Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007556.htm

МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

11 марта 1986 № 158/у

О введении в действие
ОСТ 54 30044-85

Начальникам управлений МГА

Начальникам управлений,
организаций, предприятий,
учреждений и директорам
заводов гражданской авиации


    
    В целях установления единых принципов и основополагающих понятий и положений системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в условиях перехода ее на эксплуатацию по состоянию, обеспечения внедрения эффективных методов эксплуатации и улучшения качества и полноты содержания эксплуатационно-ремонтной документации
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Ввести в действие с 01.07.86г. отраслевой стандарт ОСТ 54 30044-85 «Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения»
    2. ГосНИИ ГА до 01.06.86 обеспечить издание и рассылку организациям гражданской авиации указанного стандарта.
    3. Закрепить ОСТ 30044-85 за ГосНИИ ГА.
    4. Контроль за выполнением указания возложить на ГлавНТУ МГА.
    
    

И.Е. Машкиевский

    
    

СОГЛАСОВАНО

с базовыми организациями
по стандартизации:
письмо № 11-62/459 от 17.01.85г.
письмо № 298-63 от 25.01.85г.

Верно: начальник сектора
С.В. Далецкий

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра
гражданской авиации

И.Е. Машкиевский

19.02.1986г.

    
ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ

система технического обслуживания
и ремонта авиационной техники.

Основные положения

ОСТ 54 30044-85

    
    
    
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ.
Основные положения

ОСТ 54 30044-65

Издание официальное


Министерство гражданской авиации
г. Москва

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

    
    

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ.

ОСТ 54 30044-85

Основные положения

Введен впервые

Указанием Министерства гражданской авиации
от 11 марта 1986г. № 158/у срок введения установлен

 

с 01.07.1986г.

    
    
    Настоящий стандарт распространяется на самолеты и вертолеты гражданской авиации, авиационные двигатели, а также системы и комплектующие изделия (агрегаты, приборы и устройства) планера, силовой установки и оборудование самолетов и вертолетов гражданской авиации - далее изделия авиационной техники (AT), и устанавливает основные положения в области систем технического обслуживания и ремонта (ТОиР) AT, раскрывающие сущность комплексного подхода к разработке и оценке систем ТО и Р и обеспечению их эффективности при эксплуатации AT.
          

    
    

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    
    1.1. Система ТОиР AT представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: объекта и средств ТОиР, исполнителей и изложенного в документации плана ТОиР, - необходимых для поддержания надежности изделий АТ и готовности их к полетам.
    1.2. Основной задачей TОиР является поддержание и восстановление летной годности AT и ее подготовка к использованию по назначению при обеспечении требуемых уровней надежности и готовности изделий AT к полетам (регулярности полетов).
    1.3. Система ТО и Р должна обеспечивать:
    - подготовку изделий AT к полету в соответствии о полетным заданием;
    - поддержание уровня безотказности изделий AT, обусловленного требованиями к безопасности и регулярности полетов;
    - минимальное число задержек вылета из-за простоев на ТОиР, не превышающее заданного значения;
    - поддержание заданного уровня долговечности изделий AT;
    - минимальные трудовые и материальные затраты на ТОиР.
    1.4. Эффективность системы ТОиР AT определяет ее способность поддерживать заданные уровни надежности и готовности изделий AT в заданных (ожидаемых) условиях эксплуатации с определенными затратами труда, времени и материальных средств и представляет собой совокупность свойств ее элементов, таких как: эксплуатационная и ремонтная технологичность изделий AT; совершенство средств ТОиР; совершенство плана ТОиР; количественный состав, квалификация и специализация инженерно-технического персонала (исполнителей ТОиР).
    

2. ОБЪЕКТ ТОиР

    
    2.1. Объект ТОиР - по ГОСТ 24212-80.
    2.2. Основными характеристиками объектов ТО и Р в системе ТО и Р являются уровни их эксплуатационной и ремонтной технологичности.
    2.3. Эксплуатационная и ремонтная технологичность - по ГОСТ 14.205-83.
    2.4. Требования к уровню эксплуатационной и ремонтной технологичности объектов ТОиР обусловлены требованиями к эффективности системы ТОиР и определяют приспособленность изделий AT к ТОиР.
    2.5. Потребность конкретного объекта в ТО и Р должна быть обусловлена изменением его технического состояния или достижением фиксированной наработки (календарного срока).
    2.6. Техническое состояние - по ГОСТ 19919-74.
    

3. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СТРАТЕГИИ ТО и Р

    
    3.1. Метод технической эксплуатации представляет собой совокупность правил принятия решений по ТО и Р, обусловливающих вид предельного состояния, по достижении которого эксплуатация объекта прекращается или приостанавливается.
    В зависимости от вида предельного состояния объекта ТО и Р установлены следующие методы:
    - метод технической эксплуатации с восстановлением (списанием) после отказа (ТЭО);
    - метод технической эксплуатации с восстановлением (списанием) по достижении предотказного состояния (ТЭП);
    - метод технической эксплуатации с восстановлением (списанием) после выработки ресурса (ТЭР).
    3.2. Методы ТЭО и ТЭП являются методами технической эксплуатации по состоянию, то есть предусматривает эксплуатацию объектов без установления для них ресурсов и сроков службы: до первого ремонта, межремонтных и назначенных.
    3.3. Для каждого объекта ТО и Р применение определенного метода технической эксплуатации определяется:
    - влиянием отказов объекта на безопасность и регулярность полетов;
    - характером зависимости показателей безотказности объекта от наработки или от календарных сроков эксплуатации;
    - возможностью контроля и прогнозирования технического состояния объекта;
    - стоимостью объекта и затратами на его эксплуатацию и ремонт,
    Применение методов ТЭО и ТЭР предусматривает наличие в эксплуатационной документации признаков видов отказов объекта к алгоритмов их выявления.
    Применение метода ТЭП, кроме того, предусматривает наличие в эксплуатационной документации видов и признаков предотказного состояния и упреждающих допусков на значения определяющих параметров.
    3.4. Стратегия ТОиР - по ГОСТ 24212-80.
    3.5. Стратегия ТОиР объекта определяется методом его технической эксплуатации, принципами формирования перечня плановых работ по ТОиР и периодичностью их выполнения.
    В системе ТОиР AT могут быть реализованы две стратегии ТОиР:
    - стратегия ТОиР по наработке;
    - стратегия ТОиР по состоянию.
    Необходимо различать стратегии ТО и Р в отношении восстановительных и контрольно-профилактических работ по ТОиР.
    3.6. В части восстановительных работ стратегия ТО и Р объекта определяется методом его технической эксплуатации. Стратегия ТОиР по состоянию реализуется в случаях применения методов ТЭП и (или) ТЭО, в противном случае реализуется стратегия ТОиР по наработке.
    3.7. В части контрольно-профилактических работ стратегия ТОиР определяется возможностью контроля и прогнозирования технического состояния объекта, а также характером изменения состояния объекта в зависимости от наработки.
    При реализации стратегии ТОиР по состоянию перечень и периодичность выполнения работ по ТОиР устанавливают в зависимости от фактического технического состояния объекта и (или) результатов прогноза его состояния. При этом периодичность контроля и прогнозирования технического состояния должна быть установлена в эксплуатационной документации и может быть постоянной для каждого типа объектов или зависеть от результатов предыдущего контроля и прогнозирования технического состояния конкретного объекта. Реализация стратегии ТОиР по состоянию предусматривает наличие в эксплуатационной документации необходимого объема работ по ТО и Р, обусловленного фактическим техническим состоянием объекта.
    При реализации стратегии ТО и Р по наработке перечень и периодичность выполнения работ устанавливают в эксплуатационной документации в зависимости от наработки объекта единым для всей совокупности объектов данного типа.
    

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ТО И Р

    
    4.1. Требования к документации по ТОиР - по ГОСТ 18675-79.
    4.2. Дополнительно к комплекту документации, установленному в ГОСТ 18675-79 должна быть разработана программа ТОиР.
    Программу ТОиР составляет Разработчик изделия AT. Программа должна содержать данные о структуре ТОиР, принятых методах технической эксплуатации, составе и периодичности работ по ТОиР, особенностях эксплуатационной технологичности объекта ТОиР, составе средств ТОиР и показателях эффективности системы ТОиР с начала эксплуатации и до списания изделия.
    Реализация программы ТОиР должна обеспечивать поддержание заданных уровней безопасности, регулярности и интенсивности полетов при минимальных затратах труда, времени и средств на техническую эксплуатацию.
    4.3. Программа ТОиР разрабатывается на этапах проектирования и испытаний AT и является исходным документом для разработки эксплуатационной и ремонтной документации, а также для оценки и совершенствования систем ТОиР.
    

5. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ТО И Р

    
    5.1. Работы по обеспечению заданного уровня эффективности системы ТОиР следует проводить на всех стадиях разработки изделий AT, установленных ГОСТ 2.103-68.
    Система ТОиР должна быть оценена на этапах эскизного проекта и макета, заводских, государственных и эксплуатационных испытаниях, а также в процессе эксплуатации.
    5.2. Обеспечение эффективности системы ТОиР должно базироваться на комплексном подходе к ее разработке и оценке на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации AT, так как уровень эффективности системы ТОиР обусловлен характеристиками ее элементов в их совокупности (с учетом условий эксплуатации).
    Комплексный подход должен включать:
    - учет влияния каждого элемента системы ТОиР на безопасность и регулярность полетов, а также экономическую эффективность;
    - учет совместного влияния всех элементов системы ТОиР на её показатели;
    - проведение работ по обеспечению эффективности системы ТОиР на основе единой методологии и на всех этапах проектирования, испытаний и эксплуатации AT.
    5.3. При разработке и оценке систем ТОиР следует обеспечить:
    - разработку научно-методической и нормативной документации;
    - анализ возможных вариантов системы ТОиР разрабатываемого изделия AT для обоснования и подтверждения заданных требований к показателям система ТОиР;
    - опытно-конструкторские работы для обеспечения эксплуатационной и ремонтной технологичности изделий AT, формирования комплекса средств ТОиР;
    - разработку макетов, стендов, тренажеров, моделей и проведение специальных исследований для обеспечения заданных показателей системы ТОиР;
    - разработку программ ТОиР, эксплуатационной и ремонтной документация;
    - поэтапную оценку эффективности разрабатываемы систем ТОиР с подтверждением соответствующей документацией.
    5.4. Работы по созданию систем ТОиР должны быть организованы так, чтобы обеспечить:
    - к началу государственник испытаний - разработку программы ТОиР, формирование комплекса средств ТОиР и разработку временной эксплуатационной документации;
    - к моменту окончания государственных испытаний - подтверждение соответствия изделия AT и комплекса средств ТОиР техническим требованиям, подготовку эксплуатационной и ремонтной документации для регулярной эксплуатации и ремонта;
    - в процессе эксплуатации - проведение периодической оценки эффективности системы ТОиР и, при необходимости, корректировку эксплуатационной и ремонтной документации.