МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО
НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА (РОСТРАНСНАДЗОР)
09.06.06 № 5.10-53 ГА
О контроле болтов крепления рельсов закрылков самолетов Ту-134А(Б)
|
Заместителям руководителей территориальных управлений Ространснадзора по ЭАТ
Техническим директорам авиакомпаний, авиапредприятий и ремонтных предприятий Генеральному директору ГосНИИ ГА
|
В связи с обнаружением разрушений и трещин болтов 124А-5730-304 крепления рельсов 124А-5750-1 внешнего закрылка самолетов Ту-134А № 65796 и № 65717 предлагаю:
1. При выполнении формы "А2" технического обслуживания самолетов в базовых аэропортах провести:
1.1. Разовый инструментальный контроль болтов 124А-5730-304, крепления рельсов 124А-5750-1 внешнего закрылка самолетов Туг-134А(Б) по прилагаемой технологической карте № 05-Закрылок;
1.2. Разовую проверку болтов 124А-5730-304 на проворачивание приложением Мкр. = 650-600 кгсм.
1.3. Разовые замеры высоты головок болтов 124А -5750-304 на соответствие чертежу по прилагаемому эскизу без разборки узла.
1.4. Фотодокументирование технического состояния узлов крепления рельса внешних закрылков.
2. На самолетах, находящихся на хранении, работы по контролю, указанные в п. 1 настоящего указания выполнить при очередном ТО по хранению.
3. Результаты контроля по п.п.1 и 2 настоящего указания оформить техническим актом с приложением фотографий и направить в Ространснадзор, ОАО "Туполев" и НЦПЛГВС ГосНИИ ГА.
4. При обнаружении трещины болта 124А-5730-304, его проворачивания или отклонений размеров головки болта произвести разборку узла крепления рельса, выполнить фотодокументирование демонтированных деталей и составить технический акт. Дефектные детали направить в ОАО "Туполев". Порядок восстановительных работ и дальнейшей эксплуатации самолета определяется ОАО "Туполев".
5. После проведения разового контроля болтов 124А-5730-304 при дальнейшей эксплуатации производить их периодический контроль по условиям прилагаемой технологической карты № 05-Закрылок.
Технологическую карту № 02-управление аннулировать.
6. Контроль за исполнением настоящего письма возложить на заместителей руководителей территориальных УГАН Ространснадзора по ЭАТ.
Приложения:
1. Технологическая карта контроля на отсутствие трещин в болтах 123A-57-50-304 крепления рельса внешнего закрылка,
2. Рис. № 1 Узел крепления рельсов № 3, 4, 5 внешнего закрылка самолета Ту-134А.
Заместитель начальника Управления надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов
|
Ю.И. Евдокимов
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник ПКЦ "Прочность" ОАО "Туполев" ШунаевВ.П. 29.05.2006г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА Громов М.С. 06.06.2006г.
|
Технологическая карта № 05-Закрылок "Контроль на отсутствие трещин в болтах 124А-5750-304 крепления рельса внешнего закрылка"
|
От ОАО "Туполев": Ведущий конструктор ПКЦ "Прочность" Рубенов P.P.
Начальник сектора ПКЦ "Прочность" Цирг В.Н.
|
От НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА: Заместитель директора, Начальник отдела 133 Шапкин B.C.
Старший научный сотрудник группы "ТУ" отдела 133 Архипов B.C.
|
|
Начальник отдела 137 Миколайчук Ю.А.
Ведущий научный сотрудник отдела 137 Н.Т.Азаров
|
К РО самолета ТУ-134А(Б)
|
Технологическая карта № 05-Закрылок
|
На страницах: 9
|
Пункт РО
|
Контроль на отсутствие трещин в болтах 12 4 А-5750-304 крепления рельса внешнего закрылка
|
Трудоемкость, _____ чел. ч.
