Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007716.htm

МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

28 декабря 1985г.

Москва

№ 288



О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ
АН-2 № 31478 УЗБЕКСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА

    
    20 августа 1985 г. на оперативной точке АХР Усть-Калманка Алтайского края произошло чрезвычайное происшествие с самолетом Ан-2 № 31478 Узбекского управления ГА.
    Экипаж Сергелийского ОАО в составе: командир самолета Капитонов Е.Н., второй пилот Салихов В.Р., авиатехник Дружинин О.А. и авиамеханик Соколов В.Н. выполнял авиационно-химические работы. После окончания производственных полетов экипаж с авиамехаником Соколовым на борту без задания совершил перелет на соседнюю оперативную точку, где работал экипаж Ан-2 Иркутского ОАО в составе: командир самолета Мурашев М.Ю., второй пилот Большедворский М.И. и авиатехник Корнилов Б.Б. При встрече было организовано распитие спиртных напитков. Возвращаясь на свой аэродром, экипаж дополнительно взял на борт авиатехника Корнилова.
    При посадке на пробеге экипаж с управлением не справился и допустил столкновение самолета с тракторной тележкой, в результате чего самолет получил значительные повреждения. Экипаж и находившиеся на борту лица не пострадали.
    Происшествие экипаж скрыл. В полевых условиях с помощью специалистов ATБ Барнаульского ОАО на самолете была произведена замена правой нижней плоскости, воздушного винта и правой пирамиды шасси, использованы агрегаты и детали, отработавшие ресурс, взятые со списанных самолетов. После этого самолет был допущен к дальнейшей эксплуатации к налетал более 160 часов.
    Причиной чрезвычайного происшествия явилась недисциплинированность и преступные действия экипажа, выразившиеся в выполнении полетов без ведения, нарушении режима труда и отдыха, в распитии спиртных напитков на полетах, нарушение требований РЛЭ самолета Ан-2 при выполнении посадки и руления, а также неудовлетворительная организация работ экипажей в отрыве от базы в Узбекском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском управлениях ГА.
    Скрытию и незаконному восстановлению воздушного судна способствовали также преступные действия ИТС Барнаульского, Сергелийского и Иркутского ОАО, неудовлетворительная организация технического обслуживания авиационной техники и пропускного и внутри-объектового режима в Барнаульском авиапредприятии.
    Расследованием установлено, что руководство Сергелийского ОАО безответственно подошло к комплектованию экипажа, без учета моральных и деловых качеств, у обоих пилотов были погашены талоны нарушений № 1, а второй пилот был отстранен от должности командира за поломку самолета.
    Пользуясь бесконтрольностью, экипаж накануне происшествия с 18 по 20 августа предполетный медосмотр не проходил, систематически после полетов и во время полетов занимался пьянством. Допускал полеты не в полном составе экипажа и с посторонними лицами, занимался приписками летного времени, а излишки бензина и масла обменивал на спиртные напитки.
    Прибывший на подмену экипаж Сергелийского ОАО в составе: командир самолета Шахматов В.Ю. и второй пилот Корецосс А.Л. также пьянствовал и стал соучастником скрытия чрезвычайного происшествия. На оперативную точку без задания дважды прилетал экипаж Иркутского ОАО в составе: КВС Мурашов M.Ю., второй пилот Большедворский М.И. с авиатехником Корниловым Б.Б. на борту, где участвовали в пьянках и никто не пресек действия злостных нарушителей дисциплины.
    Работники АТБ Барнаульского ОАО инженеры Некрасов В.А., Пирогов B.C. и авиатехник Асанов В.М., используя свое служебное положение в корыстных целях, организовали незаконное восстановлении самолета, получив за это от экипажа Капитонова 2000 рублей.
    Хищение и установка на самолете агрегатов и деталей, отработавших ресурс, стали возможными в результате нарушения приказов МГА от 23.01.65 № 15 в части разделки списанных воздушных судов и от 01.02.84 № 20 по ликвидации неконтролируемых проездов и проходов на аэродром Барнаул.
    В Узбекском управлении ГА допускались и другие случаи скрытия событий, угрожающих безопасности полетов. Была скрыта предпосылка авиационного происшествия с самолетом Ан-2 № 35097 в аэропорту Бухара 30.06.85 и возгорание самолета Ан-2 № 54963 Сергелийского ОАО 16.09.05.
    Указанные грубые нарушения явились следствием низкой исполнительности части командно-руководящего состава Барнаульского, Сергелийского и Иркутского авиапредприятий ГА по решительному претворении в жизнь требований по борьбе с пьянством и алкоголизмом, а также запущенности политико-воспитательной работы, нарушения режимно-охранных мероприятий и неудовлетворительной организации контроля за работой экипажей в отрыве от базы.
    
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений, предприятий, летных учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА:
    1.1. обстоятельства и причины чрезвычайного происшествия с самолетом Ан-2 изучить с командно-руководящим, летным и инженерно-техническим и диспетчерским составом службы движения;
    1.2. в месячный срок проверить выполнение приказов МГА от 01.02.84 № 20 и от 23.01.85 № 15, выявленные недостатки устранить немедленно;
    1.3. принять решительные меры к пресечению случаев скрытия нарушений, угрожающих безопасности полетов;
    1.4. принять эффективные меры по искоренение случаев пьянства и алкоголизма. Исключить случаи допуска к управлению и обслуживанию воздушных судов нарушителей трудовой дисциплины и пьяниц.
    2. Начальникам Узбекского, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского управлений ГА лиц летного и инженерно-технического со става, участвовавших в самовольных вылетах, в пьянстве, совершении и скрытии чрезвычайного происшествия уволить, а лиц летного состава - с изъятием пилотских свидетельств. Материалы передать в следственные органы.
    Пункты 2, 3 и 4 приказа начальника Восточно-Сибирского управления ГА от 11.12.85 № 227 отменить.
    3. За непрекращающиеся авиационные происшествия, низкий уровень организации летной работы, слабую политико-воспитательную работу, скрытие событий, угрожающих безопасности полетов, командира Сергелийского ОАО Селиверстова Г.Ф. и командира летного отряда № 161 Девликанова Ш.А. в соответствии с Уставом о дисциплине работников ГА п.17 пп."е" от занимаемой должности освободить и использовать по усмотрению начальника Узбекского управления ГА.
    4. Заместителя начальника Западно-Сибирского управления по эксплуатации авиационной техники - главному инженеру Рожко Г.Е., за низкий уровень дисциплины работников АТБ Барнаульского ОАО объявить выговор.
    Пункт 8 приказа начальника Западно-Сибирского управления от 07.12.85 № 236 - отменить.
    5. Заместителям начальника Узбекского управления ГА по организации летной работы Сайдахмедову И.М. и по политико-воспитательной работе - начальнику отдела Абдулладжанову М. за скрытие авиационного происшествия, серьезные нарушения организации летной и политико-воспитательной работы объявить выговор.
    6. Строго предупредить начальников Узбекского, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского управлений ГА Турика Б.Т., Ткаченко В.В. и Глушкова В.Н. и их заместителей по политико-воспитательной работе - начальников отделов Кириенка Н.И. и Слюсаря В.И. за неудовлетворительную работу по борьбе с очковтирательством и скрытием происшествий.
    7. Остальные лица, виновные в чрезвычайном происшествии и его скрытии, строго наказаны властью начальников управлений ГА.
    8. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
    
    

    Б.П. Бугаев