МИНИСТЕРСТВО |
Начальнику ГУТЭРАТ МГА |
Действующая в гражданской авиации система сбора, учета и обработки информации о надежности авиационной техники в авиапредприятиях предусматривает проведение мероприятий по свершившимся отказам, что не удовлетворяет современным требованиям безопасности полетов.
В то же время, как показывают исследования и опыт работы с полетной информацией, расширение объема информации о состоянии авиационной техники, регистрируемой бортовыми средствами объективного контроля, совершенствование средств и методов обработки полетной информации позволяют выявлять предотказные состояния контролируемых бортовых систем и принимать упреждающие меры.
Однако эти возможности в гражданской авиации используется не в полной мере или используются ограниченно в том или ином предприятии, отсутствует полный учет данных о выявляемых отклонениях в работе бортовых систем и выходах за эксплуатационные ограничения, информация не является достоянием всех эксплуатационных предприятий. Причины выявляемых отклонений и выходов за эксплуатационные ограничения режимов работы бортовых систем не исследуются, не разрабатываются рекомендации для авиапредприятий по предупреждению отказов, не предъявляются требования промышленности по принятию конструктивных решений.
Более того, выявляемые в авиапредприятиях при обработке полетной информации предотказные состояния авиационной техники, отклонения за пределы эксплуатационных допусков не учитываются, не оценивается опасность их проявления, данные не сопоставляются с результатами исследований досрочно снятых агрегатов.
В целях снижения влияния отказов авиатехники на безопасность и регулярность полетов, исправность воздушных судов и создания системы упреждающих воздействий по профилактике отказов авиационной техники, выявляемых при обработке полетной информации по данным средств объективного контроля, проведения научных исследований предотказных состояний и выработки практических рекомендаций эксплуатационным предприятиям
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Ввести в действие с 01.11.91 прилагаемые Положение по сбору, обработке и анализу информации о неисправностях авиатехники по данным средств объективного контроля, утвержденное ГУТЭРАТ МГА 01.10.91 (дополнительно к действующей системе по сбору, учету и обработке информации о надежности авиационной техники в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации, введенной указанием МГА от 22.08.84 № 576/у).
2. Руководителям управлений, производственных объединений, авиакомпаний, концернов, корпораций, предприятий и организаций гражданской авиации:
2.1. До 01.12.91 принять решение об участии авиапредприятий и организаций в работах по сбору, обработке и анализу информации о неисправностях авиатехники согласно указанному Положению и заключении договоров с ГосНИИ ГА на выполнение этих работ (проект договора прилагается).
2.2. Предложения по совершенствованию использованияч и развитию средств объективного контроля для оценки состояния и прогнозирования отказов контролируемых бортовых систем направлять в ГУТЭРАТ МГА.
3. Контроль за выполнением настоящего указания и регулирование работ опредленных указанным Положением возложить на начальника ГУТЭРАТ МГА.
Первый заместитель Министра |
А.М. Горяшко |
Приложение № 1
К указанию МГА
№ 371/у от 04.10.91
Утверждаю
Начальник ГУТЭРАТ МГА
В.Н. Кривошеев
01.10.1991г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ
О НЕИСПРАВНОСТЯХ АВИАТЕХНИКИ ПО ДАННЫМ
СРЕДСТВ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Настоящее положение определяет порядок создания и работы системы сбора данных о неисправностях АТ (отказах, предотказных состояниях, отклонениях за пределы эксплуатационных допусков и других диагностических характеристик) с использованием средств объективного контроля. Положение разработано в дополнение к "Типовому руководству по сбору, обработке и использованию информации о неисправностях АТ в авиапредприятиях", утв. ГУТЭРАТ МГА 19.12.89.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет порядок сбора, обработки и анализа информации о неисправностях авиационной техники (АТ) по данным бортовых магнитных регистраторов в предприятиях гражданской авиации.
1.2. Работа проводится в целях повышения экономичности эксплуатации, безопасности и регулярности полетов путем снижения затрат на техническое обслуживание, выявления предотказных состояний, разработки мероприятий по предупреждению отказов и предъявления требований промышленности с использованием данных об отказах АТ в виде банка "портретов отказов" (БПО) по данным средств объективного контроля.
1.3. Функционирование БПО проводится во взаимодействии с существующей автоматизированной системой сбора, обработки и использования данных о неисправностях АТ не базе карточек учета неисправностей и дополняет ее.
1.4. Раюоты по созданию, функционированию и использованию отраслевого БПО ведутся совместно ГосНИИ ГА и эксплуатационными предприятиями гражданской авиации на хозрасчетной основе.
2. СОСТАВ БАНКА "ПОРТРЕТОВ ОТКАЗОВ"
2.1. БПО состоит из центрального банка (ЦБПО) и периферийных массивов информации (ПМ), тиражируемых в эксплуатационные предприятия гражданской авиации.
2.2. В состав ЦБПО и ПМ входят: копии информации бортовых регистраторов, относящихся к моментам отказов АТ, и сопроводительная информация, т.е. основные реквизиты полетов, причины отказов, способы устранения, результаты исследований отказавшей техники.
