СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ |
РУКОВОДИТЕЛЯМ |
17.11.05г. KB Рогатенко Ф.А. на вертолете Ми-2 RA-14271, днем по ПВП, выполнял транспортно-связной полет по заявке заказчика ООО «Севергазпром» по техническому обслуживанию участка магистрали газопровода Ухта - Торжок.
На борту вертолета находилось: член экипажа KB Астахов С.А. ОАО «Вологодского авиационного предприятия» и служебные пассажиры - инженеры службы связи ООО «Севергазпром».
Предварительная подготовка командира вертолета Роготенко Ф.А. проводилась 02.10.05. вместе с бортмехаником Базуновым Ю.В. Предварительная подготовка KB Астахова С.А.проводилась 29.10.05г. Предварительная подготовка под руководством командира звена Рычкова В.А. и старшего штурмана авиационного отряда Иванова Д.Е. в объёме подготовки ОЗП к полетам по местным воздушным линиям, по трассе газопровода на территории Вологодской, Ярославской, Архангельской областей и по видам работ.
Предполетная подготовка экипажа к вылету 17.11.05 г. с вертолетной площадки «Ростилово» компрессорной станции № 17 Грязовецкого линейно-производственного управления магистрального трубопровода проведена KB Рогатенко Ф.А. В соответствии с поданной заявкой на полет № 196 время вылета было запланировано на 06ч 00 мин.
Предполетный медицинский осмотр члены экипажа не проходили. В соответствии с требованием п. 4.12.5. НПП ГА-85 решение о допуске членов экипажа к полету принимал KB Рогатенко Ф.А.
В 04ч 46мин. KB Рогатенко Ф.А. по телефону получил метеорологическую консультацию у дежурного синоптика авиаметеорологической станции Вологда. Прогноз погоды по площадям метеорологического обеспечения полетов в Вологодском районе авиационных работ не препятствовал выполнению задания на полет. Опасных метеоусловий в районе авиационных работ, обход которых невозможен, не наблюдались и не прогнозировались.
Оперативное техническое обслуживание ВС проводилось авиатехником АТБ ООО «Вологодского авиационного предприятия» Цикиным А.В.
Получив по телефону диспетчерское разрешение на вылет, KB Рогатенко Ф.А. принял ВС от авиатехника Цикина А.В. Замечаний не было. Взлетный вес вертолета и центровка не выходили за летные ограничения. Решение на вылет было принято обосновано.
В 06ч 10мин. экипаж KB Рогатенко Ф.А. с 4 служебными пассажирами Заказчика произвели взлет для аэровизуального обследования участка магистрального газопровода Ростилово - Переход. Активное пилотирование на всех этапах полета осуществлял KB Рогатенко Ф.А. KB Астахов С.А. во время полета находился в кресле правого пилота, при этом ручка циклического шага находилась в нерабочем (убранном) положении.
В 08ч 25мин. KB Рогатенко Ф.А., после осмотра газопровода, произвел посадку на вертолетную площадку «Ростилово».
Авиатехник Цикин А.В. выполнил оперативное техническое обслуживание ВС по форме АБД, оформил карту - наряда № 190. Остаток топлива в топливном баке 240 литров и вертолет был дозаправлен топливом ТС-1 с противообледенительной жидкостью «И-М» до 840 литров.
Три служебных пассажира - инженеры службы связи Грязовецкого ЛПУ МГ были проинструктированы по правилам техники безопасности при посадке, высадке в ВС и в полете. На вертолете был загружен баллон со сжатым воздухом.
В 10ч 06мин, экипаж произвел взлет с вертолетной площадки «Ростилово» для выполнения авиационных работ на участке магистрального газопровода Ростилово - Коза с посадками по маршруту следования. Взлетная масса и центровка вертолёта не выходили за ограничения РЛЭ вертолета Ми-2. После взлета экипаж выполнил запланированную посадку на площадку подобранную с воздуха. На площадке экипаж находился около 10 минут двигатели вертолета не выключались.
По результатам опроса KB Астахова С.А. установлено, что взлет вертолета с площадки был произведён в 10ч 30-35мин. Замечаний к работе авиационной техники не было. При полете по маршруту все противообледенительные системы вертолета были включены. Полет выполнялся на истиной высоте 100 метров, скорость 140 км/ч. По заявлению члена экипажа Астахова С.А. в полете KB Рагатенко Ф.А. не мог установить связь с диспетчером Ярославля и принял решение набрать высоту, без входа в облачность.
