МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УТВЕРЖДЕНО
заместителем Министра
гражданской авиации
29 декабря 1985 г. № 47/И
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
В ЦЕХЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ
И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
АиРЭО |
- авиационное и радиоэлектронное оборудование | |
AT |
- авиационная техника | |
АТБ |
- авиационно-техническая база | |
НАС |
- воздушное судно | |
ГА |
- гражданская авиация | |
ГСМ |
- горюче-смазочные материалы | |
ИТС |
- инженерно-технический состав | |
МГА |
- Министерство гражданской авиации | |
НАС |
- Наставление по аэродромной службе | |
НПП |
- Наставление по производству полетов | |
ОМТС |
- отдел материально-технического снабжения | |
ОТК |
- отдел технического контроля | |
ПДО |
- производственно-диспетчерский отдел | |
СИ |
- средства измерений | |
СНиП |
- строительные нормы и правила | |
ССБТ |
- система стандартов безопасности труда | |
ТКБ |
- технолого-конструкторское бюро | |
УГА |
- управление гражданской авиации | |
УТО |
- учебно-тренировочный отряд | |
ПДСП |
- производственно-диспетчерская служба предприятия |
1. ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕХЕ (УЧАСТКЕ) ОПЕРАТИВНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.1. Цех (участок)* оперативного обслуживания авиационной техники является структурным подразделением авиационно-технической базы (АТБ).
1.1.2. Основная задача цеха - своевременное и высококачественное обслуживание приписных и транзитных ВС в соответствии с расписанием и планами полетов.
1.1.3. Цех оперативного обслуживания AT возглавляет начальник цеха, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности приказом командира авиапредприятия по ходатайству начальника АТБ.
1.1.4. Работники цеха оперативного обслуживания AT в своей работе руководствуются отраслевыми нормативными документами, эксплуатационной и ремонтной документацией на АТ приказами и указаниями УГА, руководителя авиапредприятия и начальника АТБ.
__________
* Под цехом также понимается участок, группа, смена.
1.2. ФУНКЦИИ ЦЕХА
В соответствии с основной задачей цех выполняет следующие функции:
1.2.1. Организация и проведение технической подготовки ВС к полетам в сроки и в объемах, предусмотренных регламентами технического обслуживания и расписанием движения;
1.2.2. Выполнение своевременного и качественного обслуживания базовых и транзитных ВС по оперативным видам обслуживания;
1.2.3. Выполнение работ по периодическому ТО ВС по указанию начальника АТБ;
1.2.4. Разработка и осуществление мероприятий по предупреждению авиационных происшествий, их предпосылок, а также повреждений AT на земле;
1.2.5. Устранение отказов и неисправностей, выявленных в процессе обслуживания или в полете;
1.2.6. Организация и проведение разовых осмотров AT;
1.2.7. Участие в аварийно-спасательных работах и работах, необходимость в которых вызвана стихийными бедствиями на аэродроме, в соответствии с требованиями инструкций и указаний МГА.
1.2.8. Проведение учета и анализа задержек рейсов по вине личного состава или в связи с неисправностью ВС (конструктивно-производственные дефекты, повреждения на земле и пр.), разработка мер по предупреждению отказов АТ.
1.2.9. Ведение учета отказов и неисправностей, разработка требований по устранению и предупреждению отказов AT, выполнение мероприятий по предупреждению повторяемости дефектов.
1.2.10. Участие в разработке и выполнении организационно-технических мероприятий по подготовке АТБ к обслуживанию AT по состоянию.
1.2.11. Осуществление контроля за состоянием охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и охраны окружающей среды при обслуживании ВС.
1.2.12. Обеспечение высокого уровня политико-морального состояния и производственной дисциплины ИТС цеха.
1.2.13. Осуществление контроля качества технического обслуживания в соответствии с руководящей документацией.
1.3. РУКОВОДСТВО ЦЕХОМ
ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ AT
1.3.1. Цех оперативного обслуживания AT возглавляет начальник цеха. Начальник цеха подчиняется непосредственно начальнику производства АТБ (старшему инженеру АТБ). Начальник цеха организует всю производственную, хозяйственную и техническую деятельность цеха и политико-воспитательную работу с личным составом цеха.
1.3.2. Обязанности, права и ответственность начальника цеха и ИТС определяются должностными инструкциями, разработанными в соответствии с Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР (книга вторая).
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕХА
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ
СОСТАВ РАБОТНИКОВ ЦЕХА
2.1.1. В состав цеха оперативного обслуживания AT входят работники следующих должностей и профессий: начальник цеха, заместитель начальника цеха, старший инженер по технической эксплуатации ВС и авиационных двигателей (СиД), старший инженер по технической эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования*, начальник смены, инженер по СиД, инженер по АиРЭО, авиационный техник (механик), авиационный техник по приборам, авиационный техник (механик) РЭСО, дежурный авиамеханик по стоянке.
________
* В дальнейшем для сокращения текста вместо понятия "специалист по технической эксплуатации ВС и авиационных двигателей" будет употребляться понятие "специалист по СиД", вместо "специалист по технической эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования" - "специалист по АиРЭО".
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СТРУКТУРА ЦЕХА
2.2.1. В зависимости от объемов выполняемых работ по оперативному техническому обслуживанию ВС, специализации авиапредприятий и от сложности обслуживаемой AT структура цеха по группам АТБ различна.
