Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007102.htm

Телеграмма ФАС России

    

от 28.08.1998г.

№ 280830

    
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 28

    
    
    25.08.98 ГОДА В ФАС РОССИИ ПОСТУПИЛИ СООБЩЕНИЯ О ДВУХ СОБЫТИЯХ, ПРОИЗОШЕДШИХ С ВЕРТОЛЕТАМИ МИ-8, ТАК:
    25.08.98Г. ВРЕМЯ МЕСТНОЕ 00 Ч 04 МИН (UTC 20 Ч 04 МИН), НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ ДУТОВО, РЕСПУБЛИКИ КОМИ ВЕРТОЛЕТ МИ-8Т № 24626 RА ФИЛИАЛА "УХТИНСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ" ГУП "КОМИАВИАТРАНС". МЕТЕОУСЛОВИЯ: ВЫСОТА ОБЛАЧНОСТИ 300 М ВИДИМОСТЬ 4 КМ.
    КОМАНДИР ВС ЛОГИНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, ПИЛОТ 1-ГО КЛАССА ГА. ОБЩИЙ НАЛЕТ - 10614 ЧАСОВ, НА ВЕРТОЛЕТЕ МИ-8 - 9295 ЧАСОВ, ИЗ НИХ КВС-7698 ЧАСОВ. НАЛЕТ ЗА СЕМЬ МЕСЯЦЕВ 1998 ГОДА СОСТАВЛЯЕТ 136 ЧАСОВ, ЗА АВГУСТ 1998 ГОДА - 18 ЧАСОВ.
    ВЫПОЛНЯЛОСЬ СРОЧНОЕ САНИТАРНОЕ ЗАДАНИЕ НОЧЬЮ. НА БОРТУ НАХОДИЛСЯ ЭКИПАЖ 3 ЧЕЛОВЕКА И 1 ПАССАЖИР (МЕДРАБОТНИК). ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ НА ПЛОЩАДКУ, ОСВЕЩАЕМУЮ КОСТРАМИ, ВЕРТОЛЕТ ПЕРЕД ЗАВИСАНИЕМ РЕЗКО ПРОСЕЛ (ПО СООБЩЕНИЮ ЭКИПАЖА В ЭТОТ МОМЕНТ ПОДДУЛ ВЕТЕР СПРАВА СЗАДИ), ВСЕ ПОПЫТКИ КВС ПРЕДОТВРАТИТЬ СНИЖЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕЛИ, ВЕРТОЛЕТ ПРИЗЕМЛИЛСЯ В МЕЛКОЛЕСЬЕ, НЕ ДОЛЕТАЯ ДО ПЛОЩАДКИ ОКОЛО 50 МЕТРОВ, ПОСЛЕ ЧЕГО ОПЯТЬ ЗАВИС И ПЕРЕМЕСТИЛСЯ НА ПЛОЩАДКУ. ПРИ ЭТОМ БЫЛИ ПОВРЕЖДЕНЫ 4 ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА И 2 ЗАКОНЦОВКИ ХВОСТОВОГО ВИНТА. ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ.
    25.08.98Г. В 07.05 UTC В 15 КМ ОТ А/П НЯГАНЬ В Р-НЕ ПЛОЩАДКИ "ГЕОЛОГ" ПОТЕРПЕЛ АПБЧЖ ВЕРТОЛЕТ МИ-8 № 06140 2-ГО СВЕРДЛОВСКОГО АП. МЕСТНОСТЬ ЛЕСИСТАЯ. МЕТЕОУСЛОВИЯ В Р-НЕ СОБЫТИЯ: ОБЛ. - 180 МЕТРОВ, ВИДИМОСТЬ - 3 КМ. КВС ХАЙРУЛЛИН ТАНЗИЛЬ ХАКИМУЛОВИЧ, ПИЛОТ 2-ГО КЛАССА ГА. ОБЩИЙ НАЛЕТ 16591 ЧАС. НА ВЕРТОЛЕТЕ МИ-8 13840, ИЗ НИХ КВС 7871 ЧАС.
    ЭКИПАЖ ВЫПОЛНЯЛ ТРАНСПОРТНО-СВЯЗНОЙ ПОЛЕТ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ВАХТЫ. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 3 ЧЛЕНА ЭКИПАЖА И 8 ПАССАЖИРОВ ЗАКАЗЧИКА. ПОСЛЕ ОСМОТРА ПЛОЩАДКИ РАЗМЕРОМ 21Мх17М, ЭКИПАЖ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО ПОСАДКИ. ПРИ ЗАХОДЕ НА ПЛОЩАДКУ, ПО СООБЩЕНИЮ ЭКИПАЖА НА ВЫСОТЕ 50-60 МЕТРОВ ПРОИЗОШЛА ПРОСАДКА ВЕРТОЛЕТА. ВЕРТОЛЕТ НЕСУЩИМ ВИНТОМ ЗАДЕЛ ЗА ДЕРЕВЬЯ И ГРУБО ПРИЗЕМЛИЛСЯ В ЛЕС, НЕ ДОЛЕТАЯ ДО ПЛОЩАДКИ ОКОЛО 450 МЕТРОВ, ПОЛУЧИВ ПРИ ЭТОМ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ. ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ.
