Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007715.htm

МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

14 ноября 1985г.

Москва

№ 231


ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
С ВЕРТОЛЕТАМИ ЯКУТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА

    
    
    1 октября 1985 г. ночью в сложных метеоусловиях в аэропорту Кызыл-Сыр при посадке вертолета Ми-8 № 24522 произошло его столкновение с вертолетом Ми-6 № 21079, находившимся на стоянке.
    Экипаж Нюрбинского ОАО в составе: командир вертолета Безуглый Г.А., второй пилот Колмогоров В.А. и бортмеханик Нечаев Ю.Л. выполнял полет по доставке вахты из аэропорта Нюрба в аэропорт Кызыл-Сыр. На борту находилось 13 пассажиров и 100 кг. груза.
    Ввиду несоответствия фактических метеоусловий минимуму аэропорта Кызыл-Сыр Безуглый Г.А. принял решение на вылет до промежуточного аэропорта Вилюйск, выбрав запасным аэродром вылета.
    При входе в зону Вилюйска экипаж получил от диспетчера КДП МВЛ Прокопьева А.И. информацию об ухудшении метеоусловий на аэродромах Вилюйск и Кызыл-Сыр ниже установленного минимума и вместо возврата на запасной аэродром принял неграмотное решение на продолжение полета до аэропорта Кызыл-Сыр. При этом после пролета аэропорта Вилюйск остаток топлива на вертолете уже не позволял вернуться на запасной аэродром Нюрба.
    В сложившейся обстановке диспетчер Прокопьев А.И. не потребовал от экипажа пересмотра неправильного решения и пролет зоны разрешил. Диспетчер КДП МВЛ аэропорта Кызыл-Сыр Калашников В.Н. при входе вертолета в его зону, грубо нарушив технологию работы, не сообщил экипажу фактические метеоусловия на аэродроме и разрешил снижение и заход на посадку по установленной схеме. В свою очередь экипаж данные о погоде у диспетчера не запрашивал. В то время как фактическая погода на аэродроме Кызыл-Сыр к моменту АП была следующей: 5-8 баллов разорванно-дождевой облачности с высотой нижней границы 50-70 метров, при установленном минимуме по высоте облачности - 600 метров. Таким образом прогнозы по аэродромам Вилюйск и Кызыл-Сыр не оправдались.
    При заходе на посадку экипаж не смог установить визуальный контакт с огнями ВПП из-за наличия низкой облачности и ушел на второй круг.
    С интервалом 10 минут по тому же маршруту на вертолете Ми-8 № 24698 Нюрбинского ОАО следовал экипаж командира воздушного судна Казарина Н.А. с проверяющим командиром звена Протасом Л.В. Проявив безответственность, проверяющий потворствовал нарушениям экипажа Безуглого Г.А., не потребовал его возвращения на аэродром вылета Нюрба. После ухода на второй круг вертолета Ми-8 № 24522 Протас Л.В. не уточнил его причину, произвел благополучную посадку с нарушением установленного минимума и в дальнейшем не принял мер по оказанию помощи экипажу, заходящему на посадку в сложных метеоусловиях.
    В повторном заходе Безуглый Г.А. на малой высоте обнаружил огни поселка и установил, что находится правее конца ВПП, произвел доворот в ее сторону и при дальнейшем снижении с невключенными посадочными фарами допустил столкновение с вертолетом Ми-6 № 21079. находившимся на неосвещенной стоянке. При столкновении возник пожар, оба вертолета сгорели. Экипаж и пассажиры получили травмы.
    Причиной аварии вертолета явилась недисциплинированность экипажа, выразившаяся в грубых нарушениях требований НПП ГА-78 при неудовлетворительном метеорологическом обеспечении и управлении воздушным движением в Нюрбинском ОАО.
    Авиационные происшествия, связанные с неудовлетворительной организацией летной работы в Якутском управлении ГА, имели место и ранее.
    6 августа 1985 г. днем в простых метеоусловиях в горной местности потерпел аварию вертолет Ми-8 № 24650 Якутского управления ГА.
    Экипаж Батагайского ОАО в составе: командир вертолета Сбытов О.Е., второй пилот Беляшов С.Г. и бортмеханик Спицын А.Н. выполнял транспортно-связной полет с пассажиром и грузом массой 2000 кг на борту.
    При заходе на посадку на площадку, расположенную в горной местности, экипаж не учел сложности ветрового режима в конкретной обстановке, своевременных мер по устранению резкого снижения вертолета не принял, что привело к его столкновению с землей. Вертолет разрушился, экипаж и пассажир получили травмы.
    Причиной аварии вертолета явилась неудовлетворительная профессиональная подготовка командира вертолета Сбытова О.Е., явившаяся следствием низкого уровня организации летной и методической работы в Депутатской ОАЭ.
    Непрекращающиеся авиационные происшествия в Якутском управлении ГА свидетельствуют о серьезных недостатках в работе командно-руководящего состава в вопросах укрепления дисциплины, повышения уровня профессиональной подготовки авиаработников, организации летной работы и обеспечении полетов при ПАНХ.
    
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений, учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА:
    1.1. обстоятельства и причины происшествий изучить с командно-летным, летным составом, работниками службы движения и АМСГ на специальных совместных разборах;
    1.2. принять меры по устранению недостатков в организации метеорологического обеспечения полетов и управлении воздушным движением;
    1.3. привести оборудование аэродромов МВД в полнее соответствие Табелю оснащения средствами РТО и связи и НАС ГА-80.
    2. За низкий уровень дисциплины и организации летной работы, неудовлетворительный контроль за выполнением полетов и упущения в подготовке летного состава командира 270 летного отряда Нюрбинского ОАО Якутского управления ГА Бекурина Н.К. от занимаемой должности освободить и использовать по усмотрению начальника управления на работах с меньшим объемом.
    3. За серьезные упущения в работе и отсутствие должного контроля за качеством метеообеспечения полетов старшего инженера-инспектора по метеорологическому обеспечению полетов Якутского управления ГА Силину А.А. от занимаемой должности освободить и использовать на работе по усмотрению начальника управления.
    4. За непрекращающиеся авиационные происшествия по вине летного состава заместителю начальника Якутского управления ГА по организации летной работы Рослякову Л.С. объявить строгий выговор.
    5. За недостатки в организации и обеспечении полетов при ПАНХ, а также наличие авиационных происшествий по вине авиаработников  начальнику Якутского управления ГА Дергилеву И.С. строго указать.
    6. По остальным лицам, виновным в авиационных происшествиях, ограничиться мерами, принятыми начальником Якутского управления ГА.
    7. Материалы расследований передать в следственные органы.
    8. Вертолеты Ми-8 № 24650 № 24522 и Ми-6 № 21079 списать.
    9. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
    
    

    Б.П.Бугаев