2.2.2. Типовая схема управления цехом в АТБ представлена на с. 6. В цехе формируют смены или участки, а в них - производственные бригады, группы. Количество смен и бригад определяет начальник АТБ, исходя из производственной необходимости.
Каждой сменой руководит начальник (инженер) смены, которому непосредственно подчинены инженеры по СиД и инженеры по АиРЭО, специализированные бригады по обслуживанию авиационной техники, дежурные авиамеханики по стоянкам.
В оперативном отношении начальнику смены подчинены инженеры ОТК и специалисты других подразделений, участвующие в обслуживании ВС.
В состав специализированных бригад входят авиамеханики, авиатехники, руководимые бригадирами. Количество бригад определяется исходя из объема работ, количества типов авиационной техники и особенностей аэропорта. Обслуживание автоматических бортовых систем управления и бортовых навигационных комплексов производится специализированной бригадой, но в отдельных случаях, при ее отсутствии, эти работы выполняются специалистами по АиРЭО, входящими в состав цеха.
При увеличении объемов работ по оперативному обслуживанию AT в цехе могут создаваться специализированные участки (бригады, группы), которые в отдельных случаях выделяются в самостоятельные структурные подразделения АТБ, например:
1. В АТБ 1-2 групп в цехе оперативного обслуживания смены могут специализироваться на обслуживании как базовых, так и транзитных ВС.
2. При дальнейшем увеличении объемов работ в АТБ 1-2 групп могут создаваться цеха оперативного обслуживания базовых ВС и оперативного обслуживания транзитных ВС или разделение цехов по типам AT.
3. В АТБ 3-4 групп формируются участки или смены оперативного обслуживания как базовых, так и транзитных ВС.
4. Для обслуживания авиации спецприменения и местных воздушных линий в АТБ может создаваться отдельный цех технического обслуживания, который выполняет работы по оперативному и периодическому обслуживанию ВС. В этом случае специализацию подразделений цеха следует осуществлять не по видам технического обслуживания, а по типам AT.
ТИПОВАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕХОМ ОПЕРАТИВНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
5. В АТБ, где производится оперативное обслуживание широкофюзеляжных ВС, в зависимости от объемов этих работ могут создаваться специализированные производственные звенья: цеха, участки, смены, бригады, обслуживающие эти ВС. При малой интенсивности движения широкофюзеляжных ВС такие участки, смены, бригады могут производить техническое обслуживание других типов ВС, если за счет этого не нарушается выполнение их основной задачи.
6. В период освоения новой авиационной техники в АТБ могут создаваться отдельные специализированные звенья по оперативному обслуживанию данного типа ВС.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ В ЦЕХЕ
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1.1. Цех оперативного обслуживания AT выполняет следующие работы:
а) подготовка ВС к вылету или обеспечению стоянки, которая включает в себя:
- выполнение работ в соответствии с требованиями регламента технического обслуживания (работы по встрече и обеспечению стоянки, осмотру и обслуживанию, обеспечению вылета);
- устранение неисправностей, выявленных в полете и при обслуживании;
- организацию и руководство работами по заправке ВС ГСМ, спецжидкостями и водой, зарядку газами в соответствии с заданием на полет;
- удаление снега и льда с поверхности ВС, кондиционирование воздуха в кабине экипажа и салонах, подогрев двигателей и изделий, буксировка ВС;
- оформление установленной документации;
- организацию осмотров и приема ВС;
б) осуществление приема-передачи ВС;
в) осуществление приема-передачи смены;
г) проведение разборов в цехе, смене;
д) руководство работами по обслуживанию ВС;
е) обеспечение сохранности ВС и их имущества при техническом обслуживании;
ж) проведение технического обучения личного состава цеха. Технологическая схема выполнения работ специалистами цеха приведена в приложении 1.
3.1.2. Непосредственное руководство и организацию работ по обслуживанию ВС осуществляют начальник смены и инженеры смены по специальностям в соответствии с руководящими документами и должностными инструкциями. Их назначают старшими и ответственными за обслуживание ВС. Они также вступают во взаимоотношения с подразделениями АТБ и ОАО и руководят работой специалистов, участвующих в обслуживании.
3.1.3. При выполнении отдельных видов работ по обслуживанию ВС назначаются ответственные исполнители из числа бригадиров (авиатехников), которым на время работы на данном ВС подчиняются все лица, как выполняющие обслуживание, так и принимающие в нем участие.
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦЕХЕ
3.2.1. Планирование оперативных видов технического обслуживания для базовых ВС производится производственно - диспетчерским отделом АТБ в соответствии с требованиями регламента технического обслуживания данного типа ВС.
3.2.2. Оперативные виды обслуживания для транзитных ВС и необходимость выполнения дополнительных работ на них определяются экипажем в соответствии с регламентом технического обслуживания и по фактической наработке ВС.
3.2.3. Начало и окончание обслуживания каждого ВС определяет начальник цеха (смены) совместно с ПДО, исходя из плана использования ВС, условий работы и в соответствии с технологическими графиками подготовки ВС к вылету.
3.2.4. Распределение производственного задания между бригадами осуществляет начальник (инженер) смены через инженеров по специальностям и бригадиров авиатехников согласно плану использования ВС и сложившейся ситуации в аэропорту.
3.2.5. Расстановку технического состава бригад по рабочим местам осуществляют бригадиры.
