Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007494.htm

МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ


19 сентября 1984 г.

Москва

№ 200


О ПОЛОМКЕ САМОЛЕТА ИЛ-62М № 86533
ЦУМВС В АЭРОПОРТУ КОНАКРИ


    
    18 августа 1984 г. днем, в простых метеоусловиях, при посадке в Гвинейском аэропорту Конакри в результате выкатывания за пределы ВПП произошла поломка самолета Ил-62М № 86533 ЦУМВС.
    Экипаж в составе командира корабля Шулякова И.В., второго пилота Гончарова В.М., штурмана Кузьминова Ф.Ф., бортинженера Жаворонкова А.П. и бортрадиста Салова И.Н. выполнял рейс по маршруту Дакар - Конакри. Коммерческая загрузка составляла 73 пассажира, 1 154 кг багажа и почты.
    Посадочная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы.
    Заход на посадку выполнялся с МК=242° на ВПП длиной 3 300 м. При погоде: ветер 270° 2 м/с, видимость более 10 км, давление 756 мм.рт.ст., температура воздуха -27°, ВПП сухая.
    Приземление самолета произошло в 720 м от торца ВПП на скорости 260 км/ч. Перед приземлением командир корабля дал команды: "Малый газ" и "Перекладка", которые бортинженер выполнил, однако по команде "Реверс" он, грубо нарушив правила эксплуатации систем управления силовыми установками, установил рычаг управления реверсом из положения "Обратная тяга" в положение "Прямая тяга".
    По команде "Спойлеры" бортинженер безрассудно перевел рычаги управления двигателями № 1 и 4 из положения "Малый газ" во взлетное положение, в результате чего произошло увеличение скорости самолета на пробеге до 265 км/ч, о чем штурман своевременно предупредил экипаж.
    Отметив нарастание скорости на пробеге, Шуляков И.В. не принял своевременных и эффективных мер по предотвращению выкатывания, и только второй пилот Гончаров В.М., увидев положение рычага реверса на прямой тяге, энергично перевел его на обратную тягу. Однако вторичное включение реверса, выпуск спойлеров и торможение были запоздалыми. Самолет на скорости 175 км/ч выкатился на КПБ и, пробежав 303 м по мягкому грунту, потерпел поломку.
    Причиной поломки самолета явились грубые нарушения бортинженером правил эксплуатации систем управления силовыми установке ми при выполнении посадки, а также неквалифицированные действия командира корабля но предотвращению выкатывания самолета на пробеге.
    В создавшейся ситуации принятые вторым пилотом Гончаровым В.М. меры предотвратили более тяжелые последствия авиационного происшествия.
    В ЦУМВС и ранее имели место авиационные происшествия с самолетами Ил-62 по причинам безответственного и халатного отношения части летного состава к выполнению своих должностных обязанностей, что резко снижает уровень безопасности полетов, наносит непоправимый моральный урон и подрывает престиж Аэрофлота за границей.
    

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений, летных учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА:
    1.1. обстоятельства и причины поломки самолета Ил-62 изучить со всем командным, летным, диспетчерским и инженерно-техническим составом;
    1.2. в месячный срок провести занятия с экипажами самолетов Ил-62 по изучению конструкции и работы реверсивного устройства, сигнализации его работы и принять зачеты по знанию взаимодействия членов экипажа при выполнении посадки.
    2. Генеральному директору ЦУМВС т. Полуянчику Н.К. принять меры по повышению личной ответственности руководящего и командно-летного состава за подбор, изучение и уровень профессиональной подготовки летного состава.
    3. Заместителям Министра гражданской авиации тт. Смирнову О.М. и Васину И.Ф., начальнику УОТиЗ МГА т. Темкиной Т.Н. совместно с руководством ЦУМВС и Московского транспортного управления ГА принять меры по укомплектованию летными кадрами подразделений ЦУМВС с учетом специфики организации международных полетов.
    4. Начальнику УЛС МГА т. Шишкину Ж.К. совместно с ГосНИИ ГА до 15.10.84 уточнить в технологии работы членов экипажа самолета Ил-62 доклады бортинженера при применении реверсивного устройства двигателей.
    5. Согласиться с мерами, принятыми генеральным директором ЦУМВС в отношении членов экипажа (командир корабля Шуляков И.В. освобожден от занимаемой должности и переведен во вторые пилоты сроком на один год с понижением в классе; бортинженер Жаворонков А.П. освобожден от занимаемой должности с изъятием свидетельства бортинженера ГА; второй пилот Гончаров В.Ф. и штурман Кузьминов Ф.Ф. за грамотные и правильные действия при посадке поощрены; бортинженер-инструктор Козовой А.Н. (210 ЛО) за необъективную оценку уровня подготовки бортинженера Жаворонкова освобожден от инструкторской работы).
    6. Шулякова И.В., Жаворонкова А.П., Козового А.Н. в установленном порядке направить в распоряжение начальника Московского транспортного управления ГА.
    7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Инспекции МГА.
    
    

Главный маршал авиации

Б. БУГАЕВ