Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007723.htm

МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

6 апреля 1987г.

Москва

№ 100



О НАРУШЕНИИ МИНИМУМА ПОГОДЫ ЭКИПАЖАМИ
САМОЛЕТОВ ИЛ-86 ЦУМВС ПРИ ПОСАДКАХ В АЭРОПОРТУ ГАНДЕР

    
    
    19 марта 1987 года экипаж самолета Ил-86 № 86075 в составе: командир корабля Пустошилов Л.А., второй пилот Кайтуков В.З., штурман Малышкин Ю.А., бортинженер Ращупкин В.А. выполнял рейс СУ-346 по маршруту Лима - Гавана - Гандер - Шеннон - Москва.
    Перед снижением с эшелона для захода на посадку в аэропорту Гандер экипажем были получены сведения о фактической погоде, которая соответствовала минимуму 1 категории ИКАО.
    На высоте принятия решения командир корабля Пустошилов Ж.А. установил визуальный контакт с огнями приближения и принял решение на посадку. Вопреки требованиям п.10 раздела 4.2.7 "Б" РЛЭ Ил-86 им не была дана команда "взял управление", что привело к несогласованным действиям между командиром корабля и вторым пилотом в строгом выдерживании параметров полета, особенно в условиях ограниченной видимости в процессе выравнивания и посадке самолета.
    Второй пилот Кайтуков В.З. из-за отвлечения внимания от пилотирования самолета по приборам не обеспечил строгого выдерживания заданного курса полета и своевременных устранений кренов. Бортинженер Ращупкин В.А. на предпосадочном снижении самовольно без команды командира корабля выключил посадочные фары.
    Грубые нарушения технологии по взаимодействию членов экипажа привели к приземлению самолета с левым креном и уклонением влево от осевой линии ВПП.
    При пробеге самолет сошел внешними колесами левой стойки шасси за пределы посадочной полосы и раздавил три боковых огня ВПП. Из-за выкатывания самолета были повреждены капоты двигателя № 1 о снежный бруствер. В результате безграмотных действий экипажа в сложных метеоусловиях самолет был выведен из строя.
    Для вывозки пассажиров с рейса Су-346 и расследования авиационной предпосылки руководством ЦУМВС в аэропорт Гандер 20.03.87 был направлен экипаж самолета Ил-86 № 86071 в составе: проверяющий - начальник инспекции ЦУМВС Андрианов В.В., командир корабля Прытков А.В., второй пилот Полудо О.С., штурман Калинин М.И. и бортинженер Ямщиков Б.В.
    Из-за слабого знания терминологии радиообмена на английском языке, явно несоответствующего требованиям ИКАО для выполнения международных полетов, экипажем ошибочно воспринималась и переводилась неоднократная метеоинформация о фактической погоде в аэропорту Гандер.
    Передаваемые значения вертикальной видимости 100 футов (30 метров) и дальности горизонтальной видимости 1/8 мили (200 м) воспринимались экипажем как 100 метров нижней границы облачности и горизонтальной видимости - 2000 метров.
    Проверяющий Андрианов В.В. выполнял обязанности командира корабля с левого пилотского кресла, КВС Прытков А. В, находился в пассажирском салоне.
    За три минуты до посадки экипажем была принята информация от диспетчера о фактической погоде аэропорта Гандэр: ветер 100 градусов 10 узлов (5 м/сек), видимость 1/8 мили (200 м), слабый дождь, туман, дальность видимости на ВПП-13 1200 футов (400 м) по ОВИ. Это явное несоответствие погоды посадочному минимуму не насторожило экипаж, который не принял единственно правильное в этих условиях решение об уходе на 2-ой круг и следовании на запасной аэродром Гузбей или Стефенвиль с хорошей фактической погодой.
    Продолжая снижение в тумане экипаж допустил уклонение от линии курса и глиссады, в следствии чего произошло грубое приземление самолета с правым креном, последующим переходом в левый крен до 8° и касанием о поверхность ВПП капотом двигателя № 1.
    В результате безграмотных действий экипажа вне видимости ВПП произошло выкатывание самолета за ее пределы правой и средней стойкой шасси. На пробеге были повреждены стабилизующие амортизаторы правой стойки шасси и капоты двигателя № 4.
    Основными причинами предпосылок к авиационным происшествиям явились нарушения экипажами минимумов погоды и технологии по взаимодействию при пилотировании воздушных судов в сложных метеоусловиях, а также слабое знание ими терминологии радиообмена на английском языке.
    Нарушение минимумов погоды при посадках экипажами ЦУМВС на международных воздушных линиях являются следствием слабого и поверхностного контроля командно-руководящим составом за качеством выполнения полетов.
    Командование летных отрядов практически не использует на разборах данные средств объективного контроля и бортовых магнитофонов для оценки профессионального уровня подготовки экипажей.
    