3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА-
ПЕРЕДАЧИ СМЕН
Прием и передачу смены осуществляет начальник (инженер) смены. До начала работы он обязан:
а) произвести внешний осмотр ВС на местах стоянки и проверить порядок их хранения;
б) организовать прием ВС, их имущества и наземного оборудования вновь заступающим дежурным по стоянкам;
в) проверить правильность оформления карт-нарядов и другой технической документации на незаконченное техническое обслуживание;
г) организовать прием ВС с оформлением в "Журнале учета неоконченных работ и передачи смены";
д) получить у диспетчера цеха (ПДО) сменное производственное задание;
е) составить план работы смены с учетом расписания движения в данном аэропорту, сменного производственного задания и технического состояния ВС, принятых от предыдущей смены.
3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
РАЗБОРА В СМЕНЕ
Разбор в смене цеха рекомендуется проводить по схеме, представленной в приложении 2.
Разбору предшествует подготовка к нему, во время которой определяется содержание разбора, составляется план его ведения, изучаются руководящие документы, касающиеся предстоящей работы.
Разбор состоит из трех частей. В первой, информационной, докладывается о выходе на работу личного состава, проверяется форма одежды, наличие свидетельств авиаспециалистов у ИТС. Инженеры смены, бригадиры докладывают о выполненных работах, качестве технического обслуживания, имевшихся недостатках.
Во второй части, методической, начальник (инженер) смены анализирует выполнение сменных производственных заданий, оценивает качество обслуживания и полноту выполнения регламента. В случае необходимости делает замечания по выступлениям.
В третьей, установочной части, начальник смены проводит изучение поступивших руководящих документов по технической эксплуатации авиационной техники, повседневный (текущий) инструктаж по технике безопасности, объявляет производственное задание и распределяет работу по бригадам с учетом особенностей работы в данный момент (погодные условия, задержки рейсов и т.д.). В заключение необходимо сделать записи в соответствующих журналах.
3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦЕХЕ
Выполнение работ по оперативным видам технического обслуживания ВС организуется в следующем порядке:
3.5.1. диспетчер цеха (ПДО), получив сообщение из ПДОП, передает информацию о прилете ВС (время посадки, бортовой номер ВС, наличие замечаний экипажа, общая заправка топливом, номер места стоянки, форма обслуживания) специалистам, участвующим в обслуживании ВС;
3.5.2. при получении информации с борта ВС о наличии неисправностей работу ИТС рекомендуется осуществлять согласно технологической карте, представленной в приложении 3;
3.5.3. после посадки ВС, в случае необходимости, отбуксировать его на место стоянки;
3.5.4. немедленно после останова двигателей ответственный за встречу ВС в присутствии члена экипажа проверяет остаток топлива в баках ВС и производит запись в бортовом журнале в соответствии с "Инструкцией по замеру остатков топлива на воздушных судах после посадки и контролю количества заправляемого топлива";
3.5.5. после выполнения первоочередных работ по обеспечению стоянки ВС ответственный за обслуживание обязан ознакомиться с состоянием AT по информации членов экипажа и записям в бортовом журнале;
3.5.6. при отсутствии замечаний по работе авиационной техники:
а) ответственный за обслуживание (начальник смены, инженер смены по специальности) дает указания бригадирам (авиатехникам) о характере предстоящей работы, назначает ответственных исполнителей и руководит обслуживанием ВС;
б) по окончании работ ответственный за обслуживание проверяет оформление карты-наряда соответствующими специалистами и своей подписью в ней подтверждает исправность и подготовленность ВС к вылету;
в) ответственный за обслуживание делает запись в бортовом журнале о проведенном техническом обслуживании (указываются вид обслуживания, дата и номер карты-наряда) и передает информацию диспетчеру цеха (ПДО) о готовности ВС к вылету;
г) непосредственно перед вылетом (до запуска двигателей) ответственный за подготовку ВС к вылету обязан осмотреть его по маршруту в соответствии с регламентом технического обслуживания;
3.5.7. в случае когда по работе AT имеются замечания от экипажа, ответственный за обслуживание ВС обязан ознакомиться с состоянием AT и дать указания бригадирам (авиатехникам) о порядке устранения неисправностей и дальнейшего обслуживания ВС; ответственный за обслуживание знакомится с состоянием AT, анализирует обнаруженные им неисправности и неисправности, указанные в бортовом журнале, с целью выявления их повторяемости; при повторном выявлении неисправности составляет план работы по ее устранению, который утверждается начальником смены; руководство устранением неисправности осуществляют инженер ОТК и начальник (инженер) смены совместно со старшим инженером цеха соответствующей специальности;
3.5.8. если бригадир (авиатехник), выполняющий работы на ВС, обнаружит в процессе обслуживания неисправности, требующие выполнения демонтажных или регулировочных работ, а также любые неисправности по топливной или масляной системе, по управлению ВС и двигателями, он обязан доложить об этом ответственному за обслуживание ВС. В дальнейшем действует, как указано в п. 3.5.7;
3.5.9. работы по устранению неисправностей, выявленных в полете и при осмотре на земле, выполняют авиатехники (авиамеханики) под руководством бригадира;
3.5.10. при неисправностях, выявление и устранение которых требует времени большего, чем имеющийся резерв до срока вылета данного ВС, начальник (инженер) смены определяет время, необходимое для полного окончания обслуживания (время готовности) и сообщает его диспетчеру цеха (ПДО);
3.5.11. для отыскания и устранения неисправностей рекомендуется использовать технологические схемы, которые разрабатываются на основе опыта эксплуатации ВС техническим отделом (ТКБ);
3.5.12. работы по устранению неисправностей, на которые отсутствуют технологические указания, выполняются под руководством начальника смены с изложением технологии работ в карте-наряде или же на эти работы разрабатываются технологические карты. Необходимость составления таких карт определяет инженер ОТК, а при отсутствии инженера ОТК - начальник (инженер) смены.
