ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ |
Руководителям |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 21
В 1998 году в гражданской авиации произошло четыре опасных сближения по вине органов УВД. Анализ материалов расследования показывает, что произошли они по одним и тем же причинам:
- нарушение технологии работы диспетчеров;
- нарушение требований правил и фразеологии радиообмена;
- недостаточный контроль за работой подчиненных диспетчеров со стороны руководителя полетов;
- слабая организационно-методическая работа по профилактике и предупреждению нарушений при ОВД со стороны руководящего состава предприятий по ИВП и УВД;
Вызывает озабоченность то, что нарушения повторяются и происходят при малой интенсивности воздушного движения.
В 1999 году причины нарушений при ОВД остаются прежними, так 03.03.99 в зоне ответственности Московского центра АУВД, в районе ОПРС Захаровка допущено нарушение установленных правил продольного эшелонирования при УВД самолетами Ту-154, выполнявшим рейс КЛН-990 по маршруту Калининград-Москва (Внуково) и Як-40, выполнявшим рейс ОДС1506 по маршруту Москва (Внуково) - Одесса (Инф. по БП № 17 за 1999 год).
29.08.99, по аналогичным причинам, произошло нарушение продольного эшелонирования между ВС в районе аэродрома.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
05.04.99 при анализе плановой выписки фразеологии радиообмена "Экипаж -Диспетчер" за 29.03.99, старшим диспетчером смены и РИА филиала "Дагестанаэронавигация" (смена № 5) РГП "Кавказаэронавигация", обнаружено нарушение продольного интервала на пересекающихся маршрутах, на одном эшелоне (высоте) между заходящим на посадку Ту-134 № 65067 и вылетевшем С аэродрома Махачкала Ан-24 № 46369.
В ходе расследования нарушения установлено:
29.03.99 смена № 5 РПА Халикова Х.А. заступила на дежурство согласно графику работы в 08.00 (UТС). Инструктаж смены и расстановка диспетчеров по секторам УВД осуществлялись без нарушений требований документов, регламентирующих работу службы движения. На момент нарушения, УВД осуществляли: на ДПП -диспетчер 3 класса Матюшенко К.Н., на ДПСП -диспетчер 3 класса Лапшов В.А. Контроль за работой диспетчеров осуществлял старший диспетчер смены УВД Гунька В.А.
Фактическая погода 11.30 UTC: 100 градусов - 10, видимость - 22, ясно, 10\8, 766, курс143, сухая сцепление 07.
Управление воздушным движением.
В 11.26 (UТС) на связь с диспетчером ДПП Махачкала, Матюшенко К.Н., вышел экипаж ВС Ту-134 № 65067 и доложил о входе в зону на эшелоне 5100м. Диспетчер разрешил ему снижение до 1800м на ДПРМ.
В 11.28 экипаж ВС Ан-24 № 46369 доложил диспетчеру ДПСП, Лапшову В.А. о производстве взлета и получил от него разрешение на набор 1500м.
В 11.29 диспетчер ДПСП информирует экипаж Ан-24: "389, для информации, со стороны Зензелей борт на снижении, пересекает 3400", не сообщив его тип, высоту до которой он снижается и взаимное расположение ВС.
В 11.30 диспетчер ДПП информирует экипаж Ту-134: 067, от нас вылетел Ан-24, левым будет набирать на Кизляр 1500", не сообщив о взаимном месторасположении ВС.
В 11.31.35 диспетчер ДПП перевел экипаж Ту-134 на связь с диспетчером ДПСП.
В 11.31.50 экипаж Ан-24 доложил диспетчеру ДПСП о занятии 1500м, диспетчер сообщил экипажу место ВС и перевел его на связь с диспетчером ДПП.
В момент занятия ВС смежных эшелонов (Ту-134 Н=1800м; Ан-24 Н=1500м) на пересекающихся курсах между ними было 28 км.
В 11.32 экипаж Ту-134 доложил диспетчеру ДПСП о занятии 1800м и запросил разрешение на заход в директорном режиме. Диспетчер ДПСП разрешил заход и снижение до 1050м на ОПРМ, сообщив экипажу условия и место ВС (обратный 167 градусов, удаление 40).
