Телеграмма ФСВТ России
от 28.09.2000г. |
№ 280925 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 21
В 2000 ГОДУ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕГАТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ВЗЛЕТОВ И ПОСАДОК САМОЛЕТОВ НА ГРУНТОВЫЕ ВПП9 НЕ ОТВЕЧАЮЩИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ.
19 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ САМОЛЕТА АН-28 RА-28950 ГУАП "КОРЯКАВИА". ЭКИПАЖ САМОЛЕТА В СОСТАВЕ КОМАНДИРА ВС ДОЛГИХ А.А. И ПРОВЕРЯЮЩЕГО - ШЕФ-ПИЛОТА ОАЭ ПРЯХИНА И.П. ВЫПОЛНЯЛ ПАССАЖИРСКИЙ РЕЙС ПО МАРШРУТУ ПАЛАНА-ТИГИЛЬ-ЕЛИЗОВО.
ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ДАННЫМ, ПОСЛЕ ВЫРУЛИВАНИЯ НА ГВПП, ИМЕВШУЮ МЕСТАМИ РАЗМОКШИЙ ВЕРХНИЙ СЛОЙ, ЭКИПАЖ ВЫПОЛНИЛ СКОРОСТНУЮ ПРОБЕЖКУ В НАПРАВЛЕНИИ КУРСА ВЗЛЕТА, ДВАЖДЫ УВЕЛИЧИВАЯ РЕЖИМ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ДО ВЗЛЕТНОГО.
ПОСЛЕ ЭТОГО БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ НА ИСХОДНУЮ ПОЗИЦИЮ И ВЫПОЛНИТЬ ВЗЛЕТ СМЕСТИВШИСЬ НА НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ ВПРАВО ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МЕСТА СТАРТА, РАССЧИТЫВАЯ НА БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУНТА.
ПРАКТИЧЕСКИ СРАЗУ ПОСЛЕ ПОВТОРНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПОЯВИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ УКЛОНЕНИЯ САМОЛЕТА ВЛЕВО, КОТОРУЮ ЭКИПАЖ ИМЕЮЩИМИСЯ СРЕДСТВАМИ ПАРИРОВАТЬ НЕ СМОГ. ПРИ ДОСТИЖЕНИИ СКОРОСТИ 100...120 КМ/ЧАС, НА УДАЛЕНИИ ОКОЛО 200 МЕТРОВ ОТ НАЧАЛА РАЗБЕГА САМОЛЕТ УКЛОНИЛСЯ ВПРАВО, ВЫКАТИЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГВПП И НА УДАЛЕНИИ 30 МЕТРОВ ОТ ЕЕ ЛЕВОГО КРАЯ СТОЛКНУЛСЯ С ЗЕМЛЯНЫМ БРУСТВЕРОМ И ПОЛУЧИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ.
7.06.2000Г., ДНЕМ В ПРОСТЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ, НА ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ КУДУ-КЮЭЛЬ ПРОИЗОШЕЛ СЕРЬЕЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ С САМОЛЕТОМ АН-2 RА-32688 ГУП НАК "САХА-АВИА",
ЭКИПАЖ САМОЛЕТА ВЫПОЛНЯЛ ПОЛЕТ ПО СРОЧНОМУ САНЗАДАНИЮ. КРОМЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА НА БОРТУ САМОЛЕТА НАХОДИЛОСЬ ДВА ПАССАЖИРА.
ПЛОЩАДКА КУДУ-КУЭЛЬ НА МОМЕНТ ИНЦИДЕНТА БЫЛА ПОКРЫТА ГУСТЫМ ТРАВЯНЫМ ПОКРОВОМ. С ОБЕИХ СТОРОН ПЛОЩАДКИ НАХОДЯТСЯ ЗАБОЛОЧЕННЫЕ ОЗЕРА. В СВЯЗИ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ВОДЫ В РЕКЕ ОЛЕКМА И ВОЗМОЖНЫМ ПОДТОПЛЕНИЕМ, ПЛОЩАДКА КУДУ-КУЭЛЬ С 18 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА ОНА БЫЛА ЗАКРЫТА ДЛЯ ПОЛЕТОВ САМОЛЕТОВ АН-2.
ОДНАКО, ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ БОЛЬНОГО, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА КУДУ-КУЭЛЬ БЫЛО ПОРУЧЕНО ОСМОТРЕТЬ ПЛОЩАДКУ И ОЦЕНИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСАДКИ САМОЛЕТА АН-2. ПРИ ОСМОТРЕ ПЛОЩАДКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ АДМИНИСТРАЦИИ, НЕ ИМЕВШИМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ОНА БЫЛА ПРИЗНАНА ГОДНОЙ К ПОСАДКЕ САМОЛЕТА. НА ОСНОВАНИИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ПЛОЩАДКИ ЭКИПАЖ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА.