Технологические карты утверждает начальник (главный инженер) АТБ или его заместители;
3.5.13. в отдельных случаях обслуживание ВС 4-го класса разрешается производить под руководством бригадира (авиатехника);
3.5.14. подготовка ВС к литерным рейсам осуществляется в соответствии с инструкциями МГА;
3.5.15. организация обслуживания ВС, вновь принимаемых на эксплуатацию, а также ВС, подготавливаемых для выполнения отдельных заданий, уточняется указаниями МГА.
3.5.16. Заправка ВС ГСМ в цехе оперативного обслуживания и учет его расходования осуществляются в соответствии с НТЭРАТ ГА-83 и "Инструкцией о порядке ведения учета, отчетности и расходования ГСМ в ГА", утвержденной МГА 01.08.84 № 26/И.
3.6. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ
ОПЕРАТИВНЫХ ВИДОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.6.1. Пооперационный контроль за качеством и полнотой обслуживания ВС осуществляется начальниками, инженерами смен и бригадирами (авиатехниками).
3.6.2. Выборочный контроль обслуживания ВС осуществляют инженеры ОТК и руководящий состав АТБ.
3.6.3. Контроль за качеством устранения отказов и неисправностей, требующих демонтажных и регулировочных работ, а также контроль за соблюдением технологии при замене агрегатов осуществляет инженер ОТК.
3.6.4. Окончательный контроль за правильностью оформления технической документации и выдачу заключения о технической исправности обслуживаемого ВС осуществляют начальники (инженеры) смен.
3.7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕХА ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ АТБ И ОАО
Высококачественное обслуживание ВС и своевременная подготовка их к вылету во многом зависят от четкого взаимодействия цеха оперативного обслуживания с другими подразделениями АТБ и ОАО. В приложении 4 представлена схема взаимодействия цеха с другими подразделениями АТБ и ОАО. В ней указано, какие виды работ выполняются и какая информация передастся и получается в процессе функционирования цеха оперативного обслуживания.
3.8. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ
НАРУШЕНИИ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ
3.8.1. Общие положения о взаимодействии служб авиапредприятия и их функциях определены в инструкции "О действиях служб авиапредприятия при нарушении регулярности полетов и массовом скоплении пассажиров".
Данный документ позволяет:
- определить необходимый перечень мероприятий, выполняемых оперативной группой в период нарушения регулярности полетов;
- выбрать наиболее рациональную технологию обслуживания;
- повысить организованность и улучшить координацию работы службы аэропорта при нарушении регулярности полетов.
3.8.2. Оперативное руководство всеми службами, координацию работы смен, контроль за своевременной подготовкой и обеспечением полетов осуществляет сменный заместитель начальника аэропорта (СЗНА) через диспетчерский состав ПДСП и начальников оперативных смен служб авиапредприятия.
3.8.3. Диспетчер ПДО АТБ, получив сведения о прибытии ВС на запасной аэродром или о нарушении регулярности полетов, информирует об этом диспетчеров цехов, начальников смен цехов.
3.8.4. Контроль за организацией работы цехов АТБ и личное руководство по приему, расстановке на местах стоянки и обслуживанию ВС по новому плану полетов работниками АТБ осуществляет начальник смены цеха оперативного обслуживания.
3.8.5. Работа цеха оперативного обслуживания в "сбойных" ситуациях организуется в соответствии с инструкцией по взаимодействию служб, которая разрабатывается с учетом специфических условий и утверждается руководителем предприятия.
3.9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
РАБОТ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ
3.9.1. При возникновении особых ситуаций (штормовое предупреждение, опасные метеоявления и т.п.) начальник смены обязан мобилизовать технический состав смены и организовать работы, направленные на сохранение AT и наземного оборудования. Перечень первоочередных работ и их организация по каждому типу ВС определены регламентом технического обслуживания и документами МГА.
3.9.2. При возникновении аварийной обстановки на территории или в районе аэропорта ИТС цеха оперативного обслуживания обязан руководствоваться указаниями и инструкциями МГА.
3.10. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРА ЦЕХА
ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.10.1. В АТБ 1-2 групп при производственной необходимости в состав цехов оперативного обслуживания могут вводиться диспетчеры цеха (с учетом общей нормативной численности диспетчеров ПДО).
Распоряжения диспетчера в пределах оперативного плана работ для цеха оперативного обслуживания обязательны. Распоряжения диспетчера могут быть обжалованы руководству только после их выполнения. В течение смены диспетчер осуществляет руководство исходя из сменно-суточного задания и сложившейся обстановки. Все донесения и сводки о выполнении работ и об отклонениях от плановых сроков систематизируются и отражаются в соответствующей документации.