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ )
|
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
|
Кон тро ль
|
При выполнении требований настоящей технологической карты обеспечивается выявление трещин в болтах крепления рельса внешнего закрылка (Рис.1),эквивалентных или больших по своей отражательной способности прорези глубиной 4мм и длиной 12мм, расположенной в первых нитках болта (= 50мм от головки болта: рис.2 и 3), диаметр болта 14мм, длина 65мм. 1. Исходные данные технологического задания. 1.1. Работу выполнять на всех самолетах типа Ту-134 с периодичностью 500 полетов независимо от наработки м начала эксплуатации или после последнего ремонта. 1.2. Метод неразрушающего контроля - ультразвуковой. 1.3. Материал контролируемой зоны - 30ХГСН2А-ВД. 2. Подготовительные работы. 2.1. Выпустите закрылок на максимальный угол. 2.2. Снимите или отклоните (в зависимости от номера изделия) шторку в положение, при котором обеспечивается наиболее удобный подход к болтам подвергаемым дефектации. 2.3. Очистите верхнюю поверхность головки болта от ЛКП по действующей технологии. Не допускаются заусенцы, забоины, грубые риски, выпуклости и вогнутости. При необходимости зачистите поверхности головки болта наждачной бумагой с последующей очисткой салфетками, смоченными в бензине Б-70 или НЕФРАС, после чего протрите поверхность насухо. 2.4. Установите у контролируемого болта дефектоскоп в удобное для работы положение (при работе в ангаре и от сети 220В заземлите дефектоскоп, при работе в атмосферных условиях дефектоскоп использовать только с аккумуляторами).
|
|
|
Содержание операции и технические требования (ТТ)
|
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
|
Кон тро ль
|
2.5. Подготовьте к работе комплект средств контроля (дефектоскоп УД2-12, преобразователь П111-5-К6-002,отраслевой стандартный образец ОСО-УД, рис.2). При подготовке дефектоскопа руководствуйтесь указаниями раздела "2" - "Методических рекомендаций по применению дефектоскопов УД11-ПУ и УД2-12 для контроля деталей ВС и двигателя ГА", введенных в действие МГА 15.08.1988г. с учетом следующего: - рабочая частота контроля 5Мгц; - уровень отсечки шумов 3 больших (15 малых) делений вертикальной шкалы экрана (В.Ш.Э.); - уровень срабатывания световой (зеленый) и звуковой сигнализации, по каналу 3 блока АСД соответствует 3 большим(15 малым) делениям В.Ш.Э. - В.Р.Ч. выключена. Примечание: Допускается применение дефектоскопов: УД11-ПУ - преобразователь П111-5.0-КН; дефектоскоп УД2В-П45(46) - преобразователь 5К6 с учетом необходимых регулировок, предусмотренных инструкцией по его эксплуатации. Возможность применения других типов дефектоскопов, технические характеристики, которых обеспечивают требования настоящей ТК, должны быть согласованы с разработчиками ОАО "Туполев" и ГосНИИ ГА. Основные параметры настройки УД2В-П45(46) указаны в Приложении к настоящей карте. 3. Калибровка дефектоскопа. 3.1. Установите преобразователь на предварительно смазанную контактной смазкой боковую поверхность образца ОСО-УД, как показано на рис.2а. 3.2. Включите дефектоскоп и с помощью кнопок "Ослабление дб" добейтесь появления на экране дефектоскопа не менее 5-ти, повторяющихся эхо-сигналов от боковой поверхности "дна" образца на горизонтальной шкале экран (Г.Ш.Э.) (рис.2а). 3.3. Вращением регуляторов длительности и задержки развертки установите передний фронт зондирующего импульса в начало Г.Ш.Э., а повторяющиеся эхо-сигналы от "дна" образца установите таким образом, чтобы передние фронты эхо-сигналов располагались через одно большое деление Г.Ш.Э., т.к. толщина образца 20мм, то вся горизонтальная шкала экрана дефектоскопа, при
|
|
|
Содержание операции и технические требования (ТТ)
|
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
|
Кон Тро ль
|
