Телеграмма ФАС России
02 марта 1998г. |
021340 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 5
19.02.98 ПРОИЗОШЛО ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ПРИВЕДШЕЕ К ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТЕ ТУ-154М АВИАПРЕДПРИЯТИЯ "КАЛИНИНГРАДАВИА" С ЗАГЛУШКОЙ В КАНАЛЕ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ.
НЕСТАНДАРТНАЯ ФАНЕРНАЯ ЗАГЛУШКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО, БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ПРИ ТО САМОЛЕТА В АВИАПРЕДПРИЯТИИ "КАЛИНИНГРАДАВИА". НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИВЕЛИ К ТОМУ, ЧТО ЗАГЛУШКА ПРОВАЛИЛАСЬ В КАНАЛ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ И БЫЛА НЕЗАМЕЧЕННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САМОЛЕТА К ВЫЛЕТУ И ПРЕДПОЛЕТНОМ ОСМОТРЕ. (БОКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ИМЕЛИ СТАНДАРТНЫЕ ТКАНЕВЫЕ ЗАГЛУШКИ ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ).
В НАРУШЕНИЕ РТО САМОЛЕТА ТУ-154М ЛОПАТКИ ВНА И КНД СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ НЕ ОСМАТРИВАЛИСЬ ИТС.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА САМОЛЕТА И БОРТОВОГО ИМУЩЕСТВА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ ВЫПОЛНЯЛИСЬ ФОРМАЛЬНО, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ОТСУТСТВИЕ ЗАГЛУШКИ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ НЕ БЫЛО ОБНАРУЖЕНО ИТС И БОРТИНЖЕНЕРОМ.
ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ САМОЛЕТА СРЕДНИЙ ДВИГАТЕЛЬ НЕ ВЫШЕЛ НА ВЗЛЕТНЫЙ РЕЖИМ, И ЭКИПАЖ СОВЕРШИЛ ВОЗВРАТ С ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СТАРТА ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ.
ДАННОЕ СОБЫТИЕ КЛАССИФИЦИРУЕТСЯ КАК ИНЦИДЕНТ И ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ РАССЛЕДОВАНО В УСТАНОВЛЕННОМ ПРАПИ-88 ПОРЯДКЕ. ВМЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ НАДЛЕЖАЩИХ ПРОЦЕДУР РАССЛЕДОВАНИЯ ИТС ПРИСТУПИЛ К УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКА И УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ В АТК АВИАПРЕДПРИЯТИЯ "КАЛИНИНГРАДАВИА" БЫЛА ОСУЩЕСТВЛЕНА НА НИЗКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, БЕЗ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ. ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ НЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА. В БОРТОВОМ ЖУРНАЛЕ БЫЛА СДЕЛАНА ЗАПИСЬ ОБ УСТРАНЕНИИ ЗАМЕЧАНИЯ ПУТЕМ РЕГУЛИРОВКИ ПРИЕМИСТОСТИ, ПОСЛЕ ЧЕГО САМОЛЕТ НЕОБОСНОВАННО БЫЛ ДОПУЩЕН К ПОЛЕТУ, И ЭКИПАЖ ПРОИЗВЕЛ ВЗЛЕТ.
ПОСАДКА В АЭРОПОРТУ КОЛЬЦОВО ПРОИЗВЕДЕНА БЛАГОПОЛУЧНО.
ПОСЛЕ ВЗЛЕТА ИЗ АЭРОПОРТА КОЛЬЦОВО НА ВЫСОТЕ 9500 М ПРОИЗОШЛО ПАДЕНИЕ ОБОРОТОВ И РОСТ ТВГ СВЫШЕ 620 ГРАДУСОВ СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ. ЭКИПАЖ СОВЕРШИЛ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ В АЭРОПОРТУ КОЛЬЦОВО.
В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ УКАЗАННЫЕ ВЫШЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИНЦИДЕНТА. СОГЛАСНО ДАННЫМ РАСШИФРОВКИ БОРТОВОГО САМОПИСЦА МСРП-64 В ПОЛЕТЕ НАБЛЮДАЛСЯ ЗАНИЖЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОДИНАКОВОМ ПОЛОЖЕНИИ РУД ВСЕХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
ЧАСТАЯ ПОВТОРЯЕМОСТЬ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ ПОЛЕТОВ НА НЕИСПРАВНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДАХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О БЕЗОТВЕТСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ЛЕТНОГО СОСТАВА К ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОТСУТСТВИИ НАДЛЕЖАЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗА ЛЕТНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ СО СТОРОНЫ КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА АВИАПРЕДПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ НЕАДЕКВАТНОСТИ МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ДОПУСКАЮЩИМ НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ И СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) СОЗДАЮЩИМ РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ.