Диспетчер цеха выполняет следующие основные операции:
- получает указания от начальника (главного диспетчера) ПДО, начальника цеха (смены);
- наблюдает за ходом подготовки ВС к полетам посредством контроля за исполнением работ в сроки, установленные графиками;
- ведет учет отклонений и нарушений хода обслуживания;
- контролирует исполнение работ в сроки, установленные графиком, подготовку производства к предстоящему устранению дефектов AT, выявленных в полете; поступление ВС на обслуживание; оформление документации на выполненное обслуживание;
- запрашивает у начальника смены предполагаемое время вылета задержанных рейсов;
- принимает меры для ликвидации отклонений от хода производственного процесса по указанию начальника смены;
- выдает исполнителям документацию на обслуживание AT;
- принимает от начальников смен (бригадиров) оформленную документацию на обслуженную AT.
3.10.2. Заступая на дежурство, диспетчер должен ознакомиться:
- с состоянием обеспечения плана полетов исправными ВС;
- с состоянием обеспечения спецавтотранспортом, выделенным цеху;
- с состоянием ВС, находящихся на обслуживании в цехе и ожидаемым сроком их готовности;
- с объемом предстоящих работ;
- с состоянием ВС, находящихся на обслуживании;
- с изменением суточного плана полетов;
- с наличием резервных ВС;
- с указаниями начальника цеха (смены);
- с расположением ВС на местах стоянки;
- с работой технических средств управления.
После ознакомления с указанными вопросами диспетчер приступает к составлению диспетчерского графика на основе:
- суточного плана полетов;
- карточек учета расхода ресурсов ВС, двигателя, агрегатов;
- технологического графика обслуживания ВС на перроне,
- записей в бортовых журналах ВС;
- оперативного плана использования ВС;
- записей в журнале передачи смен;
- эксплуатационно-технической документации на незаконченное обслуживание ВС.
После составления диспетчерского графика диспетчер запрашивает от начальников смен фамилии инженеров и бригадиров, выделенных для обслуживания ВС.
3.10.3. В течение смены диспетчер следит за ходом обслуживания ВС по сообщениям, поступающим с рабочих мест и ПДСП:
- времени посадки ВС в аэропорту;
- о номерах мест стоянки, на которых устанавливают ВС;
- о форме и времени начала обслуживания;
- об изменениях в объеме работ на основе замечаний экипажа, метеообстановки, состояния ВС;
- о ходе обслуживания и о необходимости привлечения к обслуживанию специалистов других цехов, отделов АТБ и служб ОАО,
- о простоях ВС и задержках вылетов по техническим причинам;
- о времени окончания обслуживания;
- о потребности в средствах механизации;
- о времени готовности ВС к выполнению полетов;
- о необходимости снятия ВС с плана полетов;
- о возможности загрузки ВС;
- об очередности вылета после массовых задержек;
- о задержанных, отмененных и перенесенных рейсах в аэропорту;
- о прекращении, возобновлении и ограничении по приему ВС из аэропортов;
- о повреждении ВС;
- об изменении и дополнении суточного плана полетов;
- о неисправностях ВС, обнаруженных в другом аэропорту;
- о возврате ВС со старта;
- о времени взлета ВС в аэропорту.
3.11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЦЕХА К РАБОТЕ В
ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ (ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ) ПЕРИОД
Подготовка цеха к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР и инструкции МГА "О подготовке управлений и предприятий ГА к работе в осенне-зимний период (ВЛП)".
В период подготовки в цехе решаются следующие задачи:
- по технической подготовке личного состава цеха;
- по материально-техническому обеспечению цеха;
- по подготовке наземного оборудования и инструмента;
- по подготовке служебных и бытовых помещений;
- по проведению политико-воспитательной работы в цехе.
При составлении плана подготовки особое внимание уделяется разработке мероприятий, направленных на исключение ранее имевшихся недостатков.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ЦЕХЕ
4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
РАБОЧЕГО МЕСТА
Для своевременного и качественного обслуживания ВС в цехе создаются специализированные коллективные рабочие места авиатехников.
Специализированное рабочее место - это участок перрона, который состоит из группы мест стоянки и на котором постоянно работают бригады авиатехников по СиД и по АиРЭО.
На специализированное рабочее место принимаются однотипные или одного класса ВС. Это позволяет более рационально сконцентрировать наземное оборудование, необходимое для обслуживания данных ВС.
Кроме того, в цехе необходимо иметь места стоянки, предназначенные для опробования двигателей и оснащенные соответствующим оборудованием.
4.2. РАЗМЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ
МЕСТ И ИХ ОСНАЩЕНИЕ
Важное значение имеет размещение коллективных рабочих мест на перроне ж их оснащение необходимым оборудованием. Перрон аэропорта должен иметь разметку мест стоянки ВС, которая наносится в соответствии с требованиями НПП ГА, НАС ГА. Места стоянки должны быть пронумерованы, иметь электроколонки, стационарные осветительные установки. Кроме того, должно быть предусмотрено место для размещения технологического оборудования, необходимого для обслуживания ВС соответствующих типов. В непосредственной близости необходимо размещать служебное помещение для ИТС смены. Служебное помещение должно быть оборудовано телефонной, громкоговорящей и радиосвязью. В служебном помещении размещаются:
а) кабинет начальника цеха;
б) комната начальника и инженеров смены;
в) комната старших инженеров цеха;
г) комната технического состава с наличием в ней схемы место стоянки ВС на перроне и маршрутов движения спецавтотранспорта на перроне, перечня и схемы размещения аэродромного оборудования и средств механизации для обслуживания ВС, эксплуатационно-технической документации;
д) комплектовочное отделение с необходимым запасом агрегатов, деталей и инструмента.