установленной длительности развертки, будет соответствовать 100мм (т.е. каждое малое деление Г.Ш.Э. будет соответствовать 2мм). 4. Настройка дефектоскопа УД2-12. 4.1. Подключите к дефектоскопу преобразователь П111-5-К6-002 из комплекта дефектоскопа УД2-12 с помощью соответствующего кабеля. 4.2. Нанесите слой контактной смазки на поверхность "А" образца ОСО-УД в зоне над контрольным отражателем К05. 4.3. Установите преобразователь на образец так, чтобы УЗ колебания распространялись по направлению к отверстию К05 (рис.2б) 4.4. Перемещая преобразователь вперед-назад над К05 добейтесь такого положения, при котором амплитуда эхо-сигнала от отверстия, будет максимальной. Зафиксируйте преобразователь в этом положении. 4.5. Кнопками "Ослабление дб" на передней панели дефектоскопа установите величину эхо-сигнала от К05 равной 8-ми большим делениям В.Ш.Э. Запомните суммарное значение нажатых кнопок "Ослабление дб". Установленная таким образом чувствительность контроля будет являться браковочной, которая одновременно является и поисковой. 4.6.Удерживая преобразователь в положении указанном в п.4.4., регуляторами длительности и задержки развертки установите левый фронт эхо-сигнала от К05 с 5-м большим (25 малым) делением Г.Ш.Э.(см. осциллограмму рис.26). Примечание: При изменении развертки может происходить смещение зондирующего импульса; в этом случае его необходимо установить в начало шкалы регулятором задержки развертки блока А6 или регулятором "" блока А5. 4.7. Регуляторами задержки и длительности строба блока А10 установите левый фронт зоны АСД на 23-е малое деление Г.Ш.Э. и правый фронт зоны АСД на 28-е малое деление Г.Ш.Э. (рис.2б). 5. Проведение контроля. 5.1. Установите преобразователь на предварительно смазанную контактной смазкой головку болта как показано на рис.2, рис.3 настоящей ТК.
|
|
|
Содержание операции и технические требования (ТТ)
|
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
|
Кон тро ль
|
Примечание: Смазка должна быть такой вязкости, чтобы она не стекала с головки болта. 5.2. Перемещая преобразователь по головке болта произведите контроль, следя за тем, чтобы присутствовал эхо-сигнал от "дна" болта, т.к. он свидетельствует о хорошем акустическом контакте (рис. 2, рис. 3). Примечание: В случае глубокой или сквозной трещины, эхо-сигнал от "дна" может отсутствовать. Внимание! В случае невозможности введения УЗ колебаний в болт (отсутствуют эхо-сигналы от "дна" и трещин) по причине значительных механических повреждений верхней поверхности головки болта, данный болт считается неконтролепригодным. 5.3. Проведите контроль остальных 2-х болтов крепления рельсов закрылков. 5.4. Произведите контроль болтов крепления рельсов внешнего закрылка с другой плоскости крыла самолета 6. Оценка результатов контроля. 6.1. При появлении эхо-сигнала в зоне АСД проверьте калибровку (гл.З) и настройку (гл.4) дефектоскопа. 6.2. Если при повторном контроле вновь, в зоне АСД, возникает эхо-сигнал с амплитудой равной или более 8-ми больших (40 малых) делений В.Ш.Э. ЭЛТ - это свидетельствует о наличии дефекта.
|
|
|
ТТ. Эксплуатация с обнаруженными трещинами не допускается. 6.З. При обнаружении трещины результаты контроля оформите в виде технического акта с указанием бортового номера самолета, его наработки в часах и посадках, обозначения закрылка (правый или левый) и номера болта, считая от гондолы шасси. Примечание: Технический акт, оформленный в установленном порядке, направить в ОАО "Туполев" и ГосНИИ ГА.
|
Заменить дефектный болт на кондиционный.
|
|
Содержание операции и технические требования (ТТ)
|
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
|
Кон тро ль
|
7. Заключительные работы. 7.1. Удалите контактную смазку с поверхности контролируемых болтов, обезжирьте и нанесите Л.К.П. согласно действующей технологии. 7.2. Произведите монтаж (установку) шторок.