В 11.32.05 экипаж Ан-24 доложил диспетчеру ДПП о занятии 1500м и получил разрешение на набор эшелона 4800м.
В 11.32.20 диспетчер ДПСП информирует экипаж Ту-134:"На удалении 14 от точки Ан-24 в наборе на Кизляр, сию 1600", информация о взаимном расположении ВС отсутствует.
В 11.32.25 диспетчер ДПП информирует экипаж Ан-24: "369 справа со стороны Зензелей снижается Туполев 34, пересекает 1800", без указания интервала.
Нарушение продольного интервала между ВС произошло на границах зон ответственности ДПП и ДПСП в 11.32.40. ВС разошлись на высоте 1650 м. с интервалом 21 км. на пересекающихся курсах.
В 11.33.30 диспетчер ДПП дает информацию экипажу Ан-24 о расхождении по высотам.
В несогласованные действия диспетчеров Матюшенко К.И. и Лапшова В.А. при осуществлении передачи УВД ВС друг-другу, старший диспетчер смены Гунька В.А. не вмешался и тем самым не предотвратил нарушения, допущенные диспетчерами. Диспетчеры Матюшенко К.Н. и Лапшов В.А. несмотря на то, что между ВС к моменту подхода к рубежу передачи УВД ВС друг-другу возникла конфликтная ситуация (на смежных эшелонах, на встречнопересекавшихся курсах продольный интервал составлял 28 км), по высотам воздушные суда не развели, а перевели их на разные частоты и дали команду на снижение и набор высоты, чем только усложнили ситуацию и привели к нарушению интервала между ВС в момент пересечения встречного занятого эшелона.
Изучив и проанализировав имеющиеся документы, материалы средств объективного контроля, объяснительные записки участников события и на основании произведенных расчетов элементов полета воздушных судов, комиссия установила факт нарушения п. 5.9.2.4. НПП ГА-85, выразившееся в нарушении интервала между Ту-134 и Ан-24 следующих на пересекающихся маршрутах под углом более 70 градусов.
Комиссия отмечает неискренность диспетчеров Лапшова В.А. и Матюшенко К.Н., проявленную при написании ими объяснительных записок и в процессе опроса.
Основными причинами нарушения правил УВД явились:
1. Неудовлетворительная организация работы смены РПА Халиковым Х.А.
2. Слабый контроль за работой дежурной смены со стороны старшего диспетчера Гунька В.А.
3. Нарушение "Технологии работы диспетчера ДПП" аэродрома Махачкала (п.п. 1.2.2; 1.2.5), "Приложения 2" типовой технологии работы диспетчера ДПП в части ведения графика и "Правил и фразеологии радиообмена" (п. 4.2.) со стороны диспетчера ДПП Матюшенко К.Н.
4. Нарушение "Технологии работы диспетчера ДПСП" аэродрома Махачкала (п.п. 3.1.6. и 3.2.1.) и "Правил и фразеологии радиообмена" (п. 4.2.1) со стороны диспетчера ДПСП Лапшова В.А.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ
1. Руководителям территориальных органов ФАС России:
1.1. информацию довести до руководящего, летного и диспетчерского состава под роспись.
1.2. До 15.06.99 организовать проведение с диспетчерами УВД розыгрыша по информации экипажей ВС о взаимном расположении в воздушном пространстве, согласно требований п. 4.2.1 Правил и фразеологии радиообмена.
1.3. Проанализировать способность руководящего состава объективно оценивать состояние безопасности полетов при УВД, принимать адекватные меры и решения по повышению уровня организационно-методической работы, профессиональной подготовки и укреплению технологической дисциплины диспетчеров.
1.4. Обеспечить строгое выполнение требований пункта 4.8.8 НПП ГА-85, в части обязательной регистрации на аппаратуре автоматической магнитной звукозаписи переговоров взаимодействующих должностных лиц диспетчерских пунктов УВД.
1.5. Провести тренировки диспетчерского состава на тренажере в условиях высокой интенсивности полетов, в особых случаях и особых условиях в полете.
Начальник УГР ОВД |
|
Начальник УГНБП |
|
Схема полета ВС Ту-134 № 65067 и Ан-24 № 46369
29.03.1999г. в районе аэродрома Махачкала