В случаях большого разброса мест стоянки ВС, связанного с территориальными особенностями аэропорта, для техсостава, обслуживающего ВС на отдаленных местах стоянки, рекомендуется оборудовать дополнительное помещение.
Все оборудование и средства механизации, необходимые для выполнения работ на ВС, должны быть закреплены за стоянками. Каждое место стоянки оснащается:
- стационарной системой электропитания ВС;
- упорными колодками;
- заземлением.
Два смежных места стоянки оснащаются:
- стремянками;
- приспособлениями для слива отстоя топлива;
- жезлом по встрече;
- средствами пожаротушения.
Для трех мест стоянки предусматриваются места для сбора использованной ветоши и размещения емкостей, предназначенных для слива отстоя топлива и отработанного масла.
Группа мест стоянки оснащается буксировочными водилами.
Кроме того, рекомендуется для обслуживания ВС использовать передвижные рабочие места, оборудованные на базе передвижной технической аптечки, в которой предусмотрено:
- приспособление для обслуживания систем ВС;
- набор соответствующего инструмента;
- расходные материалы: шплинты, контровочная проволока, крепежь, ветошь и пр.;
- навесной откидывающийся столик для оформления технической документации;
- выдвижной ящик для хранения регламентов, технологических указаний, вспомогательной литературы.
На рис. 4.1. приведен пример размещения наземного оборудования на местах стоянки.
На рис. 4.2. дан пример планировки служебного помещения ИТС цеха.
Рис. 4.1. Схема перрона аэропорта:
1 - служебное помещение оперативной смены; 2 - места размещения наземного
оборудования; 3 - вышки освещения; 4 - электроколонки; 5 - ПДСП; 6 - здание аэровокзала;
7 - место сброса ГСМ; 8 - стремянки; 9- буксировочные водила;
10 - упорные колодки; 11 - противопожарная установка
Рис 4.2 Планировка служебного помещения
1 - шкаф с бланками; 2 - кресло вращающееся; 5 - стол диспетчера цеха; 4 - стул;
5 - стол письменный однотумбовый; 6 - окно выдачи карт-нарядов и другой технической
документации; 7 - стол начальника смены (двухтумбовый); 8 - стол инженера по АиРЭО
(однотумбовый); 9 - стол инженера по СиД (однотумбовый); 10 - стол для запасного имущества АиРЭО;
11 - шкаф книжный; 12 - стол старшего инженера по АиРЭО; 13 - стол старшего инженера по СиД;
14 - шкаф книжный; 15 - доска карт-нарядов, расписание движения самолетов, экран качества ТО;
16 - стенд охраны труда и техники безопасности; 17 - стол письменный двухтумбовый;
18 - доска плакатов по организации ТО; 19 - технологии, инструкции, мероприятия (стенд);
20 - стол рабочий; 21 - умывальник; 22 - шкаф металлический для имущества АиРЭО;
23 - стеллаж для запчастей, расходных материалов; 24 - шкаф книжный;
25 - стол начальника цеха (двух тумбовый); 26 - кресло; 27 - стол для совещаний;
25 - доска информации, стенной печати; 29 - доска приказов, указаний;
30 - сейф для документов
На рис. 4.3, дан пример планировки рабочего места диспетчера цеха.
Рис. 4.3, Рабочее место диспетчера: 1 - телефон; 2 - динамик; 3 - микрофонный усилитель № 1;
4 - пульт УКВ радиостанции, 5 - контрольный прибор 6 - микрофонный усилитель № 2,
7 - ПГУ № 2, 8 - ПГУ № 1, 9 - настольный светильник, 10 - пульт сети оповещений, 11 - микрофон
4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
На схеме (прил. 5) указаны обязанности работников, от которых зависит своевременность обеспечения рабочих мест необходимой документацией, агрегатами, деталями, запасными частями, расходными материалами и оборудованием.
5. ОХРАНА ТРУДА
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕХЕ
5.1.1. Общие положения.
Организация работы по охране труда в цехе оперативного обслуживания осуществляется в соответствии с "Положением об организации работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях гражданской авиации". При проведении работ по обеспечению безопасных условий труда к производственной санитарии при техническом обслуживании AT необходимо руководствоваться "Требованиями безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании авиационной техники в эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и летно-испытательных подразделениях гражданской авиации СССР", государственными и отраслевыми стандартами по труду, инструкциями, положениями и другими руководящими документами МГА.
Организация работы по охране труда в цехе оперативного обслуживания AT и ответственность за состояние этой работы возлагается на начальника цеха. Непосредственная организация, методическое обеспечение и контроль за выполнением работ по охране труда на авиапредприятии возлагаются на старшего инженера (инженера) по охране труда.
5.1.2. Обязанности руководства цеха оперативного обслуживания AT по выполнению правил охраны труда.
Начальник цеха, инженеры и бригадиры на вверенных им участках выполняют все работы по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в соответствии с требованиями действующих норм и правил, предписаний технических инспекций и инженера по охране труда. На руководство цеха оперативного обслуживания возлагаются следующие обязанности по охране труда:
- обеспечение нормального освещения на рабочих местах в ночное время и температурного режима в помещениях, закрепленных за цехом;
- обеспечение исправного состояния технологического оборудования, оградительных устройств, предупредительных надписей и плакатов в опасных местах;
- разработка применительно к местным условиям инструкций, по технике безопасности и обеспечение организации работ в соответствии с ними;
- проведение соответствующих инструктажей и обучение работников правилам техники безопасности;
- организация контроля за состоянием охраны труда в цехе.