2.3. Информация бортовых регистраторов хранится в формате, принятом для системы обработки полетных данных на базе персональных компьютеров, введенной указанием МГА от 14.06.90 № 272/у.
2.4. При работе ЦБПО и ПМ использкется специализированная система управления базами данных (СУБД), ориентированная на принятый формат записи, ее состав и перечень решаемых задач, разработанная для персональных компьютеров типа IBM PC.
2.5. Для хранения и тиражирования данных ЦБПО и ПМ могут использоваться любые носители, принятые в персональных компьютерах типа IBM PC - дискеты размером 5,245 и 3,5 дюйма, накопители на жестком диске (винчестеры), кассеты с магнитной лентой (стриммеры).
3. ПОРЯДОУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ССТЕМЫ
3.1. Автоматизированная система сбора и обработки данных БПО функционирует во взаимодействии ЦБПО, работу которого обеспечивает ГосНИИ ГА, и ПМ эксплуатационных предприятий.
3.2. Эксплуатационное предприятие обеспечивает:
3.2.1. эксплуатацию специального программного обеспечения, позволяющего готовить исходную информацию об отказах авиатехники и обрабатывать ПМ;
3.2.2. подготовку исходной информации об отказах АТ, происшедших в этом предприятии и зафиксированных средствами объективного контроля.
Исходная информация содержит:
- фрагмент копии записи бортового регистратора, т.е. запись всех регистрируемых аналоговых параметров и разовых команд в период времени, включающий предысторию отказа, момент возникновения отказа и несколько минут после его возникновения;
- данные, относящиеся к идентификации полета (дата, время полета, бортовой номер, номер рейса);
- тарировочные характеристики всех каналов.
Исходная информация готовится в виде нескольких файлов на гибком магнитном диске (дискете). На одной дискете могут содержаться данные, относящиеся к нескольким отказам.
3.2.3. направление исходной информации по мере ее накопления (но не реже 1 раза в 6 месяц) в ГосНИИ ГА для включения ее в отраслевой массив ЦБПО.
3.3. Эксплуатационное подразделение получает возможность:
3.3.1. работать с фрагментом отраслевого массива информации об отказах, который составляет ПМ и относится к типам ВС, эксплуатирующихся в этом предприятии. ПМ периодически обновляется по данным, получаемым из ГосНИИ ГА;
3.3.2. решать следующие задачи, используя ПМ:
- проводить конкретные мероприятия по выявлению предотказных состояний и предупреждению отказов по данным средств объективного контроля;
- проводить анализ записей, получаемых из ГосНИИ ГА, их сравнение с материалами реальных полетов, доводить результаты до производственных цехов АТБ и использовать их при обнаружении причин отказов или предотказных состояний, а также при расследовании АП и инцидентов;
- делать выборку записей по запросам, формируемым оператором, и позволяющим отбирать для дальнейшего анализа записи, относящихся к отказам конкретных систем или агрегатов, или содержащие признаки отказа, регистрируемые по отдельным аналоговым каналам или разовым командам;
- получать информацию по выбранной записи для дальнейшего анализа в виде графиков изменения параметров или таблиц на экране монитора или в твердой копии, сопроводительную информацию (ее содержание см. в п. 3.4.4);
- в удобном для оператора виде сравнивать записи отдельных полетов с целью поиска аналогов и вероятных причин отказов АТ;
3.4. ГосНИИ ГА обеспечивает:
3.4.1. разработку, научно-методическое сопровождение и тиражирование специального программного обеспечения для формирования и использования массива, составляющего ЦБПО;
3.4.2. разработку, научно-методическое сопровождение и тиражирование специального программного обеспечения и документации, позволяющей работать с ПМ;
3.4.3. формирования обменного фонда носителей информации для БПО;
3.4.4. формирование массива ЦБПО таким образом, что каждая запись, относящаяся к конкретному полету должна содержать:
- исходную информацию, полученную из эксплуатационного предприятия (см. п. 3.2.2.);
- текстовый файл, содержащий данные об особенностях проявления отказа по записям бортового регистратора, причинах отказа по записям бортового регистратора, причинах отказа и способах его устранения (полученный по результатам анализа данных КУН и исследования причин отказов АТ, сведения о которых имеются в ГосНИИ ГА);
- специальную информацию, позволяющую решать весь комплекс задач как с массивом ЦБПО, так и с ПМ;
3.4.5. сортировку массива и приведение его к удобному для пользователя виду;
3.4.6. тиражирование фрагментов ЦБПО, составляющих ПМ, и направление их в эксплуатационные предприятия по мере его обновления или по запросам пользователей.
Фрагменты ЦБПО готовятся, как правило, по типам ВС, но могут быть использованы и другие признаки (например, отказ системы или конкретного агрегата), если это необходимо пользователю;
3.4.7. разработку с использованием данных ЦБПО методических рекомендаций и других отраслевых документов, требований к промышленности, направленных на предупреждение или выявление отказов АТ по данным средств объективного контроля.