В наборе высоты экипаж услышал «хлопок» в верхней части фюзеляжа. По показаниям Астахова С.А., начавшаяся вибрация вертолета не позволила оценить состояние работы двигателей и систем. KB Астахова С.А в своих объяснительных отмечает появление искр, летящих сверху слева от него в район педалей правого пилота.
По показаниям Астахова С.А., вертолет перешел на снижение и с некоторой поступательной скоростью столкнулся с деревьями лесного массива высотой до 30 метров.
В результате возник пожар на месте авиационного происшествия, значительная часть вертолета сгорела.
Погиб один член экипажа и три служебных пассажира. KB Астахова С.А. получил серьёзные телесные повреждения.
Катастрофа вертолета Ми-2 RA-4271 ОАО «Вологодское авиационное предприятие» произошла из-за столкновения вертолета с деревьями при вынужденной посадке вертолета на лес, вследствие последовательного отказа двух двигателей в полете.
Отказ правого двигателя произошел из-за разрушения свободной турбины двигателя и обусловлен снижением прочностных характеристик вала из-за его повышенного трения о закаленную лабиринтную втулку вследствие коксования масла из-за нарушения герметичности газосборника.
Отказ левого двигателя в полете обусловлен падением давления топлива в магистрали высокого давления вследствие удара фрагментом диска от разрушенного правого двигателя.
К факторам, которые обусловили авиационное происшествие, следует отнести:
- дефицит высоты полета для перехода несущего винта на режим авторотации и погашения поступательной скорости;
- отсутствие навыков у лётного состава в выполнении посадки с двумя отказавшими двигателями.
Недостатки, выявлены при расследовании:
- перевозка груза (металлического баллона со сжатым воздухом) без оформленных документов и швартовки на борту вертолета;
- руководством авиационного отряда ОАО «Вологодское авиационное предприятие» проведение подготовки к ВЛП 2005 года KB Астахов С.А. включенного в состав экипажа, выполнено не в полном объеме. Подготовка по программе «Перевозка опасных грузов» не проводилась;
- обязанности, права и ответственность члена экипажа командира вертолета Астахова С.А., документально не определены и не подтверждены. В Руководстве по производству полетов ОАО «Вологодское авиационное предприятие» отсутствуют инструкции (технологии) по распределению обязанностей между членами экипажа вертолета Ми-2 в составе двух командиров;
- отсутствие спинки дивана с привязными ремнями для служебных пассажиров;
- карта - наряд на оперативное ТО перед выполнением контрольного полета после замены главного редуктора оформлена с нарушением НТЭРАТ ГА-93 (п. 10.5.4.). отсутствует запись «ВС подготовлено к контрольному полету» и «Вылет разрешаю»;
- отсутствует карта - наряд на оперативное ТО при вылете вертолета 16.11.05 на площадку Ростилово из аэропорта Вологда после контрольного полета в связи с заменой главного редуктора;
- МСХ главного редуктора переработали установленные авиаремонтным заводом ресурсы на 5 часов. При продлении календарного срока службы главного редуктора комиссией не анализировались ресурсы агрегатов и деталей, установленные авиаремонтным заводом;
- не соответствует требованию ГОСТ 10227-86 физико-химический показатель качества топлива «содержание механических примесей»;
- не соответствует требованию ГОСТ 54-3-175-73-99 физико-химические показатели качества противообледенительной жидкости» «И-М» «содержание механических примесей», «содержание растворимых соединений металлов». Установлено повышенное содержание железа.
ПРЕДЛАГАЮ:
Руководителям авиапредприятий:
1. Обстоятельства и причины катастрофы Ми-2 RA-14271 изучить с летным и инженерно-техническим составом, эксплуатирующим вертолеты.
2. Провести разовую проверку состояния и установки в грузовой кабине вертолета Ми-2 общей спинки шестиместного пассажирского дивана.
3. Повторно изучить с представителями «Заказчика» Инструкцию об оформлении перевозки пассажиров, багажа на воздушных судах при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве № 66/и от 26.12.1986г.
4. Повысить качества контроля по расходу масла и появлением признаков «дымления» двигателя ГТД-350.
5. Провести проверку установки балансировочного груза на хвостовой пяте, на вертолётах, оборудованных двойным управлением.
6. С целью исключения выполнения вынужденной посадки на лес, при полетах по обследованию трасс нефтегазопроводов, проложенных в лесной местности, полет необходимо выполнять строго по трассе справа на удалении 30-50 метров от её оси, не допуская спрямления маршрута при изменении направления трасс нефтегазопроводов.
ВрИО руководителя управления |
Г.В. Полюдов |