В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО С КУРСОМ 190° ПЕРВЫЕ 150..160 МЕТРОВ ВПП И ЕЕ ПРАВАЯ ЧАСТЬ ДЛИНОЙ ОКОЛО 400 МЕТРОВ И ШИРИНОЙ ДО 30 МЕТРОВ ЗАТОПЛЕНЫ ВОДОЙ ГЛУБИНОЙ 10...20 СМ.
ПО ПРИЛЕТУ ЭКИПАЖ САМОЛЕТА ВЫПОЛНИЛ ДВА КОНТРОЛЬНЫХ ПРОХОДА НАД ПЛОЩАДКОЙ И ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВЕСТИ ПОСАДКУ С КУРСОМ 190° С ПЕРЕЛЕТОМ 220...250 МЕТРОВ ОТ ЗНАКА "Т".
ПОСАДКА ВЫПОЛНЯЛАСЬ С ЗАКРЫЛКАМИ ВЫПУЩЕННЫМИ НА 30°. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОСАДКИ НА ГРУНТ ЭКИПАЖ НЕ ВЫПОЛНИЛ ТРЕБОВАНИЯ РЛЭ САМОЛЕТА АН-2, РАЗДЕЛ "ПОСАДКА".
ПОСЛЕ ПОСАДКИ, САМОЛЕТ НАЧАЛ УВЯЗАТЬ В РАЗМОКШЕМ ГРУНТЕ, ПОПЫТКА КОМАНДИРА ПАРИРОВАТЬ КАПОТИРОВАНИЕ ПОЛНЫМ ОТКЛОНЕНИЕМ ШТУРВАЛА НА СЕБЯ НЕ ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЯ НА ИСХОД СОБЫТИЯ.
ЧЕРЕЗ 28 МЕТРОВ ПРОБЕГА НА ОСНОВНЫХ СТОЙКАХ ШАССИ ПРОИЗОШЕЛ ПОЛНЫЙ КАПОТ САМОЛЕТА. В РЕЗУЛЬТАТЕ СЕРЬЕЗНОГО ИНЦИДЕНТА ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ ПОЛУЧИЛИ ТРАВМЫ.
СЕРЬЕЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ ПРОИЗОШЕЛ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСАДКИ НА ПЛОЩАДКУ, НЕ ОТВЕЧАЮЩУЮ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И ОБУСЛОВЛЕН СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:
- НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ, КОТОРАЯ БЫЛА ДАНА ЛИЦОМ НЕ ИМЕЮЩЕМ ПОДГОТОВКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕЕ ПРИГОДНОСТИ;
- ОШИБКА ЭКИПАЖА В ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ И ПРОЧНОСТИ ГРУНТА ПРИ ПОДБОРЕ С ВОЗДУХА;
- ОШИБКА КОМАНДИРА ВС В ПИЛОТИРОВАНИИ, ВЫРАЗИВШИЕСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ПОСАДКИ НА ОСНОВНЫЕ СТОЙКИ ШАССИ.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГСГА РОССИИ:
1.1. ПРИ КОНТРОЛЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ПОЛЕТАМ В ОЗП ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ГРУНТОВЫХ ВПП И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК, А ТАК ЖЕ НА СООТВЕТСТВИЕ СОСТОЯНИЕ ГРУНТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТНОГО ПОЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСТИ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.
1.2. ДАННОМУ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО ВСЕХ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ.
2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
2.1. ИНФОРМАЦИЮ ИЗУЧИТЬ СО ВСЕМ ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА САМОЛЕТАХ 3 И 4 КЛАССОВ, А ТАКЖЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ АЭРОДРОМНЫХ СЛУЖБ И СЛУЖБ УВД.
2.2. С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ САМОЛЕТОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСАДОК НА ПЛОЩАДКИ ПОДОБРАННЫЕ С ВОЗДУХА ИЛИ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА ГРУНТОВЫЕ И СНЕЖНЫЕ АЭРОДРОМЫ ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЗЛЕТОВ И ПОСАДОК С ТАКИХ АЭРОДРОМОВ.
2.3. ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЗП СОВМЕСТНО С ГЛАВАМИ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК, ОЦЕНКЕ ИХ СОСТОЯНИЯ И ОБОРУДОВАНИЮ ИХ НЕОБХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ НПП ГА-85 И РЛЭ ТИПА ВС.
ДО УСТРАНЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ЭТОМ ЗАМЕЧАНИЙ, ПОЛЕТЫ НА ДАННЫЕ ПЛОЩАДКИ НЕ ПРОИЗВОДИТЬ.
В.А.РУДАКОВ