3.5. Пользователями ЦБПО на хоздоговорной основе могут быть предприятия отраслевой промышленности.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ
4.1. разработка, научно-методическое сопровождение и эксплуатация автоматизированной системы сбора, обработки и анализа информации о неисправностях авиатехники по данным средств объективного контроля финансируется эксплуатационными предприятиями ГА (путем заключения прямых хозяйственных договоров на суммы, пропорциональные количеству типов ВС, эксплуатирующихся в предприятии) и ГосНИИ ГА.
4.2. Специальное программное обеспечение и методическая документация разрабатываются и тиражируются до июня 1992 года.
4.3. Массив информации собирается на эксплуатационных предприятий, заключивших прямые договора с ГосНИИ ГА, и формируется в ЦБПО начиная с 1992 года, с последующем тиражированием массива и созданием ПМ.
4.4. Прибыль, получаемая при тиражировании информации сторонним организациям делится между организациями, финансирующими разработку и эксплуатацию системы, пропорционально объемам финансирования, расходам на разработку и эксплуатацию системы, пропорционально объемам финансирования, расходам на разработку и эксплуатацию системы, а также на формирование банка данных.
Зам. Начальника ГосНИИ ГА |
В.К. Калиновский |
Приложение № 2
к указанию МГА
№ 371/у от 04.10.91
Государственный |
___________________________ |
Адрес: 103340, Москва, к.340 |
Адрес: _____________________ |
ДОГОВОР
На разработку и передачу научно-технической продукции
Во исполнение указания МГА от 4 октября 1991г. № 371/у Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА), именуемый в дальнейшем Исполнитель, в лице начальника института Горячева В.А., действующего на основании Устава института и Положения о договорах на передачу научно-технической продукции (пост. ГКВТ СССР от 19.11.87 № 435) с одной стороны и ____________________________________ именуем (ое, ый) в дальнейшем Заказчик, в лице _____________________________, действующего на основании ____________________________ с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Исполнитель обязуется:
1.1. Передать и поставить на ЭВМ типа РС/АТ Заказчика программное обеспечение и соответствующую техническую документацию для работы с периферийным массивом автоматизированной системы сбора, обработки и анализа информации о неисправностях авиатехники по данным средств объективного контроля до 01.07.92 для следующих типов ВС ГА:
Самолеты |
Вертолеты |
1.2. Направлять Заказчику подготовленный ГосНИИ ГА по материалам, присланным из эксплуатационных предприятий, периферийный массив информации по ВС, перечисленным в п.1.1. один раз в полгода, начиная с декабря 1992г. по декабрь 1993г. Состав периферийного массива определен Положением (приложение к указанию МГА от 04.10.91 № 371/у).
2. Заказчик обязуется:
2.1. Направлять исполнителю на дискетах исходную информацию об отказах авиатехники по перечисленным в п.1.1. типам ВС по мере ее накопления, но не реже одного раза в полгода, начиная с октября 1992 г. Состав исходной информации определен Положением.
2.2. Одновременно с оформлением (подписанием) настоящего договора перечислить Исполнителю сумму из расчета 3000 (три тысячи) руб. за каждый тип ВС, перечисленный в п.1.1. настоящего договора (платежное поручение № __ от _____).
2.3. Дальнейший расчет с Исполнителем производить в течение месяца после получения массива информации за очередное полугодие (см. п.1.2. настоящего договора) из расчета 2500 (две тысячи пятьсот) руб. за каждый тип ВС, перечисленный в п.1.1.
3. Право тиражирования системы и содержимого банка данных третьим лицам сохраняется за Исполнителем.
4. Прибыль, получаемая от продажи научно-технической продукции по каждому типу ВС распределяется следующим образом: 20% получает Исполнитель, 80% распределяется между всеми заказчиками по данному типу ВС пропорционально количеству информации (числу отказов), направленной согласно п. 2.1.
5. По результатам работы в 1992-1993г. настоящий договор может быть пролонгирован на последующий период.
ИСПОЛНИТЕЛЬ М.П. |
ЗАКАЗЧИК М.П. |
Приложение 22
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИОННОГО НАКОПИТЕЛЯ
"ЖУРНАЛ УЧЕТА ОСОБО ОПАСНЫХ ОТКАЗОВ"
ТАБЛИЦА
Учета впервые выявленных, особо опасных отказов и
Отказов авиационной техники, приведших к предпосылкам
И авиационному происшествию, по системам и оборудованию
Воздушного судна _______________________
Бортовой |
Месяцы 19___ года | |||||||||||
номер ВС |
Январь |
Февраль |
март | |||||||||
|
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бортовой |
Месяцы 19___ года | |||||||||||
номер ВС |
апрель |
май |
июнь | |||||||||
|
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бортовой |
Месяцы 19___ года | |||||||||||
номер ВС |
июль |
август |
сентябрь | |||||||||
|
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бортовой |
Месяцы 19___ года | |||||||||||
номер ВС |
октябрь |
ноябрь |
декабрь | |||||||||
|
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
Пла- |
Дви- |
Элек- |
Пред- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|