В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ РЕГИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ, ГЛАВНЫМ ИНЖЕНЕРАМ, НАЧАЛЬНИКАМ ОТДЕЛОВ НАС РУ ФАС РОССИИ, РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ГА ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ СО ВСЕМ ЛЕТНЫМ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ПОД РОСПИСЬ В 10-И ДНЕВНЫЙ СРОК ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВИЛАМ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫЛЕТА И ПРИЕМУ-ПЕРЕДАЧИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ВСЕХ ТИПОВ, А ТАКЖЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ СОБЫТИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ В ЭКСПЛУАТАЦИИ (ПРАПИ-88).
2. НА ВСЕХ ВОЗДУШНЫХ СУДАХ ПОД КОНТРОЛЕМ ОТК ДО 08.03.97 ПРОВЕСТИ РАЗОВУЮ ПРОВЕРКУ СООТВЕТСТВИЯ ЭТД, КОМПЛЕКТНОСТИ, ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫХ САМОЛЕТНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАГЛУШЕК И ЧЕХЛОВ. ЭКСПЛУАТАЦИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЗАПРЕТИТЬ. АНАЛОГИЧНУЮ ПРОВЕРКУ СООТВЕТСТВИЯ ЭТД ПРИМЕНЯЕМЫХ УСТРОЙСТВ И ЗАГЛУШЕК ТРУБОПРОВОДОВ, ШР, АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ ПРОВЕСТИ НА МОНТАЖНЫХ УЧАСТКАХ И В ЛАБОРАТОРИЯХ АТБ, АТК И ДРУГИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ.
3. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТОИР ОБЕСПЕЧИТЬ ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА КОМПЛЕКТНОСТЬЮ И СОСТОЯНИЕМ ЗАГЛУШЕК И ЧЕХЛОВ ВС И ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ К ПОЛЕТАМ, А ТАКЖЕ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ВС ПО ОПИСИ В БОРТ ЖУРНАЛЕ.
4. ДВИГАТЕЛЬ № 2 САМОЛЕТА ТУ-154М № 85788 ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТСТРАНИТЬ. ДОПУСК К ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ПРОИЗВЕСТИ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ АО "РЫБИНСКИЕ МОТОРЫ", ГОСНИИ ГА, ЦИАМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ФАС РОССИИ.
5. РУКОВОДИТЕЛЮ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ "КАЛИНИНГРАДАВИА" ФИЛИППЕНКО B.C.
ОБЕСПЕЧИТЬ ПРИБЫТИЕ НА ВКК ФАС РОССИИ 05.03.97 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ПО СИД, ОСУЩЕСТВЛЯВШЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ, КОНТРОЛЬ ТО И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА ТУ-154М № 85788, ДЕЙСТВИЯ КОТОРОГО ПРИВЕЛИ К СОЗДАНИЮ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ, А ТАКЖЕ КВС ЩЕПИНА В.И., РЫЖКО Н.С. И БОРТИНЖЕНЕРОВ БЕЗАКА А.Н., ЛУЧАЛИНА Б.М. ПРИ СЕБЕ ИМЕТЬ ЛИЧНЫЕ ДЕЛА, ЛЕТНЫЕ КНИЖКИ И СВИДЕТЕЛЬСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ГА;
ПРЕДСТАВИТЬ ФАС РОССИИ ДО 10.03.97 ПРИКАЗ О ПРИНЯТЫХ МЕРАХ И НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ, ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ;
ПРОВЕСТИ ВНЕОЧЕРЕДНУЮ ПЕРЕАТТЕСТАЦИЮ ИТС ПО ЗНАНИЮ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС. СПЕЦИАЛИСТОВ, ПОКАЗАВШИХ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ОТСТРАНИТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЬ ФАС РОССИИ.
НАЧАЛЬНИКОВ АТК, ОТК И ИНСПЕКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ДЛЯ ПЕРЕАТТЕСТАЦИИ НАПРАВИТЬ В ФАС РОССИИ.
МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ СЕРЬЕЗНОГО ИНЦИДЕНТА ПЕРЕДАТЬ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.
6. НАЧАЛЬНИКАМ РУ ФАС РОССИИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ДАННОЙ РД ДОЛОЖИТЬ В УГНБП И УПЛГГВС ФАС РОССИИ ДО11.03.97.
ВАЛОВ