|
|
|
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА)
|
Инструмент и приспособления
|
Расходуемые материалы
|
Ультразвуковой дефектоскоп УД2-12, преобразователь П111-5-К6-002.
|
Стандартный образец ОСО-УД, лупа 4-7 кратного увеличения, линейка, переносная лампа на 27В, карандаш.
|
Акустическая смазка ЦИАТИМ-201(202),масла МК-8, МС-22или их смесь, НЕФРАС С50/170 ГОСТ 8505-80, бензин Б-70 ТУ 38.101913, салфетки х/б, наждачная бумага.
|
Приложение к
Технологической карте
№ 05-Закрылок.
Основные параметры настройки дефектоскопа
УД2В-Д45(46) перед контролем болтов 124Д-5750-304.
1. Установите параметры настройки дефектоскопа в соответствии с таблицей.
Основные: Скорость - 5950 м/с Развертка - 104.4 мм Задержка - 0.00 мкс Отсечка - 30%
|
а-зона: а-порог - 30% а-начало - 49.53 мм а-ширина - 8.03 мм а-режим -
|
б-зона: б-порог - произвольное б-начало - произвольное б-ширина - произвольное б-режим - нет
|
АСД: АСД режим - а-зона Звук-да Свет-да
|
ВРЧ: Точка - произвольное Положение - произвольное Усиление - произвольное Включить - нет
|
Тракт: Частота - 5 МГц Ан. Фильтр-Выкл. Циф. Фильтр - 05-8.0 Детектор - полный
|
ГЗИ: Демпфер - нет Ширина ЗИ - 75 нс Согл.элем. - нет Част. Повт. 460 Гц
|
Датчик: Совм. Режим - да R входа - 50 Ом Угол ввода - 0° Протектор - 0.01 мкс
|
2. Подключите к дефектоскопу преобразователь 5Кб из комплекта дефектоскопа УД2В-П45(46) с помощью соответствующего кабеля и повторите п.п. 4.2-4.4.
3. При установке браковочной (поисковой) чувствительности выполните операцию аналогично п.4.5. При этом руководствуйтесь следующим: величина эхо-сигнала от К05 должна равняться 10-и большим делениям вертикальной шкалы экрана дефектоскопа. Установленная чувствительность дефектоскопа будет соответствовать X dB. Увеличьте чувствительность дефектоскопа на 6dB и проводите контроль болтов на поисковой чувствительности (Х+6)dB, которая одновременно будет являться и браковочной.
4. При необходимости измерения глубины залегания дефекта (трещины), эхо-сигнал от которой индицируется на экране в а-зоне, установите в меню "Измерение" параметры:
Величина-S-мм; Время - по фронту; Импульс - 0-а-зона.
Рис. 1
1 ."Дно" образца ОСО-УД. 2. Преобразователь. 3. Зондирующий импульс. 4. Эхо-сигнал от "дна" (20мм) образца. 5. Образец ОСО-УД.
|
6. Эхо-сигнал от К05. 7. Эхо-сигнал от "дна" (65мм) образца. 8. Переотраженный эхо-сигнал. 9. 3она А.С.Д 10. "Дно" (65мм) образца.
|
Маршрут перемещения преобразователя.
|
Рис. 2
1. Преобразователь. 2. Контролируемый болт. З. Сквозная трещина. 4. Несквозная трещина. 5. "Дно" болта. 6. Зондирующий импульс.
|
7. Эхо-сигнал от несквозной трещины 8. Эхо-сигнал от "дна" болта. 9. Переотраженный эхо-сигнал. 10. Эхо-сигнал от сквозной трещины. 11. Зона А.С.Д.
|
Рис. 3
|
Приложение № 2
к Директиве ФСНСТ
№ 5.10-53 ГА от 09.06.06
Примечание:
1. Размер А головки болта измерить с помощью штангенциркуля
2. Высота головки болта не менее 6мм.
Рис № 1 Узел крепления рельсов № 3, 4, 5
внешнего закрылка самолета Ту-134А