Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007747.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПРИКАЗ

    

29 декабря 1989 г.

Москва

№ 214

    
ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С ВЕРТОЛЕТАМИ
ПРИВОЛЖСКОГО И КОМИ УПРАВЛЕНИЙ ГА

    
    
    11.05.89 днем в простых метеоусловиях потерпел катастрофу вертолет Ми-8 № 22920 Приволжского управления ГА.
    Экипаж Уфимского ОАО в составе командира вертолета Светлакова В.П., второго пилота Узикова Е.Н. и бортмеханика Федосеева С.П. выполнял транспортно-связной полет с тремя пассажирами на борту.
    При посадке в районе н.п. Чегодаево вертолет столкнулся с насыпью дороги, разрушился и сгорел. Командир вертолета и пассажиры погибли. Второй пилот и бортмеханик получили телесные повреждения.
    Причиной катастрофы вертолета Ми-8 № 22920 явились ошибочные, поспешные действия командира вертолета Светлакова В.П., слабая осмотрительность и неудовлетворительное взаимодействие в экипаже при выполнении захода на посадку, которые привели к снижению вертолета над местностью, не обеспечивающей безопасную посадку.
    Факторами, оказавшими влияние на исход полета, явились:
    - установка заказчиком на посадочную площадку н.п. Чегодаево битумной печи и неуборка ее до прилета вертолета, в результате чего командир должен был выполнять посадку с подбором места в условиях сложного рельефа;
    - нарушение командиром "Технологии работы экипажа" в части неинформирования экипажа о выбранном для посадки месте;
    - изменение курса захода на посадку с 90° на курс, соответствующий примерно 150°, после доклада диспетчеру МДП;
    - отвлечение внимания экипажа на автобус и людей, находящихся на шоссе, при снижении вертолета перед посадкой;
    - невыключение двигателей и необесточивание вертолета экипажем после столкновения с землей, вследствие скоротечности развития и сложности ситуации;
    - скоротечность возникновения и высокая интенсивность пожара на месте происшествия, не позволившие провести эвакуацию из вертолета командира и пассажиров, получивших травмы, а также обеспечить сохранность авиационной техники.
    05.10.89 днем в простых метеоусловиях потерпел авиационное происшествие без человеческих жертв вертолет Ми-6 № 21027 Коми управления гражданской авиации.
    Экипаж Печорского ОАО в составе командира вертолета - инструктора Выгузова В.В., второго пилота Хатеева А.Я., штурмана Козару А.И., бортмеханика Ли-Чи и бортрадиста Ильина П.В. выполнял полеты о грузом на внешней подвеске.
    Пилотирование вертолета до момента укладки груза и его отцепки осуществлял второй пилот, в последующих перемещениях и в полете - командир вертолета.
    После укладки груза на площадку экипаж допустил столкновение лопастей рулевого винта с препятствием на земле. Экипаж удара не заметил и произвел взлет с поврежденными лопастями. В полете возникла повышенная вибрация, которая усилилась на снижении. При заходе на посадку на вертодром Вазей-51 произошло отделение рулевого винта и хвостового редуктора. Неуправляемый вертолет столкнулся с землей и разрушился. Члены экипажа получили серьезные телесные повреждения.
    Причиной авиационного происшествия явилась потеря путевой управляемости, устойчивости и разбалансирования вертолета из-за обрыва хвостового редуктора с рулевым винтом, поврежденным ранее в результате столкновения с препятствиями.
    На исход, полёта оказала влияние совокупность факторов:
    - недостаточная осмотрительность экипажа при перемещении в район предполагаемой подцепки груза на внешнюю подвеску вертолета в сочетании с нарушением инструкции для наземной бригады работниками буровой, неправомерно подававшими сигналы экипажу на погрузочной (разгрузочной)площадке;
    - ошибка экипажа в оценке высоты полета при перемещении вертолета над рельефом местности с уклоном подстилающей поверхности;
    - необнаружение экипажем повреждения рулевого винта из-за присущей вертолету Ми-6 повышенной вибрации при взлете на этапе разгона;
    - выявление экипажем повышенной вибрации в горизонтальном полете над пересеченной местностью, заросшей лесом, исключающей немедленный подбор площадки с воздуха для посадки;
    - прогрессирующее увеличение вибрации вертолета на зависании перед посадкой, вызвавшей обрыв хвостового редуктора с рулевым винтом.
    Авиационным происшествиям способствовал ряд недостатков, выявленных комиссиями по расследованию.
    Экипажем вертолета Ми-8 № 22920 были нарушены правила, установленные МГА, по перевозке пассажиров на воздушных судах: на борт взят пассажир без оформления перевозочных документов. В заявке на полет не полностью указан маршрут полета.
    Второй пилот вертолета Ми-6 № 21027 Хатеев А.Я. выполнял полеты с левого пилотского сидения при работе с грузом на внешней подвеске, что запрещено п. 44 Программы подготовки летного состава. При выполнении полетов экипажем допущены отклонения технологических требований.
    В целях предотвращения авиационных происшествий по аналогичным причинам
    

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений, производственных объединений и командиру Отдельного авиационного отряда № 235 ГА обстоятельства и причины авиационных происшествий изучить с летным составом вертолетных подразделений.
    2. Начальникам ГлавУЛС и Главной инспекции МГА в месячный срок рассмотреть рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий и внести соответствующие изменения в РЛЭ №-8 и Ми-6 и НПП ГА-85.
    3. Начальникам Приволжского в Коми, управлений ГА указать на непрекращающиеся авиационные происшествия с вертолетами по вине летного состава.
    4. Ограничиться мерами, принятыми начальниками управлений ГА к виновным в авиационных происшествиях, с вертолетами Ми-8 и Ми-6.
    5. Вертолеты Ми-8 № 22920 Приволжского и Ми-6 № 21027 Коми управлений ГА списать.
    6. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
    
    
    

Первый заместитель Министра

Б.Е. Панюков