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений ГА, производственных объединений и командиру ОАО № 235:
    1.1. допущенные экипажами ЦУМВС нарушения в аэропорту Гандер, изучить с летным и диспетчерским составом УВД на специальных разборах;
    1.2. повысить ответственность командно-летного состава за своевременность принимаемых профилактических мер, предупреждающих нарушение правил полетов экипажами воздушных судов, используя для этих целей данные средств объективного контроля и бортовых магнитофонов;
    1.3. обеспечить строгое соблюдение установленного порядка выполнения полетов с проверяющими в составе экипажа;
    1.4. проверить у всего летного состава, допущенного к выполнению международных полетов, знание фразеологии радиообмена и правил ведения связи на английском языке с принятием зачетов. Срок исполнения до 01.07.87 года.
    2. начальникам УЛС, УУ3, ЦУВД, начальнику Главной инспекции МГА до 01.06.87 года проверить организацию и качество подготовки в УТЦ. ЦУМВС летного и диспетчерского состава к ведению связи на английском языке в соответствии с международными требованиями. По результатам проверки внести предложения по совершенствованию программ и системы подготовки.
    3. За нарушение минимума погоды при посадке и технологии по взаимодействию членов экипажей - в соответствии с п.п."ж" пункта 17 Устава о дисциплине работников гражданской авиации командира самолета Ил-86 216 летного отряда Цустошилова Леонида Алексеевича освободить от занимаемой должности и перевести на должность второго пилота самолета Ил-62 210 летного отряда; вторых пилотов самолета Ил-86 216 летного отряда Кайтукова Владимира Захаровича и Полудо Олега Семеновича освободить от занимаемых должностей и перевести на должности 2-го пилота самолета Ту-154 63 летного отряда. В свидетельствах авиаспециалистов изъять талон нарушений № 1.
    4. За нарушение требований п.2.4.10, 2.4.34 НПП ГА-85 штурмана самолета Ил-86 216 летного отряда Калинина Михаила Ивановича в соответствии с п.п. «ж» п. 17 Устава о дисциплине работников ГА освободить от занимаемой должности и перевести на должность штурмана самолета Ту-154. В свидетельстве штурмана изъять талон нарушения № 1.
    5. Командиру 216 летного отряда Паршину Владимиру Ивановичу за серьезные недостатки в организации летной работы экипажей в соответствия с п.п."в", пункта 17 Устава о дисциплине работников ГА объявить строгий выговор.
    6. Заместителю командира по политической части 216 летного отряда Ердакову Михаилу Владимировичу за серьезные недостатки в организации партийно-политической работы в коллективе объявить строгий выговор.
    7. Начальника. ЛШО ЦУМВС Кузнецова Владимира Ивановича за низкий уровень организации международных полетов и слабый контроль профессиональной подготовки летного состава в соответствии с п.п. «г», пункта 17 Устава о дисциплине работников ГА предупредить о неполном служебном соответствии.
    8. Начальника инспекции ЦУМВС Андрианова Владислава Викторовича за нарушение минимума погоды при посадке и неудовлетворительную организацию работы экипажа, в полете в соответствии с п.п. «ж», пункта 17 Устава о дисциплине работников ГА от занимаемой должности освободить и перевести на должность КВС самолета Ту-154 63 летного отряда. Из свидетельства, пилота изъять талон нарушения № 1.
    9. Приказ Генерального директора от 01.04.87 года № 94 отменить.
    10. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра гражданской авиации т. Васина И.Ф.
    

    

    Б.П. Бугаев