Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007188.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ
СЛУЖБА РОССИИ

17.05.99 № 22.10-431

Руководителям МТУ
ФАС России

Генеральному директору
Госкорпорации по ОВД
Кушнеруку Б.И.


    ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 17

    
    03.03.99г. в зоне ответственности Московского центра АУВД, в районе ОПРС Захаровка допущено нарушение установленных правил продольного эшелонирования при УВД самолетами Ту-154, выполнявшим рейс КЛН-990 по маршруту Калининград-Москва (Внуково) и Як-40, выполнявшим рейс ОДС1506 по маршруту Москва (Внуково)-Одесса. Самолет Ту-154 следовал со снижением на ОПРС Захаровку до эшелона 6300м, который должен был занять за 30 км. до ее пролета.
    Движение самолета контролировали диспетчеры РДЦ Девликамов Р.Т. (радиолокационное управление - РЛУ) и Калмыков В.А. (процедурный контроль - ПК). Контроль осуществлял старший диспетчер Ковалев Д.А.
    Самолет Як-40 следовал по коридору № 4 МВЗ с набором эшелона 7200 м. на ОПРС Захаровку. Расчетное время пролета обоих самолетов ОПРС Захаровка - 15.23. Движение самолета контролировали диспетчеры АДЦ Москва-подход Бухтияров В.В. (РЛУ) и старший диспетчер Самойленко А.П. (ПК). При этом диспетчер РЛУ Бухтияров В.В. ошибочно считал, что полет выполняется на самолете Ту-134.
    Экипажи самолетов Ту-154 и Як-40, при занятии заданных эшелонов допустили нарушения требования п.п. 7.6.3. и 7.4.5. НПП ГА-85 соответственно, в части занятия эшелона на заданный рубеж. Невозможность занятия заданных эшелонов не согласовали с диспетчерами УВД. Диспетчеры УВД не обеспечили занятие оптимальных эшелонов экипажам самолетов. В результате неправильных действий диспетчеров на высоте 6300м. сработала наземная система предупреждения опасных сближений (СПОС). Самолеты разошлись с продольным интервалом 21-22 км и боковым - 11 км. Самолеты разошлись с такими интервалами, благодаря вмешательству в УВД, старшего диспетчера Ковалева Д.А., который дал указание экипажу Ту-154 отвернуть влево на 30 градусов что было выполнено экипажем. Диспетчер ПК Калмыков А.В., правильно спрогнозировав конфликтную ситуацию, проинформировал диспетчера РЛУ Девликамова Р.Т. и предложил задержать самолет Ту-154 на эшелоне 6900м, а Як-40 на 6600м.
    Однако, диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. дал указание экипажу Ту-154 взять курс влево на ОПРС Скурыгино, и разрешил снижение до эшелона 5700м, о чем проинформировал диспетчера Москва - подход. Действия диспетчера Девликамова Р.Т. потребовали вмешательства в УВД старшего диспетчера Ковалева Д.А.
    Развитию события способствовали грубые нарушения требований технологий работы и должностных инструкций диспетчеров "Подхода". При этом, старший диспетчер Самойленко А.П., выполнявший обязанности диспетчера ПК, самовольно покинул рабочее место и отсутствовал в течение 9 мин. 20 сек., процедурный контроль не вел и не предупредил диспетчера РЛУ, что полет выполняется на самолете Як-40, а не Ту-134.
    Руководитель полетов АДЦ Акулов В.М., находясь в зале УВД, не в полной мере организовал работу смены, действия старшего диспетчера Самойленко А.П. не контролировал, не использовал права руководителя полетов - начальника смены и не пресек нарушения, допущенные старшим диспетчером Самойленко А.П. Событие закончилось такими последствиями, благодаря своевременным действиям старшего диспетчера РДЦ Ковалева Д.А.
    
