Телеграмма ФСВТ России
от 09.10.2000г. |
№ 090815 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 23
21 ИЮНЯ 2000 Г. НА АЭРОДРОМЕ ПРИВОЛЖСКИЙ (АСТРАХАНЬ) ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ САМОЛЕТА ИЛ-76МД НР76723 АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
СОГЛАСНО ПОСТУПИВШЕЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОСЛЕ ВЗЛЕТА 21.06.2000Г. С АЭРОДРОМА ПРИВОЛЖСКИЙ, НА ВЫСОТЕ 800 МЕТРОВ ПОСЛЕ УБОРКИ МЕХАНИЗАЦИИ СТАРШИЙ БОРТОВОЙ ИНЖЕНЕР ОБНАРУЖИЛ ОТКАЗ НАСОСОВ ПОДКАЧКИ И ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА 1 И 2 СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ (ЛЕВОГО БОРТА). ПО КОМАНДЕ КВС БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ КРАНЫ КОЛЬЦЕВАНИЯ И ПРОВЕРЕНО ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ ЭТИХ НАСОСОВ В ГРУЗОВОЙ КАБИНЕ, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИСЬ ВЫКЛЮЧЕННЫМИ. ПОПЫТКА ИХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ НЕ ПРИВЕЛА.
СБОИ В РАБОТЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПРИВЕЛИ ТАКЖЕ К ПОЯВЛЕНИЮ ЛЕВОГО КРЕНА, КОТОРЫЙ КОМАНДИР ВС ПАРИРОВАЛ ОТКЛОНЕНИЕМ ШТУРВАЛА ВПРАВО НА 1/3 ХОДА. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОМЕРНОЙ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА БЫЛИ ВЫКЛЮЧЕНЫ ПОДКАЧИВАЮЩИЕ НАСОСЫ ПРАВОГО ПОЛУКРЫЛА.
НА УДАЛЕНИИ 150 КМ ОТ АЭРОДРОМА ПРОИЗОШЕЛ ОТКАЗ 1-ОЙ ГИДРОСИСТЕМЫ, А ТАКЖЕ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОЛОЖЕНИЯ СТАБИЛИЗАТОРА И РУЛЯ ВЫСОТЫ, СПОЙЛЕРОВ, ЗАКРЫЛКОВ И ПРЕДКРЫЛКОВ ЛЕВОГО ПОЛУКРЫЛА. БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ НА АЭРОДРОМЕ ПРИВОЛЖСКИЙ.
ПРИ ВЫПУСКЕ ШАССИ. ПЕРЕДНИЕ ОСНОВНЫЕ ОПОРЫ ШАССИ НЕ ВЫПУСТИЛИСЬ, ИХ ВЫПУСК БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН АВАРИЙНО. ВО ВРЕМЯ ВЫПУСКА МЕХАНИЗАЦИИ У САМОЛЕТА ПОЯВИЛСЯ ЛЕВЫЙ КРЕН, ДЛЯ ПАРИРОВАНИЯ КОТОРОГО НЕ ХВАТАЛО ОТКЛОНЕНИЯ ЭЛЕРОНОВ. ПОЛОЖЕНИЕ САМОЛЕТА СТАБИЛИЗИРОВАЛОСЬ ПОСЛЕ УБОРКИ МЕХАНИЗАЦИИ. ПРИ ВИЗУАЛЬНОМ ОСМОТРЕ ЗАКРЫЛКОВ БЫЛ ОБНАРУЖЕН ПОЖАР В РАЙОНЕ ЛЕВОГО ЗАКРЫЛКА. БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСАДКИ С УБРАННОЙ МЕХАНИЗАЦИЕЙ.
ПРИ ПОСАДКЕ ТОРМОЗНЫЕ ЩИТКИ И СПОЙЛЕРЫ ВЫПУСТИЛИСЬ ТОЛЬКО НА ПОЛОВИНУ, ПОСЛЕ ПРОБЕГА ПО ВПП САМОЛЕТ ВЫКАТИЛСЯ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ, ПРОИЗОШЛО РАЗРУШЕНИЕ И СКЛАДЫВАНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ.
ПОСЛЕ ЭВАКУАЦИИ ИЗ САМОЛЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НАЧАЛИ ВЗРЫВАТЬСЯ ТОПЛИВНЫЕ БАКИ-КЕССОНЫ. ПОЖАР ЛИКВИДИРОВАТЬ НЕ УДАЛОСЬ, САМОЛЕТ ПОЛНОСТЬЮ СГОРЕЛ.
ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОМИССИИ ПРИЧИНОЙ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ЯВИЛОСЬ:
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ В ПОЛЕТЕ ПОЖАРА В РАЙОНЕ МЕЖДУ ВТОРЫМ И ТРЕТЬИМ МОНОРЕЛЬСАМИ ЗАКРЫЛКОВ ЛЕВОЙ КОНСОЛИ КРЫЛА, ПРИВЕДШЕГО К ОТКАЗАМ В РАБОТЕ ТОПЛИВНОЙ, ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКРЫЛКАМИ, НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНОЙ ПРИЧИНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА СТАЛ КОНСТРУКТИВНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ НЕДОСТАТОК, ВЫРАЗИВШИЙСЯ В КАСАНИИ ЭЛЕКТРОПРОВОДОВ ЖГУТА СК-11 О ТРУБОПРОВОД ГИДРОСИСТЕМЫ Г4610901, ЧТО ПРИВЕЛО К НАРУШЕНИЮ ИЗОЛЯЦИИ ПРОВОДОВ, ИХ КОРОТКОМУ ЗАМЫКАНИЮ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРОЖИТОМ ТРУБОПРОВОДА К ВОСПЛАМЕНЕНИЮ АМГ-10;
- НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ АЭРОДРОМА ПРИВОЛЖСКИЙ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ С ПОЛЕТНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 50 ТОНН, ПРИВЕДШИЕ К УНИЧТОЖЕНИЮ ОГНЕМ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ.
ДАННОЙ АВАРИИ СПОСОБСТВОВАЛИ:
- НЕПРИНЯТИЕ РАЗРАБОТЧИКОМ И ИЗГОТОВИТЕЛЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА, А ТАКЖЕ АППАРАТОМ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ВВС ДОСТАТОЧНЫХ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СЛУЧАЕВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА В ДАННОМ ОТСЕКЕ, РАНЕЕ ИМЕВШЕМ МЕСТО НА САМОЛЕТЕ ИЛ-76МД 27.12.91Г, НА АЭРОДРОМЕ ШАУЛЯЙ;
- НЕДОСТАТОЧНАЯ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРА СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДОВ НА ЗАДНЕМ ЛОНЖЕРОНЕ КРЫЛА И ОТСУТСТВИЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТАХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАЗОРА МЕЖДУ ЭЛЕКТРОПРОВОДАМИ И ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА.
В СВЯЗИ С ДАННОЙ АВАРИЕЙ ОАО "АК ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА" БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО НА БЛИЖАЙШЕЙ ФОРМЕ Ф-1 ПРОВЕСТИ КОМПЛЕКС РАБОТ ПО РАЗОВОМУ ДОСМОТРУ САМОЛЕТОВ ИЛ-76, О ЧЕМ УКАЗЫВАЛОСЬ В ТЕЛЕГРАММЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГВС ФСВТ РОССИИ ОТ 19.07.2000Г. НР 191200.
С САМОЛЕТАМИ ИЛ-76 ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПОДОБНЫХ СЛУЧАЕВ ЗАФИКСИРОВАНО НЕ БЫЛО. ОДНАКО НА ВС ДРУГИХ ТИПОВ БЫЛ ОТМЕЧЕН РЯД СЕРЬЕЗНЫХ ИНЦИДЕНТОВ, К КОТОРЫМ ПРИВОДИЛИ ПОСЛЕДСТВИЯ КАСАНИЯ ЭЛЕКТРОЖГУТОВ С ТРУБОПРОВОДАМИ И ПОДВИЖНЫМИ ЧАСТЯМИ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ.
НАПРИМЕР, З0.07.97Г. ПРОИЗОШЕЛ СЕРЬЕЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ С САМОЛЕТОМ ИЛ-62М НР86532 ОАО "АЭРОФЛОТ-РМАЛ". ПРИ ВЗЛЕТЕ В АЭРОПОРТУ ПЛЕЗЕНС (О. МАВРИКИЙ) ЭКИПАЖ ПОЧУВСТВОВАЛ БОЛЬШИЕ ТЯНУЩИЕ УСИЛИЯ НА КОЛОНКЕ ШТУРВАЛА, ПРИВЕДШИЕ К ОТКЛОНЕНИЮ РУЛЯ ВЫСОТЫ ДО УПОРА НА ПИКИРОВАНИЕ. ПРИ ПОПЫТКЕ СНЯТИЯ УСИЛИЙ НА КОЛОНКЕ ШТУРВАЛА ЭКИПАЖ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ТРИММЕР РУЧНОЙ БАЛАНСИРОВКИ НЕ УПРАВЛЯЕТСЯ. ПЕРЕЙДЯ НА УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ В ПРОДОЛЬНОМ КАНАЛЕ С ПОМОЩЬЮ СТАБИЛИЗАТОРА, ПОСЛЕ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА ЭКИПАЖ ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ В АЭРОПОРТУ ВЫЛЕТА.