    В 1998 ГОДУ ФАС РОССИИ УЖЕ СООБЩАЛА ОБ АП С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8 № 22723 БАТАГАЙСКОГО АП НАК "САХААВИА", ПРОИСШЕДШИМ ПО АНАЛОГИЧНЫМ ПРИЧИНАМ (ИНФОРМАЦИЯ ПО БП № 200900 ОТ 20.01.98Г.), ГДЕ ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ, А ТАКЖЕ НАРУШЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА, ПРИВЕЛИ К СНИЖЕНИЮ ВЕРТОЛЕТА С БОЛЬШОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ, ПОПАДАНИЮ ЕГО В РЕЖИМ ВИХРЕВОГО КОЛЬЦА, ГРУБОМУ ПРИЗЕМЛЕНИЮ, НЕ ДОЛЕТАЯ 492 МЕТРА ДО ПЛОЩАДКИ И СЕРЬЁЗНЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПРИЧИН ДАННЫХ СОБЫТИЙ ПОКАЗЫВАЕТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОЛР В ПРЕДПРИЯТИЯХ СО СТОРОНЫ КОМАНДНО-ЛЕТНОГО И ИНСТРУКТОРСКОГО СОСТАВА, ФОРМАЛИЗМ В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ И ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ. ЭКИПАЖАМИ НЕ БЫЛИ УЧТЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННЫХ ПОЛЕТОВ (ПОСАДКА С ПОДБОРОМ, ПЛОЩАДКА ОГРАНИЧЕННЫХ РАЗМЕРОВ, СЛОЖНЫЕ ПОДХОДЫ, КРУТАЯ ГЛИССАДА ПЛАНИРОВАНИЯ, СЛОЖНАЯ ВЕТРОВАЯ ОБСТАНОВКА, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТОПЛИВО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8 НА ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМАХ), И КАК СЛЕДСТВИЕ ЭТОГО ИМИ БЕЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПОСАДОЧНОЙ ПРЯМОЙ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ.
    НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО ПРЕДЛАГАЮ:
    КОМАНДИРАМ АВИАКОМПАНИЙ И АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
    1. ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗУЧИТЬ СО ВСЕМ ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ.
    2. ПОВТОРНО ИЗУЧИТЬ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ТРЕБОВАНИЯ ПУНКТОВ 2.6; 4.7.1.; 4.7.2.1.; 4.14 РЛЭ ВЕРТОЛЕТА МИ-8 ПО ВЫДЕРЖИВАНИЮ РЕЖИМОВ И ПАРАМЕТРОВ СНИЖЕНИЯ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТОВ С ПОДБОРОМ ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК С ВОЗДУХА С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ РАЗБОРОМ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТОПЛИВО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8 НА ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМАХ, ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК В ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ, ДАТЬ ОШИБКАМ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ.
    3. В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОЗП 1998-99 Г.Г. ВЫПОЛНИТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ С ПОСАДКОЙ ПРИ ПОПУТНО-БОКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ВЕТРА СЛЕВА И СПРАВА, А ТАКЖЕ ПОЛЕТЫ ПО КРУТОЙ ГЛИССАДЕ,
    ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ КВС ПРИ ЭТОМ НА ПОВЕДЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАПИСАТЬ В ЗАДАНИЕ НА ТРЕНИРОВКУ. (КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ НА УСМОТРЕНИЕ ПРОВЕРЯЮЩЕГО).
    4. ЕЩЕ РАЗ ПОТРЕБОВАТЬ ОТ ЛЕТНОГО СОСТАВА СТРОГОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ЭКИПАЖА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТОВ С ПОДБОРОМ ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК С ВОЗДУХА НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПОЛЕТА.
    

    НАЧАЛЬНИК УГНБП ФАС РОССИИ А.В. НЕРАДЬКО