Все руководящие и инженерно-технические работники независимо от стажа, опыта работы и квалификации обязаны не реже одного раза в три года сдавать экзамены по правилам, нормам и требованиям безопасности труда.
5.1.3. Организация проведения инструктажа и обучение безопасным приемам выполнения работ в цехе оперативного обслуживания.
Инструктаж работников цеха оперативного обслуживания по безопасным приемам труда различается: вводный - при поступлении на работу; первоначальный - непосредственно на рабочем месте; текущий; периодический (повторный); внеплановый. Кроме того, в цехе проводятся беседы, лекции, прослушивания магнитофонных записей, демонстрация кинофильмов и диафильмов по технике безопасности труда, вывешиваются элементы наглядной агитации и т.п.
Ответственность за своевременность и качество проведения инструктажа возлагается на начальника цеха.
Вводный инструктаж проводится с целью дать вновь поступившему работнику общие знания правил безопасности трупа, пожарной безопасности, производственной санитарии, а также правил поведения на территории цеха и производственных участков АТБ. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, замещающее его. Проведение вводного инструктажа регистрируется в "Журнале вводного инструктажа".
Первичный инструктаж проводится до начала работы для всех вновь принятых на предприятие работников, а также для переведенных из другой службы (цеха, участка, лаборатории), с одной работы на другую, в том числе и при временном переводе. Проведение первичного инструктажа возлагается на инженера, в ведении которого находится работающий. Решение приступить после инструктажа к самостоятельной работе на рабочем месте дается только начальником цеха. Отметка о проведении инструктажа делается в "Журнале регистрации первичного, периодического и внепланового инструктажей по безопасности труда".
От прохождения первичного инструктажа на рабочем месте освобождаются начальники цехов, их заместители, старшие, инженеры и инженеры.
Текущий инструктаж имеет целью ознакомить работающего с безопасным способом выполнения порученной работы и проводится перед началом работы, при поручении новой работы и при личном обращении работающего. Текущий инструктаж проводится начальником цеха (смены), инженером цеха и должен быть кратким, содержать четкие, конкретные указания и, в необходимых случаях, сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работ.
Периодический (повторный) инструктаж имеет целью обеспечить лучшее усвоение работающими первоначальных знаний и правил по безопасному выполнению работ и сопровождается устным опросом для проверки степени усвоения этих знаний. Периодический инструктаж проводится для всех работников, независимо от их квалификации, стажа и опыта работы, не реже одного раза в полгода (в период подготовки к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды) по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Проведение периодического инструктажа возлагается на инженеров, в ведении которых находятся работающие, и может проводиться с группами по 15-20 человек одной профессии.
Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводится в случаях:
- изменения оборудования, технологического процесса и т.д.;
- при нарушении работающими правил техники безопасности.
Внеплановый инструктаж проводится инженерами и регистрируется в "Журнале регистрации первичного, периодического и внепланового инструктажей по безопасности труда"
5.1.4. Организация контроля за состоянием безопасности труда в цехе оперативного обслуживания.
Контроль за соблюдением безопасных методов труда и состоянием производственной санитарии производится путем проведения трехступенчатого контроля, который заключается в следующем;
- на первой ступени инженер цеха совместно с общественными инспекторами по охране труда осуществляет ежесменный контроль за выполнением требований охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии; выявленные недостатки должны быть оперативно устранены; на первой ступени осуществляется принцип самоконтроля и взаимоконтроля всеми работниками цехи;
- вторая ступень контроля заключается в том, что еженедельно начальник цеха вместе с общественными инспекторами по охране труда осуществляет проверку в цехе, и по ее результатам принимаются меры по устранению выявленных недостатков;
- третья ступень контроля заключается в ежемесячной проверке цеха комиссией, назначенной приказом командира ОАО; по результатам проверки вырабатываются решения, направленные на улучшение работы по охране труда, издается приказ командира ОАО, в котором назначаются сроки и ответственные лица за устранение выявленных недостатков.
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ЦЕХЕ
6.1. РУКОВОДЯЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6.1.1. Руководство по летной эксплуатации.
6.1.2. Сборник рекомендаций по действиям экипажа при неисправностях авиационной техники и в особых случаях полета.
6.1.3. Инструкция по взаимодействию и технологии работы членов экипажа.
6.1.4. Руководства (инструкции) по технической эксплуатации самолета (вертолета), двигателя, комплектующего изделия.
6.1.5. Регламент технического обслуживания.
6.1.6. Технологические указания по выполнению работ на авиационной технике.
6.1.7. Руководство по центровке и загрузке.
6.1.8. Руководство по ремонту ВС, двигателя, изделия.
6.1.9. Приказы и указания МГА.
6.1.10. Бюллетени.
6.1.11. Альбомы электросхем, основных сочленений и ремонтных допусков.
6.1.12. Каталог деталей и узлов изделия.
6.1.13. Нормы расхода запасных частей и материалов.
6.1.14. Ведомости запасных частей, инструмента и принадлежностей (эксплуатационные).
6.2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Основные формы производственно-технической документации и методические рекомендации по их оформлению и применению утверждены ГУЭРАТ МГА 29.03.84.