В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ БЫЛ ОБНАРУЖЕН ОБРЫВ ТРОСА НР 56ТВ УПРАВЛЕНИЯ ТРИММЕРОМ РУЛЯ ВЫСОТЫ, ЧТО ПРИВЕЛО К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ТРИММЕРА В КРАЙНЕЕ ВЕРХНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ "НА ПИКИРОВАНИЕ".
ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА "БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ" РАЗРУШЕНИЕ ТРОСА ПРОИЗОШЛО В УСЛОВИЯХ НЕРАСЧЕТНОГО ТЕМПЕРАТУРНО-СИЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОГО ПЕРЕТИРАНИЕМ ИЗОЛЯЦИИ ПРОВОДОВ ЭЛЕКТРОЖГУТА X13 ПРОВОДА ПИТАНИЯ К ЛАМПЕ ВЕРХНЕГО МАЯКА СМИ-2КМ ТРОСОМ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПЕРЕМЕЖАЮЩИМСЯ КОРОТКИМ ЗАМЫКАНИЕМ МЕЖДУ ЖГУТОМ И ТРОСОМ. БЫЛ ВЫЯВЛЕН РЯД СЕРЬЕЗНЫХ НЕДОСТАТКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ (НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ ЗАМЕНА ЭЛЕКТРОЖГУТА X13 В ПРЕДЫДУЩЕМ СЛУЧАЕ ЗАМЫКАНИЯ) И В ЛЁТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ (НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЭКИПАЖЕМ ТРЕБОВАНИЙ РЛЭ ПО ПРОВЕРКЕ СИСТЕМЫ ТРИММИРОВАНИЯ ПЕРЕД ПОЛЕТОМ).
КРОМЕ ЭТОГО, БЫЛ ОТМЕЧЕН НЕДОСТАТОК ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЭТД, НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ВЕЛИЧИНУ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТРОСАМИ И ЭЛЕКТРОЖГУТОМ И НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ КОНТРОЛЬ ЭТИХ ЗАЗОРОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.
13.09.99Г. НА САМОЛЕТЕ АН 124-100 НР 82044 АВИАКОМПАНИИ "ВОЛГА ДНЕПР" В ПРОЦЕССЕ ЗАПУСКА ВТОРОГО ДВИГАТЕЛЯ (ПЕРВЫЙ И ТРЕТИЙ ЗАПУЩЕНЫ) ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ ЗАДНЕГО ГРУЗОВОГО ЛЮКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ НС55А-5 ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ С ЗЕМЛИ БЫЛ ОБНАРУЖЕН ДЫМ ИЗ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ЗАЛИЗА КРЫЛА. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ БЫЛ ПРЕКРАЩЕН, ПОЖАР ЛИКВИДИРОВАН.
В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПОЖАР ПРОИЗОШЕЛ В ЗАДНЕМ ЗАЛИЗЕ ФЮЗЕЛЯЖА В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ МЕЖДУ ПРОВОДОМ ЗЛЕКТРОЖГУТА № 612-3 ПИТАНИЯ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ НС55А-5 И ТРУБОПРОВОДОМ 1.4000.5642.001.327 ВСАСЫВАНИЯ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ НС-63 ТРЕТЬЕЙ ГИДРОСИСТЕМЫ.
ПРИЧИНОЙ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ ЯВИЛСЯ ИЗНОС ИЗОЛЯЦИИ ЖГУТА ИЗ-ЗА ДЛИТЕЛЬНОГО КОНТАКТИРОВАНИЯ С ТРУБОПРОВОДОМ. КОНТАКТ ЭЛЕКТРОЖГУТА С ТРУБОПРОВОДОМ СВЯЗАН С НЕКАЧЕСТВЕННЫМ МОНТАЖОМ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ВС, ЗАКЛЮЧАЮЩЕМСЯ В НЕОБЕСПЕЧЕНИИ ТРЕБУЕМОГО КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ЗАЗОРА МЕЖДУ ЖГУТОМ И ТРУБОПРОВОДОМ.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГС ГА МИНТРАНСА РОССИИ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ.
2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
2.1. ИНФОРМАЦИЮ ИЗУЧИТЬ СО ВСЕМ ЛЕТНЫМ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ И СПЕЦИАЛИСТАМИ СПАСОП.
2.2. С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА САМОЛЕТАХ ИЛ-76 ПРОВЕСТИ ТРЕНАЖИ И ИЗУЧИТЬ ТРЕБОВАНИЯ РЛЭ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ПОЖАРЕ И ПРИ ОТКАЗАХ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ.
2.3. ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗОВЫХ ОСМОТРОВ САМОЛЕТОВ ИЛ-76 СОГЛАСНО ДИРЕКТИВЕ УПЛГ ГВС ФСВТ РОССИИ ОТ 19.07.2000Г. № 191200.
В.А.РУДАКОВ