должны быть подвергнуты промывке, просушке и консервации. Указанные операции должны следовать с момента начала обработки одна за другой без перерывов.
Примечание. Запасные части, изготовленные из материалов, обладающих низкой коррозионной стойкостью, при поступлении из цехов должны быть промыты и законсервированы не позднее 24 часов с момента их поступления.
3.1.2. Детали и узлы консервируются после осмотра их ОТК. Осмотр производить при хорошем дневном освещении или искусственном, освещенностью не менее 200лк.
3.1.3. При осмотре особое внимание следует обращать на места, подвергшиеся слесарной обработке, полировке на фетровых кругах, дробеструйной или гидропескоструйной обработке, сварке, места около кислотных клейм. Указанные места наиболее подвержены коррозии.
3.1.4. Коррозия металлов и сплавов определяется следующими наиболее характерными признаками:
а) на стальных и чугунных деталях коррозия появляется в виде налета ржавчины оранжево-бурого цвета, которая при сильном распространении переходит в сплошную массу наростов бурого или коричневого цвета. Коррозия может быть также в виде темных пятен и точек;
б) на деталях их магниевых и алюминиевых сплавов коррозия появляется в виде точек, пятен или порошкообразного налета белого цвета; при дальнейшем развитии коррозии появляются раковины, обычно заполненные продуктами коррозии (белого и серого цвета);
в) на медных сплавах коррозия появляется в виде темных пятен или налета зеленого, реже черного цвета. В сплавах меди со свинцом (свинцовистая бронза) коррозия наблюдается в виде налета черного, белого, темно или светло-зеленого цвета;
г) на окрашенных деталях появившаяся на поверхности металла коррозия вызывает вздутие пленки, а затем её шелушение.
д) на поверхности стальных оксидированных, фосфатированных и оксиднофосфатированных деталей коррозия появляется в виде ржавчины оранжево-бурого цвета или в виде пятен и точек темного цвета;
е) на кадмированных и оцинкованных деталях коррозия на покрытии появляется в виде пятен и точек белого, серого и черного цвета или в виде белого порошкообразного налета. В случае, если коррозирует основной металл, продукты коррозии имеют цвет, характерный для продуктов коррозии данного металла;
ж) на освинцованных поверхностях коррозия свинца появляется в виде белого или черного налета.
3.1.5. Детали и узлы с наличием коррозии консервации не подлежат и должны быть отправлены для удаления коррозии.
3.1.6. Детали, имеющие металлопокрытие (кадмий, цинк и др. гальванопокрытия) с большим количеством темных пятен на поверхности отправляются на повторное металлопокрытие.
3.1.7. При работе запрещается прикасаться незащищенными руками к металлическим поверхностям деталей и узлов.
Работу проводить, пользуясь чистыми трикотажными или матерчатыми перчатками, парафинированной или конденсаторной бумагой.
3.1.8. Детали, подлежащие консервации укладывать на подготовленные в установленном порядке столы, покрытые алюминием, текстолитом или винипластом.
3.1.9. При упаковке запасных частей без применения силикагеля-индикатора силикагель-осушитель брать из расчета 2 кг на 1 м пленки чехла, с силикагелем-индикатором - 1 кг на 1 м пленки чехла.
3.1.10. Консервацию запасных частей производить смазками или ингибированными бумагами в соответствии с Руководством по ремонту двигателя.
3.1.11. Узлы и агрегаты с внутренними полостями, которые не могут быть законсервированы густой смазкой - внутренняя консервация производится авиамаслом МС-20, МК-8, МК-8П, МС-8П, МС-8РК нагретыми до 60-80°С.
3.1.12. Подшипники, комплектующие агрегаты консервируются по инструкциям соответствующих заводов-изготовителей.
4. Наружная консервация двигателя
Наружная консервация двигателей производится в соответствии с Руководствами по ремонту.
5. Основные положения по консервации двигателей
в эксплуатационных предприятиях ГА (АТБ)
5.1. Хранение двигателя на самолете без внутренней и наружной консервации при наличии топлива в топливной системе двигателя с периодическим опробованием двигателя разрешается до 30 суток.
5.2. Сроки хранения и периодичность опробования двигателя устанавливаются заводами-поставщиками для каждого типа двигателя в зависимости от условий эксплуатации и указываются в документации по техническому обслуживанию и эксплуатации двигателей. Опробование двигателя производится не реже, чем через 10 суток.
5.3. Хранение двигателя на самолете без топлива в топливной системе разрешается не более 24 часов.
5.4. По истечении 24 часов производится её промывка топливом и опробование двигателя или внутренняя консервация топливной системы.
5.5. Через каждые 20-30 суток хранения выполняются работы в объеме предполетного осмотра и производится опробование двигателя.
5.5. Хранение двигателя установленного на самолете, с внутренней консервацией допускается до 3 или 6 месяцев в зависимости от типа двигателя. По истечении этих сроков производится наружный осмотр, расконсервация и опробование двигателя.
В случае необходимости производится повторная внутренняя консервация топливной системы на срок хранения до 3 месяцев.
5.7. Для двигателей, снимаемых с самолета на хранение сроком до 1 года или до 2 лет (в зависимости от типа двигателя) или отправляемых в ремонт, производится внутренняя консервация с размещением на поверхности мешочков с силикагелем-осушителем или обертыванием ингибированной бумагой и упаковкой в пленочный чехол с завариванием последнего шва по технологии, изложенной в Руководстве по эксплуатации".
5.8. Двигатели с внутренней консервацией, снимаемые с самолета для доработки, допускается хранить в ангаре до 3 месяцев без упаковки в чехол из пленки.
6. Техника безопасности
6.1. Все работы по консервации и расконсервации деталей, узлов и изделий должны проводиться с соблюдением правил по технике безопасности, изложенных в ГОСТ 13168-69 "Консервация металлических изделий" (включая крупногабаритные).
6.2. При консервации и расконсервации деталей, узлов и изделий необходимо соблюдать Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию № 1042-73, утвержденные главным государственным санитарным врачом СССР.
6.3. Рабочие, занятые на операциях промывки и консервации, должны пройти специальный инструктаж по технике безопасности.
6.4. Ответственность за организацию и соблюдение безопасности и здоровых условий при работе на объектах консервации и расконсервации возлагается на должностное лицо, назначенное командиром (начальником) предприятия ГА.
6.5. Все работники, в зависимости от степени допущенных нарушений требований по охране труда, могут привлекаться к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном порядке.
6.6. Основные правила по охране труда при работе с авиаГСМ приведены в "Инструкции по охране труда и пожарной безопасности на объектах топливообеспечения предприятий гражданской авиации" и в "Инструкции по безопасности труда при работах со спецжидкостями и их компонентами на предприятиях ГА".
Начальник ГосНИИ ГА |
В.А. Горячев |