    Несмотря на то, что в МЦ АУВД постоянно изучаются обстоятельства и причины опасных сближений, столкновений самолетов в воздухе, часть диспетчерского состава не сделала для себя должных выводов из авиационных происшествий, допущенных 11.08.79 в РЦ Харьков и 03.05.85 в районе аэродрома Львов, и двух опасных сближений в РЦ Самара 06.09.98 и 12.09.98 (РД 160920 от 16.09.98), при которых отсутствовал должный контроль за работой диспетчерской смены и была неправильно организована работа смены.
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Информацию и пояснительную записку довести до руководящего, летного и диспетчерского состава под роспись.
    2. Разъяснить летному составу необходимость выполнения требований п.п. 7.4.5., 7.6.3. НПП ГА-85.
    3. Повторно изучить с летным и диспетчерским составом приказы МГА по случаям столкновений самолетов в РЦ Харьков 11.09.79 и районе аэродрома Львов 03.05.85.
    4. Руководителям предприятий по ИВП и УВД взять под личный контроль организацию работы диспетчерских смен.
    5. Начальнику МЦ АУВД и руководителю ГП "Калининградавиа" до 21.05.99 доложить в УГНБП ФАС России о принятых мерах.
    
    Приложение: Пояснительная записка к случаю срабатывания СПОС 03.03.99.
    

Начальник УГР ОВД
ФАС России


Л.К. Щербаков

Начальник УГНБП
ФАС России


А.В. Нерадько

    
    
Пояснительная записка к
случаю срабатывания СПОС 03.03.99г

    