7. СХЕМА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ В ЦЕХЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ В СМЕНЕ
Наименование работ |
Начальник смены |
Старший инженер цеха |
Инже- |
Инже- |
Брига- |
Авиате- |
Диспе- |
Комплек- |
Дежур- |
Прием, передача смены |
И, О |
Д, |
Д |
- |
Д |
- |
- |
- |
И |
Проведение технического обслуживания |
К, П, |
к, П, |
к, П, |
к, П, |
К, И |
И, |
К, |
И |
И, |
Контроль качества выполненных работ Оперативное управление |
И, Д |
И, Д |
И, Д |
И, О |
И, Д |
И |
- |
- |
- |
Проведение технического обучения |
К, И |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Сезонная подготовка |
Д, И |
Д, И |
И |
Д |
И |
И |
И |
И |
И |
Обслуживание рабочих мест |
Д, К |
- |
Д, К |
- |
- |
- |
Д |
И |
- |
Анализ деятельности смены |
И |
Д, П |
Д |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Охрана труда и техника безопасности, охрана окружающей среды |
И, К |
- |
И |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
Политико-воспитательная работа |
И, К |
И |
И |
И |
И |
- |
- |
- |
- |
Организация соцсоревнования, рационализаторской, изобретательской и работы по НОТ |
К, П, |
Д, И |
И |
- |
И |
И |
- |
- |
- |
Условные обозначения:
К - контроль исполнения; |
П - инструктаж | |
И - непосредственное выполнение операции; |
С - участие в совещании; | |
О - оформление документации; |
Д - подготовка данных, информации, документации, |
Приложение 2
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗБОРА В СМЕНЕ
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ В ЦЕХЕ ОПЕРАТИВНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ AT ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О НЕИСПРАВНОСТИ С БОРТА ВС
Наименование технологической |
Начальник смены (инженер смены) |
Инженер ОТК |
Авиатехник |
Комплектовщик |
1. Получение информации с борта ВС |
По получении от диспетчера цеха информации о наличии неисправности уточняет: |
По полученной информации определяет необходимость своего присутствия при встрече ВС |
Проверяет наличие необходимого технологического оборудования на стоянке |
Уточняет на складе наличие необходимых изделий, СИ и доставляет их на стоянку. Доставляет на стоянку необходимое технологическое оборудование и инструмент |
2. Встреча ВС |
Встречает экипаж и проводит собеседование с членами экипажа по уточнению характера дефекта (внешнего проявления). Проверяет полноту записи экипажем в бортжурнале о характере внешнего проявления дефекта с указанием необходимых параметров работы систем, двигателей, условий полета. Дает указание (при необходимости) о снятии средств объективного контроля |
Участвует в собеседовании с членами экипажа. Определяет по бортовому журналу повторяемость данного дефекта |
Участвует в собеседовании с членами экипажа, в подготовке и проверке систем, двигателей. Снимает СОК и отправляет на расшифровку |
|
3. Предварительные работы |
Проверяет бортжурнал ВС в целях ознакомления с ранее выполненными работами по данной системе. Проводит тщательную проверку работоспособности системы во всех режимах с замером необходимых параметров. Составляет программу работ по выявлению причин дефекта совместно с инженером ОТК и инженерами соответствующей специальности. Определяет время, необходимое на выявление и устранение дефекта, и согласовывает с диспетчером цеха время переноса вылета, если времени стоянки недостаточно |
Участвует в составлении программы по выявлению причин дефекта |
Участвует в проверке работоспособности системы. Проводит внешний осмотр состояния блоков, агрегатов, их крепления, надежность присоединения к ним ШР. |
Выполняет заявку по доставке дополнительного оборудования |
4. Выполнение работ по выявлению дефекта |
Организует работу технического состава и оказывает ему практическую помощь по выполнению работ на ВС. Проводит выборочный контроль отдельных пунктов программы (измерение параметров, регулировочные и другие наиболее ответственные работы). Получает информацию о результатах проверки блоков и агрегатов из соответствующих цехов (участков). Составляет дополнительную программу работ по выявлению причины дефекта, если при выполнении первоначальной программы причины дефекта не выявлены. |
Производит контроль за выполнением забот. Участвует в составлении новой программы работ по выявлению дефекта |
Выполняет работы в последовательности и объеме, определенных программой работ. Информирует инженера смены и инженера ОТК о выявленных отклонениях |
Отвозит на проверку в другие цехи снятые изделия и после проверки привозит их на ВС |
5. Выполнение работ по устранению дефекта |
Выполняет работы в последовательности и объеме, предусмотренных в программой работ. Проводит пооперационный контроль выполнения пунктов программы по устранению дефекта |
Контролирует замену блоков, агрегатов и выполнение регулировочных работ, проверяет работоспособность системы после выполнения программы работ по устранению дефекта |
Выполняет работу в последовательности и объеме, предусмотренных программой работ |
|
6. Оформление технической документации |
Расписывает пункты программы работ, которые были выполнены техническим составом. Оформляет бортовой журнал ВС и дает готовность к вылету только после того, как дефект будет устранен и расписан в карте-наряде инженером ОТК |
Оформляет карту-наряд, ставит свою подпись в программах работ рядом с подписью инженера смены за пункты, которые были им лично проконтролированы |
Ставит свою подпись в программах работ за пункты, которые были, выполнены им лично или механиком под его руководством и контролем. Оформляет карту-наряд |
Отвозит доставленное оборудование, СИ, инструмент, приспособления и т.п. в ЦПП |
Приложение 4
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕХА С
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ АТБ И ОАО
Приложение 5
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
В ЦЕХЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС