МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
04 декабря 1987 г. |
Москва |
№ 271 |
О СЕРЬЕЗНЫХ НЕДОСТАТКАХ В НАЗЕМНОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
10.10.87 в аэропорту Перш, Уральского управления ГА на пробеге произошло столкновение самолета Як-40 № 87382 Ульяновского ОАО Приволжского управления ГА с автомашиной руководителя полетов.
Экипаж самолета в составе командира Тютина Е.Ю., второго пилота Балабаечкина М.В., бортмеханика Солманидина В.И. выполнял вахтовый рейс по маршруту Бугульма - Пермь - Советский. На борту находилось 28 пассажиров и 207 кг багажа.
Заход на посадку на аэродром Пермь осуществлялся в простых метеоусловиях по системе ОСП с МК посадки 34 градуса.
При нахождении самолета на удалении 230 м от ВПП на полосу выехала автомашина руководителя полетов, управляемая водителем Пащенко М.И., которую экипаж воздушного судна не видел.
На пробеге, после опускания передней стойки шасси произошло столкновение самолета правым крылом с автомашиной.
Экипаж, пассажиры и водитель автомашины не пострадали. У самолета повреждены силовые элементы крыла.
Расследованием установлено, что несмотря на неоднократные смены курса посадки, функции диспетчера Старта с СДП 214 выполнял диспетчер Ширшов Ю.И., который дважды запретил водителю пересечение ВПП. Первоначальную команду водитель автомашины РП не понял, а повторную не подтвердил и не выполнил.
Диспетчер СДП из-за особенностей рельефа аэродрома наблюдать за движением автомашины не мог, подтверждения о получении команды не потребовал.
Столкновение произошло в зоне ответственности диспетчера ВСДП Борисова Г.Я., который видел автомашину, прослушивал радиообмен диспетчера СДП с водителем, но мер по предотвращению выезда и подтверждению команда не принял.
Причиной поломки самолета Як-40 № 87382 явилось самовольное занятие ВПП водителем автомашины РП Пащенко М.И., а также халатность диспетчеров СДП и ВСДП не предотвративших несанкционированный выезд на ВПП, вследствие чего произошло столкновение самолета с автомашиной.
Комиссией вскрыты серьезные нарушения в работе руководителя полетов Сорокина В.Г., неудовлетворительная организация движения спецавтотранспорта по летному полю со стороны командования Пермского ОАО и формализм в работе по профилактике авиационных происшествий. Такое положение с безопасностью полетов в Пермском предприятии стало возможным в результате низкой требовательности и ослабления контроля командно-руководящим составом Уральского управления ГА за работой наземных служб.
Некоторые руководители забыли тяжелые уроки катастрофы Ту-154 в аэропорту Омск в 1984 году, не полностью выполнили мероприятия по совершенствованию работы специалистов наземных служб. В результате самоуспокоенности и безответственности части командно-руководящего состава не снижаются нарушения по вине работников авиапредприятий.
За 10 месяцев 1987 г. на аэродромах гражданской авиации и совместного базирования допущено 66 предпосылок авиационных происшествий, при которых воздушные суда прекращали взлет, уходили на второй круг вследствие несанкционированного занятия летной полосы людьми, автотранспортом, животными. В 9 случаях возникала реальная угроза столкновения воздушного судна с препятствиями, находящимися на ВПП, в процессе взлета или посадки. Наибольшее количество предпосылок авиационных происшествий произошло по вине специалистов аэродромной службы (25), управления воздушным движением (7) и на аэродромах совместного базирования (21). Более 84 процентов предпосылок авиационных происшествий произошло в Украинском (10), Белорусском (9), Ленинградском (8), Казахском (7), Дальневосточном (6), Архангельском, Приволжском, Якутском, Туркменском (по 4), Узбекском (3) управлениях ГА и УГАЦ (3).
Недостатки в организации движения транспортных средств способствовали столкновению самолета Ан-2 № 70584 Таджикского управления ГА с топливозаправщиком воинской части на аэродроме Московский 17.06.87.
Особую озабоченность вызывают не прекращавшиеся предпосылки авиационных происшествий на аэродромах Талды-Курган, Пулково (по 5), Одесса (3) и на аэродромах Белорусского УГА.
20.11.87 в аэропорту Гродно при посадке самолета Ту-134 № 65049 Белорусского управления ГА на ВПП выехала автомашина КрАЗ, на которой в нетрезвом состоянии находились техники аэродромной службы Ковалев В.П., Мартынов Ю.М, и работник аэропорта Емельянов С.Г.
Правильные действия экипажа КВС Скуратовича И.М. на пробеге воздушного судна предотвратили столкновение самолета с автомашиной.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам управлений, производственных объединений и командиру Отдельного Авиаотряда № 235 ГА;
1.1. приказ довести до командно-руководящего, командно-летного, летного состава, диспетчеров службы движения и работников наземных служб;
1.2. в месячный срок привести организацию работ на летном поле, порядок движения транспортных средств на аэродромах, охрано-режимные мероприятия в соответствие с требованиями нормативных документов МГА;
1.3. применять штрафные санкции к должностным лицам за нарушение установленного режима движения на аэродромах и порядка работ на летном поле в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса СССР и постановления Совета Министров СССР от 08.02.86 № 197;
1.4. предупредить начальников Архангельского, Белорусского, Дальневосточного, Казахского, Ленинградского, Приволжского, Туркменского, Узбекского, Украинского, Якутского управлений и УГАЦ о персональной ответственности за невыполнение требований нормативных документов МГА по обеспечению безопасности полетов.
2. Начальникам НЭЦ АУВД, ГосНИИ ГА, ГлавУЛС, УНС МГА, ЦУВД, ЦУЭРТОС ГА до 01.07.88 обеспечить разработку дополнения к Методике составления инструкций по производству полетов в районе аэродромов на период реконструкции и строительства объектов на их территории, предусмотрев порядок ограничений для полетов воздушных судов, использования радиосветотехнических средств, систем посадки и УВД при изменении длины летной полосы, а также мероприятия по обеспечению безопасности полетов.
3. Начальникам НЭЦ АУВД, ЦУВД ГА, УНС МГА:
3.1. до 01.03.88 изучить опыт эксплуатации системы контроля занятости летной полосы, эксплуатируемой в аэропорту Ереван (Звартноц), и представить предложения о возможности ее использования на других аэродромах гражданской авиации;
3.2. до 20.03.88 подготовить и представить на научно-технический совет МГА предложения по разработке систем контроля занятости летной полосы с использованием новых методов и принципов, исключавших возможность бесконтрольного проникновения на летное поле транспортных средств, людей и животных.
4. За серьезные недостатки в организации и обеспечении полетов, отсутствие должного контроля за работой служб, низкий уровень партийно-политической работы и неудовлетворительное состояние дисциплины в службах и подразделениях командира Пермского ОАО Тренева Д.А. в соответствии с подпунктом "г" пункта 17 Устава о дисциплине работников ГА предупредить о неполном служебном соответствии.
В отношении других виновных в поломке самолета согласиться с мерами, принятыми начальником Уральского управления ГА. В приказе от 04.10.87 № 263 начальник службы спецавтотранспорта Меледин А.А. освобожден от занимаемой должности, заместитель начальника аэропорта по движению Колинько Л.Л. предупрежден о неполном служебном соответствии.
5. Обратить внимание начальника Уральского управления ГА Панченко Л.А. на низкую требовательность к руководству авиапредприятий по реализации профилактических мероприятий.
6. Указать начальникам УНС МГА т. Соколову B.C., ЦУВД ГА т. Шелковникову В.Г., УАСРиОА МГА т. Джафарову М.А. на неэффективность принимаемых мер по предупреждению авиационных происшествий.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
Первый заместитель Министра |
Б.Е. Панюков |