    По результатам анализа материалов СОК, расчетов, протоколов опроса и объяснительных записок диспетчерского состава установлено, что 03.03.99 УВД на секторе "Киев-1" осуществляли диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т., диспетчер ПК Калмыков А.В., старший диспетчер Ковалев Д.А. (смена 5 РП Апушкин И.Л.), на секторе "Москва Подход-3" диспетчер РЛУ Бухтияров В.В., обязанности диспетчера ПК выполнял старший диспетчер Самойленко А.П. (смена 5 РП Акулов В.М.).
    В 15.03.10 УТЦ на связь с диспетчерами сектора "Киев-1" вышел экипаж самолета Ту-154 РС КЛН990, доложил пролет г.т. Баево на эшелоне 10100м., расчетное время пролета ОПРС Захаровка в 15.23., посадка во Внуково, на что получил указание диспетчера РЛУ следовать на эшелоне 10100м, посадочный курс во Внуково 240 градусов.
    В 15.15. диспетчерам сектора "Москва-Подход-3" следует доклад экипажа самолета Як-40 РС ОДС1506 о занятии эшелона 3900м с курсом на ОПРС Захаровка, которую он рассчитывал пройти в 15.23.
    Диспетчер РЛУ Бухтияров В.В. запросил возможность занятия эшелона 7800м. на ОПРС Захаровка и после отрицательного ответа экипажа дал указание занимать 7200м. без указания рубежа занятия эшелона, что явилось нарушением п. 4.1.8., 4.2.12 технологии работы диспетчеров РУ, диспетчеров ПК, диспетчера-ассистента на рабочих местах сектора "Москва-Подход-3" ДПП АДЦ МЦ АУВД, утвержденной начальником МЦ АУВД 29.11.96 (далее по тексту технология работы диспетчеров АДЦ).
    Указание экипажу Як-40 занять эшелон 7800м., затем эшелон 7200м. было дано без учета тактико-технических характеристик самолета и объяснялось незнанием диспетчером РЛУ Бухтияровым Р.Т.типа ВС (он считал, что тип ВС Ту-134).
    Диспетчер ПК Самойленко А.П. ошибку диспетчера РЛУ не исправил, не сообщил ему, что согласно стрипу полет выполняется на самолете ЯК-40, заданный эшелон на рубеже приема-передачи УВД не может быть занят, стрип был с отступлением от установленных требований, чем нарушил требования п.п. 1.8.2., 4.2.12 технологии работы диспетчеров АДЦ, п.2.4. должностной инструкции диспетчера ПК ДПК АДЦ МЦ АУВД, утвержденной начальником МЦ АУВД 03.03.98.
    В 15.16.10. диспетчер РЛУ сектора "Киев-1" сообщил экипажу рейса КЛН990 условия снижения - рассчитывать занятие эшелона 6300м за 30км. до ОПРС Захаровка, начало снижения доложить. Указание было подтверждено экипажем ВС.
    В 15.17.20. экипаж РС КЛН990 доложил диспетчерам РДЦ расчетное время начала снижения, на, что получил указание снижаться до эшелона 6300м. и занять его за 30км. до ОПРС Сухотино, но после уточнения экипажа, за 30км. до ОПРС Захаровка. Экипаж подтвердил указание диспетчера, доложил о начале снижения до эшелона 6300м. за 30 км. до ОПРС Захаровка без сообщения о времени начала снижения, чем нарушил требования НПП ГА-85, п.7.6.3.
    В 15.18.00 в АДЦ появилась информация (строка на ТЗИ и стрип) о движении РС КЛН990 (расчетное время пролета ОПРС Захаровка в 25 мин., эшелон 6300м.).
    Имея плановую информацию о движении рейсов КЛН990 и ОДС 1506, контролируя режим набора самолета Як-40 по основной и резервной системам диспетчеры РЛУ Бухтияров В.В. и ПК Самойленко А.Л. воздушную обстановку не проанализировали, конфликтную ситуацию не спрогнозировали, чем нарушили требования п.п. 1.8.1., 1.8.2., 4.1.5., 4.1.10., 4.2.9. технологии работы диспетчеров АДЦ.
    В 15ч.18мин. в РДЦ, на секторе "Киев-1" появилась плановая информация о движении рейса ОДС 1506, расчетное время пролета ОПРС Захаровка в 25мин., эшелон 7200м. Высота полета самолета Ту-154 в этот момент времени составляла 9200-9400м.
    В 15.19.20 диспетчер ПК Калмыков А.В. согласовал с диспетчером ПК сектора "Харьков - 1" высоту и время выхода ВС рейса КЛН990 на ОПРС Захаровка и Сухотино, однако в нарушение требований п. 3.8.5 технологии работы диспетчеров РУ, ПК и операторов РДЦ МЦ АУВД, утвержденной начальником МЦ АУВД 03.12.96г., согласование по данному ВС с диспетчером ПК сектора "Москва-подход-3" не произвел.
    В 15.20.10. старший диспетчер Самойленко А.П. покинул рабочее место диспетчера ПК без подмены и предложил диспетчеру по согласованию Силуяновой О.Ф., не имеющей допуск к непосредственному УВД и работающей на секторе "Москва-подход-4", занять место ДПК, чем нарушил процедуру приема-сдачи дежурства, определенную п.п.1.5., 1.6. и 2.12. технологии работы диспетчеров АДЦ. В нарушение требований п.п. 1.8.3., 2.10. технологии работы диспетчеров АДЦ и п. 4.7. должностной инструкции диспетчера по взаимодействию АДЦ МЦ АУВД, утвержденной начальником МЦ АУВД 03.03.98. Силуянова О.Ф. оставила рабочее место диспетчера-ассистента сектора '"Москва-подход" без подмены, осуществляла функции диспетчера ПК, не имея на то допуск.
    В 15.21.20. диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. дал указание экипажу PC КЛН990 увеличить вертикальную скорость снижения и информировал о пересекающемся ВС на эшелоне 7200м., следующем на ОПРС Захаровка.
    Введя в сопровождение отметку от ВС ЯК-40 в 15.22.10. диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. произвел согласование с диспетчером РЛУ Бухтияровым В.В., в процессе которого было предложено задержать самолет Як-40 на эшелоне 6600м. или на 6000м. Бухтияров В.В. определил эшелон выхода на ОПРС Захаровка 6600м.
    В 15.22.20. диспетчер РЛУ Бухтияров В.В. дал указание экипажу остановится на эшелоне 6600м. без указания рубежа окончание набора и информации экипажа о воздушной обстановке (нарушение требований п.п. 4.1.26., 4.2.12. технологии работы диспетчеров АДЦ) и работать с Контролем на частоте 133,7.
    Наблюдая динамику движения ВС в вертикальной и горизонтальной плоскости и определив, что самолет Ту-154 не успевает занять эшелон 6300м. на заданный рубеж диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. в 15.11.20. дал указание экипажу рейса КЛН990 на дальнейшее увеличение вертикальной скорости снижения и информацию о наличии пересекающегося ВС на эшелоне 6600м.
    Диспетчер ПК Калмыков А.В., правильно оценив воздушную обстановку над ОПРС Захаровка, спрогнозировал конфликтную ситуацию между ВС Ту-154 КЛН990 и Як-40 ОДС1506, проинформировал об этом диспетчера РУ Девликамова Р.Т., и рекомендовал ему задержать ВС Ту-154 КЛН990 на эшелоне 6900м.
    Однако, в 15.23.00. диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. дал указание экипажу самолета Ту-154 взять курс на ОПРС Скурыгино, что было подтверждено экипажем.
    В период с 15.23.10. до 15.23.50. диспетчер ПК сектора "Киев-1", четырежды вызывал диспетчера ПК сектора "Москва- подход-3",но ответа не получил.
    В 15.23.30. произошло срабатывание СПОС.
    В 15.23.40. диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. дал указание экипажу самолета Ту-154 продолжать снижение до эшелона 5700м.
    В 15.23.50. диспетчер сектора "Киев-1" Калмыков А.В. информировал диспетчера ПК сектора "М-3", что ВС рейса КЛН990 дали курс на ОПРС Скурыгино со снижением до эшелона 5700м., что было подтверждено Силуяновой О.Ф., которая проинформировала об этом диспетчера РЛУ Бухтиярова В.Л.
    В 15.24.00. диспетчер РЛУ сектора "Киев-1" Девликамов Р.Т. дал указание экипажу Ту-154 РС КЛН990 увеличить вертикальную скорость снижения, а через 10 сек, в процесс УВД вмешался старший диспетчер направления РДЦ Ковалев Д.А., который дал указание экипажу РС КЛН990 срочно отвернуть влево на 30 градусов и следовать до команды, что было подтверждено и выполнено экипажем ВС.
    В 15.24.20 на связь к диспетчеру РЛУ сектора "Киев-1" вышел экипаж самолета Як-40 РС ОДС1506 и доложил, что следует на эшелоне 6600м, подходит к Каменке (доклад ошибочный, борт подходил к ОПРС Захаровка), встречный борт наблюдает.
    Диспетчер РЛУ Девликамов Р.Т. дал указание экипажу рейса ОДС1506 следовать на эшелоне 6600 м. с курсом на Брянск.
    Квитанцию от экипажа диспетчер не получил, т.к. на связь вышел экипаж РС КЛН990 и доложил о занятии 5700м.
    В 15.24.40 Девликамов Р.Т. перевел экипаж рейса КЛН990 на частоту диспетчера сектора "Москва - подход-3" 128,8 мГц, что было подтверждено экипажем. Далее полет двух ВС рейсов КЛН990 и ОДС1506 происходил без отклонений. В 15.29.30 старший диспетчер направления АДЦ Самойленко А.П. вернулся на рабочее место ДПК.
    Руководитель полетов смены № 5 АДЦ Акулов В.М. в данной ситуации работу диспетчерского состава смены должным образом не организовал, действия старшего диспетчера направления Самойленко А.П. не контролировал, допущенные им нарушения не пресек, свои права РП не использовал, чем нарушил требования п.п. 2.9., 3.6., 4.2., 4.5., 4.8., 4.12., 4.14. должностной инструкции руководителя полетов АДЦ МЦ АУВД, утвержденной начальником МЦ АУВД 12 марта 1998г.
    

    

Начальник УГР ОВД
ФАС России


Л.К. Щербаков

Начальник УГНБП
ФАС России


А.В. Нерадько

    
    

СХЕМА
полета самолетов
Ту-154 РС КЛН990 и Як-40 РС ОДС1506
03.03.99г. Сектора М3 и К1